14.01.2013 23:55:05
Алексей Рогожин

В эти дни совершается визит Предстоятеля Русской Церкви на Украину. В ходе этого визита Патриархом даны были ответы на многие вопросы не только собственно церковной жизни Украины и России, российско-украинских отношений и т.п. Патриарх высказался о том, что вызывает бешенные (буквально) споры и противостояния в обществе – и российском, и украинском. Будут ли ответы услышаны? Сказанное ведь говорилось (это Предстоятель подчеркивал несколько раз) не только пастве нашей Церкви, даже не только верующим людям, но и всем.
Патриарх ответил украинскому лидеру и его единочаятелям в украинском политикуме, при каждом удобном и неудобном случае толкующим о том, как им ну совершенно необходима собственная «поместная церковь». «Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине! Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины», сказал Патриарх, и напомнил о необходимости «в сознании своем сопрягать очень важные истины. Первая истина в - том, что паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории - это все паства единой Поместной Церкви». Предстоятель единой Поместной Церкви посоветовал политикам не проецировать на церковную жизнь свои политические предпочтения, ибо это как раз и отягощает размышления о будущем Православия в Украине. Тогда, сказал Святейший, «будут преодолены разделения, и народ, вне зависимости от своих политических предпочтений, симпатий или антипатий, будет питаться от единого духовного источника - от Православной Церкви, основа которой была положена святым равноапостольным князем Владимиром».
Патриарх ответил и на спекуляции вокруг истории голода тридцатых годов: посещая с президентом Украины мемориальный комплекс в парке Вечной Славы в память жертв массового голода, Предстоятель рассказал о том, как это коснулось его собственной семьи. Рассказал потому, что «страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами», приведший к тому, что огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, в Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане, напомнил Патриарх украинскому президенту, «это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране». Вспоминая тех, кто погиб, сказал Патриарх, «мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия. Мы должны вместе молиться и работать для того, чтобы мир стал лучше, чтобы народам нашим лучше жилось, чтобы никогда безвинные жертвы не уходили к Богу в мирное время».
О спекуляциях и переиначивании истории в политических целях Святейшего Патриарха спрашивали и во время прямого эфира украинского телеканала "Интер", когда он отвечал на вопросы гостей программы, представителей трех стран — Украины, России и Беларуси. Патриарх ответил, что «ложь историческая порождает ложь в современной жизни. На лжи невозможно строить человеческое благополучие, на ней невозможно построить счастье. Если мы создаем ложные исторические концепции, мы диавольскую ложь — а диавол отец лжи (см. Ин. 8. 44) — закладываем в основу бытия народа. Такие эксперименты не проходят — они всегда рушатся, но крушение этих экспериментов влечет за собой человеческие жертвы в прямом и переносном смысле». И особенно Святейший высказался о перекраивании истории Великой Отечественной войны, упомянув о недавно принятом Советом Европы постановлении, котором ставится на один уровень нацизм и сталинизм: «Я отнюдь не являюсь сторонником или защитником сталинской эпохи… У меня свой критический взгляд и своя боль, связанная с этой историей». «Я уже имел возможность рассказать украинскому народу и не только ему, что мой дед почти тридцать лет просидел в тюрьмах и лагерях только потому, что был христианином», сказал Предстоятель. «Но вот о чем нужно сейчас, может быть, подумать: и в нацизме, и в сталинизме были репрессии, и против собственного народа тоже — как и во многих других режимах, которые существовали. Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством. Сейчас все имеют доступ к документам той эпохи — известно, что говорил Гитлер, что говорил Гиммлер, считавший, что 30 миллионов славян нужно уничтожить просто для того, чтобы они не путались под ногами, что говорил Кох в отношении Украины, когда он предлагал высасывать из этой земли все, что только можно, а остальное, мол, шлак. Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей». Патриарх напомнил и о том, что страны, приверженные демократии, свободе, правам человека, во время той войны вошли в коалицию со Сталиным против Гитлера, а не с Гитлером — против Сталина. Антигитлеровская коалиция является лучшим доказательством того, что нельзя ставить на одну доску нацизм и сталинизм, сказал Патриарх. «Наш народ — когда я говорю «наш народ»», сказал Патриарх, «я имею в виду и россиян, и украинцев, ведь мы жили тогда все в одном государстве — заплатил колоссальную жертву за освобождение Европы и всего мира. И поэтому оправдание гитлеризма и нацизма, под каким бы соусом это оправдание ни осуществлялось, — это оправдание зла, такого зла, которое в политической практике не встречалось на протяжении всей человеческой истории. Я думаю, что не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки делать различие между режимом репрессивным и режимом человеконенавистническим. Для меня нацизм — это режим человеконенавистнический. Сталинизм — это репрессивный режим и в какой-то степени режим преступный, потому что в результате действий этого режима погибали невинные люди. Но при этом именно Советский Союз более всего жертв положил на алтарь освобождения и своей страны, и всего мира от того, что несло угрозу всей человеческой цивилизации».
Думается, что это ответ не только на конкретный вопрос, заданный в телепрограмме. Наверное, споры о том, «что это было?» - российская, да и не только российская история XX века – будут продолжаться еще долго. Собственно говоря, без выяснения этого и история века XXI вряд ли состоится хоть сколько-то. Ответ же Патриарха очерчивает некоторые рамки для церковного (хотя бы) взгляда на эту историю. Взгляда, не замутняемого частными мнениями, которые еще долго будут сыпаться в изобилии в СМИ, в Интернет, выдавая себя чуть ли не за общецерковную норму исторического сознания и национальной идеи. Сознания от этого не прибавляется – прибавляется только каши в головах. Пример – недавнее мероприятие, сообщение о котором донесли ленты новостей: Заголовок: "Память участников антигитлеровского сопротивления молитвенно отметили у храма Всех Святых на Соколе". Хорошее дело. Читаем само сообщение: "…Представитель Товарищества XV казачьего кавалерийского корпуса имени генерала Гельмута фон Паннвица в Российской Федерации, выступив у мемориала, призвал чтить память воинов русских частей, созданных в составе вермахта…". Вот те раз… Оказывается, антигитлеровское сопротивление в СС имело место быть (фон Паннвиц, как забыли упомянуть "молитвенные поминатели", был группенфюрером СС).
Патриарху в ходе телепрограммы задали и вопрос о миссии, о том, как Церковь может сделать свое послание понятным миллионам молодых людей, находящихся поиске. Вопрос, надо заметить, вызывающий большие споры среди православных, и отзывающийся и в нецерковном обществе. Патриарх ответил, что «субкультуры разделяют людей. С одной стороны, это проявление многообразия Божия мира. Если бы была только одна культура, то мир был бы монохромным, не было бы этой красоты и многоцветия Божия творения. Но, с другой стороны, в этом многоцветии присутствует и определенный вызов целостности человеческого сообщества. И мы знаем, как в мировом масштабе столкновение культур или, как сейчас говорят, столкновение цивилизаций представляет угрозу жизни людей». Нужно понимать следующее, сказал Святейший Патриарх: «Христос пришел для всех. Он был носителем собственной субкультуры, но Он никогда не связывал принадлежность к этой субкультуре с возможностью принять Его слово». И апостолы, напомнил Патриарх, «избирают путь служения всему миру. Они не связывают христианский религиозный выбор с культурным выбором. Они распространяют свое слово на весь мир. Думаю, что это пример всем нам. Почему мы должны ограничивать свое слово рамками православной субкультуры? Конечно, мне очень комфортно говорить с людьми, принадлежащими к той же культуре, что и я. Гораздо труднее говорить с теми, кто принадлежит к другой культуре не только с точки зрения стиля одежды или способа самовыражения, но и по образу мысли. Проповедь, обращенная к носителям другой субкультуры, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу. … На этом пути есть и определенные соблазны. Иногда для того, чтобы стать понятными молодежи, взрослые дяди и тети начинают на себя примерять эту молодежную субкультуру — выходят в молодежные аудитории, взмахивают руками, произносят какие-то слова на молодежном сленге, одеваются так, чтобы выглядеть «своими». Все это — мимикрия, лицемерие. Нужно оставаться самим собой».
И еще было сказано о самом важном — Самое важное для меня, сказал Предстоятель, «чтобы верующие люди научились мотивировать свои поступки в личной и общественной жизни христианскими побуждениями. Если это произойдет, у нас будет другое общество и другой мир. Из нашего общества уйдет коррупция, уйдут разврат, нечистота, обман, стяжательство — все то, что надрывает человеческую душу. В каком-то смысле это моя мечта, но многие реальные проекты начинаются с мечты».
От редакции.
Добавить комментарий