Перейти к основному содержанию

09:28 26.09.2021

Вил и Wolfsangel

01.10.2014 07:11:28

На днях в Харькове толпа «гражданских активистов» снесла памятник Ленину. Как сообщается, четыре человека пострадали в ходе самого процесса, еще двое были избиты толпой из-за того, что возражали против ее действий.

Что же, Ленин — одна из самых мрачных фигур в мировой истории, поджигатель гражданской войны, неистовый гонитель Церкви. Питать какое-либо сочувствие к делу Ленина сложно; и если бы решение демонтировать Ленина было принято законным порядком, а потом дело совершено без безобразий и увечий, против него трудно было бы возразить.

Но оно совершилось иначе — и в этом проявились определенные особенности революции на Украине. Особенности, которые присутствуют и в российской политической риторике — пока, к счастью, только в риторике.

У происшедшего есть разные аспекты — и то, что памятник Ленину больше не стоит на площади, только один из них. Другой аспект — это то, что толпа агрессивных молодых людей может без какой-либо законного решения выборных органов власти прийти и снести не нравящийся ей памятник. Что воинствующее, готовое на насилие меньшинство — или даже, как говорят многие, вовсе приезжие — может диктовать свою волю всем остальным жителям города. И ничего им за это не будет — правоохранительные органы не помешают им в самом процессе и не станут преследовать после. Решение о демонтаже памятника было принято и осуществлено в полном соответствии с афоризмом Карла Маркса: «Насилие — повивальная бабка истории»

Наиболее агрессивная, наиболее чуждая представлениям о морали и цивилизованности часть общества диктует всему этому обществу как жить — мы все это уже проходили при том самом Ленине. Как уже многими было отмечено, именно те, кто сносит памятники — наследники большевиков.

Другой аспект происшедшего — то, что толпа громил выступала под определенной символикой, над толпой гордо реяло желтое знамя с нацистским Wolfsangel'ем, «Волчьим Крюком», который используется батальоном «Айдар» и другими добровольческими военными формированиями.

Все это не дает радоваться свержению идола Вила — как называют ленинопад некоторые комментаторы. Вил, конечно, идол — но идол, уже вышедший из поклонения, человеческих жертв ему не приносят уже довольно давно. А вот Wolfsangel — идол бодрый, активно требующий крови, и ее получающий.

Списывать происходящее на Украине на какие-то особенности украинского национального характера было бы неверно — люди везде одинаковы, и если бы Россия столкнулась с подобного масштаба социальными потрясениями, мы увидели бы то же самое. Высказывание «винтовка рождает власть» принадлежит не украинцу, не русскому, а китайцу — Мао Цзе Дуну. Когда прежние соглашения о жизни в обществе перестают работать, те, кто могут мобилизовать громил — штурмовиков, тонтон-макутов, хунвейбинов, оказываются в состоянии диктовать свою волю остальным.

Поэтому нам важно понять, почему это происходит, и как не допустить такого у нас — потому что те тенденции общественной мысли, которые привели к беде на Украине, вполне реальны и в нашей стране.

Люди склонны идентифицировать себя через врага — против кого дружим. Союз людей прямо противоположных взглядов, борцов за права геев с неонацистами, возможен только против кого-то, в равной мере ненавистного тем и другим. Когда либеральнейший московский профессор говорит речь в похвалу воинствующего националиста, это может шокировать — если видеть за этим какие-то положительные убеждения. Но если эти убеждения чисто негативные — Путин есть абсолютный враг, любой враг моего врага мой друг, то все становится на свои места. Это простой психологический механизм, благодаря которому люди, выступающие за мир, прогресс, права человека, за все хорошее против всего плохого, сначала терпят в своих рядах громил, потом терпят, что их ведут громилы — надеясь, что громилы как-нибудь сами собой потом рассеются — потом отказываются под властью громил. Непечатные лозунги против Путина, которыми увешан Киев, со стороны выглядят каким-то жалким сумасшествием, но в них есть вполне понятный смысл — рассыпающееся общество пытается удержать себя, концентрируясь на общем враге.

Еще раз отметим, ничего специфически украинского в этом нет — это общечеловеческий механизм идентификации «мы против них». Человек понимает, что в одиночку он не выживет, и стремится прибиться к той или другой стае — и доказать, что он верный член этой стаи. А проще всего это сделать, полыхая ненавистью к врагам стаи. Кто свой? Тот, кто ненавидит наших врагов.

Ленин — враг? Враг. Идолище? Идолище. Значит, те, кто пришли его свергать — славные ребята, а что у них Wolfsangel... Ну что вы так прицепились к этому Wolfsangel'ю... Это же правильный, демократический Wolfsangel, одобряемый мировым сообществом.

И вот эту тенденцию объединяться «против» надо преодолевать — пока у нас она не принесла таких же плодов, как на Украине. Враг моего врага — совершенно не обязательно мой друг. Ораторы, выкрикивающие лозунги против глубоко противных нам идей и деятелей, совсем не обязательно заслуживают союза и поддержки. Иначе в обслуге у громил оказываются люди, которые еще недавно и помыслить бы этого не могли — в том числе, «мастера культуры».

Объединяться надо не «против», а вокруг каких-то позитивных ценностей и позитивной программы. Не против «гадов» — являются ли это «гады» «жуликами и ворами» или «национал-предателями», а ради чего-то. Майдан не мог кончиться ничем, кроме катастрофы, потому что его участники четко знали против чего они — но не могли объяснить, чего и как они намерены добиться.

Ненависть, особенно ненависть к согражданам, не может принести ничего, кроме беды. Нет ничего хорошего в том, что у нас на Красной Площади до сих пор лежит тело Ленина. Было бы гораздо лучше благопристойным образом предать его земле. Но если бы какая-нибудь толпа громил выкинула его из мавзолея, это было бы ужасно — потому что такие вопросы должны решать не толпы громил.

Их должны решать граждане, способные уважать и слушать друг друга. И нам очень важно остаться такими гражданами — мой ближний-коммунист неправ. Но он мой ближний. 

Комментарии

03.10.2014 - 11:47 :

Правильно: "кого люблю - того и бью", но ведь существует любовь не только за обладание кем-то или чем-то - это, то о чем ап. Павел говорит: "о страстях бесстрастных" и тем-не-менее: "стадавша и погребенна", "и тем-более воскрешего"- слава Богу, значит: "если я могу, значит я имею право"? итак: всегда ли я не прав в своём или всегда ли я прав?... Вспоминается "Праздник непослушания", но до чего могут дойти взрослые дети.

06.10.2014 - 18:37 :

В моей, например, жизни, можно насчитать сотню ключевых ситуаций, в которых было, условно говоря, было два варианта решения. Первый - радикальный, с применением повышенных тонов и физической силы. Второй - кроткий и смиренный. Умеренный, так сказать. За сорок лет я ни разу не разочаровался в выборе второго варианта, и, напротив, по сей день вздрагиваю вспоминая те моменты, когда действовал жестко. Жестоко.
Всем желаю сдержанности, рассудительности, мудрости.
Сергею Худиеву спасибо за труды. Читать его статьи интересно, познавательно, полезно.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+