20.01.2016 15:58:38
Дмитрий Олегович Бабич
Почему у раскольников «не получается»?
«Не устоят нечестивые на суде, а грешные – в собрании праведных» - эта фраза из Первого псалма царя Давида мистическим образом иллюстрируется последними событиями вокруг раскольничьих «церквей».
Увы, «церквей» этих расплодилось в последнее время (особенно с рубежного 1991-го года) много, и не только в России. Отличие зарубежных раскольников в том, что они предстают ныне не в ореоле жертв (как это было в действительно трагической истории русского старообрядчества). Сегодняшние раскольники, наоборот,- как правило, агрессоры, преследующие православных христиан при помощи местных властей. Такова уже много лет ситуация на Украине, схожие процессы происходят ныне и в бывшей Югославии. Министерство иностранных дел России даже вынуждено было сделать протестное заявление по поводу захвата Успенского храма в селе Птичье Ровенской области Украины боевиками, представляющими раскольничий так называемый «киевский патриархат украинской православной церкви». http://izvestia.ru/news/600042
Но вот что интересно: история не знает успешных раскольничьих «православных церквей», хотя попытки создать «параллельные» РПЦ структуры делались много раз – причем, как правило, отнюдь не друзьями России. И все эти параллельные структуры бодро начинали, а потом сникали. А вот Русская Православная Церковь существует тысячу лет, успешно пережив многих своих «могильщиков»: не только большевиков, но и «обновленцев». А заодно пережила РПЦ и поддержанные немцами «автономные церкви» на оккупированных территориях, многочисленные неканонические «заграничные» приходы. Что это, совпадение? Нет, это обыкновенное чудо. Ведь у «обновленцев» многие годы была государственная поддержка. А немцы, оккупировавшие территории, где советская власть перед этим истребила почти всех священников (в СССР были регионы, где на момент прихода врага в 1941 году не было ни одного рукоположенного «служителя культа») – уж немцы-то тогда, казалось бы, могли бы рассчитывать на исполнение своих желаний местными верующими? Но нет, хотя гитлеровцы очень способствовали созданию в Украине и Белоруссии «независимых» от Москвы церквей, где богослужение шло бы на местных языках. Тем не менее ничего и у немцев не вышло – эти структуры разваливались, а попавшие в оккупацию православные уже в 1943 году молились о новоизбранном Патриархе Сергии, о богоспасаемой стране нашей, о властех и воинстве ея – естественно, не немецких…
Происходящий ныне на Украине раскол – во многом повторение все той же притчевой истории времен Великой Отечественной войны. После украинского Майдана, который справедливо назвать революцией в самом худшем смысле этого слова, первенство среди гонителей канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) у греко-католиков перехватили «ложные православные» - сторонники основанной анафематствованным Филаретом Денисенко так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). При поддержке новых властей раскольники попытались захватить Киево-Печерскую лавру, ряд храмов в Сумской, Одесской, Ровненской областях. Но не получилось – народ не только не пошел за ними, но даже стал мирно сопротивляться – как правило, молитвенным стоянием.
Почему не вышло у раскольников? Как и при немцах, с внешней стороны отличий не было: у раскольников были и бороды, и слова, и утварь совсем «как у настоящих». Как и при немцах, местные киевские начальники проклинали Москву и терроризировали всех несогласных священников под лозунгом «Геть московского попа!» Но народ не поддался. Случайно? Не думаю.
Ведь совсем похожая ситуация сейчас складывается в Черногории. Там еще с 1993 года существует никем не признанная «самопальная» так называемая Черногорская православная церковь. Возглавляет ее местное подобие Филарета Денисенко – бывший священник канонической Сербской Православной Церкви Мираш Дедеич (представляется как «митрополит Михайло»). Эта «церковь» не признана находящимся в Белграде Патриархом Сербской Православной Церкви Иринеем. Для всемирного православного сообщества Черногория окормляется не своей собственной церковью, а местной митрополией Сербской Православной Церкви – во главе с митрополитом Амфилохием. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%B9_(%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)
Но вот заковыка: Амфилохий выступил против отделения Черногории от Сербии в 2006 году. А вот лже-митрополит Ддедеич выступил как раз «за», снискав расположение черногорского правителя Мило Джукановича, который тогда, в 2006-м году, Черногрию от Сербии все-таки отрезал . Этот господин, тянущий Черногорию в НАТО и уже 26 лет правящий страной в разных ипостасях, естественно, хочет иметь не только «свое» государство, но и «свою» церковь. Так что и здесь ситуация похожа на украинскую, где господин Порошенко, формально являясь прихожанином УПЦ МП, не мешает своим чиновникам грубо толкать эту Церковь к «слиянию» с раскольниками. К такому слиянию, естественно, которое бы полностью разорвало связи между православной Украиной и православной Россией, отдав объединенную «поместную» церковь в руки нового киевского режима во главе с Порошенко. Тем не менее пока у Петра Алексеевича не получается…
Оговорюсь сразу: я не против того, чтобы люди собирались «во имя Христово» в какие угодно группы и союзы. Но раскол – это не свобода, а подмена: ведь раскольники себя объявляют «единственно истинными», захватывают чужую собственность, творят насилие. И сегодня становится ясна новая тактика раскольников по всей Восточной Европе. Они опираются одновременно и на местечковый национализм (вдруг оказывается, что черногорцам просто невозможно жить рядом с сербами, а украинцам – с россиянами), и на стремление людей в Евросоюз. (И УПЦ КП, и самопальная «черногорская православная церковь» - большие сторонники «евроинтеграции».) Причем Евросоюз понимается этими господами не как наследник христианской Европы, а как вожделенный «клуб богатых». Цель – когда-нибудь поплевывать сверху на былых сербских или российских братьев с «евросоюзовской» высоты. Цель подленькая и совсем не христианская. И она вряд ли когда-нибудь будет достигнута, сколько бы «негосударственных организаций» ни поддерживали раскольников. В организации эти вступать не стоит. Потому что – «блажен муж, который не идет на совет нечестивых».
Добавить комментарий