Перейти к основному содержанию

19:45 17.09.2019

Тест на жлобство, или о «священниках на мерседесах»

17.02.2016 07:39:27

На катехизаторских занятиях все чаще слышу вопросы о «священниках на мерседесах». Удивляет то, что спрашивают не случайные злопыхатели с улицы, и не «зеленая» молодежь, а зрелые люди, пришедшие на занятия узнать о Боге. Ну вот обозначен у них в мысленном списке религиозных интересов пунктик о богатых батюшках, и сей пунктик надо непременно решить. Причем тон вопроса содержит как бы такой смысл: «Если батюшки-сребролюбцы не существуют и я ошибся, то буду веровать. Если же существуют, не буду веровать, и не уговаривайте. Я принципиальный».

Глупо? Но именно так эти вопросы и слушаются. Мне рассказывают про очередного мифического священника-миллионера, а я вспоминаю воцерковление свое и тех знакомых, вместе с которыми приходил к вере, и недоумеваю. Кажется, нас интересовали только два вопроса: есть ли Бог, и где Он. Если есть, в какой традиции и конфессии Его искать? Внимание концентрировалось на  духовной литературе, на истории религий, на самом опыте религиозной жизни. Много ответов подарила Литургия. Остальные обретались в Писании, у Отцов, и в самом процессе воцерковления. Вопрос обогащения духовенства казался настолько ничтожным и пошлым, что даже «в списке» не значился. Интересовали вечность, спасение, тема греха и покаяния, путь Церкви в истории, сравнение религий и христианских направлений в их целях и практике. А после прочтения жития преподобного Серафима тема «батюшек на мерседесах» навсегда попала в разряд неинтересных. Да, понятно было, что существуют жадные до денег священники. Но в Церкви также есть преподобный Серафим - и пусть хоть тысячи мерседесов мельтешат на его фоне. Если Серафим достиг такой святости в этой Церкви, значит именно в ней Христос. Больше рассуждать на подобные темы не хотелось.

И вот, взрослые мужчины, которым самой природой дано задумываться о ключевых вопросах бытия, искать Истину и служить Ей – ковыряются в грязном белье духовенства, и бывают довольны, когда порок обнаружен и доказан. Разрыв между призванием христианина и таким убожеством души обескураживает, особенно если речь идет о русском человеке. Необычайная вместимость его сердца для веры и благодати доказана ярчайшим феноменом русской святости и явлением «золотого века» русской литературы. И я недоумеваю: неужели «русские мальчики» переформатировались в армию черноротых блогеров? Неужели Алеши Карамазовы сдружились с Ракитиными и вышли из Церкви только потому, что приметили у монастырского настоятеля золотую цепочку?

И, как это ни стыдно, приходится менять тему библейских занятий и находить у апостола Павла тексты не о Христе и святости, не о спасении и благодати, но о «шкурных» вопросах. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9,13-14). Приходится всерьез рассказывать христианам (и – русским людям!) о том, что приход обязан содержать батюшку, что есть священная обязанность жертвовать служителям алтаря. Что, опуская помятую десятку в ящик для пожертвований, мы совершаем жертву перед Богом, ради Него . Напоминать о исконном почитании священного сана на Руси, и проч.

При общем недоверчивом молчании приходится тратить драгоценные часы, чтоб объяснить: подсчитывать доходы священника имеет моральное право лишь тот, кто жертвовал ему свои кровные деньги, будучи его прихожанином. Если же ты этого батюшку и в глаза не видел, имеешь о нем понятие только по слухам, и в его приходской казне твоя трудовая копейка не звенела – не смей раскрывать рот для осуждения. Сколько дали, что подарили, как употребил деньги – не твоего ума дело. Судья ему Бог, и отчасти его собственные прихожане, но не ты, мелкая душа. Особенно, если сам на хорошей машине ездишь и мимо нищих с брезгливостью проходишь.

«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор.9,7-11).  Так апостол Павел доказывал коринфянам, что он, проповедуя у них, имел полное право брать от них деньги и жить на их довольстве. Сам Павел не пользовался данной привилегией, ибо предвидел, что впоследствии его могут упрекнуть. Но он аргументировано показал общее право священников и проповедников «пожать и телесное», т.е. кормиться от прихода. Так «Господь повелел».

Объясняю это, спорю, а вспоминаются совсем другие апостольские слова, как диагностика ситуации: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка» (1Тим.6,5). Грустно на душе. На такие ли темы должны беседовать православные? Точно ли речь идет о самых  интересных страницах Писания? Мы о христианстве говорим, или у нас тест на уровень жлобства? А вопросы идут. Часы, яхты, машины, дачи, золотые кресты… О-о-х. Вот и два часа пролетели в «душеспасительном разговоре». Причем, каждый остался при своем мнении, скорее всего. Плюс ощущение пустоты и потерянного времени (лично у меня).

Один старший товарищ говорил мне когда-то: «Я никогда ни на кого не обижаюсь, но могу разочароваться в человеке». Интересно, может ли Бог разочароваться в нас? Наверное, да. Особенно, если Он предлагает нам спасение души и вечную жизнь, а мы спрашиваем о «священниках на мерседесах»…

Комментарии

чт, 02/18/2016 - 05:32 :

Спрашивая (порой злобствуя) о батюшках на "мерине" и в золоте, запаздывают, увы! Не пора ли начинать спрашивать о личном самолете Святейшего? Ведь куда замахнулся: в Антарктиду полетел. Там, де, храм открыл для полярников. Сел бы на лодчонку, как Васко да Гама... Нет, торопится: там чьи-то сыновья-полярники службу несут. А куда так спешит среднестатистический московский батюшка: не на простом мерине, а на железном (который добрый прихожанин с барского плеча) ??? Так опять же: кого-то утешить пастырским словом после исповеди и причастить Таинств на дому лежачего, в хосписе умирающего. Или в реанимации окрестить "безнадежного" младенца, который после такого вдруг поправился, а если нет, то какое утешение скорбящей матери о крещенном молиться...) Приходилось слышать ворчание мирян, ожидаюших батюшку , де, опаздывает. А то, что он с другого конца города добирается в пробках, про это забываем.

чт, 02/18/2016 - 16:40 :

"Жлобы" рассуждают так, будто на дворе 90-е годы. Тогда-то "Мерседесы" были символом крутости "новых русских". А теперь-то едва ли только не один из десяти автовладельцев из всех слоёв общества ездит на отечественном авто. И "Мерседесы" теперь самые разные. Вплоть до двухместных микролитражек.

пт, 02/19/2016 - 13:16 :

Проблема, действительно есть. Об этом и портал Святой Горы пишет
http://radonezh.ru/monitoring/roga-torchat-ne-iz-vatikana-a-iz-vashego-s...
Не надо лукавить, речь не о старых мерседесах, а о тех, кто является соблазном и для некоторых верующих в том числе.

пн, 02/22/2016 - 00:38 :

Статья нужная, но выводы - неверные. Апостол Павел трудился делая и продавая палатки, другие ловили и продавали рыбу и т. д каждый сколько мог по силам своим. Речь уже не идет о спасении души , если у батюшки швейцарские часы за большие деньги и рядом с церковью стоит его мерседес. А не идет потому, что слуги Божие не больше Господина Своего и если у Господа ничего не было кроме одежды и сандалей - всего то из пяти наименований, то не следует и слугам брать больше им положенного из даров паствы своей часто собирающих по крохам. Иначе все проповеди будут - лицемерием. А это то как раз то , чего наш Господь так не принимал и осуждал. Я согласен, что мерседес - хорошая машина, надежная, но ведь не в ней дело. Когда в СССР архиепископы Москвы и Патриарх приезжали на черных государственных чайках и волгах - это не вызывало ни у кого возражений. Положено по чину. Если президент России ставит вопрос о пересадки всех госчиновников на отечественный транспорт поскромнее , чем мерседесы да ауди по четыре - пять миллионов рублей, то значит и до его ушей доходит справедливая критика людей. Не стоит обижать наш народ называя их черноротыми. Люди до сих пор живут в землянках, в аварийных домах, в нищите невероятной, впроголодь, безмолвно и безропотно умываясь слезами и бесконечными просьбами об улучшении их жилищных условий и увеличении пенсий. Реально сегодня двадцать первый век, но разница в уровне жизни космическая. Если бы я увидел как наш Святейший Патриарх Кирил выходит из русского внедорожника или лады Калина я не изменил бы своего мнения о нем и о нашей Церкви, а если бы и босиком пошел - сам бы в ноги ему поклонился. Не смущает меня и его поступь из мерседеса, потому , что положено по чину. Но вот когда в храме за каждую мертвую душу за упокой берут по 15 рублей - это меня выводит из себя. Я эти гоголевские оброты в храмах РПЦ принять не могу и вопрос - открыт. С нашими длинными списками до пятидесяти а то и до ста имен почивших в Боге никакая пенсия не выдержит.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+