Перейти к основному содержанию

11:24 09.12.2024

Многообразие религиозного опыта. Почему именно Православие?

25.12.2013 09:31:43

Тема сегодняшней нашей встречи: «Многообразие религиозного опыта. Почему именно Православие?»

Этот вопрос люди задают себе достаточно часто. Если Бог – один, почему столько разных религиозных направлений? Почему существуют разные религии? Это достаточно сложный вопрос. Как среди этой «мозаики» различных религиозных систем мы сможем определиться, что именно Православие наиболее полно отображает волю Бога? Раздосадованного

Эпиграфом для этой встречи я хочу взять слова из Священного Писания. Это – книга Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис, 16-ая глава. Здесь, в 19-ом стихе мы находим такие слова:

«И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий вспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его». В Апокалипсисе говориться о том, что город великий распадается на три части. В то же время, говориться о Иерусалиме, что и он распадается, будет разделен на три части. Те из вас, которые были на Святой Земле, можно сказать, воочию убедились, что это именно так. В Иерусалиме есть еврейская часть города, есть христианская часть города, и есть мусульманская часть города.

Когда Андрей Кесарийский писал толкование на Апокалипсис, ему надо было объяснить, на какие три части был разделен город Иерусалим, а тогда еще не было никаких мусульман, то он предположил, что одна часть – христианская, другая – иудейская, а вот третья часть, думал он, наверное, это самаряне. Но мы знаем, что это ошибочное истолкование: третья часть – это мусульманская часть города.

Действительно, Священное Писание говорит о том, что даже мир при своем распаде будет делиться на три части. Это христианская часть, это иудейская часть, и это мусульманская часть.

Когда в нашей стране к власти пришли безбожники, они были уверены, что религия никогда теперь не будет играть такой заметной роли не только в нашей стране, но и во всем мире.

Но если мы окинем взглядом ближайшую от нас историю, то мы увидим, что те швы, по которым мир разделяется на противоборствующие стороны, имеют четкую религиозную окраску.

Хорваты против сербов, потому что хорваты – католики, а сербы – православные. Но и те, и другие – славяне. Косовары-албанцы и бошняки против хорватов и сербов, потому что они мусульмане. И даже конфликт, который вспыхнул несколько лет назад в центре исламского мира – война между Ираком и Ираном, если кто-то из вас помнит такое столкновение – этот конфликт тоже был по религиозному принципу. Ирак – это суннитская страна, там мусульмане исповедуют суннитский толк, а Иран – это шииты. Действительно, это проблема существует. Мне приходилось общаться с одним протестантом из Англии – это ученый человек, человек в годах – и когда я спросил его: «А как там у вас отношения с католиками?», вы знаете, что он ответил? Он сказал: «Я их так ненавижу! Я даже запах ощущаю католиков!»

Ну, я не стал переспрашивать какой «запах» у католиков, но такое патологическое отношение к «другим», «чужим», «иным» – это всегда настораживает. Итак, Апокалипсис рассказывает нам о том, что мир будет разваливаться и делиться на три части. Что мы можем сказать об этих трех религиях: иудаизме, христианстве и исламе? Эти религии объединяются религиоведами одним общим названием: «авраамические религии».

Почему так? Потому что и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе почитается особым образом личность Авраама, патриарха еврейского народа. В иудаизме – это праотец всех евреев. Собственно говоря, в иудаизме Авраам – это первый еврей! Слово «еврей» означает «с другого берега Евфрата», «перешедший реку» — Авраам был первым человеком, который оставляет языческий Ур Халдейский и идет туда, куда его послал Господь Бог.

В христианской традиции святые апостолы называют Авраама отцом всех верующих. Он – действительно пример для всех христиан. Кстати, он пример для всех мужчин, а его жена Сарра ставится в пример женам-христианкам. В исламе Авраам называется Ибрагимом в соответствии с арабской традицией, и в Коране мы можем найти такие слова, а эти слова произносятся как бы от имени Мухаммеда, основателя ислама: «Я не создаю новую религию, я зову вас к вере Ибрагима!». То есть Авраама!

Авраам не был иудеем, он не был христианин, он был – «ханив». То есть «преданный Богу, покорный Ему». Вот такой текст мы можем найти в Коране. Условно, эти религии называются авраамическими. Потому что и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе почитается первый пророк еврейского народа, причем, почитается особым образом. В Новом Завете говориться о том, что уверившие в Иисуса Христа после смерти окажутся «на лоне Авраама». Удивительная деталь, на которую, может быть, кто-то не обращает внимания, но действительно в Новом Завете об этом много говориться! И в третьей главе к Римлянам апостол Павел пишет: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а больше всего в том, что им вверено слово Божье!» Такие слова мы находим у апостола Павла, которого трудно заподозрить в симпатиях к иудеям: они же и бичевали его, и камнями его хотели побить! Однако, в первом веке слово «иудей» носило совсем другую окраску! Если вы будете читать диалог мученика Иустина с иудеем Трифоном, то там в начале диалога мученик Иустин восклицает: «У вас и у нас – один Бог!» Иустин хочет обратить его в Христову веру, и он говорит: «У вас и у нас – один Бог, у нас – общие Но всё-таки: почему именно Православие? Иудаизм, религия Ветхого Завета – это очень древняя вера. Он начинается с личности праотца Авраама. Можно по-разному оценивать современный иудаизм в его связи с ветхозаветным иудаизмом, но истоки идут Главная заповедь иудейского народа гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой – есть Господь един». И когда однажды Господа нашего Иисуса Христа спросили, какая наибольшая заповедь, хотя Он обычно говорил: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим и всем помышлением, и ближнего, как самого себя», то однажды Он ответил именно так: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой – есть Господь един». Для иудеев единство Бога – это главный догмат их веры. Известный лидер иудаизма Хаим Луцатто писал: «Если мы назовем Бога милосердным, мы не скажем о Нем всё, потому что Он не только милосердный, но ещё и правосудный. Если мы скажем, что он строгий, мы не скажем, что Он – всепрощающий. Но когда мы говорим «Адонай эхад» — «Господь един», то речь идет о единстве всех составляющих в Боге». То есть для них единство Божественное – это первая заповедь, на этом строится вся философия иудаизма веры в единого Бога. Но Бог иудеев – это Бог, который велит строго исполнять закон. В Пятикнижии Моисея сказано, что та душа, которая не будет строго исполнять заповедей, уставов и постановлений, истребится из народа. С точки зрения иудаизма эти слова понимаются буквально: душа истребится из народа! То есть после смерти – этот человек не оживет. Иудеи считают, они в это верят, что все, кроме них после смерти разделяют участь животных, и никто из нас не воскреснет. Кроме праведников мира. Под праведниками мира иудеи понимают тех людей из разных народов, разных национальностей, которые проявляли добродетели и помогали евреям. Так, например, в соответствии с иудейской традицией библейский Иов был советником при том самом фараоне, с которым боролся Моисей и при котором осуществлял исход еврейского народа. И так как Иов был одним из праведников, он постоянно фараона уговаривал отпустить Моисея и его народ.

Иудеи стремятся исполнять Божий закон, но мы тоже должны исполнять Божий закон. Иудеи сосчитали и нашли 613 заповедей во всем Пятикнижии Моисея. В этих заповедях большое количество запрещающих заповедей, и большое количество разрешающих. Запрещающие говорят, что нельзя делать, а разрешающие заповеди говорят: делай это и то, и то.

Иудеи — это люди, которые пытаются спастись своими собственными делами. И в этом – проблема этого движения, в этом экзистенциальность, некая безысходность тех людей, которые, с одной стороны, признают святость Бога, святость закона, святость этого пути, но чувствуют, что не получается.

Однажды я беседовал с одним раввином, он приезжал в Москву накануне празднования двухтысячной годовщины Рождества Христова. Этот раввин, а также представители индустрии туризма встречались с представителями Церкви, чтобы использовать юбилей двухтысячелетия Рождества Христова с целью заработать деньги в Израиле. И они рассказывали, какую сумму они рассчитывают получить от этого мероприятия. И всякий раз, когда они говорили о двухтысячелетии, они никогда не говорили «от Рождества Христова». Они говорили: «Двухтысячелетие новой эры, это так важно, так ответственно!» И они рассказывали, что в Израиле они создают бригады молодых агитаторов, которые ходят по кварталам фанатично настроенных иудеев и объяснят им, что не надо плеваться в священников. Если этот священник идет мимо вас – он турист, он паломник, который приносит вам доход. Хотя бы на двухтысячелетие не надо этого делать! Не надо косо смотреть на людей, которые будут приезжать и приезжать на эту дату! Когда закончились консультации с этими людьми, а я участвовал в этих консультациях по благословению председателя Миссионерского отдела, мы с этим раввином решили сесть в Москве где-нибудь, покушать. Я его пригласил в «Елки-палки» — есть такая сеть ресторанов в Москве. Ну, мы сели, я ему налил водочки – а он такой человек осторожный, но выпил…. Потом по второй, по третьей…. И тут я решил задать ему вопрос, который всегда меня очень мучил: «Неужели иудеи думают, что они могут своими делами заслужить спасение? Неужели они серьезно хотят исполнить все эти 613 заповедей, все 613 мицвот!?» Я спросил этого раввина: «Вот скажите мне, уважаемый, вот вы исполняете все эти 613 мицвот от начала и до конца?» Он задумался. Я ему говорю: «Я поясню свой интерес: ведь сказано в Пятикнижии: «Та душа, которая не будет исполнять всех заповедей, уставов, постановлений… (кстати, в иудейской традиции заповеди – это то, что записано в Пятикнижии, уставы – это Талмудическое истолкование Пятикнижия, а постановления – это решения раввинских судов; это уже не одна Библия, не одно Пятикнижие – это сотни томов Талмуда, других всевозможных авторитетных для иудеев писаний)»…. Так вот, я спросил этого мужчину, я разговаривал с этим раввином, как с человеком: «Вы соблюдаете все эти заповеди?» Он выпил, задумался и говорит: «Честно скажу – не получается».

Тогда я его спросил: «А на что вы надеетесь, уважаемый раввин? В чем ваше упование? Вы не можете исполнить те заповеди, и сказано: «Душа того человека истребится!» На что вы надеетесь!?» Он сказал: «Это очень сложный вопрос!» Я настаивал: «Что вы делаете, чтобы вывести свою душу из этой сложной ситуации!?» И он сказал мне: «Ладно, я вам расскажу. У нас, - это раввин говорил, - у нас есть такой день Иом-кипур – Судный День. В этот день на небесах идет процесс над каждым человеком, и в конце дня выносится приговор, что произойдет в этом году. И мы берем петуха, подрезываем ему лапки и быстро-быстро крутим над шляпой». Я с удивлением посмотрел на раввина и спросил: «Зачем!?» Раввин сказал: «Ну, как зачем? Чтобы наши грехи пристали к этому петуху!.. А потом мы привязываем его к дереву и так далее…» Тогда я его спросил: «Вы верите, скажите мне честно, вы верите в то, этот петух, которого вы крутите над раввинской шляпой в день Иом-кипур, решает проблему, будете ли вы иметь бессмертную жизнь в Боге и с Богом, или нет!?» Раввин сам себе налил уже, выпил, вздохнул и сказал: «Я знаю, куда вы клоните, я знаю, куда вы клоните…»

Почему я так детально описываю вот эту встречу? Таких встреч было много, я общался и с мусульманскими лидерами, и с учеными ламами-богословами, и я тоже всегда задавал этот вопрос. Меня очень интересует этот вопрос, ведь я тоже не могу исполнить заповеди Божии так, как я бы хотел это делать. У меня много проблем. И я спрашивал мусульман: «Должен ли мусульманин исполнять повеления Корана, законы Шариата?» Они говорят: «Да! Если он этого не делает, он «кафар» - неверный!» Я всегда делал паузу и спрашивал: «Вы исполняете все предписания, которые есть в Коране?» И всегда я слышал один и тот же ответ, если создавались доверительные отношения, то человек сознавался: «Конечно, нет! Конечно, нет…» Если иудеи пытаются решать проблему своего спасения через исполнение Закона, то у мусульман есть представление о Божием милосердии. Они не крутят петуха над головою, но Коран начинается словами: «Во имя Бога милостивого и милосердного властелина всех миров»… То есть всех людей, которые обитают. И вот этими словами: «Бесмеля рахман рахим» - «Во имя Бога милостивого и милосердного…» - мусульмане начинают все свои значимые дела. То есть они говорят, что Бог – милостивый и милосердный.

Причем они говорят «рахман» - милостивый – это по отношению ко всем людям, и мусульманам, и не мусульманам, и верующим и неверующим. Ведь Он всех кормит, и обо всех заботится. А «рахим» - это только для своих в Загробном мире. Мусульмане не имеют 613 заповедей, у них, на самом деле их всего пять. Почему в Европе сейчас многие принимают ислам? Потому что он привлекает людей своей примитивностью. Всего пять заповедей. Первая: «шахида». Вы, наверное, слышали такое слово «шахид». Так вот «шахида» - это свидетельство веры. В православной традиции мученики по-гречески называются «мартирос». Это слово тоже обозначает «свидетель». Мученик – это не просто человек, который испытывает боль, но это человек, который своими страданиями показывает, что он очень серьезно верит в то, за что страдает. «Шахида» - это вера в то, что «нет Бога кроме Бога, и Мухаммад пророк Его на земле!» Если мусульманин в это верит, он считается мусульманином. Но этого – недостаточно. Это – только первый пункт. Далее – «закят». Мусульманин обязан десять процентов от всего, что он зарабатывает, жертвовать своим братьям по вере. Это могут быть родственники, близкие, даже собственная жена. Закятом человек может распоряжаться, как хочет… Кроме закята есть «хадж». Хадж – это необходимость совершить паломничество в Мекку. Причем, в исламской традиции учат, что если ты не можешь сам поехать – помоги деньгами другим! – это зачтется тебе, как хадж. «Намаз». Пять раз в день мусульманин должен молиться. Но, при этом, они говорят: «Не получается пять раз в день – будем два раза в день молиться. Не получается два раза в день – хотя бы один раз!»…

И есть еще такое страшное слово, как «газават» - священная война. У мусульман газават делится на три ступени. Низший, самый примитивный газават, это если на мусульман нападают с оружием в руках, надо защищаться с оружием в руках. Это считается «примитивный газават». Более совершенный газават – бороться со своими собственными грехами. Но самый совершенный газават в исламской традиции – это обличить начальника. Вы когда-нибудь обличали начальника вышестоящего? Это, конечно, тяжело… Вот на этих пяти принципах строится весь ислам. Когда я беседовал о проблеме греха с улемами, а «улем» – это ученый, богослов, теолог – я задавал вопрос: «Как вы решаете проблему греха? Если вы нарушили принципы своей веры, если вы совершили преступление – как вы знаете, простил вас Бог или нет? Может ли жизнь являться счастливой, исполненной смысла, если вы не решили самую главную проблему – проблему греха?» И, как правило, я слышал от этих людей слова: «Рахман рахим…» Они говорят: «Мы надеемся, что Он будет милостив и милосерд к нам! Но мы этого не знаем, мы этого не знаем.… Ни о ком не знаем и, в том числе, о себе…». Христианство. Христианская религия настолько отличается от других вер, что невозможно христианство объединить с иудаизмом и исламом даже термином «авраамистические религии». Христианство отличается от всех мировых религий, включая буддизм, конфуцианство, синтоизм, тем, что христианство – это религия благодати. Евангелие называется «Благая» или «Радостная» Весть. Я не думаю, что кто-нибудь из вас обрадовался бы, если бы ему сказали, что с этого момента ты должен соблюдать 613 заповедей мицвот! Если ты где-нибудь споткнешься – всё! Душа истребится! Ты умрешь, ты никогда не воскреснешь! Вот так понимают иудеи эти слова: «Душа истребится из народа». Я думаю, что если бы вы со своими греховными проблемами пришли бы к мулле и задали бы ему вопрос: «Я не могу больше жить с этими грехами! Помоги мне!» - он бы оставил вас в том же недоумении, он бы развел руками и сказал: «Я о себе не знаю, что меня ждет! А ты хочешь, чтобы я за тебя говорил, какие твои взаимоотношения с Богом!» Христианская религия – это религия новой формации, это другой тип мировосприятия! Это религия, где вещи называются своими именами. Чтобы нам это лучше понять, я хочу проиллюстрировать это свое заявление разбором текста из Евангелия от Матфея, 1-ая глава, с 1-го стиха по 17-ый тих. Это Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Родословие Иисуса Христа содержит в себе поразительные духовные истины, на которые очень часто, к сожалению, христиане не обращают внимания! Итак:

«1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5. Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6. Иессей родил Давида царя; Давид [царь] родил Соломона от бывшей за Уриею;

7. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8. Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9. Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10. Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11. Иосия родил [Иоакима; Иоаким родил] Иехонию и братьев его, перед

переселением в Вавилон.

12. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил

Зоровавеля;

13. Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14. Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15. Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый 17. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов».

Обычно, когда мы читаем Евангелие от Матфея, и начинаем с родословия, то мы стараемся это родословие прочитать как можно быстрее, чтобы перейти к повествовательным линиям. Мы ищем сюжетные линии, но напрасно спешим! Святые отцы задают несколько вопросов по родословию.

Первый вопрос: «Почему родословие разделено на три части? От Авраама до Давида четырнадцать родов, от Давида до Вавилона четырнадцать родов, и от Вавилона до Христа – четырнадцать родов».

Второй вопрос: «Почему в родословии Иисуса Христа названы имена четырех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту?»

Третий вопрос: «Почему сказано, что от Вавилона до Христа четырнадцать родов, а считаем – находим только тринадцать имен?»

Ответив на эти вопросы, мы увидим принципиальное отличие христианского подхода в сотериологических проблемах учения Церкви о спасении. Ведь мы же и входим в мир Нового Завета через это родословие! Зачем же Матфей-Евангелист делит родословие на три части? Зачем он находит имена четырех женщин, притом, что ни одной праведной женщины в родословии он так и не назвал!? Это родословие кончается Иосифом – Обручником Пресвятой Девы Марии. Это надо очень хорошо знать Библию, чтобы такие четыре неудачных женских имени там найти! Здесь нет имени праведной Сарры, которой должны подражать все христианки, как учат святые апостолы, здесь нет имени Ревекки, Рахили, Мариам – этих удивительных женщин Ветхого Завета! Итак, почему родословие разделено на три части?

Святые отцы, в частности, святитель Иоанн Златоуст, отвечают на этот вопрос следующим образом: «Родословие разделено на три части для того, чтобы мы поняли, что с переменой правления мы лучше не становимся!» Интересные слова! Время от Авраама до Давида – общинно-родовой националистический патриархальный период в истории еврейского народа. Время от Давида до Вавилона – монархический период в истории еврейского народа. Время от Вавилона до Христа – двукратия, трикратия… Златоуст называет это «управление аристократии», сейчас же это назвали бы периодом «политического плюрализма». Матфей писал это Евангелие, когда политические страсти на Святой Земле кипели! Это было в преддверии Иудейской войны, которая окончилась разрушением Иерусалимского храма и рассеянием еврейского народа. Евсевий Кесарийский говорит, что Евангелие писалось для евреев изначально на арамейском языке!

Итак, Матфей сознательно делит родословие на три части! Златоуст говорит: «Это потому, чтобы мы знали, что с переменой правления иудеи лучше не становились! Златоуст приводит это толкование для христиан, он не занимался еврейским вопросом. И мы, христиане, должны понять: «С переменой правления мы лучше не становимся!» Грешили люди при патриархах, грешили, когда был националистический период в истории еврейского народа, от Авраама до Давида! Грешили люди всегда. И даже при царях, когда был монархический период, период управления царей, и, кстати, отнюдь не лучший в истории Ветхозаветного мира! В Четвертой Книге Царств мы находим такие слова: «Во все дни управления царей Пасха не праздновалась ни разу!» Вы задумайтесь над этим! Все эти цари, среди которых были и пророки, и благочестивые люди – они были так заняты сами собой, что ни разу не праздновалась Пасха! Она была восстановлена одним из последних царей Иудеи! Теперь следующий вопрос: почему Матфей в родословии Иисуса Христа помещает имена четырех женщин, которые имели сексуальную нечистоту? Кто это такие? Это Рахав – проститутка из Иерихона, та самая Рахав, которая спрятала соглядатаев, посланных Иисусом Навиным на разведку в Иерихон. Она – праматерь Господа нашего Иисуса Христа… Это Руфь со своей попыткой греха кровосмешения. Это Фамарь, у которой был грех кровосмешения со своим тестем, от которого у неё рождаются два сына. Четвертая женщина – это бывшая за Ури, как пишет Матфей о ней, та, которая была замужем за Ури, Вирсавия. Давид ее при живом муже взял к себе, прелюбодействовал с ней и погубил ее мужа… Зачем, Матфей помещает в родословии Иисуса Христа имена таких «неудачных» женщин!? Это ведь надо очень хорошо знать Библию, чтобы обратить внимание на это…. Матфей делает это сознательно. Ведь Сын Божий пришел в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения». Он пришел в этот мир, чтобы решить главную проблему, которую не могли решить иудеи, которую не могут решить мусульмане – проблему греха…. И среди праматерей Господа нашего Иисуса Христа мы видим Фамарь, мы видим Руфь, мы видим Рахав, мы видим Вирсавию – этих сложных женщин. Иными словами Матфей показывает, что вот этот поток, родословный поток, был замутнен, но, не смотря на это, по Божеству Сын Божий входит в этот поток, а по человечеству – выходит из него. А какой вывод мы можем сделать из этого? Да, если Господь не погнушался иметь такую родословную, это значит, что Он не погнушается и нас с вами, не смотря на нашу нравственную, моральную замутненность и порчу! Это – призыв к совести грешника! Призыв осознать, что и его Бог может использовать, как Он использовал вот этих женщин с очень сложными, даже трагическими судьбами!

Третий вопрос. Сказано, что от Вавилона до Христа – четырнадцать родов. Считаем и находим только тринадцать имен. Кто же четырнадцатый? Четырнадцатый – Сам наш Господь Иисус Христос, так отвечают святые отцы. Он именно по Человечеству выходит из своего родословия, становясь как бы одним из звеньев его, по Божеству Он входит в этот мир. Мы, христиане, особенно те, кто проповедует, или те, кто преподает догматику, очень часто говорим: «По Божеству Сын Божий Единосущен Богу Отцу». Давайте зададим вопрос, который мы редко задаем сами себе: «А по человечеству – кому единосущен Иисус Христос!?» - Каждому человеку, живущему на земле! Вот почему Сын Божий сказал: «Если ты посетил одного их малых сих в темнице, ты Меня посетил!» - потому что Он Единосущен по человечеству каждому человеку, живущему на земле! «Если ты напоил одного их малых сих – ты Меня напоил!» Чашей холодной воды во время жары…. «Если ты накормил одного из малых сих – ты Меня накормил! И Он действительно Единосущен! И Халкидонским определением Святая Церковь учит, что так будет всегда – неразлучно, неизменно…. И никогда это не будет нарушено! Потому что в отличие от иудеев и мусульман, Бог христиан настолько приблизился к каждому из нас, что стал Единосущен нам по Своему человечеству. Может ли иудей, который два раза в день читает «Шмо Исраэль…», осознавать вот такую близость Бога к себе? Может ли мусульманин, который испытывает фатальный страх перед Богом, перед его Именем, чувствовать близость в отношениях с Создателем? Только христианская религия, которая учит о Боговоплощении – только эта религия показывает формат новых взаимоотношений между Богом и родом человеческим. С другой стороны, если говорить о Православии, собственно о Православии, то в православном миропонимании жизнь не делится на религиозную и светскую, на религиозную и мирскую. В мировосприятии наших предков жизнь представлялась как единое целое, ткань жизни не дробилась, не разрывалась, не раздиралась на части. Я поясню, что я имею в виду. Когда Лжедмитрий I в период Смутного времени вошел в Московский Кремль, и по регламенту русскому старинному человеку дьяку Тимофею Осипову было поручено во время ритуала объявить его царевичем Димитрием, а его суженную – русской царевной, этот старинный русский человек, который готовился к этому моменту, как об этом пишут современники, двукратно причастился Святых Таин, пришел в Кремль в назначенный момент, и когда по регламенту дьяк Тимофей должен был выйти в положенный момент и назвать Гришку Отрепьева царевичем Дмитрием, а Марину Мнишек – царевной, он выходит и говорит, обращаясь к Гришке Отрепьеву: «Какой ты царевич Димитрий!? Ты – Гришка Отрепьев, еретик подлинный! А ты, Маринка ...!» Дальше я не буду продолжать, что он говорил. Но очень весомые слова он тогда произнес, по-русски, конечно. В этой истории обращает на себя тот факт, что дьяк Тимофей Осипов называет политического авантюриста Отрепьева «еретиком подлинным». Казалось бы, что общего между политической авантюрой и ересью. В нашем понимании ересь – это искажение догматических основ нашей веры. Но не так думали наши предки, они не разделяли ткань жизни, они не рвали эту ткань на светскую часть, на религиозную часть, когда она кончается за церковным порогом. Нет, они рассуждали совершенно иначе! Они считали, что если человек осуществляет диверсию против Московского царства, он – точно еретик подлинный! Другой пример. Когда новгородцы решили отойти от московского князя Димитрия Донского, и об этом узнал преподобный Сергий, то он тотчас прибыл в место их обитания, стал ходить по храмам, забирать антиминсы, отменять литургию и сказал: «Пока не признаете князя Московского Димитрия – не можете служить литургию!» С точки зрения секуляризированной нашей современной логики – это совершенно несопоставимы вещи! Признание Московских властей и Божественная литургия! Но преподобный Сергий рассуждал иначе, он знал Новый Завет. А в Евангелии, в Нагорной проповеди сказано: «Если брат твой имеет на тебя – не ты на него, а он на тебя – и ты приносишь дар твой пред жертвенником, оставь дар свой пред жертвенником!» То есть нельзя молиться в такой ситуации! Пойди прежде примирись с братом своим, а потом уже приди и обратись к Богу! В миропонимании преподобного Сергия жизнь – это единое целое! И попытка нарушить единство Московского царства – это попытка кощунственная! Нельзя приступать к Божественной литургии новгородцам, если князь московский имеет что-то против них! Видите, насколько иначе мы с вами сейчас понимаем жизнь!? Другой пример, когда в 1611 году в Новгороде высадился шведский военный десант по заказу Московских властей, и с боями он стал прорываться к Новгородскому Кремлю, как это описывает новгородский источник, непреодолимой твердыней на пути шведского десанта встала изба протопопа Софийского собора Амоса. Сей протопоп Амос дал бой шведам, и немало их уложил из пищалей. Ну, шведы считали себя рыцарями, они дали ему время на размышление и пригрозили, если он не сдастся, то они его живьем сожгут со всеми его друзьями, с которыми он вел бой против шведов. Ну, вы представляете себе, что такой вести бой из ружей того времени! По-крайней мере, у него в избе была бочка пороха, у него были свинцовые пули наготове, очень такой воинствующий был протопоп…. И вот ему дали время на размышление. И он вышел на двор своего дома, а воинствовал он на глазах у новгородцев, которые с кремлевских стен смотрели на его подвиг, посмотрел на владыку, представителей власти и крикнул: «Владыко! Снимай с меня запрещение!» За какие- то там грехи он был под запрещением. Вся стена зыркнула на владыку – ну, Амос явно был героем в глазах новгородцев – так владыка крикнул: «Истинно протопоп Амос – это истинно поп православный!» И Амос дал последний бой шведам, и когда те подошли, он подорвал бочку с порохом, и разлетевшимися бревнами там зашибло еще немало людей. Почему!? Почему священник, пусть даже находящийся в запрете, воюет с оружием в руках!? Потому что у него несекуляризированное сознание! Я бы даже сказал грубее: у него не кастрированная совесть! Он живой человек, который не делит ткань жизни, который воспринимает жизнь как нечто целое! А преподобный Сергий, который двух схимников – схимников! – Пересвета и Ослябю отправляет на Куликово поле!? Почему он это сделал? Схимник, твое дело – молиться! Как сейчас часто говорят в Церкви: не вмешивайтесь в нашу жизнь! Не занимайтесь политикой! Занимайтесь своими молитвами – всё! Преподобный Сергий знал, зачем нужны его схимники! Задонщина – это древнейший памятник русской литературы, который описывал битву на Куликовом поле – Задонщина рассказывает, что когда русские увидели пыль, которая поднималась из-под копыт Мамаевой орды, у мужчин от страха «колени затряслись»! Ведь это была Русь какая? Когда мой отец был раб, мой дед был раб, мой прадед платил дань поганому татарину! Вот эта вот философия рабства была в людях! И в этот критический момент, когда дрогнули мужи, выезжают два схимника, и Александр-Пересвет вступает в единоборство с Челубеем. И это вдохновляет русских людей… Надо прямо сказать, что мировосприятие наших предков было иконографично, они воспринимали жизнь, как написание некоей иконы. И это можно установить даже просто учитывая особенности славянской речи! Если на современном русском языке мы можем сказать «Царство Небесное» и «Царство Московское», то на древнеславянском языке – не получится! И если вы будете на древнеславянском языке говорить о Царствии Небесном, вы скажете: «Цар-стви-е Небесное». А если о земном, то это будет «цар-ство». Например, «Царство Московское». Слова – похожи. Но они – разные! И вот этот принцип неслиянности, нераздельности, иконографический принцип – он присутствует! Наши предки воспринимали жизнь, как написание иконы! Перед ними не стоял вопрос, какой путь избрать: демократии или монархии! Ведь они каждое утро читали молитву «Отче наш»! И каждый вечер! А в этой молитве есть слова: «…Да приидет Царствие Твое яко на небеси и на земли!..» Что для старинного русского человека обозначали эти слова? А он спрашивал: «А как на небеси?»… На небесах нет ни демократии, ни парламента. Там абсолютная теократическая монархия, то есть – власть Бога! И в катехизисе Филарета Дроздова мы читаем толкование этих слов. Святитель Филарет спрашивает: «А как на небеси? О чем мы просим Бога?» - «Там все ангелы подчинились власти Бога!» – пишет святитель Филарет Дроздов. И старинный русский человек понимал, что если на небе есть Господь, то на земле должен быть государь. Опять – видите? – слова сходны, но это – не одни и те же Такая же особенность существует и в древнем еврейском языке, в древнем священном языке Библии: Господь – это «адонай», а человек, облеченный во власть –«адоним». Если на польском языке можно сказать «Пан Езус» - т.е. «Господь Иисус», и тут же сказать какой-нибудь «пан Сапега», то по-русски так, слава Богу, пока нельзя сказать. Потому что когда мы говорим о Боге, мы говорим «Господь», а когда о человеке – «господин», «государь». Англичанин секуляризированным своим сознанием может сказать какой- нибудь «лорд Родстер» или, там, «лорд Чемберлен». И тут же сказать: «Лорд Джизус Крайст»! Здесь нет иконы, здесь профанация! Иконографичное восприятие жизни старинных русских людей – это было именно написание иконы! Если говорили на русском языке: «воинство ангелов», «воинство русское» - по-славянски так не получится! Если мы говорим о земном воинстве, мы говорим: «войско», а если говорим о небесном – говорим «воинство». Видите, слова- то сходные! Но с каким целомудрием мы распознаем эту дистанцию, мы никогда не ошибемся! К сожалению сейчас, когда преподают церковно-славянский язык, эти моменты как-то не учитывают, их оставляют в стороне, и это не правильно, потому что через язык наших предков, через тот язык, на котором они разговаривали с Богом, мы сможем понять их внутренний мир. В настоящий момент осуществляется именно секуляризация, делается попытка разрушить икону семейной православной жизни! Когда, например, борются с Домостроем, говорят, что Домострой – это что-то устаревшее.… Это попытка разрубить икону семейной жизни наших предков. Потому что икона – это образ, образ – это пример. Образование возможно там, где есть образ. Смысл образования, воспитания в славянском понимании – это восстановление падшего Божественного образа в человеке, потерянного Божественного образа в человеке. Конечно слово «Домострой» - я сейчас произнес это слово, и некоторые женщины встрепенулись. И я думаю, что вы напрасно так поступили. Я хочу рассказать один пример из моей священнической практики. Однажды ко мне, когда я служил в храме «Всех Скорбящих Радосте» на Большой Ордынке, пришла моя прихожанка, она многодетная мать, мать многих детей, и она сказала: «Я не знаю, что делать! Мой муж лежит на диване, приходит с работы, ложится на диван, пиво, всё стационарно, тут у него лампочка – включает лампочку, выключает.… Раньше хоть подходил к телевизору, переключал каналы, но у него сейчас пульт, другой телевизор – всё у него стационарно, он нажимает кнопки, дети ему только пиво из холодильника приносят…. Она говорит: «Что делать? Я не знаю, у меня столько Я сказал этой женщине: «Дорогая моя! Подчинись воле мужа, и тогда ты будешь лежать на диване, а он будет бегать вокруг тебя! Живи по Домострою!» Она говорит: «Ну, как это сделать!? С чего начать?» Я говорю: «Вот сегодня приди домой, скажи ему, что все с этого момента ты будешь делать только по его благословению! Сара называла Авраама своим господином, а Сара – это пример для всех жен-христианок!» И вот через неделю она приходит такая сияющая, радостная. Я говорю: «Ну, рассказывай, как все получилось!» Она говорит: «Ну, вот, я пришла домой… Я, конечно, много думала, идя из храма домой, как это все получится, как я ему стану подчиняться? Но решила подчиняться. Я пришла, он лежит на диване, телевизор включен, пиво стоит рядом. Я села в кресло рядом с ним и говорю ему: «Батюшка меня отругал, сказал, что я во всем должна покориться тебе, больше я с тобой спорить не буду – как ты решишь, так все и будет!» - он сел на диване, уже не лежит! Говорит: «Наконец-то появились нормальные священники!» Она говорит: «Все! Теперь мы больше не ссоримся! Ты мой господин, вот Сара называла Авраама господином, вот как ты скажешь, так я и буду делать! Я не буду из-за денег спорить, из-за чего угодно! Вот ты – теперь мой господин, ты мой муж! А муж – это глава жены!» Наступает момент, когда надо идти в магазин, чтобы готовить ужин – в этот момент обычно начинались скандалы, потому что она лучше знала цены в магазине, а он – хуже…»

Она подходит к нему и говорит: «Ну, как? Благословишь купить что-нибудь? Давай денег, если соизволишь!» Он улыбнулся: «Ну, на, ну вот это возьми, иди!» Она пошла, купила все, что можно было купить на эту сумму, возвращается, все готовит, зовет его к столу. Он подошел, глянул возмущенным взором: «Что ты накупила!? Разве можно детей накормить этим!?» - ругнулся матом, взял сумку и ушел в магазин. Он в этот магазин ходил, часто ходил, но только не в продуктовый отдел. Он ходил в другой, в винно-водочный... И когда он вернулся из магазина, он сказал: «Ты знаешь, так цены подняли! Надо Под конец недели он стал говорить жене о том, что он хочет найти для себя вторую работу. А через две недели он прибежал ко мне в храм! «Вы отец Олег?» - «Да, я отец Олег Стеняев…» Он говорит: «Я все понимаю, Домострой – это все очень хорошо, но и жена должна что-то делать! Она смотрит на меня, как собачка, ждет команду, я ношусь, уже на вторую работу устраиваюсь, а она только ждет, что я ей скажу!» Я тогда сказал этому молодому мужу, многодетному папе: «А ты думал, что быть мужчиной – это легко? Муж в семье – это икона Христа! Потому что в Писании сказано: «Как Христос возлюбил Церковь, так и мужья да любят жен своих!» Нельзя разрушать икону жизни наших предков!» Сейчас делаются попытки разрушить икону и загробной жизни! Об этом у нас с вами недавно была беседа о мытарствах. Делаются попытки разрушить икону государственного понимания православной жизни! Помните, как все возмущались, когда в Манеже рубили иконы? Очень многие возмущались! А когда разрушают иконы, образа, примеры нашего православного видения жизни – это столь же огорчительно! Итак, христианская вера – это вера в то, Господь готов принять нас такими, какие мы есть! Но отличие православного понимания Божьего спасения заключается в том, что для нас спасение это не амнистия от Бога, это даже не индульгенция от Церкви, как католики понимают спасение! Спасение, как учит апостол Павел – это ходить в обновленной жизни! То есть человек становится спасенным не де-юре, не юридически решается этот вопрос, а де-факто – когда Христос исцеляет нас, нашу природу. Когда мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, мы становимся иными людьми, новыми людьми! И мы видим те удивительные перемены, которые происходят в нашей жизни, именно благодаря тому, что мы, христиане, воспринимаем жизнь такой, какая она есть! Мы не пытаемся лакировать историю, особенно Священную Историю, в Библии вещи называются своими именами, и такие женщины, как Фамарь, Руфь, Вирсавия – они смогли внести свой вклад в дело домостроительства и спасения народа Божия! Поэтому каждый человек в христианстве в Православии призывается именно к активному участию домостроительства благодати Божией!

Почему Православие? Потому что это вера, которая имеет дело с реальным человеком! Это вера, которая не выдумывает какие-то образы «цадиков», «праведников», которые исполняют все Божьи заповеди, или образы каких-то «джинов», «чародеев», которые решают все проблемы! Нет! Наша религия имеет дело с человеком таким, какой он есть! И Господь силен изменить человека! Он силен преобразить его! Вот почему в Евангелии сказано, что когда апостолы однажды задали вопрос «Кто может спастись?», Сын Божий ответил: «Человекам это невозможно, но не Богу! Ибо Богу – все возможно!» Человеку невозможно исполнить 613 мицвот-заповедей – ни у кого не получится! Человек не может соответствовать никакому своему религиозному идеалу, он всегда будет видеть несоответствие, экзистенциальное несоответствие! Но Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные!» То есть все, которые обременены своими грехами, которые труждаются на фараона мыслимого, на дьявола, своими порочными действиями. Но Он готов принять таких людей, чтобы изменить и исправить нас, преобразить нас в Себе Самом! И с ила нашей религии заключается в том, что мы осознаем, кто мы есть. Мы не занимаемся имитацией праведности, мы говорим: «Мы – грешники». И когда мы как таковые приходим к Богу и видим в Сыне Божием милосердие Творца по отношению к нам, то очень многое меняется в нашей жизни. В иудаизме и в исламе Бог – это единица, которая замкнута сама на себя! Однажды я беседовал с иудеем и задал ему один вопрос: «Бог любит Сам Себя?» Он говорит: «Да! Он очень любит Сам Себя!» – «Если ваш Бог – не Троица, – сказал я ему, – то Он – источник эгоизма! А в нашем христианском понимании Бог, который любит Сам Себя, а Он действительно любит Сам Себя, это – Любовь Бога Отца к Богу Сыну, это Любовь Бога Сына к Богу Отцу! И как Отец имеет жизнь саму в себе – ипостась, и как Сын имеет жизнь саму в себе – ипостась, и сама Любовь Бога Отца и Бога Сына имеет жизнь саму в себе – ипостась Духа Святого! » Как апостол Павел пишет: «Любовь Божия излилась в сердца ваши Духом Святым». А Григорий Двоеслов в двадцатом слове пишет: «Дух Святой и есть Любовь!»

То есть даже христианское учение о Троице – это учение о Любви, о высшей Любви, о том, что Бог есть Любовь! Христианское учение о Боговоплощении – это свидетельство о том, что Бог неравнодушен к нам, Он настолько соединился с нами, насколько это только возможно для Него! Не слившись с нами, но Он нераздельно, неразлучно, неизменно остается теперь всегда в таком состоянии! И мы, христиане, это люди, которые именно не имитируют жизнь, не пытаются говорить лозунгами, но предлагают любому человеку прийти к Богу и у Него найти источник сил для новой В Евангелии есть такая притча – это последнее, что бы мне хотелось сказать в этот вечер – это притча о званных на брачный пир. Званные были, конечно, достойные и порядочные люди, я не сомневаюсь в этом. Наверное, их бы и не приглашали, если бы они были иные. Но эти званные не пришли на брачный пир, и тогда распорядитель повелел, чтобы собирали всех: хромых, кривых, убогих.… И ими наполнился брачный пир. Все другие религии вне христианства, это попытка именно имитировать достоинство, святость и праведность.

А христианская вера – это вера грешников! Вот почему однажды Иисус Христос сказал: «Первые в Царствие Божие идут блудницы, мытари и грешники!» Знаете, если это на современный русский язык перевести, что получится? «Первые в Царство Божие идут развратники, люди, которые занимаются обменом волюты, проститутки и киллеры!» Вы представляете себе, если бы священник произнес такие слова с амвона? Но в Евангелии есть такие слова! И в родословии Иисуса Христа ест сложные имена! И какой бы сложной не была твоя и моя судьба – мы можем найти разрешение всех наших проблем, ответы на все наши недоумения в той вере, которая называется христианской, в той Церкви, которая именуется Православной! Спаси вас, Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+