07.10.2014 11:29:44
Сергей Львович Худиев
Недавно на популярном ресурсе The Huffington Post была опубликована статья Архидиакона Иоанна Хрисавгиса «Православие, Путин и Запад»; вскоре появился и русский перевод. Автор огорчается, что «многие неправославные получают ограниченное, искаженное представление о Православной церкви через призму Путинского видения духовной традиции».
Он огорчается на то, что западные либеральные элиты смотрят на Православие несколько косо: «Эта разочарованность подтвердилась недавно, когда Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции и один из архитекторов восточной политики ЕС заявил, что православие является основной угрозой для западной цивилизации»
Отметим, что впоследствии сам Бильт объяснил, что его слова были неправильно переданы; в действительности он сказал следующее: «Новая антизападная и антидекадентская линия Путина опирается на глубоко консервативные православные идеи». Но так или иначе, западные элиты смотрят на Православие, действительно, скорее холодно, и, похоже, Архидиакона Иоанна это огорчает.
В чем причины этой холодности, и как они связаны с Путиным? И связаны ли вообще? Прежде всего, отметим, что не существует «путинского» также как «обамовского» или «меркелевского» или еще какого-то видения духовной традиции Православия. Существует Православие, основанное Христом, проповеданное Апостолами, утвержденное Отцами, огражденное Соборами, возвещаемое Церковью. Никакой государственный деятель не может ничего менять в вере Церкви.
Вне православного мира это может быть и не так. Например, политические деятели Англии могут указывать Англиканской Церкви, каким бы они хотели видеть ее внутреннее устройство — как заявил в ходе дискуссий о женском Епископате Премьер-министр Дэвид Камерон: «Я хочу сказать очень ясно — пришло время для женщин-епископов. Оно пришло уже очень давно. Церкви нужно принять это… Я думаю, что для Церкви Англии важно быть современной Церковью, в контакте с сегодняшним обществом, и я думаю, что это ключевой шаг, который следует cделать».
Владимир Путин, в отличие от Дэвида Камерона, воздерживается от раздачи начальственных указаний Церкви о том, кого она должна ставить во Епископы, а если бы такие указания были бы высказаны, едва ли Церковь бы им повиновалась.
В ходе текущего конфликта на Украине Церковь — и лично Патриарх Кирилл — отказывается поддержать ту или иную сторону. Некоторые религиозные общины в этой ситуации можно упрекать в безоговорочной поддержке военных действий своего кесаря — но не Церковь. Что же «путинского» Иоанн Хрисавгис находит в русской Церкви? Попробуем понять.
Желая как-то смягчить ужасное впечатление, которое производит Церковь, он пишет: «Подлинное Православие признает толерантность и отстаивает религиозную свободу и права человека». С этой фразой можно было бы спорить или соглашаться — в зависимости от контекста. Если понимать под «толерантностью» готовность мирно жить с людьми, исповедующими другие религии, то Православная Церковь в России может подать пример диалога и сотрудничества со всеми традиционными конфессиями нашей страны; на официальных собраниях и торжествах мы часто можем видеть Патриарха Кирилла дружески общающимся с лидерами неправославных общин, мусульманами, иудеями и буддистами. Если понимать под «правами человека» то, что понималось под таковыми до самых недавних пор — например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН — то тут также нет ничего, противного нашей вере.
Беда, однако, в том, что для значительной части политических и медийных элит Западной Европы и США понятия «толерантности» и «прав человека» означают нечто другое. Они придерживается идеологии, в рамках которой любые ограничения на аборты являются недопустимым стеснением прав женщин, а отказ признавать союз двух лиц одного пола браком — возмутительной дискриминацией. Тот же Карл Бильт, мнением которого автор столь дорожит, выражал негодование на запрет гей-пропаганды несовершеннолетним в России, назвав его «отвратительным и бесчеловечным». «Шведская Умеренная Партия» к которой принадлежит Бильт, поддерживает однополые «браки». Он представитель той же мировой либеральной элиты, что и американец Джо Байден, для которого все, кто не поддерживает гей-движение, являются «троглодитами».
Эта элита оказывается в состоянии неизбежного конфликта с Церковью — да и с любой общиной, для которой Апостолы несколько авторитетней Джо Байдена. Библия — и любая религиозная традиция, не порывающая с Библией — в глазах этой идеологии неизбежно будет «интолератной» и «угрожающей правам человека».
Это абсолютно никак не связано с Владимиром Путиным. Конфликт был бы столь же неизбежным, если бы президентом России был хоть Михаил Саакашвили. Церковь исповедовала со времен Апостолов, ценность человеческой жизни от зачатия до естественной смерти; Церковь исповедовала — также все это время — богоустановленность брака как союза одного мужчины и одной женщины. Владимир Путин может, в этом конфликте, склоняться на сторону Церкви, а не либеральных элит, но позиция Церкви была бы точно такой же и без Путина — она не менялась со времен Апостолов.
Говорить, что «Православие признает толерантность и отстаивает... права человека» в том смысле, который вкладывают в эти понятия либеральные элиты (позицию которых, в целом, выражает Huffington Post) — значит вводить людей в заблуждение. Православие действительно несовместимо с тем проектом светлого будущего, который продвигают адепты абортов и однополых «браков». И было несовместимо со времен Апостолов. Насколько сам этот проект имеет право называться «западной цивилизацией», учитывая его несовместимость также и с Католичеством, и с традиционным Протестантизмом, и с любой исторической формой Христианства — другой вопрос.
Но факт тот, что конфликт между Христианством и тем идеологическим течением, которое представляют Бильт или Байден, никак не связан с личностью президента России.
Комментарии
07.10.2014 - 17:29 А без анекдотов, шуточек:
А без анекдотов, шуточек-прибауточек можете объяснить?
08.10.2014 - 05:59 Опять неугомонный Дима со:
Опять неугомонный Дима со своими комментариями.
"Но, тем более, мы, православные люди, должны сделать всё от нас зависящее..." Дима, когда ходил последний раз в церковь то?, православный ты наш комментатор.
Православный человек молится за свое начальство-руководство, тем более в такое трудное время. Так и ты молись, если ты православный, а не занимайся сотрясанием воздуха.
Что за разгром Православной церкви??? - врата ада не одолеют ее.Так что, не дождешься, Дима!
08.10.2014 - 10:22 Никакого фатального:
Никакого фатального разделения по линии Россия – Европа нет, на самом деле разделение проходит внутри народов европейского круга, включая конечно и Россию. Разделение происходит внутри общества: христианское и постхристианское.
11.10.2014 - 16:36 Прочитав "Миром Господу:
Прочитав "Миром Господу помолимся" о. АндреяТкачёва, постараемся рассудить честно и в интересах всех. Даже Байдена. (Разумеется, интересах здоровых, общечеловеческих, а не порождённых страстями или болезненными отклонениями рассудка, вожделениями искажённой соединением с грехом души). Ибо, если человек захочет наркотик, будучи уже наркозависимым, будет ли милостью или преступным равнодушием дать ему право выбора и саму возможность, или наоборот, лишить его такого права и возможности, до тех пор, пока он не освободится от этой смертельно-опасной болезненной зависимости. Иначе ни ему ни нам не сдобровать. Я под действием ложно понимаемого смирения "не хотел вмешиваться", когда один мой старший друг под влиянием пивного алкоголизма третировал свою маму, устраивая ей скандалы, морально изматывая её изо дня в день. Я полагал неделикатным вмешиваться решительно, ограничивался успокоительно-увещевательными беседами с другом. Считал этот вопрос семейным. Кончилось это инфарктом и смертью мамы, сейчас и друг исчез с горизонта. Я думал: А что я могу?, моё настроение портилось, я уходил от этих мыслей, но ситуация не менялась, точнее развивалась и пришла к логическому концу. То же происходит сейчас со всеми нами. Церковь бездействует по отношению к распоясавшимся наркоманам. Одни зависят от денег, другие мнят себя самыми ответственными представителями Homo Spiens и и собираются спасать планету со всей флорой и фауной за счёт сокращения населения её людьми на 90-95 процентов, третьи борются со вторыми и первыми и устраивают фальшивые теракты с множеством жертв а затем и горячую войну на своей территории, позволяя себе "не мелочиться", четвёртые так любят свою родину, что готовы всех непохожих считать уродами, которые недостойны жить, по крайней мере в своём естественном виде, а самое главное, кто-то без конца генерирует всё новые "новые" идеи. Впрочем, истина проверок не боится, но натурные (экспериментальные) проверки требуют жертв. Так не лучше ли всем миром
Добавить комментарий