Перейти к основному содержанию

13:18 20.04.2024

Таллиннская «Скоропослушница»

15.06.2015 08:32:54

Если добираться до Таллина морским путём, то со стороны Финского залива открывается величественная картина: увенчанные восьмиконечным крестом купола белоснежного православного храма, оттеняющие лучезарную синеву неба или, при пасмурной погоде, разгоняющие мрачную тоску свинцовых туч. Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», радующий взор морского путника, построен совсем недавно. Всего два года назад, 16 июня 2013-го, он был освящён Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, во время визита Святейшего в Эстонию.

Город нуждался в этом храме, ведь в таллинском районе Ласнамяэ не было ни одной православной церкви, хотя из почти 120 тысяч жителей Ласнамяэ русскоязычные (и православные) составляют большинство. Строительство проходило не без трудностей, но даже в их преодолении проявилась направляющая воля Божия, благодаря которой в созидании храма приняли участие многие люди из разных стран.

Инициатива строительства исходила «снизу»: жители Ласнамяэ обращались к митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию (Якобсу), говорили, что их району, который по населению сопоставим с крупным эстонским городом, нужен храм для богослужения и молитвы. Правящий архиерей не мог не поддержать добрую инициативу таллинцев; тем более, он сам хорошо понимал, насколько важно церковное присутствие в Ласнамяэ.

- В 2002 году митрополит Корнилий обратился к мэру города Эдгару Сависаару, -- рассказывает настоятель храма протоиерей Борис Мерлин.— Мэр идею поддержал, предложил выбрать место для строительства. Это заняло некоторое время, но мы всё же выбрали тот участок, где сейчас расположен храм – на берегу моря. Город предоставил участок безвозмездно с правом застройки, на 99 лет. По местным законам это, по сути, навсегда.

- Удивительно, что мэрия пошла навстречу, -- говорю я в ответ батюшке.--  Всё же в Эстонии отношение к Православной Церкви Московского Патриархата неоднозначное… С чем же было связано такое расположение городских властей?

- Думаю, что в основе лежала разумность и понимание со стороны мэра города, -- объясняет отец - Борис.  Конечно, понимание поддерживалось населением этого большого района: мэр осознавал, что Ласнамяэ нельзя оставлять без храма, тем более, там живут в основном русскоязычные и православные. Думаю, значительную, а с нашей стороны решающую  роль сыграло и мнение митрополита Корнилия, который разговаривал с Эдгаром Сависааром по этому поводу.

Конечно, формальное разрешение мэрии, полученное в 2002 году, было только началом, хотя и немаловажным, в деле храмостроительства. В сентябре 2003 года состоялось другое знаменательное событие: Патриарх Алексий II освятил закладной камень—на том самом месте, где сейчас красуется храм. Святейший, приехав в Эстонию после длительного  (и вынужденного) перерыва (причём это был его последний визит на родину) посетил могилу своих родителей, побывал в Пюхтицком монастыре и, конечно, много служил.

--Патриарх даже воспрянул духом, это было видно внешне,-- вспоминает отец Борис. --  После освящения закладного камня началась интенсивная подготовка документации, оформление проекта храмового комплекса. Проект разрабатывался белорусским архитектором Николаем Дятко и его эстонским коллегой Олегом Жемчуговым. Этот проект был представлен на городской архитектурный конкурс (таковы требования законодательства) и занял первое место. Победа в открытом конкурсе позволила нам снять многие потенциальные проблемные вопросы, так как мы не требовали для себя никаких особых условий и привилегий. По эстонским законам, после конкурса любой человек может заявить протест в связи со строительством храма (неважно, по каким причинам). В нашем случае не было ни одного протеста. Более того: за время строительства мы не сталкивались с каким-либо противодействием нашему делу, хотя само строительство шло довольно долго.

--Да, десять лет—немалый срок,-- соглашаюсь я.— Но, с другой стороны, некоторые храмы строятся дольше, а в Ласнамяэ возводился целый комплекс… Как же шло финансирование столь масштабного строительства?

-- Вначале гарантию строительства митрополиту Корнилию дали четыре человека из Эстонии, которые жертвовали свои деньги,-- отвечает отец Борис. — Далее мы начали получать другие частные пожертвования. Всего жителями Эстонии было собрано 2,5 млн. евро. Из России мы получили два частных пожертвования: от губернатора А.Тулеева и митрополита Кирилла, нынешнего Патриарха. Но, полагаясь только на имевшиеся у нас частные пожертвования, мы могли строить ещё лет тридцать: слишком велик был объём строительства. Митрополит Корнилий, будучи в Москве, побывал в фонде св.Андрея Первозванного, рассказал о нашем проекте. Кстати, для главы фонда—Владимира Ивановича Якунина -- Эстония не чужая страна, так как он провёл своё детство в Пярну (его отец—лётчик—там служил), у него в Эстонии живут школьные друзья. И вот во время одного из своих визитов в Эстонию В.Якунин попросил митрополита привезти его на строящийся объект. Шёл 2008 год и тогда уже многое было сделано: цокольный этаж, часть стен и центральные колонны. Владимир Иванович даже удивился, что так много было построено и, в общем-то, пообещал дальнейшую поддержку. После этого был составлен трёхсторонний договор: между фондом св.Андрея Первозванного, мэрией Таллина и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата.

-- Приход фонда помог кардинально изменить ситуацию?

-- Да, строительство стало планомерным, а не таким импульсным, как до этого. Окончание работ намечалось в сентябре 2013 года, но вмешались внешние обстоятельства: нам сообщили о планируемом в июне визите Патриарха Кирилла. Пришлось, конечно, поднапрячься, но мы всё успели. Даже наши московские гости, которые приехали заранее с инспекцией, удивились тому, что всё удалось закончить. Храм был полностью готов к освящению Патриархом. Городские власти пошли нам навстречу и разрешили проведение патриаршего богослужения в июне, хотя мы ещё не имели тогда разрешения на эксплуатацию здания храма.  Патриарху понравился простор храма и его архитектурное исполнение, а Владимир Якунин отметил, что работа выполнена на самом высоком уровне. К приезду Патриарха Владимир Якунин преподнёс в дар икону Божией Матери «Скоропослушница», написанную на Афоне, как частный подарок храму от своей семьи.

-- Кстати, название храма выбрано не случайно,-- говорит отец Борис.—До 1959 года  в Таллине был храм подворья Пюхтицкого монастыря. Затем его  закрыли и разрушили, а икона Божией Матери «Скоропослушница», находившаяся на подворье, оказалась у священника Вячеслава Якобса, нынешнего митрополита Корнилия. Так она у него и хранилась, более полувека. И когда был поднят вопрос о названии храма, митрополит предложил назвать его в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», тем более, эта икона символизировала связь Таллина с Пюхтицким монастырём. В конце сентября 2013 года, когда храм был открыт для богослужений, митрополит Корнилий торжественно внёс эту икону в новый храм, с немалым волнением— всё же она для него стала большой святыней, проведя в его келии больше 50 лет.

Храм: новшества техники и электронная колокольня

Храм в Ласнамяэ открыт для прихожан почти два года. К слову, на строительство храмового комплекса было затрачено 7,5 млн. евро, из них значительную часть пожертвовал фонд св. Андрея Первозванного.  Церковь поражает своими размерами и масштабом. Это второй по величине храм в Эстонии; он уступает только Александро-Невскому кафедральному собору в Таллине. В церкви множество технических новинок: многие из них я ранее нигде не видел. Возможно, такие новшества есть в больших храмах крупных российских городов, но для Эстонии они уникальны.

Например, здесь автоматизирован колокольный звон -- звонарю вообще не нужно подниматься на 19-метровую колокольню. Вместо этого звонари на специальном компьютере в храме набирают с помощью клавиатуры необходимый звон (обычный, красный, московский, погребальный, на вынос плащаницы и т.п.), проверяют его, записывают, а затем «отправляют» на колокольню. После этого прихожане слышат знакомые удары колоколов. По сути, здесь устроена электронная колокольня (хотя девять колоколов, конечно, самые настоящие). Такая система снижает вероятность ошибки и почти нивелирует человеческий фактор. С другой стороны, многие привыкли к «живому» присутствию звонаря на колокольне и для кого-то электронная система выглядит непривычно.

Впрочем, современной техники в храме вообще немало— и она, безусловно, нужна. Например, на клиросе, для певчих, установлены особые высокочувствительные микрофоны, улучшающие звучание. У чтецов есть свой микрофон, подобранный с учётом звучания церковнославянского текста. Также в храме оборудована мощная вентиляционная система с подогревом воздуха. Она позволяет поддерживать стабильную температуру, что предохраняет храм от разрушения, да и холодных сквозняков в нём тоже нет. Температура почти везде одинаковая: если внизу +16, то у купола будет +15. В церкви не душно и не жарко даже при большом стечении народа в праздники, именно благодаря хорошей вентиляции.

Таким образом, «наружные» факторы (слышимость, звучание, температура воздуха и т.п.) практически всегда под контролем, благодаря современному оборудованию. Впрочем, всё это моменты именно внешние. Гораздо важнее то, как складывается внутренняя жизнь общины. Общины очень молодой, сформированной недавно, но под попечением опытного священника.

Врач и священник

Протоиерей Борис Мерлин, настоятель церкви иконы Божией Матери «Скоропослушница» родился в Таллине, в 1957 году. Образование получил в Тартуском университете. Работал врачом — невропатологом. В священный сан был рукоположен в 1993 году, причём решение о принятии священства состоялось по благословению старца, протоиерея Николая Гурьянова.

-- Моя мама родом из Пскова, и я по её просьбе поехал к отцу Николаю на остров Залит, -- рассказывает отец Борис. -- Он меня благословил на служение в церкви. Конечно, это совершилось не по моей воле, не по моей инициативе. Я тогда вообще с перепугу ничего не говорил, сидел и молчал. Сам отец Николай производил такое благостное впечатление, что хотелось просто молчать и смотреть на него. Он сказал, что работа врача -- важное и богоугодное дело, но моё дело—стать священником, хотя я думал о другом. Так что дальше личных моих фантазий на эту тему не было.

Примерно год отец Борис служил в диаконском сане, а в 1994 году стал иереем. Несколько лет, до 2001 года он не оставлял врачебную практику, хотя, конечно, такое совместительство давалось непросто. Батюшка служил в кафедральном соборе в Таллине, в других эстонских городах; 19 лет был настоятелем храма в городе Тюри— «зелёной столице» Эстонии. Тюриский храм, благодаря ходатайству прихожан и отца Бориса, был передан в собственность Московского Патриархата, хотя изначально власти отписали его Константинополю. Правда, он пришёл в негодность и на его месте был построен новый храм, в византийском стиле, освящение которого состоялось, как и церкви в Ласнамяэ, в 2013 году.

-- Городские власти в Тюри к нам благосклонно отнеслись и приветствовали строительство нового храма, что и позволило нам построить его за семь лет. Всё же во многих городах Эстонии к нам хорошо относятся, --говорит отец Борис.—Но в целом ситуация в стране мало изменилась: большая часть храмов передана Константинополю, а мы вынуждены ими пользоваться как арендаторы. Вопросы с имуществом непростые и пройдёт, наверное, немало времени, прежде чем их удастся разрешить.

Конечно, имущественные проблемы никак не затрагивают храмовый комплекс в Ласнамяэ, ведь он строился уже в то время, когда споры о собственности поутихли, и государство сказало своё слово. Поэтому Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» -- одна из немногих в Эстонии, находящаяся в собственности Московского Патриархата. Храм органично вписался в жизнь таллинского района Ласнамяэ; тем более, он открыт каждый день (исключая понедельник) и службы в нём практически ежедневные. Кроме настоятеля, в церкви служат два священника— протоиереи Александр Галиакберов и  Леонид Конощенок. Площадь перед храмом названа в честь Патриарха Алексия II, здесь же находится памятник почившему святейшему, исполненный по предложению городских властей (к слову, одним из архитекторов храма—Олегом Жемчуговым). Языки богослужений -- церковнославянский и эстонский.

-- Для нас важно, чтобы люди, приходящие в храм, встречали радушие и понимание, -- говорит отец Борис. – Поэтому даже у подсвечников мы стараемся ставить доброжелательных, терпеливых и образованных прихожан. Ведь начальные вопросы многие задают именно у подсвечников или в церковной лавке. Когда мы берём людей на эти места, то даём им испытательный срок: не все могут выдержать большое количество приходящих, с разным поведением и вопросами.

-- Очень большое внимание мы уделяем воскресной школе для детей и взрослых, основательно подходим к подбору преподавателей, обучаем их -- продолжает свой рассказ настоятель. – В занятия с детьми обязательно включаем музыкальную часть: дети ведь любят петь, им это интересно и радостно. Учебный класс оснащён по последнему слову техники – интерактивная доска, современные проекторы с дублированными настенными экранами и т.д. После занятий — трапеза для детей, причём у нас работают профессиональные повара, поэтому мы предлагаем нормальное питание (гречку, овощи, молоко), а не просто конфеты и печенье к чаю.

Финансирование текущих расходов храма, по словам настоятеля, ведётся за счёт пожертвований. Конечно, расходы немаленькие, но, как говорит отец Борис, «несопоставимо низкие по отношению к размеру храма», во многом благодаря добротной постройке. Кроме этого, при храме был сформирован попечительский совет, который, по возможности, будет помогать материально.

Безусловно, храмовый комплекс в Ласнамяэ—это уникальный и грандиозный для Эстонии проект. Но если этот проект, по воле Божией, состоялся, то можно надеяться, что Господь не оставит без своего попечения тех, кто трудится сегодня в церкви и на благо церкви, столь нужной многим жителям крупнейшего района эстонской столицы.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

02.01.2021 - 13:23 :

Я Зубов Валерий Павлович, розыскиваю своего племянника Конощенка Леонида Валерьевич, он является священииком храма. К сожалению очень позно узнал об испытаниях которые выпали на него. Всегда помнил и хотел с ним , а так же с его родителями общаться, но телефоны утеряны и изменены! Мой телефон прежний 89219314801. Спасибо за ранее если кто то поможет восстановить связь и сообщит телефоны. Спасибо, с Новым годом и Гождеством. желаю божьего благославления и здоровья!

11.11.2022 - 11:31 :

Здравствуйте.я пишу Вам телефон вашего племянника Леонида Конощенка.+37255908885 и его e-mail. [email protected].К сожалению только сегодня увидела ваше сообщение.Уже почти год прошел.Может уже раньше Вам удалось с ним связаться.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+