Перейти к основному содержанию

00:55 29.03.2024

Бог очистит свое гумно

23.01.2014 09:52:59

- Евгений Константинович, что вы думаете о последних разоблачениях протоиерея Андрея Кураева.?

- Вопрос сложный. И я, честно говоря, не хотел высказываться по этому поводу, так как это не в стиле "Радонежа". Темы церковной жизни очень сложные и никто не уполномочивал нас влагать перста в церковные раны. Для нашей аудитории не генеральный директор радио "Радонеж" является авторитетом, а наши авторы - выдающиеся духовники, наши церковные интеллектуалы. И, кстати, отец Андрей относится к этой категории - он выдающийся интеллектуал нашей церкви, у него сложная мотивация и простые ответы здесь неуместны. Спорить с ним сложно, поэтому буду говорить о том, что мне лично нравится и что мне не нравится в этой ситуации.

Во-первых, мне не нравится, что в нашей церкви гнездиться этот порок. Но я не первый год в Церкви и открытых греховодников не видел. Были слухи, подозревали нечистые намерения у каких-то людей. Знаю, что по отношению к некоторым после серьезного разбирательства были применены канонические прещения.  Но ходящие слухи чрезвычайно, на мой взгляд, преувеличены. Люди падки доверять злым наветам. Мы ожидаем от Церкви святости и любое подозрение в нечистоте вызывает бурю эмоций. Господь говорит: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. И не дай Бог, чтобы вот эта десоленизация нашей церкви происходила.

Как здесь справиться с этой ситуацией? У меня нет никаких предложений нет. Это ответственность тех, кто несет ответственность. Это задача епископата. Я верю, что у церкви есть выработанные  механизмы, которые позволяют нам надеяться, что она сама справится.

И вот здесь мы перейдем к тому скандалу, который раздул отец Андрей Кураев.

Мне не нравятся стиль и методы. Во-первых, нам предложено некое реалити-шоу типа Дом-2, только церковное. Когда стены прозрачны и за вами подсматривают в самом вашем интимном пространстве. И люди получают от этого какое-то странное извращенное удовольствие. Вот это подслушивание, когда на закрытом собрании студенты пишут тайно на смартфоны своего епископа, потом все это расшифровывается и выкладывается отцом Андреем в интернете. Вот это, во-первых, неприлично, во вторых, подрывает само существо отношений любви, которыми живет Церковь, доверие между воспитанниками и учителями. Ведь, если этого нет, то все распадается. Мы же обращаемся: отец ректор; мы говорим: батюшка, обращаясь к своему духовнику. К Святейшему Патриарху мы обращаемся: Святейший владыка и отец. Для меня эти церковные отношения доверия дороги. Для меня это не просто протокол, это не просто церковный этикет.

Если разрываются эти отношения доверия и любви, тогда действительно соль, потерявшую соленость выбрасывают на попрание людям. Это крайне печальная перспектива. С этим мы все должны как-то бороться. Очевидно, что церковный суд в нынешнем виде - не очень эффективный механизм.

 Святейший Патриарх Кирилл для развития и исправления церковной жизни учредил Межсоборное присутствие. Вспомните, какая бурная дискуссия была вокруг проекта Положения о монашестве. Потому, что в первоначальном проекте просто крепостное право предлагалось в качестве основы жизни монашеской общины. И это было преодолено. Святейший Патриарх отправил документ на доработку. Также мы должны обсудить и вопрос о Церковном суде. Но пока он даже не поставлен на повестку дня.  Пока боятся одного: публичности - только пресса способна привести зарвавшихся властолюбцев в самочувствие. А пресса, формирующая общественное мнение, далеко не благожелательна к Церкви. У меня нет простого ответа на вопрос: правильно или неправильно сделал отец Андрей. То, что отец Андрей поступил мужественно, это правда. А то, какую пользу или вред это принесет нашей церкви, это уже пусть оценивают другие.

- Евгений Константинович, давайте как христиане, будем исходить из презумпции невиновности. Давайте предположим, что отец Андрей поступил так не потому, что хотел еще большей популярности, не потому что хотел пропиариться, не потому что ему заплатили и прочее, и прочее. А именно потому так ему говорит его христианская совесть.

- Совершенно верно, Илья. Отец Андрей защищал Церковь перед миром, будучи ярким полемистом и апологетом. Тут он поступил так, как счел правильным. Но мы все-таки в Церкви кроме голоса собственной совести прислушиваемся и к голосу соборного сознания нашей Церкви, испрашиваем благословения у духовника. Отец Андрей самочинно взял на себя функцию  чистильщика нашей Церкви, не уверен, что он с кем-то советовался. Такие решения нельзя принимать, надеясь только на свой ум. Ум, как известно, надмевает. И кто может сказать, что его совесть совершенно чиста и глаголет Божие? Но, допустим, он благословение получил свыше,  в силу своего аскетического и молитвенного подвига, своей нравственной безупречности, как, например, Савонарола в средневековой Флоренции. Тот вышел на флорентийские площади с проповедью покаяния: покайтесь содомляне! А отец Андрей призывает иначе: примените административные меры. Что-то во всем этом заставляет усомниться в безупречности пафоса и верности церковному духу. Да и для того, чтобы раздувать такой скандал, нужны более веские основания, доказанные обвинения и масштаб распространения этой заразы. Этого же нет!

Более того, именно Святейший патриарх Кирилл был инициатором и разработчиком самого главного инструмента, которым мы сейчас, все христиане мира, можем защититься от этой голубой заразы. Этот инструмент - Концепция достоинства и прав человека. Именно по его инициативе была собрана рабочая группа (сотни две, наверное, специалистов, правоведов, богословов, философов несколько лет участвовали в этой громадной работе) - лучшие интеллектуальные силы нашей России. И этот инструмент помогает сейчас оставшимся на земле христианам хотя бы сохранять христианские ценности.

- Отец Андрей выступил сейчас этаким Сноуденом церковным. Он вынес сор из избы и это ему вменяется в вину. И как это оценить?

- С одной стороны, Церковь должна очищаться и сор должен быть вынесен из избы. Но вот сами методы? Меня они немножечко смущают. Сноуден, кто он? Предатель или спаситель мира? Ведь все офицеры спецслужб Америки и я думаю все офицеры спецслужб России, если бы какой-нибудь перебежчик оказался бы в США и все наши тайны разведки выдал бы, как бы мы все отнеслись к этому? А с другой стороны, правозащитники говорят: а как же иначе? А как еще можно было остановить этот процесс? Процесс тотального прослушивания, тотальной слежки за каждым человеком на земле..

- Говорят, что на Хиросиму и Нагасаки были посланы три самолета, и один из них вернулся назад с бомбой, пилот не стал ее сбрасывать. Его судили как преступника. Кто этот человек? Герой или предатель?

- По букве закона и устава безусловно предатель. Но есть нравственные поступки другого, высшего   понимания человеческого долга и нравственности. Это подвиг Антигоны, если хотите. Почти античный пафос. Правда, не думаю, что это в полной мере касается отца Андрея.

Польза все же от этого есть и будет. Что-то промыслительное случилось. Совершенно ясно, что высветились очень важные негативные явления в нашей церкви. Они не характеризуют всю нашу церковную жизнь, но изрядно ее запятнали.  Есть желание разрешить эту проблему и у рядовых членов Церкви и у священноначалия. Главное в Церкви этот вопрос обсуждается, его знают, пытаются осмыслить. Будем надеяться, что церковь найдет надлежащий способ его решения. Я верю и даже знаю, что церковь все же остается организмом чистым и святым. На Фестивале "Радонеж" ежегодно уже почти что 20 лет мы собираем по триста компаний со всего крещеного мира. И эти триста компаний, триста режиссеров на совершенном порой энтузиазме снимают фильмы о Русской Православной Церкви. Снимают, потому что они вдохновлены ее чистотой, вдохновлены ее умом, красотой. Красотой жизни во Христе ее рядовых членов. Это реальность, это документальные фильмы, это фильмы не снятые по сценарию, не придуманные умилительные рождественские рассказы.

На радио "Радонеж"  выступают лучшие люди нашего Отечества, самые чистые, самые совестливые, самые умные. Их очень много, поэтому очень далеко до того, чтобы утверждать, что Церковь потеряла свою соленость. Бог очистит свое гумно.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

23.01.2014 - 12:20 :

"Извергните недостойных из среды своей" - так помоему процитировал писание один из людей относительно пороков о которых говорит отец Андрей Кураев. Нечего тут кривляться и смущаться! Отец Андрей говорит всё верно - нужно гнать поганой метлой из рядов клира всех запятнавших себя преступлениями (тем более на половую тему) и всё тут! Отцу Андрею Кураеву - ДА, ДА, ДА! Гомоиерархам - НЕТ, НЕТ, НЕТ!!!!

23.01.2014 - 12:32 :

Как бы хотелось поверить в то, что патриарх ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет очистить церковь от этой богомерзкой заразы!
Но не комиссия по чести и достоинству должна это делаьб, а он сам лично и принародно. А комиссия я не верю, ну, не верю и все тут! Создадим комиссию насчет комиссии, подкомиссии. Потратим денежки, размажем кашу по тарелке, напишем кучу бумаг, а в это время всех голубчиков по-тихому на покой с пенсией прехорошей. Или того лучше - на повышений...Дракону голову не отпиливают по кусочкам (сразу новое нарастает) а рубят махом!

23.01.2014 - 16:27 :

Бог очистит. С 17 по 41 очищал. Складывается такое впечатление, что "правослвная общественность" ждёт- не дождётся повторения.

23.01.2014 - 16:35 :

"На радио "Радонеж" выступают лучшие люди нашего Отечества, самые чистые, самые совестливые, самые умные. Их очень много, поэтому очень далеко до того, чтобы утверждать, что Церковь потеряла свою соленость. Бог очистит свое гумно."///////// А как вы, уважаемые радонежцы, сами относитесь к банеру на сайте с такой надписью:
"Теперь газету "Радонеж" можно приобрести в фирменных магазинах "Колбасная Лавка "Сетунь"". Ладно, допустим, средства нужны, банер нужен, но - зачем такая надпись на банере??? Повесили банер с "Сетунью" и все. Зачем надпись такая?/// Хотя, ваше право, конечно. Мож, это просто я не догоняю чтото.

25.01.2014 - 11:22 :

Господи, спаси нас ОТ БЛАГОЧЕСТИВЫХ!!!! "самые чистые, самые совестливые, самые умные"...а мы-то думали, что мы грешные, заблудшие, неразумные!!! Хмммм А от кого гумно-то очищать будут ? От нас видимо... Мы ведь не согласны, а другим ничего...и так сойдет. Принюхались.

25.01.2014 - 22:37 :

Братья и сестры, да неужели никто из вас не смотрел сериал "Суд присяжных"? Даже на этих судебных видеосказках иногда можно прочувствовать, как трудно решить вопрос о вине и невиновности - если нет прямых доказательств, а есть несколько свидетелей обвинения и несколько свидетелей защиты. И все вроде бы такие искренние!.. А такое бывает при прямом рассмотрении дела, когда все улики анализируются и взвешиваются. Ну, а тут - что?! Неужели вы всерьез собрались "рубить головы" на основе улик из интернета? И все анонимные истории считать доказанными? Это с "драконом" все ясно, у него и головы драконьи, а тут живые люди... Может, еще суд Линча устроить в православной церкви?.. Нет, я не хочу сказать, что в нашей Церкви сейчас нет проблем, даже очень болезненных. Церковь и больное наше общество слишком тесно связаны, чтобы весь клир мог быть беспорочным. Ну и мы все хороши в этой истории: церковное сознание на грани фантастики. Православный народ орет с остановившимися глазами: И извергать их должны, и под суд отдавать. Но вот швырять толпе на растерзание - этого не должны. И марать людей - и живых, и умерших - в грязи за здорово живешь, просто потому, что "один знакомый рассказал" - не должны. То, что раскачал сейчас отец Андрей, есть травля и нагнетание ненависти. Даже при условии, что в основе всей этой мутной волны лежит несколько достоверных фактов. В той мешанине, которая выливается сейчас в сети, отличить правду от провокации все труднее и труднее. Нет тут, и не будет ни очищения, ни установления истины. Толпа всегда будет орать: "Распни" - и только позже кто-то одумается.

26.01.2014 - 00:17 :

Евгений Константинович, благодарю за высказанные мысли и взвешенную позицию! Сейчас такая позиция крайне востребована, потому что многие христиане в замешательстве.

26.01.2014 - 10:07 :

В. Н. Тростников:

"Подлость и низость поступка Кураева, будем говорить прямо, выразились в том, что выражалось и раньше - кстати, его такое недостойное поведение замечается давно, потому что он все время выносит сор из избы. Вот это считается недостойным не только с точки зрения христианской морали, но и с точки зрения просто бытовой, человеческой морали.
Людей, которые выносят сор из избы, всегда презирали. Потому что изба знает, как бороться со своим сором и должна это делать это своими средствами. Как вам это про избу? Меня просто в восторг привело это! Товарищ изба, очистись сама!!!!! Повернись к лесу передом, а ко мне задом! Так что ли? А Кураева уже и расстрелять предлагают в этой статье...А как Вам это?...В во времена Брежнева говаривали так: маразм крепчает...

26.01.2014 - 21:51 :

Евгений Константинович, благодарю Вас за мужество. Сейчас мало кто публично рискует не облить о. Андрея Кураева помоями, а высказаться по существу. Согласен, что тема, поднятая о. Андреем, церковными людьми была воспринята очень болезненно. Сам лично, слава Богу, пока с этим не сталкивался. Зато не понаслышке знаю об атмосфере страха и лицемерия в отношениях между священством и епископатом. Вы правы в том, что естественной в Церкви должна быть атмосфера братской любви, доверия. Конечно, это зависит от каждого из нас, но в первую очередь от священноначалия. Не думаю, что семинаристы из Казани рады тому, что записывают своего архиерея на смартфоны. Они так пытаются защититься. Дико звучит, конечно: защититься от "Высокопреосвященнейшего Господина и отца...", но увы.

27.01.2014 - 03:33 :

Вообще, из комментариев, что были на Радонеже — комментарий Никифорова мне показался, если не копаться, — единственным боле-менее приличным комментарием — живого человека. Но скажу, что его тезис, что: "На радио "Радонеж" выступают лучшие люди нашего Отечества, самые чистые, самые совестливые, самые умные" — кажется мне легкомысленным, что-ли (надеюсь, за "кажется" меня тут не отправят "креститься", куда лёгкостью посылает за это о.Соколов своих слушателей). Я бы сказал так: на радио "Радонеж" выступают люди, которых интересно послушать, которые хорошо звучат, которые в карман за словом не полезут. Это — люди много знающие, уважаемые, занимающие определенные положения, имеющие заслуги. Короче — лучшие радийные люди православного вероисповедания. Вы, конечно, понимаете, о чём я говорю. Я перечислил массу достоинств, но не мне объяснять вам, что они значат в Царстве Небесном. НИЧЕГО ОНИ НЕ ЗНАЧАТ. "Самые чистые, самые совестливые" не "продвигают" Сталина, не мыслят в категорих "это — наши, а это — враги: наши и Божии"; а "самые умные" не возят вопрошающих мордой об стол и не передразнивают их голоса (доказательства? — дам). "Самые совестливые" не пользуются низменными пропагандистскими приёмами и наработками НЛП; "самые чистые" не организовывают минуты ненависти, "самые умные" не сравнивают Церковь с подозрительной избой, ну, а духовно опытные — не ведутся на лесть, не подигрывают страстям, не нуждаются в женской защите от неудобных вопросов. Надо признать, что у Радонежа всегда были этические (и другие неденежные) проблемы, — очень надеюсь, Ев. Никифоров, Вы видите их.

27.01.2014 - 11:29 :

Михаил написал: "Из комментариев, что были на Радонеже — комментарий Никифорова мне показался, если не копаться, — единственным боле-менее приличным комментарием" Вот еще редакционный комментарий: "О войне и канонах" http://www.radonezh.ru/86244. Вторая половина текста - разбор ситуации с реакцией на выступления о. А. Кураева

27.01.2014 - 14:10 :

"Я верю, что у церкви есть выработанные механизмы, которые позволяют нам надеяться, что она сама справится."Хотелось бы узнать. каковы эти механизмы и как они действуют? Или снова про избу начнут говорить...Это уже навязло. КОНКРЕТНО - какие есть механизмы очищения церкви от накопившейся грязи? Церковный суд? Уже проехали...И где он был раньше? И кто будет судить этих епископов, если они сами себя судят по законам их же церковного суда? То есть отмазывают...И кто должен отвечать за растление и изнасилования семинаристов? И кто будет проводить расследование, сами епископы? Это как называется? - БРЕД.

28.01.2014 - 08:41 :

Карфагенский поместный собор 401 года постановил своим 79 (в Кормчей - 80м) правилом:

Определено и сие: когда на состоящих в клире бывает донос, и объявляются некоторые обвинения: тогда, частью для отклонения нарекания на церковь, частью ради достоинства клира, по каковым причинам и оказывается им снисхождение, частью для избежания гордаго злорадования еретиков и язычников, аще желают, как и должно, защищали свое дело и попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течение года, в котором должны быти вне общения. Аще же в течении года вознерадят очистити свое дело: то после сего никакой глас от них да не приемлется". - Вот это и есть конкретные выработанные столетия механизмы, то бишь каноны. И здесь все понятно и ясно написано, в отличие от редакционного и других материалов некогда уважаемых авторов. И, чо? - вторю я им...

02.02.2014 - 12:33 :

27.01.2014 07:33 Михаил, что Вы имели ввиду под "не нуждаются в женской защите от неудобных вопросов"? Поясните пожалуйста, что мне, обычному читателю сайта, понимать под этими словами? Посмотрел еще разок на последний "неудобный вопрос", дискуссию в комментах по нему. Уже с учетом этих Ваших слов. Почесал репу.... Призадумался, - что вообще происходит?

03.02.2014 - 18:19 :

27.01.2014 07:33 Михаил, простите, но задам Вам ещё вопрос. Задам, как обычный юзер, Вам, как профессионалу и спецу./// Вот побывал я на сайтах православных. И везде - жесточайшая модерация. Ну, это еще пол беды. Это норма. А беда - это боты. Нет, не проги, а люди-боты. Впаривают свою лабудень с диким упорством. Если честно, то достало.
Как Вы думаете, может, будет правильно вообще ничего в инете, даже на избранных ресурсах ничего не читать, не говоря уже о том, что б попытаться что то написать? Ждешь честности, доброты. Хотя бы на этих ресурсах. А получаешь - лапшу на уши. Лапшу не только авторскую, это ладно, но и... ботячью. Такое ощущение, что здесь, - только автор и "правильные" боты. В общем, мое мнение - лабуда это, сайты эти. Неправильно это, по мом. Надо завязывать искать здесь честность и доброту. Как Вы думаете?

05.02.2014 - 05:46 :

Иванка, — я "спец" только в том, что слышу это радио с момента его появления. Только недавно появилась вариантность во мнениях, очень незначительная, и часто бывает ощущение, что — имитация. "Получаешь - лапшу .... авторскую" — меня расстраивает только авторская, профессиональная лапша, — и только здесь, больше нигде. Люди ищут "доброты", а получают автора, который очень устал: конкретно сегодня, и, очевидно, — навсегда; ищут "честности", а получают частенько — облучение подозрительными лучами и игру на простых страстях. Насчёт "женской защиты" — это и буквально, и образно — любое понимание подойдёт: и то, и другое здесь присутствует. Интернет: как-то поймал себя на мысли, что включаю его ради одного сладкого момента: выключения. Не ищите в нём ничего, кроме, как вы выразились, "лабуды", — если она вдруг понадобилась — ну, например, приёмник для качественного приёма некачественного передатчика.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+