Перейти к основному содержанию

15:00 18.04.2024

Общительность – хорошо или плохо? Перечитывая Шопенгауэра.

08.09.2016 08:02:25

Общительность – хорошо или плохо? Перечитывая Шопенгауэра.

Делая уборку в домашней библиотеке, натыкаешься иногда на книги, которые последний раз читал то ли в школьные, то ли в студенческие годы. Бывает, приоткроешь книжку, глянешь, улыбнешься - и спрячешь в самый дальний ряд. Но случается, что прочтешь абзац, затем еще один, потом и всю страницу, да так и застынешь на полдня с томиком в руках, среди книжных развалов. В этот раз уборка прервалась «Афоризмами житейской мудрости» Шопенгауэра.

***

«Людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, — т. е. самих себя» - пишет немецкий философ. Здорово сказано. Пожалуй, в данном случае христианину можно согласиться с совсем не христианским мыслителем. Действительно, есть общение - и есть общение. Об одном пишет Иоанн Богослов: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.12). Таково общение от полноты сердца, как и сказано: «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12,34).

Но бывает желание общения и от пустоты сердца. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» - говорил Богу блаженный Августин. Бездна человеческой души жаждет бесконечности Божества. Не об этом ли пел Давид: «Бездна бездну призывает»? (Пс.41,8) Если глубина сердца не заполняется водами богопознания, бедный человек пытается заменить их тем или иным суррогатом духовности. В лучшем случае место богообщения займет искусство – театр, музыка, литература. В худшем варианте в жизнь человека войдет бессмысленное времяпровождение вместе с подобными ему, заблудившимися душами. Там будет много «словесной руды», глупого смеха, поверхностных эмоций, жадного внимания к «новостям». Впрочем, о худшем пишет далее Шопенгауэр.

«Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят их в общество, на чужбину или в путешествия. Их дух не имеет силы привести себя в движение и сил этих они ищут в вине, причем нередко становятся пьяницами».

Да, все верно. Особенно для русского человека. Феномен отечественного пьянства – непростое явление. Да, понятно, что страсть и грех. Но наш человек пьет не так, как другой. Природа русского запоя происходит от той же широты русской души, не принявшей в себя безмерности Бога. Потому и пьянство страшное и масштабное, что тоска потери Христа есть самая страшная боль во вселенной. Ее не залить и тонной сивухи. Причем, русский человек никогда не поменяет Христа на евроремонт, страховку и отдых в Абу-Даби. А на стакан водки – поменяет. Кто сомневается, читайте «Москва-Петушки». Уж Веничка в русском пьянстве разбирался. «Отчаянно пили! Все честные люди России! И отчего они пили? – с отчаяния пили! Пили оттого, что честны…»

 А насчет путешествий и «движения» Розанов чудно писал: «Двигаться хорошо с запасом большой тишины в душе, например, путешествовать. Тогда все кажется ярко, осмысленно, все укладывается в хороший результат. Но и «сидеть на месте» хорошо, только с запасом большого движения в душе. Кант всю жизнь сидел: но у него было в душе столько движения, что от «сиденья» его двинулись миры». 

Кстати, Розанов уверял, что за всю жизнь прочел из Шопенгауэра только «первую половину первой страницы». Причем (о едкий Василий Васильевич!) заметил, что заплатил за книжку аж три рубля. А Иван Константинович Айвазовский так и вообще не читал книг. «Зачем, - говорил, - если у меня есть свои мнения?» Очевидно, и он имел в душе «большую тишину» и не менее большое «движение».

***

Читаем следующий абзац из книжки известного немецкого мыслителя. «Поэтому же они постоянно нуждаются во внешних возбуждениях, притом в возбуждениях сильных, доставить которые могут однородные с ними существа. Без этого их дух поникает под собственною тяжестью и впадает в тяжелую летаргию».

О да, «внешние возбуждения». Об этом приходится часто говорить на занятиях в реабилитационных центрах для наркоманов и алкоголиков. Для имитации жизненного драйва современному человеку вообще нужны серьезные допинги: от прыжков с парашютом до сильных наркотиков. И конечно же, все то же общество «однородных существ». Без них – летаргия. Сюда же включим «ящик», радио, фоновую музыку. Смешные попытки наполнить себя и сымитировать внутреннее движение. Но в том-то и дело, что такое движение зависит от внешних двигателей. Убрать тусовку, выключить TV – и гомосапиенса двадцать первого века начнет разрывать изнутри. И не только потому, что нет молитвы (при отсутствии Литургии начинается летаргия). И не потому даже, что современный обыватель далеко не Шопенгауэр и даже не Розанов. Просто пустота имеет свойство всасывать в себя. Твоя пустота способна тебя сожрать – слышишь ли, человек? Или в нее войдет некто, кого ты уже не сможешь выгнать без Того, Кого ты уже выгнал. Не понимаешь? Открой Евангелие от Матфея, глава 12, с 43 по 45 стихи. «Когда нечистый дух выйдет из человека…» - и дальше по тексту.

***

Следующий фрагмент – и, наверное, последний (уборка ждет). «Надо добавить, что каждый из них — лишь малая дробь человечества и потому требуется дополнить его другими, чтобы могло получиться целое человеческое сознание. Напротив, цельный человек, человек par excellence, является уже не дробью, а единицей и может довольствоваться самим собою».

Здесь уже можно полемизировать с великим мыслителем. Для Шопенгауэра самодостаточность (она же, в его пределении, есть «духовность») состоит в разговоре с самим собой, в интеллектуальном наслаждении размышления. В его мире нет Бога, но при этом он фактически обожествляет Божьи дары – бездонность человеческой души и красоту главной ее силы – разумной. Однако здесь уже завязывается серьезный философский разговор, на который у меня нет ни знаний, ни времени. Уборка ждет.

***

Пожалуй, «Афоризмы» поставлю в первый книжный ряд, и буду открывать время от времени. Вредно для христианина, скажет кто-то? Буду спорить. Зависит от читающего, и от величины дозы. Самый опасный яд в малых дозах не вредит. Особенно, если растворен в воде. А благодатную воду богопознания мы все попросим у Бога в храме, в ближайшее воскресение.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 10 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+