Перейти к основному содержанию

18:44 28.03.2024

Храм Бессмертного полка

19.02.2021 12:35:04

И вновь зовут колокола святые,

И вновь страна в единый строй встаёт,

Бессмертный полк, Бессмертная Россия

Уверенно в грядущее идёт!

                                   (Из песни М.И. Ножкина

                                   "Марш Бессмертного полка")

Мы с вами стали свидетелями исторического события: через 75 лет после Великой Победы, как веками было принято на Руси, наш народ благодарит Бога за Великую Победу, строит величественный храм-памятник в честь Воскресения Христова.

В Подмосковье на территории Парка «Патриот» возведен Главный храм Вооруженных Сил России, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах.

На Руси испокон веков ставились храмы в память о русских победах. Главный символ православной России – храм Покрова на рву (Василия Блаженного) возведен в память о присоединении Казанского ханства. Казанский собор на Красной площади  – в благодарность Богу и Заступнице Усердной рода христианского за победу над иноземцами и одоление Смуты в 1612 году. Храмом Христа Спасителя возблагодарили Бога за победу над Наполеоном, "нашествием галлов и двунадесяти языков.

Храм Христа Спасителя было решено возвести в 1817 г., но окончательное строительство и освящение его состоялось в 1883-м. Поэтому не все герои войны 1812 г. успели в нем помолиться. К сожалению, и сегодня немногие уже ветераны Великой Отечественной смогут побывать в храме Воскресения Христова в парке "Патриот". Но каждый из нас может возблагодарить Бога за Великую Победу, которую добыли наши с вами родные отцы и деды, сокрушив Третий рейх.

Мы знаем, что наш Бог, не Бог мертвых, но Бог живых. И храм Вооруженных Сил собрал под своими сводами всех воинов, защищавших Отечество на протяжении столетий. А значит не только наших отцов и дедов, а и пра-, и прапрапрадедов – все поколения русских людей, защищавших Родину от вражеских нашествий, как единый Бессмертный полк бессмертной России.

Но вот что удивительно. Храм-памятник еще не был освящен и открыт, а в СМИ уже появлялись публикации, в которых его яростно критиковали. Критики были возмущены самой идеей строительства Главного храма Вооруженных сил России.

С первых же публикаций, даже не побывав в парке «Патриот» и тем более внутри храма, часто не имея даже малейшего представления о христианской культуре, архитектуре и искусстве, критики стали внушать, что храм совсем не христианский, что при строительстве нарушены все каноны и т.д. И во многих публикациях сразу же узнавался знакомый голос тех, кому ненавистна Русская Православная Церковь, ненавистна Великая Победа, кто всегда возмущается военным парадом в День Победы и особую злобу испытывает, наблюдая шествие "Бессмертного полка".

А либералы и "церковные власовцы" против!

Все 90-е российские либералы либо откровенно глумились на памятью о Великой Победе, либо пытались объяснить, что это "пиррова победа", т.к. побежденные немцы живут лучше, чем победители. И вообще пора перестать гордиться военными победами, главное построить благополучную и сытую жизнь, как в Швейцарии и других "нормальных странах". Российские либералы все эти годы усердно боролись с "милитаризацией сознания" в нашей стране.

Не отставали от них и некоторые православные, из тех, кого сегодня с полным основанием именуют "церковными власовцами". Кстати, именно один из этих "церковных власовцев" и придумал невиданный по своей подлости термин "победобесие".

 Понятно, что либералы, мечтающие о церковных реформах, постоянно упрекающие Русскую Православную Церковь в сотрудничестве с государством, примут в штыки Храм посвященный 75-летию Победы.

 Но в неистовой ругани всех либералов превзошел один известный персонаж, ныне живущий в Чехии и оттуда постоянно "обличающий" Русскую Православную Церковь и Патриарха Кирилла. Надо сказать, что до этого он точно так же обличал Патриарха Алексия II. Некогда этот обличитель на страницах церковного издания возмущался тем, что протоиерей Олег Теор, настоятель храма Александра Невского в Пскове написал на белом мраморе золотом имена всех героев-десантников 6-й роты.

Этот обличитель, зарабатывающий в то время на ниве церковной журналистики, указывал отцу настоятелю, что эти деньги лучше было раздать неимущим. Отвечая тогда в эфире радиостанции "Радонеж", я вынужден был напомнить обличителю, что он дословно повторяет слова Иуды.

Сегодня этот борец за реформы в Церкви избрал для жизни страну Евросоюза, как и каспаровы с чичваркиными, как прочие поборники "европейских ценностей", мечтающие о том, как "цивилизованные страны", наконец, оккупируют Россию, разделят на десяток государств и научат русских жить при демократии. И узнав о строительстве храма-памятника, сей "обличитель", исполненный негодования, немедленно выдал полный набор обвинений не только в адрес Русской Православной Церкви, Патриарха Кирилла, но и "милитаристской России". Надо заметить, что в свое время этот "церковный журналист" пытался учить и покойного патриарха Алексия II, до глубины души возмущенный "косностью" и "архаичностью" Русской Православной Церкви.

Строгое следование традиции или фарисейство?

Но, к сожалению, пришлось встретить и полное неприятие храма-памятника среди части православных людей, которые, как им кажется, отстаивают красоту церковного зодчества и строгое следование канонам церковного искусства. Но если следовать их логике, то к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне должны были возвести обычный белокаменный храм. А о том, что это памятник Великой Победе напоминала бы табличка у входа. Или в подражание храму Христа Спасителя можно было золотом написать на белом мраморе имена Героев Советского Союза и название самых знаменитых сражений Великой Отечественной.

Кстати, напомню, многие из искусствоведов искренне возмущались идеей восстановить храм Христа Спасителя. Уверяли, что это будет "новодел", а потому лучше собранные народом огромные средства потратить на реставрацию сохранившихся небольших храмов по всей России.

Когда мы при советской власти собирали подписи под обращением православной общественности с требованием закрыть бассейн, замечательный художник Юрий Селиверстов предлагал из ажурных конструкций повторить лишь силуэт храма Христа Спасителя, потому что мы и не думали, что храм удастся восстановить в первозданном виде.

Но храм был восстановлен при жизни людей, которые видели, как его взрывают. Когда в Храме Христа Спасителя пребывала вернувшаяся в Россию чудотворная Тихвинская икона Матери Божией, мне довелось сопровождать Наталью Борисовну Семихатову и Милицу Владимировну, которые девочками-подростками жили на Пречистенке и видели, как сокрушали храм Христа Спасителя.

Восстановление храма – это одно из чудес, которыми наполнена жизнь России. Сегодня Москву без храма Христа Спасителя представить невозможно. И умолкли голоса тех, кто был против его возведения.

Но сегодня упреки в адрес строителей и художников, работавших над возведением главного храма-памятника в благодарность Богу за победу в Великой Отечественной войне, очень напоминают слова тех, кто искренне не желал возведения т.н. "новодела" и критически оценивал восстановление росписей храма Христа Спасителя.

Две трети своей истории России пришлось отражать вражеские нашествия

Храм Воскресения Христова в Кубинке необычный. Но ведь и Великая Отечественная война была войной, невиданной прежде в истории человечества, самой страшной и самой кровопролитной в нашей, да и мировой истории. И, надо признать, большинство воинов, отстоявших Родину в этой войне, были в то время оторваны от Церкви, многие из них считали себя атеистами. Хотя "в окопах атеистов не бывает".

Удивительно, как пытаются подвести якобы некое богословское основание своему неприятию Храма-памятника Великой Победе, посеять сомнение в душах людей. Они считают, будто этот храм может внушить людям, "что русское православие – это воинственная религия, и сама Богородица всегда покровительствовала русской и даже Красной армии". А это им, судя по всему, очень не нравится.

Хотя непонятно, почему автора этих слов, почтенного византолога, так возмущает то, что люди узнают, что Богородица на протяжении всей нашей истории покровительствовала русскому воинству? И почему он думает, что возведение главного храма Вооруженных Сил России представляет русское Православие какой-то  воинственной религией?

Разве Русская Православная Церковь благословляла русских воинов в крестовые походы на латинян? Да нет, это латинский Рим собирал рыцарей со всей Европы в крестовый поход на "русских схизматиков".

Русская Православная Церковь устами своего первоиерарха митрополита Сергия благословила 22 июня 1941-го народ на Священную войну в защиту Отечества. Как и в 1612-м благословляла устами святого Патриарха Ермогена русских людей спасти Русскую землю от иноземцев, засевших в Москве.

Иван Александрович Ильин писал: «Соловьев насчитывает с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года) — 200 войн и нашествий. С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей жизни».

Военная история России таким образом во многом и есть история нашей страны. Судьба России из столетия в столетие решалась в противостоянии нашествиям врагов. Так было, начиная с Куликового поля и до Сталинградской битвы. И заметим, войны русские люди вели в основном оборонительные.

Хочется спросить уважаемого византолога, а кому Царица Небесная покровительствовала в 1941-м? Гитлеру или униатам-бандеровцам? Или хорватским католикам-усташам, по благословению кардинала Степинаца уничтожившим в концлагере Ясеновац 800 тыс. сербов? Как же можно не понимать духовный смысл Великой Отечественной войны, которая началась в день Всех святых, в земле Российской просиявших, и закончилась на Пасху 45-го?

Не только Пресвятая Богородица, но и все русские святые, и живущие в то время на земле прп. Серафим Вырицкий и святитель Лука Войно-Ясенецкий молились о даровании победы Красной армии. И будущие Патриархи Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский) со всей паствой, верующие бабушки и матери солдат Красной армии возносили молитвы ко Господу и Пречистой Его Матери о даровании победы Красной армии.

А разве можно сомневаться, что Пресвятая Богородица была Небесной Покровительницей Русского воинства на протяжении всей истории России?

И не единство ли всей Русской истории мы видим в росписях и мозаиках храма-памятника, возведенного в благодарность Богу за Победу в Великой Отечественной войне? В память о всех воинах, защищавших Отечество на протяжении столетий.

Мы видим на мозаиках и барельефах святых Александра Невского и Дмитрия Донского, Довмонта Псковского и Меркурия Смоленского. И то, что русские святые воины и благоверные князья на барельефах Южных и Северных врат храма изображены вместе со святыми Георгием Победоносцем и Федором Стратилатом, Димитрием Солунским и другими святыми воинами-мучениками первых веков, несет глубокий смысл.

Мы видим единство Церкви Христовой на протяжении двух тысяч лет и единство русских святых воинов со своими небесными покровителями. И наши солдаты, офицеры и полководцы Великой Отечественной обретают свое место в этом едином строю.

Вход в нижний Свято-Владимирский храм начинается замечательной мозаичной иконой, о которой я рассказывал в наших передачах: "Благословенно воинство Небесного Царя".

Напомню, в этой иконе, на мой взгляд, отображен духовный смысл всей Русской истории. И прошлой, и будущей.

Икона "Благословенно воинство Небесного Царя", написанная в те годы, когда Великое княжество Московское становилось Московским царством. Икона, которая находится в Успенском соборе Московского Кремля, свидетельствует о том, что в царствование государя Иоанна Васильевича Грозного русские люди видели духовный смысл земной жизни в сохранении веры, в непрестанном движении к Небесному Иерусалиму, обретении Царства Небесного.

«Полк богособран, воинство небесное,

собор избранный»

Название иконы заимствовано из богослужебных песнопений, посвященных мученикам: "Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести" (Октоих, стихира V гласа к мученикам).

На центральной части иконы изображено шествие святых воинов под предводительством Небесного Воеводы –  Архистратига Михаила на крылатом коне. Воинство пеших и конных витязей тремя полками движется к изображенному в левой части Небесному граду на горе. В Небесном граде воинов встречает  Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом, сидящим у Неё на коленях. Богомладенец раздаёт ангелам мученические венцы для воинов. 

Архистратиг небесных воинств Архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне, находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним.

Навстречу конному и пешему войскам летят ангелы, которые несут воинам венцы, благословленные Богомладенцем Христом и Пречистой Девой.

Вслед за Архангелом Михаилом впереди войска скачет молодой воин в алом плаще со стягом в руках. Всадник со стягом, как и архангел Михаил, обращает свой взгляд к остальным воинам, тем самым призывая их следовать за собой. Над его головой изображены три ангела, держащие в руках один венец. Историки считают, что молодой воин в алом плаще – сам Государь Иоанн Васильевич. Три ангела, как ангелы трёх царств, над которыми властвует Русский царь, а венец в их руках – шапка Мономаха.

 В центре среднего полка изображён величественный всадник  на вороном коне в царском одеянии с крестом в руках. Некоторые исследователи считают, что всадник с крестом в руках – святой равноапостольный император Константин Великий. Другие полагают, что это Владимир Мономах, которого Грозный царь считал первым русским царем. Вслед за царем с крестом изображены три всадника в княжеских одеждах: святой князь Владимир Святославич со своими сыновьями святыми Борисом и Глебом.

 Верхний ряд воинов возглавляют князь Димитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают воин без нимба с алым стягом, святые Александр Невский и Георгий Победоносец.

Кроме них, в воинах верхнего и нижнего рядов изображены святые Феодор Стратилат, Андрей Стратилат и русские благоверные князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Довмонт-Тимофей Псковский, Феодор, Давид и Константин Ярославские. Святые покровители русских воинов ведут свои полки в Небесный Иерусалим.  Смысл иконы отражает мученичен 9-й песни утреннего канона среды: «Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию».

Единство истории. Единство подвига защитников Отечества на протяжении веков

Не только в мозаиках и росписях храма-памятника изображены великие битвы, которые определили ход всей русской истории. Но в храме находятся и списки икон, у которых молились русские воины перед сражениями, когда решалась судьба страны. Есть иконы, на которых изображены чудесные явления Пречистой Девы в то время.

Тем же, кто сомневается, что Пресвятая Богородица покровительствовала Русской армии на протяжении веков, советуем ознакомиться с историей России. Куликовская битва – Рождество Пресвятой Богородицы, Бородинская битва – Сретение Владимирской иконы Царицы Небесной. И в Сталинграде – явление в небе Казанской иконы Пресвятой Богородицы в самые тяжелые для нас дни сражения за город.

Объемы статьи не позволяют подробно рассказать о замечательно запечатленной в росписях, мозаиках и иконах храма многовековой военной истории России.

Но берусь утверждать, что литургическое пространство не нарушено, как нас пытаются убедить некоторые искусствоведы. И художники, на мой взгляд, полностью справились с задачей создать именно храм-памятник, в котором должна быть не только отражена слава русских побед, но увековечена память обо всех защитниках Отечества. Хотя понимаю, что некоторым искусствоведам эта задача кажется слишком "земной".

В храме-памятнике запечатлена бессмертная слава героев, которые на протяжении всех выпавших на долю нашего народа войн, защищали Родину. На мой взгляд, лучшего воплощения единства подвига и единства всей истории России трудно представить.

Любой архитектор и иконописец может быть не согласен с некоторыми решениями, критиковать с профессиональных позиций работу коллег. Заслуженно или нет, это другой вопрос. Но зачем вы стремитесь навязать свою точку зрения, как единственно правильную, представляя это неким радением за строгое следование канонам церковного искусства?

Все же, думаю, многие согласятся, что нижний Свято-Владимирский храм, отделка которого выполнена из керамики в стиле гжельской росписи, своей изысканной красотой убранства производит очень сильное впечатление. Но лично меня больше всего поразили иконы Свято-Владимирского храма. И по мастерству, и по духовной наполненности ликов святых.

Невозможно не отметить замечательные витражи стеклянных арок верхнего храма, на которых изображены высшие ордена Российской императорской армии и Советской армии –  победительницы в Великой Отечественной. Но, разумеется, чаще всего в росписях и витражах мы видим изображение высшего Ордена русского воинства – Креста святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента не случайно стала одним из символов нашей страны.

Надо сказать, что при строительстве и отделке храма были впервые использованы новые технологии. Думаю, не обязательно быть профессионалом, чтобы оценить огромный труд архитекторов, мозаичных мастеров, создателей витражей, литейщиков и керамистов. Слышал недовольство некоторых критиков тем, что храм выполнен из металла и стекла. Не понимаю, почему это их удивляет. Еще недавно невозможно было исполнить такие огромные стеклянные своды из витражного стекла. Но не потому, что не хотели, а технологии не позволяли. В истории церковного зодчества и церковного искусства на протяжении веков всегда использовались все лучшие материалы и все лучшие технологии своего времени.

 Но признаюсь, у меня, например, вызывает недоумение золотой образ Христа Спасителя в алтарной апсиде. Прежде всего не могу принять художественного воплощения идеи, заявленной скульптором. Наверное, при желании можно найти и некоторые другие недостатки. Но со временем недостатки можно будет исправить. А нас пытаются уверить в том, что якобы нарушена сама концепция православного храма. И как утверждает один из критиков: "Это храм, в котором речь идет не о Боге, а о триумфе сакральной власти, при этом власти, отнюдь не обязательно христианской, как не была христианской ни в коей мере власть Сталина".

Но причем здесь воспевание власти? Ведь храм-памятник посвящен всем победам Христолюбивого русского воинства, и власть была совершенно разная в разные эпохи русской истории.

Победы в Полтавской битве одерживались в царствование первого императора Петра Великого. Бородинское сражение, разгром воинства двунадесяти языков и торжественный парад Русской армии в Париже происходили в годы царствования императора Александра Благословенного. Свои знаменитые победы Русский архистратиг Александр Васильевич Суворов и святой праведный адмирал Федор Ушаков одерживали в "век золотой Екатерины". Неужели эти славные победы, запечатленные в Главном храме Вооруженных сил России, являются воспеванием власти?

Или же этим критикам так ненавистна советская эпоха, что они пытаются исключить из русской истории подвиг народа в самой страшной Великой Отечественной войне и никак не могут смириться с тем, что во главе страны стоял в то время и был Верховным главнокомандующим Иосиф Сталин?

Но советская эпоха - часть единой тысячелетней истории Отечества, а не "черная дыра" русскй истории, как нам с 1991 г. упорно пытаются внушить либералы.

 

Причины неприятия храма-памятника

не в эстетических разногласиях

Но если бы все ограничивалось неприятием только советского периода русской истории. Государство в понимании таких критиков это всегда зло, которое угнетает Церковь. Исходя из своих заблуждений, они сокрушаются: «Кажется, Рим побеждает христианство, и от этого горько».

Почему же им так кажется? 

«К сожалению, в нашей стране патриотизм стал религией, люди поклоняются Родине, государству, победам, а Христа — отодвинули, Он словно бы постольку-поскольку», - сокрушается о судьбах русского Православия дама-искусствовед.

Хотелось бы спросить, а разве культ золотого тельца и всеобщего стяжания, который навязывали обществу в 90-е годы,  не более враждебен вере во Христа Спасителя, чем возрождение патриотизма, любви к Родине, гордости за страну?

Разве можно отрицать, что именно компрадорская элита 90-х противилась появлению священников не только в воинских частях, но и в школах? Сегодня же священники совершают богослужение в храмах в военных городках по всей России. Министр обороны, на Параде 9 мая выезжая из Спасских ворот Кремля, снимает фуражку и осеняет себя крестным знамением. При этом в храмы приказом никого не загоняют. Священники служат на наших военных базах в Хмеймиме и Тартусе, окормляют военнослужащих. Разве это означает, что "Христа отодвинули" и "Рим побеждает христианство"? Или о чем вы сокрушаетесь?

К тому же многие русские люди на протяжении столетий считали Москву Третьим Римом. И в русском православном сознании понимание Рима - это прежде всего Константинополь, Второй Рим, столица православной Восточно-Римской империи, а не Рим языческих правителей.

А некоторые даже уверены, что "военная тематика могла бы спокойно разместиться вне храмового пространства, рядом, в подклете, например. А здесь видно, что иерархия ценностей нарушена: построен не храм, а военный мемориал с идеологическими и патриотическими целями".

Это почему же в храме, посвящённом ратным подвигам нашего воинства, мы не имеем права увековечить память обо всех героях, защищавших наше Отечество? Почему из этой памяти героев Великой Отечественной должны перенести куда-нибудь в подклеть? Может быть, и из Казанского собора Санкт-Петербурга прикажете убрать военную тематику и вынести  ключи от освобожденных Русской армией городов Европы и трофеи в виде "наполеоновских орлов" - штандартов французской гвардии?

Совершенно ясно, что "идеологические и патриотические цели" очень раздражают большинство критиков. А это и есть определенная идеология, плохо замаскированная заботой о следовании церковным канонам. Под видом критики исполненных в храме работ мы сталкиваемся с явным идейным неприятием храма-памятника, с попыткой навязать свой взгляд на историю взаимоотношений Церкви и государства.

Духовные «нестяжатели» и мрачные «иосифляне»

Неприятие сотрудничества Русской Православной Церкви и государства в определенных кругах российской интеллигенции возникло не сегодня. Лет тридцать назад среди православных очень модно было спорить о прп. Иосифе Волоцком и прп. Ниле Сорском. В то время еще не было столь резкого разделения на консерваторов и церковных либералов. Но помню, как упорно пытались противопоставить смиренного нестяжателя прп. Нила Сорского «мрачному» и «жестокому» государственнику Иосифу Волоцкому. Сегодня любому человеку, серьезно изучающему источники, ясно, что между двумя преподобными отцами не было противоречий и при жизни святые старцы с огромным почтением и любовью относились друг к другу. Легенды о противостоянии прп. Нила Сорского и прп. Иосифа Волоцкого возникли позже, и распространяли эти слухи люди с определенной целью. Например, Вассиан Патрикеев, который после смерти прп. Нила упорно пытался противопоставить его Иосифу Волоцкому, вступив в борьбу с «иосифлянами».

И впоследствии эти легенды любили повторять люди определенных политических взглядов. Но в 70-е и 80-е годы прошлого века часто можно было слышать, что Русская Православная Церковь в ХV столетии совершила трагическую ошибку, избрав путь Иосифа Волоцкого. Утверждали, что именно следование по пути Иосифа Волоцкого и привело в ХХ веке к духовной катастрофе. Русская Православная Церковь якобы в то время утратила истинное понимание христианского евангельского пути. Мрачные «иосифляне» победили духовных «нестяжателей». А если бы Церковь держалась подальше от государства, то сумела бы сохранить свою духовную чистоту, уверяли нас те, кто считал себя последователями прп. Нила Сорского и противниками «казенного православия».

Некоторые православные, считают, что Церковь должна быть отделена от государства, потому что Церковь – это только о Небе, а государство – это зло.

Но все православные люди могли в последние годы ХХ века спокойно водить детей в школы и молиться в храмах потому, что наши ребята сражались и проливали кровь, отдавали жизнь за други своя в горах Кавказа, борясь с международным терроризмом, такими же боевиками, как те, кто недавно разорял и осквернял древний монастырь св. Феклы в Маалюле. С теми, кто не только жег и громил христианские храмы, но и жестоко истреблял христиан в Сирии и Ираке.

Многие критики Главного храма Вооруженных Сил России считают себя истинными христианами, устремленными только к Небу. Сильное государство, империя им ни к чему. Главное – сила их молитвы, ею всё в России и устраивается.

Но вся история нашей страны свидетельствует о том, что России предназначено Богом быть империей. Судьба России – быть великой державой. Иначе, как мы с вами могли убедиться в последние десятилетия, она начинает стремительно терять не только свои исторические территории, но и само государство оказывается на краю пропасти, а народ начинает постепенно вымирать.

Страшную катастрофу пережил народ в годы распада Российской империи. Что происходило после крушения СССР, мы с вами хорошо помним.

Но когда Россия – царство и империя, она покровительница православных во всем мире. Так было, так есть и сегодня. Восстанавливается постепенно сильное Русское государство, и мы спасаем Сирию и древние святыни Маалюли.

Русская Православная Церковь существует на земле только потому, что есть сильное Российской государство, Русская армия и Военно-Морской Флот. Иначе нас ожидала бы судьба сербов в Косово или христиан в Сирии и Ираке. Сильное Российское государство – единственная защита Православной Церкви. Об этом свидетельствует судьба древних христианских общин Сирии и Ирака, едва не истребленных уже в ХХI веке.

Никто, кроме России, сегодня не способен защитить Церковь Христову от натиска тех могущественных сил, что уже не считают нужным скрывать свою сатанинскую природу.

Так было, так будет и впредь до самых последних времен, о которых говорится в Откровении Иоанна Богослова.

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою

за други своя"

Главный храм Вооруженных сил России не случайно построен в Одинцовском районе Подмосковья. Именно здесь в ноябре 41-го проходили ожесточенные бои за Москву. Контрнаступление в битве под Москвой началось в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Купол храма-памятника выполнен в виде шлема князя Александра Невского с иконой Архангела Михаила.

Величественный храм на фоне бескрайнего неба у большинства людей, которые его видят впервые, вызывает одинаковые ассоциации: могучий русский богатырь на русской равнине. И цвет бронзы, отделанной золотом, когда видишь храм воочию, не кажется мрачным, как некоторые предполагали. Настоятельно советую всем не судить о храме-памятнике по иллюстрациям в интернете, а по возможности побывать в этом храме.

При строительстве храма в архитектурные решения было заложено много символических моментов, связанных с подвигами русского народа в Великой Отечественной войне и других войнах, которые пережила наша страна. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метра в честь года окончания Великой Отечественной войны (1945). Высота звонницы – 75 метров, что символизирует 75-летие Победы в 2020 году.

Почему-то критики увидели в этом сходство с какой-то нумерологией.

В верхнем храме четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: пророка Илии — небесного покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, благоверного князя Александра Невского — небесного защитника Сухопутных войск, великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-Морского флота России.

В храме списки икон Пресвятой Богородицы, связанные с молитвой русских людей к Царице Небесной в годы военных испытаний. Владимирская, Казанская, Тихвинская, Донская, Порт-Артурская икона, именуемая "Торжество Пресвятой Богородицы".

Главной иконой Главного храма Вооруженных Сил стал святой лик Спасителя. «Спас Нерукотворный» изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Главная башня Кремля – Спасская.

Образ "Спаса Нерукотворного", пока строился храм-памятник, провезли по воинским частям и храмам всей страны. Перед иконой молились во многих соединениях и воинских частях Российской армии, во многих храмах Русской Православной Церкви.  Святыне смогли поклониться не только тысячи военнослужащих, но и православные верующие в разных уголках нашей Родины. По воздуху, по воде, по земле святыня преодолела более 57 тысяч километров. Образ побывал в более чем 120 городах, посетил более 150 храмов, более 300 соединений и воинских частей.  Свой путь икона начинала в городе-герое Севастополе, на священной земле Херсонеса.

Икона написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. А скреплены доски иконы прикладом знаменитой трёхлинейки, винтовки Мосина с пометкой "1944 г.".

Лик на иконе Спаса Нерукотворного окружают образы Пречистой Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещенные на художественных рельефах складня. Владимирский образ Царицы Небесной – главная святыня Русской земли осеняет воинов Древней Руси. Казанская икона изображена над сражениями 1612 г. Смоленская осеняет русских воинов в битвах 1812 г. А Тихвинская икона над сражениями Великой Отечественной. Первый город, освобожденный в ходе контрнаступления Красной армии в 1941-м, – Тихвин.

Окружают образы Архангела Михаила и святых покровителей родов войск: Федора Ушакова, княгини Ольги, Николая Чудотворца, Александра Невского, Андрея Первозванного, великомученицы Варвары, пророка Илии и князя Владимира.

Отдельного рассказа заслуживают мозаики в алтарных абсидах пределов храма-памятника, которые освящены в честь святых покровителей родов войск Вооруженных сил России.

В храме-памятнике Знамена соединений Красной армии, знамена воинов-победителей. Некоторых православных смущают красные знамена и советские ордена на витражах храма рядом с орденами Российской империи. Но это откровенное фарисейство. Замечательно сказал протоиерей Александр Шаргунов о том, что в мае 45-го красный цвет знамен Армии-победительницы стал цветом пасхальным, цветом Воскресения Христова. И неужели непонятно, что знамена полков и дивизий, которые преклонив колена целовали бойцы и командиры, давая клятву верности Родине, полотнища которых на себе выносили из окружения, – это святыня. Как и святыни все ордена и медали, заслуженные фронтовиками своими подвигами и своей кровью.

 Ступени, ведущие в храм, отлиты из металла, в который добавлена сталь вражеского оружия: броня танков и штурмовых орудий, самолетов люфтваффе. Трофеи, боевая техника Третьего рейха, которую жгли в боях наши с вами отцы и деды. Некоторые критики утверждают, что тем самым нас учат попирать врага, а это не христианское чувство. Но меня, например, наполняет не чувство  гордыни, как они считают, а гордость за подвиги отцов и дедов, победивших грозного и необычайно сильного врага, который пришел уничтожить нашу Родину, завоевать нашу землю. Многи из нас и представить не могут, что стоило танкисту или артиллеристу противотанковых полков сжечь в смертельном поединке грозные "Пантеру" или "Тигр". И чего стоило летчику завалить в воздушном бою "мессершмитт" или "фоккер". В Великой Отечественной войне мы сокрушили грозного, очень умелого и сильного врага.

В притворе верхнего храма особенную радость испытал я, увидев увековеченные в мозаиках события, о которых рассказывал с первых дней вещания радиостанции "Радонеж". И все эти 30 лет  определенная публика меня обвиняла в том, что я рассказываю благочестивые сказки. На одной из мозаик запечатлена в руках священников икона Пресвятой Богородицы Тихвинская перед облетом Москвы в 41-м. На другой мозаике изображен Крестный ход с Казанской иконой в блокадном Ленинграде. В 1995-м газета «Радонеж» опубликовала мою статью к 50-летию Победы о чудесах и духовном смысле войны. Статья называлась "Очистительное испытание". И с тех пор меня не раз обвиняли в распространении православных легенд. Но явления Пресвятой Богородицы некоторым подразделениям наших воинов над Сталинградом в самые тяжелые дни сражения за город уже подтверждены документами. Извините, если вас это огорчает, уважаемые скептики, но это правда. Правда о Священной войне и Великой победе.

Еще на одной мозаике запечатлено событие, которое мы все не раз видели на кадрах кинохроники: митрополит Николай (Ярушевич) благословляет танковую колонну "Дмитрий Донской", построенную на пожертвования верующих.

В притворе – мозаичные иконы св. блаженной Матроны Московской и прп. Серафима Вырицкого, молившихся в годы войны о спасении Отечества и даровании победы нашему воинству. Изображены и Предстоятели Русской Православной Церкви в годы войны Святейшие Патриархи Сергий и Алексий I.

А в самом храме на мозаиках отображены все важнейшие битвы и сражения великой Отечественной.

В нижнем ряду – наши воины, а над ними небесные покровители Русской земли.

Например, наши воины 41-го: пехотинцы, летчики, партизаны. А над ними во весь рост в центре композиции св. Александр Невский, слева св. равноап. кн. Владимир, а справа свв. Борис и Глеб.

И над ними надпись, слова Евангелия: "Все, взявшие меч, мечом погибнут".

Внизу надписи, напоминающие о важнейших сражениях трагического 41-го: "Оборона Брестской крепости", "Оборона Украины, Молдавии, Белоруссии", "Сражение за Смоленск", "Битва за Москву". На иконе мы видим и Русскую землю в 41-м году: слева горящая Брестская крепость, справа Москва, Кремлевские башни на фоне противотанковых ежей. И особенный смысл в образе св. Александра Невского в сиянии над Русской землей.

 Объем статьи не позволяет рассказать о всех мозаиках, отображающих ход Великой Отечественной. Панно нижней галереи храма посвящены событиям Великой Отечественной. На мозаиках верхней галереи – события русской истории, связанные с чудесной помощью Царицы Небесной нашему воинству. Например, изображены сражения войны 1812 г. и в небе - чудотворная Смоленская. На других мозаичных панно - иконы Торжество Пресвятой Богородицы и Августовская.

И замечательная мозаичная икона, в центре которой во весь рост стоят святой апостол Андрей Первозванный и святой равноапостольный князь Владимир. Слева на иконе изображены события ХVIII столетия и надпись: "1783 г. Бескровное присоединение Крыма". А в правой части мозаики – события ХХI века и надпись: "2014 г. Бескровное возвращение Крыма".

Должен сказать, что за четыре часа, на протяжении которых я рассказываю паломникам о храме-памятнике, удается показать и рассказать лишь о самом главном. В Главном храме Вооруженных сил России можно рассказывать о небесной помощи Христолюбивому русскому воинству, о русских святых и русской истории долгими и долгими часами.

Но скажу еще о мозаике, которая находится рядом к канунным столом, где мы ставим свечи о упокоении усопших.  На этой мозаике, в верхней части, ангелы коленопреклоненно молятся перед изображением Голгофы и надпись: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя".

А в нижнем ряду этой мозаики –  дети и внуки победителей  Великой Отечественной, сражавшиеся за Родину в многочисленных локальных войнах и горячих точках в ХХ и ХХI веках. Мы видим воинов-афганцев и воинов, бившихся с террористами на Кавказе, бойцов в снаряжении Сил специальных операций, которые сегодня сражаются с террористами в Сирии. И еще ниже – перечисление всех горячих точек и локальных войн, в которых принимали участие наши современники. Сыновья, братья, мужья и отцы тех, кто сегодня посещает храм. Преемство истории России.

"Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты"

Удивил меня еще один, недавно озвученный упрек, адресованный создателям мозаик, на которых отображены все  решающие этапы Великой Отечественной войны. Дама-критик весьма недовольна тем, что в нижнем ряду мозаик "изображены вооруженные люди, с оружием, с патронташами, с биноклями и прочей амуницией. Изображено огромное количество оружия – сложного, в руках воинов и внизу на колесах, воины увешаны пулеметными лентами. Но связи между ними и ангелом или святым, венчающим композицию, вообще нет никакой".

И далее следует вывод: "Вооруженные люди существуют здесь сами по себе, параллельно "горнему миру". Изображенные на мозаиках воины стоят свободно, глядя на зрителя, но с ангелом над собой они никак не взаимодействуют. Они стоят не в молитвенном предстоянии и не в героическом движении духа…

В Храме Вооруженных Сил изображенные люди – сами по себе, а ангельские силы – сами по себе. Визуального контакта между ними нет".

А как, по мнению автора этой претензии, должны быть изображены воины Великой Отечественной? Неужели без оружия, в коленопреклоненной молитве и с возведенными к Небу глазами?

Очень огорчили уважаемую даму-искусствоведа изображения танков, оружия, взрывов сражений на мозаичных панно. Но воины Великой Отечественной и отдавали свою жизнь в горящих танках, в разрывах снарядов. И последними словами летчиков, которые часто звучали в радиоэфире, когда герои совершали огненный таран, направляя горящие самолеты на врага, были: "Прощайте! Погибаем за Родину!".

И мы видим на мозаиках воинов Великой Отечественной такими, как на старых, порой выцветших фотографиях, которые хранятся во многих наших семьях. Не в хитонах и плащах, не в иконописных ризах они были, а в гимнастерках и шинелях, ватниках-телогрейках с автоматами в руках и гранатами у пояса, в матросских бушлатах, перепоясанных пулеметными лентами и бескозырках, в комбинезонах и танкистских шлемах, как изображены на мозаичных панно в храме Воскресения Христова. Хотя понимаю, как это может покоробить тонкое эстетическое чувство некоторых искусствоведов.

Но вообще-то искусствоведам должно быть известно, что в иконописном изображении всегда присутствуют атрибуты подвига или деяний святого. Георгий Победоносец, к примеру, всегда изображён воином в доспехах и с копьём, просто потому, что в то время, когда жил великомученик, таким было оружие воинов. А в Великую Отечественную в руках воинов было не копьё, а автомат ППШ и гимнастёрка вместо кольчуги. Святитель Лука иногда изображается в белом халате врача вместо святительского облачения. А на иконе святой мученицы Марины иногда вообще можно увидеть настоящего беса, которого мученица побивает, кстати, молотком. Святой праведный непобедимый адмирал Феодор Ушаков всегда на иконах в адмиральском мундире XVIII века и с орденами Российской империи.

Поэтому некоторым искусствоведам и прочим недовольным придётся всё-таки смириться с тем, что воины Великой Отечественной изображены в своей форме, со своим оружием и наградами. И на витражах храма, возведённого в честь 75- летия Великой Победы, наряду с орденами Росийской империи должны быть и по праву находятся ордена, которыми награждались герои Великой Отечественной.

В героях, изображенных в мозаичных панно храма, мы видим своих родных. Летчиков, танкистов, пехотинцев, медсестёр, сыновей полка, партизан. И понимаем, что многие из тех, кто отдал жизнь за Родину, ушли в бессмертие. Но не так, как говорили об этом атеисты на митингах. А ушли в Жизнь Вечную.

В этом храме в честь Воскресения Христова особенно чувствуешь связь с отцами, с поколением победителей. И вспоминаются слова святителя Иоанна Златоустого, которые слышим на литургии в Святую Пасхальную ночь: "Воскресе Христос, и жизнь жительствует".

Храм-памятник Воскресения Христова – это ещё и воплощение "Бессмертного полка", подвига всего народа. Потому что "нет в России семьи такой, где не памятен свой герой. И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. Этот взгляд, словно высший суд, Для ребят, что сейчас растут..."

И сегодня герои войны видят из вечности, как спасенная их подвигом Россия, их родные дети и внуки воздвигли храм-памятник в благодарность Богу за Великую Победу, которую они "приближали, как могли". 

И в этом храме особенно понимаешь единство народной судьбы, понимаешь глубокий смысл слов из песни Высоцкого "На братских могилах": "Здесь нет ни одной персональной судьбы – Все судьбы в единую слиты".

Было время, когда на братских могилах крестов не ставили, а сегодня всем воинам, где бы они ни покоились, в нашей земле и по всей Европе, всем, кто лежит от Волги до Одера и Эльбы, воздвигнут величественный храм-памятник.  

Каждый, кто побывал в этом храме, и православные паломники, и люди невоцерковленные, которых приходилось там видеть, испытывали одинаковое чувство духовной наполненности, молитвенной памяти о героях и  одновременно радости Воскресения Христова, неразрывной связи со святыми, которые молятся о нас, "земных сродниках своих". О подобном впечатлении мне говорили и священники, совершавшие в этом храме богослужения.

И что бы ни писали и ни говорили критики, как бы ни пытались посеять сомнения в душах людей – всё напрасно, они бессильны. И не старайтесь убедить нас, что "военный храм вызвал такую взрывную реакцию, подчас даже глубокое неприятие". Такие реакции и такое негативное восприятие только в вашей среде, уважаемые господа искусствоведы. А православные люди, которых вы почему-то считаете неофитами, не разбирающимися в богословии иконы и церковном искусстве, совершенно иначе воспринимают храм-памятник. Воспринимают душой. И я никак не пойму, зачем вы стараетесь нас разубедить, внушая, что в храме нарушена концепция храмового пространства? Что мало внимания в росписи уделено евангельским сюжетам. Но разве не проповеди Евангелия посвящены все сюжеты мозаик Храма Воскресения Христова?

Представьте, приходит в храм молодой солдат (курсант, офицер) и видит над воинами, изображёнными на мозаике святого Архангела Михаила, а над Архангелом священное напутствие: "Когда ты выйдешь на войну против врага твоего, не бойся, ибо с тобою Господь".

Или на мозаике, посвященной сражениям 1945 г.: Знамя Победы над рейхстагом, солдат-победителей со склоненными к брусчатке Красной площади знаменами и штандартами Третьего рейха, солдат, разгромивших квантунскую армию с трофейными флагами милитаристской Японии, а над ними св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. И священная надпись, венчающая изображение: «Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила».

Росписи и мозаики храма – это и есть проповедь. Зримое воплощение связи Церкви Небесной не только с Церковью Земной, но участие святых в нашей жизни и нашей истории. Храм-памятник - проповедь о Воскресении Христовом, о том, что Небо близко к нам.

И храм Воскресения Христова в парке «Патриот» каждого входящего вводит в другое измерение, убеждая, что победа была одержана фронтовиками, над которыми невидимо для них, а иногда вполне зримо, как в небе над Сталинградом, присутствовали и Ангельский чин, и святые Русской земли, и Пречистая Дева простирала Свой Покров.

Все, кто сражался за Россию, сражались за Святую Русь. Потому что прикровенно и в атеистическом СССР наша Родина оставалась Святой Русью.   Храм-памятник – это еще и проповедь  единства всех, кто "душу свою положил за други своя". И это духовное измерение чувствуют иностранцы тоже. Не только грандиозностью покоряет храм. А духовным величием подвига, который запечатлен в мозаиках и росписях храма.

Эмир Кустурица, побывав в Главном храме Вооруженных сил РФ сказал: «Я испытываю чувства, которые нельзя описать словами, об этом можно только написать, и я обязательно напишу. Я не знаю современную архитектуру, но когда вижу этот храм, я думаю, что современная архитектура существует».

Но все же сербский режиссер сумел найти слова и, на мой взгляд, наиболее точно и образно сказал о чувствах, которые испытывают многих из нас:

«Не могу поверить, что этот комплекс был построен за полтора года. Появление Главного храма Вооруженных Сил России – это симбиоз православного чувства и границ вашей родины… Без этого чувства и без этой философии Россия не была бы страной, которая граничит с Богом. Главный храм Вооруженных Сил России – это сила, талант и вера».

Эмир Кустурица не случайно вспомнил слова немецкого поэта Рильке о том, что все страны граничат друг с другом, и только Россия граничит с Богом. Сербский режиссёр очень точно определил смысл истории и судьбы России, которые воплощены в этом храме-памятнике.

И будем благодарить Бога, что мы сподобились родиться и жить на Русской земле – земле Святой Руси.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

23.02.2021 - 13:00 :

Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что поле «Имя» предназначено для имени. Не приветствуются нападки на Христианство, провокации, «переход на личности», злоупотребление верхним регистром, пренебрежительное отношение к нормам русского языка и попытки оспорить политику модерации.

27.02.2021 - 13:57 :

Спасибо Виктору за откровение! Многогранное, духовное, историческое, литературное. Великолепное завершение с Кустурицей! Равновеликий, ровно-взвешенный шедерв.

03.03.2021 - 09:04 :

Виктор Александрович, спаси Христос за статью, всё у Вас верно сказано. Только вот странно, что вопреки таким очевидным вещам, радиостанция «Радонеж» тиражирует высказывания людей, которым противна Русская победа. Неважно, кто они: архитекторы, искусствоведы или «историки», суть одна – либералы (да простят меня модераторы, за употребление ненормативной лексики). Какой смысл существования православного радио, если все это можно услышать на «Эхо Москвы»?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+