14.01.2013 23:55:39
Наталья Ларина
И что ты будешь делать со светскими СМИ?! Что ни слово, то тень на плетень. «Православная гимназия выселила детей из садика» - сообщает одна из наиболее приличных газет «Известия». Да каким крупным шрифтом! Чтоб ни один читатель не прошёл мимо такого жареного факта и не метнул стрелы негодования в православие. Я тоже прочла этот текст, но захотелось не гневаться, а узнать, что же на самом деле стоит за известинской «разоблачительной» информацией, познакомиться с жестокими карабасами-барабасами от православия, такими представила газета учителей и директора гимназии «Крылатское»...
Мне повезло: гимназисты с педагогами собрались у метро «Крылатское», откуда автобус «Икарус» повезёт их в храм Сошествия Святаго Духа в усадьбе Никольское, где настоятелем служит директор гимназии о. Сергий Махонин. Таким образом, я смогу сразу со всеми перезнакомиться, и, что называется, войти в тему. Поездка та началась с маленького чуда: неожиданно из автобуса повалил дым, как из хорошего дракона. Что делать? Учителя звонят в автобусный парк, мол, пришлите исправленную машину. «А где мы вам её возьмём?» – отбрыкивается диспетчер. Звонят на приход о.Сергию: «Батюшка, что делать?» Ну какой совет может дать перво-наперво священник? Молитесь. Молились ребята и учителя истово. И. о, чудо, автобус запорхал-запорхал и поехал.
По дороге узнала много интересного о храме, куда гимназисты ездят посильно участвовать в восстановительных работах, а главное, - исповедываться и причащаться. Оказывается, здешний монастырь процветал при царе Иоанне Грозном, а после его смерти пришёл в упадок. Усилиями бояр Ртищевых на руинах монастыря возродился каменный приходской храм, посвящённый Полтавской победе, и находилась там чудотворная икона Святителя Николая. В 1917 году всё рухнуло в тартарары. Иконами топили печь Промысел Божий иконе св. Николая сохраниться. И было это так. Неподалёку усадьба Бахрушиных , младший отпрыск славной фамилии извлёк на помойке чудотворную икону и привёл её в порядок. Сейчас она находится в храме Живоначальной Троицы в Кожевниках, которому когда-то тоже покровительствовали Бахрушины.
В 1993 году храм «Сошествие Духа» передали церкви. Настоятелем его стал о.Сергий Махонин, директор только что открывшейся православной гимназии во имя Евангелиста Иоанна Богослова. Рассказывает о.Сергий: «Всё сверши лось как нельзя кстати. Подросли наши сын и дочь, пора отдавать в школу. Нам с матушкой Марией хотелось, чтобы это было такое учебное заведение, где они получили бы не только сумму знаний по разным предметам, а воспитывались в православно-церковной традиции. И тогда-то в 1991 году по инициативе общества «Радонеж» создаётся наша гимназия, до сих пор единственная в Западном административном округе»
Самое трудное дело в любом строительстве – так называемый нулевой цикл. Приехал о.Сергий в районный департамент образования лицензироваться. Предъявляет комиссии штатное расписание, а ему говорят: «Вас нет в наших рескриптах». «Ну как же так, - теперь уже недоумевает батюшка, - вот расписание уроков, вот штатное». А комиссия знай себе твердит: чур-чур, ничего не знаем. Особенно усердствовала юристка. Батюшка даже растерялся, что делать? Ушам своим не поверил, когда под конец услышал: «Лицензию выдать». Это было маленькое чудо.
«Через какое-то время, - вспоминает о.Сергий, - снова поехал в департамент и встретился с той же юристкой. Она зло прошипела: «Вы всё ещё живы?» Неуютно мне стало. Вспомнил, как когда-то моя бабушка рассказывала свою печальную жизнь: раскулачивание, доносы, а когда костлявой рукой схватил голод, молилась: «Господи, да разведи ты нас с голодом». Вот и я молился: «Господи, да разведи ты нас с юристкой». И, о счастье, через месяц её в департаменте уже не было и проблемы наши стали решаться легче.
Тем временем пришла пора гимназии аккредитовываться. Не было тогда у нас ни кабинета физики, ни кабинета химии, да и много чего ещё. Вдруг откажут? Но председатель аттестационной комиссии, женщина мудрая, порядочная, как будто прочла мысли о. Сергия. Она сказала: «Иоанн Златоуст считал, что перед делом воспитания детей, всякое другое должно отступить на второй план». И гимназия получила аккредитацию.
Чтобы читатель представил в какой тесноте учатся гимназисты, скажу что сто тридцать учеников занимают одно крыло детского сада, а потому занимаются в две смены (дело для Москвы неслыханное). Школа не может организовать работу кружков и факультативов, ни принять всех желающих. Батюшка как-то поехал к о. Николаю Гурьянову, вроде как пожаловался, что власти не дают новое здание. О.Николай обнадёжил: «Им станет стыдно и дадут». Учителя и ученики нетерпеливо спрашивают своего директора, да когда же, наконец, станет им стыдно-то? Батюшка урезонивает: «Главное не ожесточаться. Когда встречаешься с ч ем-то откровенно несправедливым, единственная сила, которая может растопить её – кротость, смирение и любовь».
«Батюшка, - поддерживаю я его коллег, - надо пожёстче отстаивать право на новое здание». А он мне в ответ: «Сила Божья в немощи свершается. Чем меньше я, тем больше действует Бог. Наша жизнь должна быть христоподражательной, а методы действия наши адекватны Церкви».
«Да когда гимназисты вылетят из вашего гимназического гнёздышка, - продолжаю гнуть свою линию, - и попадут в мешок с гнилыми яблоками, то-бишь, современное общество, они не смогут к нему приспособиться.»
О.Сергий снова твёрдо парирует: «А зачем адаптироваться к гнили? Мы учим своих детей преобразовывать себя, а значит и своё окружение. И потом, это только со стороны кажется, что нет просвета в обществе. Когда начинаешь общаться с конкретным человеком, то картина, уверяю вас, совсем не такая пессимистическая.».
Мой жизненный опыт свидетельствует: всё, что говорит батюшка-директор, - истина. И, казалось бы, родители должны ломиться в православные гимназии. Но ведь не ломятся, судя по тому, что то и дело объявляется донабор учеников.
«Тому есть несколько причин, - поясняет о. Сергий, - Во-первых, у православных гимназий нет материальных условий обеспечить современным избалованным детям достаточно комфортную жизнь. И у родителей уровень претензий, порой, велик. Они хотят видеть в школе определённый набор услуг, если хотите, некий шведский стол. Момент психологический. Но и духовный. Во-вторых, не многие осознают важность духовного образования. На первом плане у родителей – получение информации, компьютеризация, современные технологии, а затем голубая мечта – экономический или юридический вуз. То, что этих специалистов перепроизводство, об этом не задумываются. Был случай, когда одна невоцерковлённая мамаша забрала свою дочь из 1О класса, опасаясь, что после нашей гимназии ей не поступить в престижный вуз. И что же? Спустя годы, пришла к нам та же мамаша, но уже воцерковлённая и горько плакала: зачем она тогда забрала свою дочь, всё у неё пошло наперекосяк.
К слову сказать, наши выпускники , а в этом году у нас две золотые медалистки, поступают в самые серьёзные вузы и, замечу, ни одного желающего пойти в экономику или юристпруденцию. «Но я отвлёкся, - батюшка вернулся к объяснению, почему не ломятся в православные школы, - мы не берём детей из невоцерковлённых семей . Родители те рассчитывают на нас, как на некую исправительную колонию, где дети точно не будут ни пить, ни курить, ни наркоманить. Увы, это иллюзия. Во всёй полноте воспитать правильно можно только в цепочке семья-школа-церковь. Если нет этого триединства, ребёнок вырастет лицемером…
Сегодня многие школы страдают от текучести кадров. Оно вроде бы и понятно, рыба, как говорится, ищет, где глубже. А вот Крылатская гимназия, несмотря на более, чем скромные оклады, этой болезнью не страдает. Почти все педагоги работают здесь со дня основания, то-есть, более тринадцати лет. Да не просто педагоги, а кандидаты наук. Идея держит, да-да, идея. Замес не тот, что в светских школах. Святитель Николай Сербский говорил, что истинная культура единственно во вселении гонимого Бога в творение. Вот прочный фундамент. И когда светские школы отталкиваются от него, ошибочно провозглашая не правильно понятый принцип светскости образования, они терпят серьёзное поражение, какие бы талантливые учителя там не преподавали. Старец Паисий Святогорец пишет: «В нашу эпоху большинство людей образовано по-мирски и мчатся с высокой мирской скоростью. Но поскольку у них нет страха Божия…, то у них нет и тормозов, они заканчивают гонку в пропасти.» Вот этому мирскому, информативно-знаниевому подходу к образованию и противостоит православная педагогика.
Ну а теперь, когда я рассказала немного о православной гимназии, читатель сам может решить, похожа ли она на жестоких карабасов-барабасов, которыми их представила газета «Известия». Так в чём же всё-таки исток конфликта?
Московская железная дорога, к которой и принадлежит детский сад №154, решила избавиться от ведомственной социалки, то бишь, убыточного здания. 8 апреля 2ОО4 года распоряжением правительства Москвы здание садика перешло в ведение столичного департамента имущества, а тот, в свою очередь, по просьбе Святейшего Патриарха, передаёт его в аренду православной школе. Вот тут-то и заварился сыр-бор. Сами понимаете, сколько сейчас стоит недвижимость в районе Кутузовского проспекта. В борьбе за нее оказались хороши любые методы: подкуп, заказные статьи, организация общественного мнения, поддельные письма, клевета.
Одна противоборствующая сторона подключила к борьбе даже детей, чтобы вышло послезливей: «Мама, купи мне автомат, я пойду защищать родной детский садик» - эту цитату я взяла из газеты, ну как тут родителям не заплакать и не атаковать власти? Посыпались гневные письма Лужкову. Неожиданно к проблеме, которая не то что не имеет национального масштаба, но и внутридворовой не может быть сочтена, присоединилась и общенациональная газета «Известия». Даже не пожелав изучить историю вопроса, она свалила все грехи на православную школу. А каша, между тем, варится совсем в ином котле: приглядела некая богатая и влиятельная авантюристка это здание для своих целей! Вот и натравила всех, кого могла, на православную школу (а их-то в Москве всего лишь десять!), перессорив всех и вся. Этому и поспособствовала уважаемая газета «Известия». Неужели и ей не дают спать лавры прессы с жёлтым оттенком?
А что гимназия, спросите вы. В гимназии все замечательно! Там - ангельский мир, а вот получит ли теперь школа новое здание, совсем не ясно, если люди доброй воли не окажут ей поддержку.
Наталья Ларина
Добавить комментарий