14.01.2013 23:54:57
Алексей Рогожин

Вернемся к вопросу о «правах» и о «чувствах». Так уж получается, что все время приходится возвращаться к этому.
В Европейском суде по правам человека опять рассматривают дело «Лаутси против Италии». В ноябре прошлого года суд уже удовлетворил иск итальянской гражданки финского происхождения, которая заявляла, что наличие распятий в школьных классах нарушает родительские права на светское образование ее детей. Суд тогда решил, что распятие может быть «интерпретировано школьниками как религиозный знак, создавать атмосферу, несущую печать определенной конфессии», а также «эмоционально воздействовать на тех, кто практикует иные вероисповедания или являются атеистами». На этом основании тогда был сделан вывод о том, что тем самым нарушен ряд положений европейской конвенции по правам человека. Италии предписали убрать распятия из государственных школ и выплатить истице компенсацию. Итальянское правительство немедленно обжаловало страсбургское решение, настаивая на том, что христианство и его символика являются фундаментом итальянской культуры и цивилизации, складывавшейся на протяжении многих веков. «Удаление распятий со стен школьных учреждений, учитывая исторический и культурный контекст страны, нанесет удар по религиозным чувствам верующих граждан» - заявляли итальянцы в апелляции.
Причем это было всем ясно и раньше, еще до решения суда. Просто в Европейском суде по правам человека решили, фактически, что нанести удар по религиозным чувствам христиан, потребовав убрать распятия с глаз долой, - допустимо. А вот «эмоционально воздействовать на тех, кто практикует иные вероисповедания или являются атеистами», наносить удар по их религиозным чувствам – ну никак нельзя. Такая вот декларация того, что именно, хотя еще и не является общепринятым воззрением, но долженствует им стать в будущем, несмотря на любой исторический и культурный контекст любой страны.
Вот в США недавно потребовали точно также убрать с глаз долой Десять заповедей: в помещении нескольких местных судов были выставлены основополагающие для американского правосознания документы - Десять заповедей, Великая хартия вольностей, Мэйфлауэрское соглашение, Декларация независимости, Билль о правах, преамбула к конституции штата. Предлагались и пояснения – о значении этих текстов в развитии государственной и законодательной систем США. Но граждане, специализирующиеся на защите своего права ничего не слышать и не видеть относящегося к христианству (это у некоторых и называется теперь правозащитной деятельностью) стали подавать иски в суды. Мол, нарушают Первую поправку к Конституции США (запрещающую государственную поддержку религии). Христиане в ответ указывали на то, что «Отцы-основатели» пришли бы в ярость уже от того, что вообще обсуждается вопрос, соответствуют ли Десять заповедей Конституции. Напоминали, что Десять заповедей формировали сами законы. Убирать из суда общепринятый символ закона противно здравому смыслу. Удивлялись, как это суд может объявить, что отцы-основатели действовали антиконституционно, если сама Конституция - плод их мысли? Но суд объявил именно это. И теперь, по американскому обычаю, предстоит еще много новых судов.
Тут еще важна мотивация. Если возвратиться к осужденным распятиям в итальянских школах, то ведь загадочная итальянско-финская истица фактически выступила против подавляющего большинства итальянцев (так же как американские истцы – против подавляющего большинства американцев). А Страсбургский суд, поддержавший иск против распятий, по мнению, экспертов, вторгся в сферу национальной идентичности, которая входит в первую голову в компетенцию самих стран, образовавших когда-то Совет Европы. Ну, а если именно это вторжение и было в основе мотивации предпринятых действий?
У нас вот некоторые выдающиеся правозащитники на днях обратились к верховному комиссару ООН по правам человека в связи с судебным процессом над организаторами выставки "Запретное искусство-2006". В рамках этого процесса прокуратура просит приговорить бывшего директора сахаровского центра и бывшего заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи к трем годам лишения свободы. Согласно обвинительному заключению, подсудимые организовали выставку, "где демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих". А в обращении правозащитников к комиссару говорится, что никак невозможно мириться с такой доморощенной инквизицией. И, напротив, как становится ясно из помянутых решений европейских и американских судов, с оскорблениями в отношении христианской религии и верующих теперь мириться должно стать обязательным для всех. Такова основа будущей новой идентичности, по мысли носителей нового единственно верного мировоззрения.
Добавить комментарий