Наталья Валерьевна Иртенина – писатель, публицист, член Союза писателей России. Живет в Подмосковье. По профессии – издатель-редактор. Как писатель начинала с жанра философско-мистической фантастики. Опубликованы романы «Белый крест», «Царь-гора», «Гулять по воде», повесть «Культурный слой» и др.
В настоящее время предпочитает работать с христианской тематикой. Является постоянным участником историко-литературных обществ Литературно-философская группа «Бастион» и «Карамзинский клуб». Публикует статьи историко-культурного и публицистического содержания в журнальной периодике и на сетевых ресурсах. Участвовала в коллективной научной монографии «Традиция и Русская цивилизация», развивающей концепции философии истории, в частности философии русского традиционализма. В последние годы пишет прозу исторического содержания. Изданы романы «Нестор-летописец», «Шапка Мономаха», «Андрей Рублев, инок».
Поиск ответов на сложные вопросы человеческой истории и личных судеб, философская заостренность в яркой художественной форме, доля тонкого юмора – визитная карточка произведений Н. Иртениной. А в последних своих романах она демонстрирует умение уютно «обжиться» в мире Древней Руси, среди князей Рюриковичей, бояр, монахов, дружинников, торгового люда – ни на йоту, как дотошный исследователь, не отступая от исторической достоверности летописного «эпического века».
Награждена литературными премиями «Меч «Бастиона», «Карамзинский крест»; премией Лиги консервативной журналистики им. А. С. Хомякова; премией имени К. Н. Леонтьева за научно-популярную биографическую книгу «Патриарх Тихон». В 2011 г. роман «Нестор-летописец» номинировался на Патриаршую премию по литературе.
-
Новые известия о православных священниках в роду Н.В. Гоголя
«Кровь — великое дело», как говорил известный и одиозный персонаж русской литературы XX века. Составление родословия крупных деятелей истории, культуры, искусства, литературы дает дополнительные краски к их биографиям. -
«Штык — в землю!» Мемы красной пропаганды и коммунистическая власовщина.
Краснопатриотическая среда в последние годы породила несколько мемов-ярлыков, которые широко используются в пропагандистской войне смыслов. Один из них — «власовец». -
Ночная исповедь
Глава из неопубликованного романа. -
«Не нам, но имени твоему, великий Сталин!»
Проталкивание Сталина в исторические святцы в качестве главного творца Победы в Великой Отечественной войне — безумие, порожденное новой псевдосоветской религией «прекрасного СССР».... -
«Вставайте, люди русские… за леса, поля и реки»
В год 800-летия князя Александра Невского небезынтересно вспомнить фильм С. Эйзенштейна, посвященный этой исторической фигуре, и взглянуть на него не с точки зрения советского патриотизма, в рамках которого он был создан, а с точки зрения православно-церковной: посмотреть, в каких отношениях этот фильм с русской религиозной культурой и исторической действительностью. -
Кронштадтские пастыри: «Не агитировали за советскую власть»
Всякая революция — огненная саламандра, кусающая саму себя за хвост. В истории российской революции отгрызание хвоста началось с восстания в цитадели Балтфлота — Кронштадте — под лозунгом «За Советы без большевиков». «Авантюра», как именовали восстание большевики, была утоплена в крови не только его непосредственных участников, но и гражданского населения города-крепости. -
Как русские писатели распахивали «окна Овертона»
С эпохи великих реформ Александра II и вплоть до 1920-х годов русская литература в полном согласии с теорией «окон Овертона», смещала акценты от совершенного неприятия до признания приемлемыми и даже необходимыми целого ряда общественно-политических, социально-культурных и нравственно-психологических явлений, идей, концепций, поведенческих модусов. -
Религиозная философия русской военной победы
540 лет назад произошло знаменитое Стояние на реке Угре. Это событие, случившееся в пределах нынешней Калужской области, стало финальной точкой в освобождении Руси от ордынского тягла, в обретении ею независимости и цивилизационной самостоятельности. -
О христоцентричости подлинной историографии
Доклад, прочитанный на конференции «Церковь и историческая наука» в Издательском совете Русской Православной Церкви 2 июля 2020 г. -
Русская Церковь в начале 1918 года: «свобода совести» и патриаршее анафематствование на творящих беззакония
Большевики готовились истреблять не просто политических врагов, но целые страты населения. А чтобы не болела совесть, требовалось уничтожить Церковь, которая по мере нарастания кровавого половодья в стране все настойчивей напоминала о заповедях и Христе... -
Сакральная жертва «Кровавого воскресенья». Старая добрая метода
Январским утром 1905 года в столице Российской империи сразу в десятке районов началось массовое шествие-манифестация к центру города. Это была закамуфлированная под верноподданническое движение попытка изменения государственного строя. -
Наталья Иртенина, "Бедный, бедный Тутаев: заложник красного фетишизма и шулерства"
Маленький приволжский Тутаев, сосед огромного Ярославля, единственный из городов Золотого кольца носит не родное имя, а выданное ему в 1918 году по мандату местных коммунистов. -
«Штык — в землю!» Мемы красной пропаганды и коммунистическая власовщина
Краснопатриотическая среда в последние годы породила несколько мемов-ярлыков, которые широко используются в пропагандистской войне смыслов. Один из них — «власовец». -
Наталья Иртенина: Красные террористы на улицах городов
О красном терроре знают все. Долгое время это было героической частью советской истории. Для кого-то она по сию пору героическая. Говоря «а», не многие решаются сказать «б»: террор осуществляют террористы. Их имена тоже всем известны. -
Советская русофобия. Мемы красной пропаганды-2
В арсенале пропагандистов советского «рая» часто встречается идеологический «перевертыш»: «антисоветчик всегда русофоб». Это манипуляция с подменой смыслов, проводимая ради того, чтобы черного кобеля отмыть добела, представив советскую власть русофильской. -
Цивилизационный разлом, или когда историческое просвещение бессильно.
Нет в наше время более бесполезного занятия, чем спор с адептом советской идеи о личности государя Николая II, о деяниях и эпохе последнего русского царя. -
Социализм и всадники Апокалипсиса
Как происходит культурный и цивилизационный выбор между смертью и жизнью, мы наблюдаем прямо сейчас, в режиме реального времени, глядя с изумлением и искренним недоумением на современный Запад. Продолжение темы поднятой автором в статье «Главный идол социализма». -
Социализм и всадники Апокалипсиса. Часть первая
Православный писатель и публицист Наталья Иртенина рассказывает о псевдорелигии социализма, как о «прикровенной» форме бесовщины, пришедшей в Россию. -
Главный идол социализма
Любая революция плодит идолов. Завершающий этап «Великой русской революции» 1917 года, произошедший в октябре, на верхушку революционного пантеона взгромоздил идола по имени Труд. -
Советский стиль майдан-богоборцев
В издательстве при Российском институте стратегических исследований недавно вышел труд историка и религиоведа В. Н. Рогатина «Гонения на Православие на Украине в 2014—2016 гг.». Небольшая книга собрала в себе впечатляющий по объему фактов и довольно тяжелый для восприятия материал. -
Прочтение «Троицы» Андрея Рублева
Шесть столетий назад русские люди впервые узрели написанную монахом Андреем Рублевым икону «Святая Троица». Ничего подобного до тех пор на Руси, да, пожалуй, и на всем православном Востоке не видели. И даже не чаяли, что такое возможно – изобразить неизобразимое… -
Истина примирения
«Что есть истина?» — спросил Пилат у Христа. Ответа он не получил, потому что не мог бы его понять и принять. Современная Россия — как Пилат, глядящий на Христа и не видящий ответа на свой вопрос. Напротив, этим вопросом сам себя убеждающий: «Истин много, поэтому истины нет». -
Иосиф Волоцкий: тайна святости
Пятьсот лет назад ушел в вечность человек, оставивший миру загадку своей святости. Сто лет назад эта загадка исторгла из среды российской интеллигенции вздох удовлетворения: «Пробовали канонизировать, но в сознании русского народа он не сохранился как образ святого». -
Ко дню города: монастырское кольцо Москвы.
Бывают намоленные иконы, намоленные храмы. А Москва, как ни странно это звучит сейчас, намоленный город. -
Страсти по князю Владимиру
Так уж совпали события, что празднования в память 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира обрели дополнительный мощный политический контекст. -
Параллельные линии: фашизм, либерализм, коммунизм
Считать себя грешнее всех прочих — личная норма христианина. Но это становится бессмысленной и ложной установкой, если относить к целому народу, даже если он извалялся в грехах, как в грязи. А тем более — к политическому режиму государства. -
О двоеверии на Руси: дедушка Евфросинии Полоцкой
Несколько веков, начиная с эпохи князя Владимира Крестителя, христианство на Руси жило бок о бок с язычеством. Их сплетение в умах вчерашних идолопоклонников порождало причудливые формы двоеверия. -
Равноапостольные филологи, или Еще немного о «церковном мракобесии».
Христианство немыслимо без книжности. Звучащие в книгах письмена почитались как образ и отзвук Слова изначального — Премудрости Божьей. -
Церковь и арктическая геополитика в истории
Геополитика — непременная составляющая церковной миссии. Геополитический вектор проистекает из самой сути служения Церкви, призванной нести истинное Слово Божие до пределов вселенной. -
Притча о грехе и покаянии
В притчах Господних суть христианской веры, облеченная в метафору, дана ярко и «осязаемо» — лишь бы душа была открыта для восприятия. -
«Жили двенадцать разбойников»
Фольклорный образ разбойника для каждого времени свой и по нему можно отчетливо судить о нравственном состоянии народа. Духовно здоров тот народ, для которого оптимальный выход из разбойничества — покаяние, а не физическая гибель и не торжество закона. Поскольку в этом же видится и личный идеальный путь христианина. -
«Жили двенадцать разбойников»
Фольклорный образ разбойника для каждого времени свой и по нему можно отчетливо судить о нравственном состоянии народа. Духовно здоров тот народ, для которого оптимальный выход из разбойничества — покаяние, а не физическая гибель и не торжество закона. Поскольку в этом же видится и личный идеальный путь христианина. -
Весы истории. К 150-летию святителя Тихона, патриарха Всероссийского.
В списке врагов советской власти, опубликованном в 1922 г. «Известиями ВЦИК», имя патриарха Московского и всея России стояло на первом месте. -
ПАТРИАРХ ТИХОН: ОДНОСТОРОННИЙ РАЗГОВОР С ВЛАСТЬЮ
И ныне Русская Церковь следует завету святителя: ее деятельность «должна быть направлена не в сторону политиканства, совершенно чуждого Церкви Божией, а на укрепление веры православной…» -
Монашество: переустроители русского общества
Одна из аксиом русского духа - готовность к «суме и тюрьме», к вольному и невольному страданию, которое понимается как жертва. Жертва ради спасения души, жертва за други своя или, в сниженном варианте, за идею. -
«Склонить колена перед Безумием креста…»
Откуда берутся «христианские убеждения» вне веры, вне признания Христа Сыном Божьим, вне «стен Церкви»? Что за почва их растит, чем они удобряются? -
Летописец. Читающий Откровение истории
9 ноября Церковь будет праздновать память преподобного Нестора Летописца, автора житий первых русских святых. Одно из значений слов «земля Русская» у Нестора главное — с уточняющим добавлением: «земля Русская, люди христианские». -
УКРАИНСКИЙ ДЖИНН
В украинский национализм, даже умеренный, как мина замедленного действия, заложена неотвратимость перетекания его в радикальную фазу. Вплоть до нацизма, агрессивного раскольничества и религиозной нетерпимости — по отношению ко всему, что имеет оттенок русскости. -
Святой Стефан, брат Сергия Радонежского
В лучах славы преподобного Сергия почти не виден его старший брат Стефан. Между тем он — фигура для XIV в. немаловажная. -
Смысл Истории и ложь украинства
История России — это история ее Церкви, и в любых процессах стоит искать церковный вектор. -
Смоленский рубеж Русской цивилизации
Через несколько дней после крымского референдума на сайте общественных петиций некий гражданин Белоруссии инициировал сбор подписей за присоединение Смоленской области к его стране. Мотивация: Смоленск — «белорусский город». -
Житие иконописца: меж двух образов Успения
Один из самых светлых образов в рассказах Киево-Печерского патерика о первых на Руси преподобных отцах — святой иконописец Алипий. -
Огнем и мечом? Или все-таки миром и терпением?
Современные историки опровергают общепринятую в советское время концепцию, что христианскую веру на Руси насаждали силой — «огнем и мечом». В наше время ее, помимо закоренелых атеистов, водрузили на свои знамена сторонники неоязычества. -
Прославление Сергия и тайны «Троицы» Андрея Рублева
Неслучайно даты памяти Сергия Радонежского и Андрея Рублева оказались рядом — 17 и 18 июля. Монах Андрей стал одним из главных действующих лиц подготовки прославления Сергия во святых… Его «Троица» полна тайн. Может, это потому, что мы утратили ключ к расшифровке древнего «богословия в красках». А может, она казалась загадочной уже современникам Рублева. Икона поражала и, возможно, сперва пугала какой-то запредельностью проникновения в Божьи тайны… -
Образование в приданое, или О женской учености на Руси
Когда «философ на троне» Екатерина II ровно 250 лет назад учреждала Воспитательное общество благородных девиц (в просторечии Смольный институт), она еще не знала, со сколькими иллюзиями ей придется расстаться за свое долгое царствование. -
Святой благоверный князь Владимир Мономах и древнекиевский «майдан»
Киев полыхал мятежом. Распаленные толпы брали штурмом дома представителей городской администрации и финансовой «элиты», грабили, крушили. В воздухе носились антикоррупционные и антисемитские призывы... Шел 1113 год. -
НАША НОВАЯ «ЗАДОНЩИНА»
Кажется, неслучайно финальный аккорд порабощения южнорусских и малороссийских земель евроатлантической Новой ордой происходит в год памяти Сергия Радонежского. -
Сергиева Русь
Если России современной нужна национальная идея, то она по-прежнему, как в XV веке, так и в XXI-м звучит на рублевской иконе, вдохновленной Сергием: «Да будут едино, якоже и Мы». Троицын день — вот настоящий День России.