Перейти к основному содержанию

00:01 03.12.2021

ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: «ДА, БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. ЭТО ОГНЕННАЯ ЛЮБОВЬ, ЗАКАЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА, МЕНЯЮЩАЯ ЕГО»

04.04.2013 17:11:05

Е.Н.: Отец Всеволод, недавно две дамы - Ирина Карацуба и Елена Волкова, по крайней мере одна из них преподает в Свято-Филаретовском институте, устроили акцию в храме Христа Спасителя в поддержку кощунниц из Пусси Райот. Свято-Филаретовский институт позиционирует себя как православное учебное заведение. Как это понимать?

Прот. Всеволод Чаплин: Вы знаете, как раз это-то меня больше всего и удивило. Я не думал высказываться по поводу очередной акции - знаю, что и в Париже было совершено что-то похожее, причем французы, включая государственную власть Франции, реагировали достаточно решительно. Политики, пресса отреагировали жестко. Совесем не так как в нашем случае. Кто-то из публицистов даже сопоставил в двух колоночках, что говорилось об акции в храме Христа Спасителя и что говорилось об инциденте в соборе Нотр-Дам де Пари. Когда это касалось нас - страны далекой, непонятной и, как многие ее воспринимают, враждебной, - реакция была одна. Когда коснулось собственной святыни - реакция была другая. Но таких историй, к сожалению, в нашей стране и в других странах бывает достаточно много. Но вот что меня поразило: люди, которые это осуществили, вроде бы происходят из православной или условно-православной среды.

Е.Н.: Эта самая Карацуба является кандидатом исторических наук, преподает в Свято-Филаретовском православном институте.

Прот. Всеволод Чаплин: Я давно про эту даму слышал. Знаю программу, которую она ведет много лет на одной из радиостанций. Один из вариантов названия программы звучал примерно так: «Русская Церковьцарство от мира сего». И в этой программе Карацуба и ее гости анализировали жизнь Церкви с точки зрения - якобы антисоветской, а на самом деле, я убежден, антицерковной. Говорилось, что наша Церковь вся проникнута коммунизмом, соглашательством с безбожными властями. Критика раздавалась как бы с точки зрения Зарубежной Церкви, постоянно раздавались обвинения в адрес митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Святейшего Патриарха, вообще церковных властей. Эта дама утверждала, что наши церковные власти слишком сервильны как по отношению к нынешней «нехристианской» (по ее мнению) власти, так и по отношению к нехристианской власти (что было действительно так) Советского Союза. Очень жесткие были оценки. Я тоже вел программу на этой радиостанции и постоянно получал смс-ки и звонки с критикой Карацубы. Я не считал, что нужно полемизировать, но просто подмечал духовный путь этого человека. И этот путь, как мне кажется, совпадал со спорными, печально кончающимися путями, которыми прошли многие либеральные христиане или постхристиане на Западе. Мне неизвестны богословские, религиозные взгляды этого человека, я скорее знаю ее публицистику. Но многое в жизни того слоя православных или уже условно православных христиан, который она представляет, ведет как раз туда, к оправданию кощунства. Получается так, что сначала люди ставят под сомнение жесткие нравственные нормы Церкви, нормы, касающиеся богослужебного языка, церковной дисциплины, канонической системы иерархического устройства Церкви. Потом начинают сомневаться в бессмертии души, в чудесах Божиих, в историчности евангельских повествований, в историчности житий святых. Все это неслучайно. Есть группа людей, которые считают, что не просто нужно быть ближе к людям. Нужно подстраиваться под их вкусы, под их взгляды, под их религию «бога в душе хороших людей», под оправдание разного рода грехов, под разговоры, что не может Христос никого судить, он же хороший, он же лапочка такая. Мы Его «видели», когда читали Булгакова. Вот Он такой! А что говорится в аскетических творениях - это все неправда, это все вымысел, это все попы придумали, древние или современные, а Евангелие - да, это серьезная вещь, но что-то там тоже, знаете, неисторично. Что-то придумали переписчики. Вот все эти разговоры я хорошо знаю. Я довольно плотно общался с западными христианами, в том числе с протестантами. Эти разговоры там звучали в течение всего XX века. Они попадали и сюда тоже - через эмигрантскую литературу, через влияние русских богословов, которые жили на Западе, через то обстоятельство, что некоторые наши активно мыслящие священнослужители думали и писали, некритично пользуясь приспособленческими штампами нашего эмигрантского богословия. Я назову отца Виталия Борового, которого я искренне любил. Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, и я сам тожемы оба были одними из последних людей, которые его посещали в больнице. Но я не считаю его великим мыслителем. Я считаю, что многие вещи он заимствовал как раз у тех самых богословов, которые пытались максимально приспособить православие к западным нравам, модам и мыслям.

Многие западные христиане как раз и привели часть православных богословов к тому, чтобы приспособиться, не раздражать окружающую реальность – «авангард» общественного мнения на Западе, который мыслит категориями антропоцентризма, человекобожия, еще более жестко скажем: почитания и безмерного уважения грешного человека. При этом грех признается нормой, а православное богословие в целом должно к этому греху приспосабливаться, подлаживаться, не раздражать и уж тем более не обличать и не вступать в конфликт. Вот, к сожалению, у нас сегодня есть определенный слой людей, облако, которое мыслит этими же категориями, основываясь на трудах западных богословов и русских эмигрантов. И даже позволяют себе окрики в адрес тех, кто все-таки пытается говорить о целостности догматического учения Церкви. О том, что есть Божий суд и Божие наказание. О том, что Божия любовь, бывает, очень серьезно перетряхивает всю духовную жизнь человека -через испытания, через болезни, через столкновения с теми, кто эту любовь не приемлет и относится к ней с ненавистью. Вот обо всем этом сегодня не только предлагают забыть, но и агрессивно противятся этому. Но нужно, чтобы истина православия, истина христианства, истина Евангелия во всей его полноте проповедовалась и не редуцировалась ради приспособленческого стремления угодить похотям мира сего. Христианство всегда находилось в конфликте с определенной частью общества, с обывательской моралью, с грехом, с пороком. Этого никогда не получалось избежать. Не случайно все апостолы, кроме одного, закончили жизнь мученически. Не случайно Христа распяли. Не случайно были гонения на святых. Мы не будем себя сравнивать со святыми, но нужно помнить о том, что и в Евангелии Господь не обещает нам сытой, беспроблемной, спокойной жизни. Похвал, аплодисментов, вечных мест в президиуме на разных собраниях. Если Его гнали - гнать будут и нас, и не надо этого страшиться. Не нужно жить ради того, чтобы тебя обязательно похвалили, в том числе люди, которые из Евангелия берут меньшую часть, устраивающую их и их грехи.

Упомянутая госпожа Карацуба, часто вещает на РСН, выступает с позиции критики Церкви. Как бы традиционалистской критики, потому что она постоянно говорит о катакомбах, о Зарубежной Церкви, о дореволюционных временах, о том, что тогда было лучше, в катакомбах было тоже хорошо. А вот Церковь советских и постсоветских лет - это плохо. То, что сегодня с этой дамой произошло - это логичный исход, логичный конец, или еще не конец, но предварительный итог этого духовного пути. Этот путь вел наружу, из Церкви. И одна женщина, и другая заявляют, что они повторяют чуть ли не весь год молитву, произнесенную кощунницами, матерные слова повторяют, и сопоставление имени Божьего с бранными словами тоже. Ну, слушайте, если верующий человек продолжает оставаться таковым и повторяет это каждый день как молитву - значит что-то не в порядке с его верой. Попробуйте сопоставить наши утренние и вечерние молитвы, основанные на опыте святых людей разных эпох христианства, с теми тестами, которые мы сегодня слышали от этих двух дам, с так называемой молитвой кощунниц и со всем, что эти люди и подобные им говорят в публичном пространстве. Разные планеты, разные вещи. Разные вещи, вы уж извините, я свое мнение выскажу - богомыслие и бесомыслие. Последнее мы слышим не только от этих двух дам, но и от целого ряда околоправославных деятелей, говорящих о том, что Страшного суда нет, что Богу все равно, грешим мы или не грешим. Всех Он спасет, даже отступниковВот, не сопоставляется одно с другим. Это разные духовные планеты, разные векторы жизни, разные образы мысли: богомыслие и бесомыслие.  

Опять же случай с отцом Виталием Боровым. Он заимствовал многие мысли, которые изобретены не им. Сейчас идут еще дальше. Распространяется рационалистическая трактовка Богооткровенных истин, идут разговоры о том, что в Евангелии много мифов, что нельзя все воспринимать буквально. Что непорочное зачатие Господа Иисуса Христа не надо понимать физически. Вот все эти мысли зрели в эмигрантском богословии и потом пришли сюда. Те немногие люди, которые могли еще в 70-е годы читать книги богословов-эмигрантов - тот же отец Виталий Боровой, тот же отец Георгий Кочетков - они, как мне кажется, некритически их восприняли и почему-то считали, что за ними будущее, а на самом деле мы видим, что это идеи самоубийственны для Церкви. Потому что во всех религиозных общинах, где эти идеи, собственно говоря, и родились - а это прежде всего протестантские общины - людей все меньше и меньше. Реального горения пастырского и человеческого там очень мало. Есть отдельные участки социальной работы, связанные с общественной деятельностью, околополитической, международной, но ядра духовного практически нет. Оно выедено, оно уничтожено. Вместо него - пустота. Если кто-то хорошо занимается социальной работой, борется за права евреев или права палестинцев - это хорошо, но эта работа не всегда связана с настоящей духовной жизнью. И чем дальше, тем больше они от нее отрываются, уходят в самостоятельное плавание, и поэтому в конце концов многие протестантские благотворительные и общественные организации просто перестают существовать. Вот многие у нас пытаются унаследовать этот якобы прогрессивный, продвинутый путь, который ведет в никуда и который давно уже привел других людей в никуда. И который никакого будущего не сулит, который сулит только духовное оскудение и неверие. Перемена знака мышления человека в отношении христианства с плюса на минус, когда человек, который еще недавно говорил, что он христианин, начинает сомневаться, было ли во Христе что-то хорошее, утверждает, что от Него было одно зло. Вы не поверите, я говорил с одной дамой, пасторшей в одной из стран Северной Европы. Довольно влиятельное лицо в прошлом, сейчас отошедшее уже от церковного служения. Так вот эта дама, ответственное лицо одной из протестантских церквей, говорила мне, что все беды в мире из-за Христа и Евангелия. Что это нетерпимое, разделяющее учение. Что Церковь всегда была против любви (имелась в виду однополая любовь). Эта дама состоит в одной из групп сексуальных меньшинств, и заявляет, что все беды от Христа - и фашизм, и коммунизм.

Такого рода взгляды присутствуют в некоторых постхристианских общинах, и некоторые наши люди пытаются за этими взглядами угнаться. Когда они, в частности, спрашивают: ну как же Бог может судить? Он же не должен никого осуждать, Он же несет любовь. Да, Бог есть любовь. Это огненная любовь, закаляющая человека, меняющая его. Сжигающая порок и закаляющая добродетель. Читайте, господа, Евангелие. Читайте больше и чаще. Не те цитаты, отдельные и очень немногие, которые являются основой для вашего обывательского полуязыческого мировоззрения, для «религии бога в душе хороших людей» - читайте Евангелие как оно есть.

А нашим слушателям и нашему духовенству я бы очень посоветовал побольше не только читать, но и говорить, в том числе в дискуссии с теми людьми, которые пытаются свести Евангелие и христианство к бесплатному приложению к культуре потребления и к вере в «бога в душе хороших людей». Вот что сказано в документе Архиерейского Собора: «Собор призывает духовенство и всех верующих являть миру христианские добродетели словом и житием и, свидетельствуя свою преданность Христу, исполнять религиозный долг, всемерно противостоя попыткам осквернения православных святынь. Православным общественным организациям необходимо направить больше усилий на организацию всех форм мирного гражданского действия в защиту Церкви, веры и святынь. Следует также озаботиться созданием дискуссионных площадок с участием СМИ, на которых был бы представлен православный взгляд на различные аспекты общественной жизни. При этом важно помнить, что защита веры и святынь исключает проявление ненависти и нелегитимного применения силы по отношению к оппонентам. Члены Собора надеются на покаяние и исправление тех, кто встал на путь кощунственного попрания христианских святынь. Церковь скорбит об ожесточении их душ и сердец».

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+