Перейти к основному содержанию

04:23 29.03.2024

Пастырь и носороги

12.02.2015 11:48:01

Недавнее «Обращение Предстоятеля Украинской Православной Церкви по случаю годовщины событий на Киевском Майдане» говорит об обычных и очевидных для христианина вещах — мире и сострадании, покаянии и молитве. Но в теперешней обстановке оно звучит как вызов и вызывает немалую враждебность. Почему?

В пьесе Эжена Ионеско «Носороги» действие разворачивается в небольшом европейском городке, где люди живут обычной размеренной жизнью, пока  на улицах не появляется Носорог. Он несется по улице, круша все на своем пути. Люди в приходят в ужас, а носорогов становится все больше. И вот уже кто-то узнает среди грозных животных своих родных, знакомых, а вот уже и начальство… Ужас постепенно сменяется доводами: «…в сущности, они вовсе не злые, и у них есть какое-то природное простодушие. Многие порядочные люди совершенно бескорыстно согласились стать носорогами». А вот и еще один стал носорогом — по его словам, «он пожелал идти в ногу со временем». Люди постепенно превращаются в носорогов. Только один из персонажей пьесы — Беранже, отказывается быть носорогом. Он не хочет превращаться в толстокожего зверя и бежать в стаде.

Бывают времена, когда людей охватывает как бы эпидемия безумия. Самые простые нормы цивилизованности слетают с людей европейски образованных, христиане напрочь забывают о заповедях Божиих, пастыри гонят своих овец на бойню, люди, бывшие некогда служителями слова, позируют с автоматами наперевес, человек, которого его паства считает Патриархом, едет за границу выпрашивать оружие, богословы на христианских сайтах подробно разъясняют богоугодность смертоубийства, стороны обстреливают друг друга из пушек — попадая по ходу дела в жилые дома.

Пропаганда подогревает страх и истерию, кровь вызывает ненависть и озлобление, ненависть порождает насилие и еще больше крови и озлобления, всякий человек недостаточно яростный навлекает на себя подозрения в предательстве. Горе семей погибших подхватывается как пропагандой, так и стихией массовой истерии в социальных сетях, чтобы требовать еще большей крови, и еще большего горя. Пропагандисты требуют праведного возмездия за смерть мирных жителей — (когда в этой смерти можно обвинить противника) и не замечают этой смерти, когда в ней повинна их собственная сторона. Больше крови — больше ненависти — еще больше крови — так раскручивается нисходящая спираль ненависти и мести. В этом нет ничего нового; как нет ничего нового в той охоте, с которой люди бросаются в эту дьявольскую круговерть.

И, увлекшись этих вихрем, люди требуют от Церкви, чтоб она горячо поддержала их сторону, гневно заклеймила их врагов, ободрила бойцов их стороны, рассеяла сомнения тех, кто не уверен в необходимости и оправданности братоубийства. Находятся религиозные общины, которые именно это и делают — употребляя весь свой авторитет на поддержку своей воюющей стороны. Совершенно другую позицию занимает Православная Церковь. Приведем обращение Владыки Онуфрия полностью:

 

«Дорогие братья и сестры!

 

Уважаемые соотечественники!

 

В дни поминовения всех жертв кровавого расстрела на Киевском Майдане я хочу обратиться ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви, а вместе с ними и ко всем, кому небезразлична судьба Украинского Государства. Во время огневых испытаний нашей Родины мы приносим Богу в молитвах нашу печаль и горе. Год назад весь мир взволновали события, которые именно здесь в Киеве унесли жизни более сотни наших соотечественников. Их жертва стала началом еще большей трагедии, которая сделала прошлый год кровавой страницей украинской истории. Мы вместе с тысячами вдов и сирот, вместе с безутешными матерями лучших сынов Украины, павших на востоке нашей Родины, вместе со всеми нуждающимися и искалеченными, вместе со всеми, кто потерял свой дом, умоляем Бога приложить мудрости и христианской любви всем, от кого зависит прекращение этого ужасного кровопролития. Мы без устали молим Бога принести на Украинскую землю долгожданный мир. От имени тысячелетней Украинской Православной Церкви я призываю всех, кто называет себя христианином, немедленно прекратить убивать друг друга. Ведь жертвами боевых действий ежедневно становятся десятки ни в чем не повинных мирных жителей, женщин, стариков, и самое страшное - безгрешных детей.

 

Через несколько дней Церковь начнет отмечать Масленицу. Обычно Украинцы в эти дни в веселье ожидают наступления Великого Поста. Но помня о кровавой трагедии на Майдане, годовщина которой приходится на Масленицу неделю, помня о тысячах погибших за прошлый год на Востоке Украины, помня о том, что и сегодня, а может и сейчас там не перестают гибнуть люди, Украинская Православная Церковь отменяет все праздничные мероприятия, которые традиционно приходились на это время года. Я обращаюсь к представителям культуры и искусства, к средствам массовой информации, обращаюсь ко всем соотечественникам с просьбой присоединиться к этой инициативе. Теперь не время развлечений и веселья. Теперь время молитвы и поста, время искупления грехов ради будущего нашей Украины и наших потомков.

 

+ ОНУФРИЙ

 

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ,

 

ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

 

Украинская Православная Церковь сострадает всем и молится о всех, и призывает немедленно прекратить братоубийство. Это очевидная позиция для христианина и пастыря; именно поэтому это позиция невероятно трудная. Обе воюющие стороны упрекают Церковь в предательстве и пособничестве врагу. Для человека, ослепленного враждой, существуют только «мы» и «враги», и всякий, кто не поддерживает «нас» безоговорочно, объявляется врагом. Желание объявить пастыря «запроданцем» причем с обеих сторон, психологически понятно. Пример человека, особенно известного духовного лидера, который показывает, что превращаться в носорога вовсе не обязательно, можно оставаться гуманным и сострадательным человеком и верным христианином, неизбежно ставит вопрос «А мы зачем превращались в носорогов-то? Мы вполне могли бы этого не делать». Можно было оставаться верными христианами и в это время — вместе с митрополитом Онуфрием, Архиепископом Горловским Митрофаном, многими другими верными пастырями и мирянами вместе со всей Церковью. Нужно было только решиться на это. Но можно решиться перестать быть носорогом и сейчас.

Для этого нужно обратиться к твердой скале, которая непоколебимо стоит среди бушующих волн, к тихому прибежищу среди воя и грохота, к свету, который продолжает рассеивать тьму — к святой Православной Церкви. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

12.02.2015 - 12:13 :

Насчет "носорожества" - это потом... Давйте прямо... Православные убивают православных - так? Большинство из них либо одурачены СМИ, либо прекрасно понимают полнейший абсурд такой ситуации - так..? Разве у этой бойни нет персонифицированных и неосознанных причин? Понятно, что Церковь, должна быть со своими... С любой стороны... Но оставаться вне /над?/ обличения тех причин и пороков конкретных людей, приведших и приводящих к братскому кровопролитию - нет ли здесь элемента "страусизма"? Но - Церкви виднее... - нет?

12.02.2015 - 17:22 :

Мне представляется, что сейчас самое время всем нам келейно молить Господа о ярком церковном знамении во вразумление украинским раскольникам от православия. Господь может круто развернуть роковое развитие событий на Украине буквально в один день. Например, лишив Таинства Святого Причащения храмы раскольничьего «патриархата» Филарета Денисенко. Дерзко с нашей стороны, спора нет! Но в связи с молитвенным дерзновением св. праведный Иоанн Кронштадтский отмечал: «Худо, когда во время само́й молитвы сердце твоё изнеможет в вере и не устоит в ней, тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чём просил Бога сомневаясь, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не даёт даров своих!» [Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева. Том 4–5. – СПб: Издат.Л. С. Яковлевой, 1994, с. 11] «Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины… Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруешь ли, что могу это сотворить? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! И тогда будет по вере твоей.» [Там же, с. 12] «Держись всеми силами за Христа, приобретай Его и не теряй святого дерзновения перед Ним.» [Там же, с. 13] Это трижды справедливо при молитвенном обращении к Богу о всесильном содействии утверждению Его Правды в критических условиях общественного развития. А эти условия в нынешнем роковом году в высшей степени критические!

24.02.2015 - 07:31 :

Согласен с igor. Всё должно освещаться и оцениваться в конкретных лицах. В случае раскольников «Киевского патриархата» всё персональнее некуда. Сам лжепатриарх Филарет аж в США ездил просить оружия для убиения единоверцев. Всё яснее ясного, кто есть кто. Но ведь РПЦ и не скрывает своего персонального отношения к виновникам раскола. Игорь, в чём смысл многозначительного вопрошания в конце Вашего комментария?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
11 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+