Перейти к основному содержанию

02:46 19.04.2024

Когда-то говорилось в передаче о том, если человек болеет, лежит, что молиться можно одними глазами. Разъясните, пожалуйста, как это?

06.03.2018 09:33:15

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/02/10/21-00.html

о. Дмитрий: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы вновь с отцом Александром начинаем нашу передачу в прямом эфире радио «Радонеж».

Вопрос: -  Анализируя прожитые последние 30 лет, я пришла к выводу, что самое большое зло - зависть, ложь, обман, коварство, предательство, приходили ко мне от моих подруг. Вот уже три года, как я дипломатично расстаюсь с ними всеми. Отныне я спокойна, уравновешена, появилось много свободного времени на семью. Самое главное - ни на кого не обижаюсь и никого не осуждаю. Моё игнорирование людей, нежелание терпеть их недостатки, ошибки и слабости - не больший ли это грех, чем осуждение или обида на них?

о. Дмитрий: - Подсчитать это трудно. Чтобы оценить, что у Вас в душе, Вашего письма недостаточно. С другой стороны, это правильно. С годами остается один, а реже два друга. Это закон самый верный. Или вообще этими друзьями остается семья. Это самое лучшее. Поэтому я не вижу тут греха. Сам Господь нас учил снять обувь и отряхнуть в том месте, где нам чинят неправду.

о. Александр: - Прерывание отношений с теми, с кем много лет был в дружбе, обижает людей, они не понимают, почему.

о. Дмитрий: - Разные у человека есть возможности. Он терпит, терпит, а получает одни неприятности. Но, по-моему, нелепо ходить в магазин, где постоянно тебе дают скумбрию вместо дорадо, и еще обманывают. Зачем же? Не нужно человека предающего осуждать, проклинать - ведь сказано молиться за обижающих, но не сказано: обниматься и целоваться с ними и тратить время на человека, который творит тебе пакости. Какая в этом нужда?

Вопрос: - Когда-то говорилось в передаче о том, если человек болеет, лежит, что молиться можно одними глазами. Разъясните, пожалуйста, как это?

о. Дмитрий: - Поднимаешь глаза к небу, опускаешь их на грудь, потом вправо и влево - получается крестное знамение. А дальше уже мысленно любые слова или молитвы, которые знаем.

Вопрос: - Что такое благословение?

о. Дмитрий: - Это благое слово.

о. Александр: - Люди часто просят дать им благословение.

о. Дмитрий: - Они вкладывают в это какой-то другой смысл, часто магический - чтобы все было хорошо.

о. Александр: - Частенько просто просят благословить даже на самые простые житейские дела. Насколько это необходимо?

о. Дмитрий: - Нет никакой необходимости.

о. Александр: - Это скорее магическое отношение самого человека. Люди верят очень  сильно в благословение по житейским вопросам.

о. Дмитрий: - Верить надо в Пресвятую Троицу. И батюшка вообще здесь не причем. Он не от себя благословляет, а от Бога. Но магии, к сожалению,  в жизни слишком много. Магия - это самая примитивная из ложных религий. Потому и пользуется такой популярностью. Она не требует от человека никакого духовного движения. Подошел, поклон до земли, благословите -  и всё. Никакого духовного действия. 

о. Александр: -  Батюшка, а Вам приходилось отказывать в благословении, какая была реакция?

о. Дмитрий: - Разная. Раздражение, недоумение, уговоры. И я по-разному реагирую на это. К моей манере народ привык. Представь, читаешь лекцию в аудитории 500 человек, а после лекции все встают: благословите. И что? Я всех одним широким крестом благословляю. Выхожу - а на лестничной клетке опять стоят. В идеале нужен запасной выход. Во всех храмах, где я служил - то прорубал выход из алтаря.

Вопрос: - Батюшка, Вы часто говорите, что христианская любовь  - это не чувство, а дела любви по Евангелию. Но я замечаю, что делаю это часто через лень и раздражение, особенно в семье. Получается, любое мое добро с грехом пополам. Могут ли такие дела привлекать ко мне благодать Божию?

о. Дмитрий: - Совершенно верно. Привлекают не благодать Божию. А через терпение, упорство потихонечку мы приходим к смирению, а когда смирение появится лет через 20, то и благодать следом за ним.

о. Александр: - А само преодоление нежелания что-то делать?

о. Дмитрий: - А это и есть подвиг. Но еще не привлечение благодати. Когда благодать приходит, она делает любой подвиг легким.

о. Александр: - Но без неё человек вообще ничего не совершит.

о. Дмитрий: - Если Богу угодно, то Он сам совершит.

о. Александр: - Человеку хочется продвинуться в духовной жизни, а легкости нет.

о. Дмитрий: - Хочется продвинуться в духовной жизни? Об этом можно поразмышлять, но чисто теоретически. Это не дело человека. Это просто самонадеянная наглость.

о. Александр: - Но человек что-то должен делать?

о. Дмитрий: - Должен. Царство Небесное от времени Иоанна Крестителя нудится. И употребляющие усилия восхищают его. Что может человек? Только нудить себя. С терпением. А уж Господь Святый Дух, если пожелает -  то сделает.

Вопрос: - Как Вы, батюшка, относитесь к традиции в Прощеное воскресение вечером петь в храме Пасхальные стихиры? Это давняя традиция из моего детства. Нельзя ли ее возобновить?

о. Дмитрий: - Нельзя, и не будем. Не нужно превращать богослужение в миксер, в котором все перепутано. Есть Пасха, которая празднуется 40 дней. Есть устав, его составили люди святее и умнее нас, зачем что-то менять? Незачем. Какая нужда? Вот дома келейно пойте, что хотите. Никто ничего не скажет, тем более, если на душе у тебя Пасха.

 Люди не ценят устав. Это недостаток церковной культуры. Но это не аргумент, что нравится что-то из детства. У меня такие воспоминания из детства, что в холодном поту просыпаюсь.

Вопрос: - Люди привыкли петь акафисты. Вот наступает Великий пост и возникает вопрос, а можно ли постом?

о. Дмитрий: - Дома можно все. Пой келейно акафисты на здоровье. Это же неважно, главное  - чтоб человек молился Богу и чтоб пением соседям не мешал.

Вопрос: - Очень давят родные по поводу детского сада. Говорят, что там занимаются с детьми, а дома ребенок шатается без дела. Как Вы относитесь к свободному времяпрепровождению детей дома, когда они сами должны себя занять? Меня уже одолевает уныние, поддержите.

о. Дмитрий: - Уныние от безделья. Поэтому нужно дома не сидеть, а с детьми заниматься. А то в саду занимаются, а мама зачем? Привлекать детей к домашним делам, вместе готовить еду, распределить обязанности, это все надо организовать, а лень-матушка все хочет сплавить. Потому что надо  так организовать жизнь детей так, чтоб они могли самостоятельно чем-то заниматься. Рисовать, листать книжки, переписывать что-то, букварь срисовывать... Вот, мама глядит -  а сама крупу перебирает в это время. Надо детей вовлекать в работу взрослых. Это лучшая игра. Более того, они так обучаются домашней работе, которая им не в тягость.  Они относятся к ней как к игре, а ведь дети любят играть.

о. Александр: - Одна реакция ребенка, когда говоришь: «иди, сделай», и совсем другая когда говоришь: «пойдем, сделаем».

о. Дмитрий: - А если скажешь: « помоги мне» -  то полное удовольствие у ребенка.  Он  идет помогать!

 Надо организовывать, даже если детей несколько. А если ты хочешь на чужих теть это взвалить, то будь готов, что те так организуют, что своих детей и не узнаешь. Качество педагогов оставляет желать лучшего. Много ли, мало ли, но лучшего. Я и в саду был, и на пятидневке - все это я хорошо знаю. И потом, у нас тоже были разные педагоги -  и получше, и похуже. Я до сих пор помню воспитательницу средней группы, прекрасную добрую женщину. А сейчас я хожу в гимназию мимо детского сада, и с таким лицом я не вижу воспитателей. Всех она любила, и это было взаимно.

о. Александр: - Хороший педагог может целую школу сделать хорошей. И в моей обычной школе был прекрасный преподаватель математики, а все вокруг считали нашу школу особенной. Все дети знали математику.

о. Дмитрий: - А у нас была преподавательница истории такая замечательная, что многие потом пошли в исторические ВУЗы. Сейчас уже закончили благополучно.

 Очень многое зависит от педагога. У него должна быть любовь к воспитуемому и к предмету. К воспитуемому, чтобы заменить ему маму хотя бы на эти несколько часов. А к предмету - чтобы раскрыть перед учениками всю красоту. Истории, например.

о. Александр: - Но не каждый родитель хороший учитель.

о. Дмитрий: - У родителя есть харизма. Ему от Бога дана любовь к своему дитяти. И нужно это развивать, а не гасить, отдав ребенка на съедение другим людям.

о. Александр: - Потом возникают проблемы, которые не корректируются.

о. Дмитрий: - Обязательно. Они трудно выкорчевываются. Дорогостоящие психологи и психотерапевты будут это все доставать из детей, из их подсознания.

Вопрос: - Что нужно читать, понять, делать, чтобы преодолеть женское воспитание в неполной семье?

о. Дмитрий: - Этому может помочь спортивная секция. Кадетский корпус. Дядя или дедушка, или старший брат. Надо соображать, искать, читать. Голова на то и дана, чтобы ключики искать в каждом отдельном случае. Все мудрые советы известны. Все прекрасные книги давно написаны. Списки тех книг, которые мы должны прочитать детям, составлены. Потрудитесь найти в интернете списки. Человеку дан прекрасный инструмент - ум, который человек использует только на несколько процентов.

о. Александр: - Во времена моего обучения в школе у нас было мало учебников. Потом их стало намного больше, много авторов разных, дети могут легко запутаться.

о. Дмитрий: - Да, дети могут. Это родители должны решать - какого мы придерживаемся курса. Папа вообще-то должен выбирать, что учитель будет преподавать его ребенку. А то папа консерватор, а учитель либерал. И во что он превратит его сына?

А он хотел учить его по книге американского сенатора: "Совесть консерватора"... Мы хотим своих детей иметь в итоге или отдать это все на откуп другим? Да вообще школа -  это проблема для всех. Даже для учителей. Их же теперь бьют, говорят им всякое. Младшие еще нет, а вот старшим -   попробуй слово скажи, у них права теперь. Но и это можно решить. Но надо делать. И делать должен мужчина. Если нет в семье мужчины, то придется женщине.  

Вопрос: - Здравствуйте! У меня есть близкий человек, он молится, но имеет много проблем в личной жизни. Все вокруг него выходят виноватыми, а он один прав. А вот покаялся, попросил у всех прощения, так жизнь стала полной, радостной. Ему даже сон для отдыха не нужен - спит по два часа в сутки, а полон бодрости. Это действие дьявола?

о. Дмитрий: - Это трудно сказать, не наблюдая человека. Нужно на него посмотреть. Бесконечной энергии быть не может. Какое-то время человек может концентрироваться. Но Вы какую-то сказку рассказываете. Вряд ли Вы его наблюдаете с утра и до вечера.

о. Александр: - Батюшка, а люди нередко рассказывают о вдруг открывшихся у них способностях. Нередко после молитв.

о. Дмитрий: - Надо разбираться. Что это за способности, какого они свойства. Иногда по лицу видно. Но врач без осмотра больного заключения не даст, так и тут. Раньше врачи могли определить, что с человеком по запаху его пота. Исследований никаких особенных не было.

Вопрос: - Я прихожанин храма Алексия Мечёва, община отца Виктора. Я певец. У меня никого не осталось -  ни родителей, ни жены. Такому человеку возрастом лет 40  не единственный ли путь по благодати Божией идти в монастырь?

о. Дмитрий: - У Вас главное есть - Ваша специальность и голова. И молодость. 40 лет – это  прекрасный возраст. Всегда можно начать. Хотите в монастырь - идите. Если возьмут, идите. Здесь нет единственного пути. Где будет любо, там и оставаться. Недаром русский народ говорит: от добра добра не ищут.

о. Александр: - Приходил тут ко мне один человек. Задавался вопросом, а не стоит ли ему жениться в его сорок лет? До этого женат он не был. Но, говорит, назад-то не воротишься.

о. Дмитрий: - А зачем назад? Если не понравится? Приведу пример. Вот тебе священноначалие дает приход. Ты приезжаешь -  колокольни нет, церковного дома нет, на территории храма стоят гаражи, около гаражей мужики с папиросами и пахнет водочкой с пивом. Окон нет, дверей тоже. Тебе не понравилось. Но тебе дали, и проходит 10-20 лет -  и ты этот храм превращаешь в украшение той местности, где он стоит. И он становится лучше прежнего. Не понравилось? А сделай так, чтобы понравилось. Человек в эту жизнь приходит - не на курорт приезжает. Курорт, это первые три года его жизни, когда одно "хочу и дай". А потом уже все. Приходит "надо". Дана человеку жизнь -  вот и живи ее, эту жизнь.

о. Александр: - Хочется выбрать лучший путь этой жизни.

о. Дмитрий: - А что такое лучший? Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше? По этой пословице? Как в сказе: Хочу быть владычицей морскою? Что человек хочет?

Вопрос: - Почему Господь исполнил желание бесов вселиться в стадо свиней? Значит ли это, что и сегодня бесы могут переходить от животного к человеку, и наоборот? Или это  был символ?

о. Дмитрий: - Это был символ, вразумление жителям Гадаринской страны. А так -  да, могут бесы переходить. И собака может взбеситься. Особенно часто это бывает с домашним тигром. Вроде покладистый -  и вдруг съел хозяина.

о. Александр: - И Господь попускает бесам войти в человека для его же вразумления.

о. Дмитрий: - А Господь все делает на благо. Иногда человек находится в таком состоянии, что вышибить его из этого состояния может только испытание. Как наш народ русский. Он настолько озверел, что поднял руку на императора, которого предки избирали, обещали ему верой и правдой служить. Но поверили всяким прокламаторам. И получили большевиков, иностранцев, которые всю страну разорили. Так что это наказание Господне. Вы же хотели с красными флажками ходить? Вот и кушайте еловые шишки.

Вопрос: - Скажите, Господь давал заповедь "Не судите, да не судимы будете". Это получается, что православный человек не может работать в государстве судьей, ведь он тогда нарушает заповедь.

о. Дмитрий: - Да нет ничего проще. Речь не идет о работе судьи, но о том, когда один грешник осуждает другого. Или сидит человек хромой на правую ногу, а видит, идет хромой на левую ногу, а он показывает пальцем и усмехается. Будучи таким же, осуждает другого, ему подобного.

о. Александр: - И судья - грешный человек. И судит человека за проступок, но он исполняет государственную функцию.

о. Дмитрий: - Но он должен исполнять. Ну, во-первых, он должен участвовать в каждом приговоре. Он должен по-честному, а не под давлением следствия во всем разобраться. И он перед Богом, но не перед государством, несет ответственность. Никакие служебные ошибки ему не ставят в вину. Но перед Богом он за все ответит,  по совести он судил или нет. Каким судом судите, таким и вас судить будут.  Но не государство, а Господь. Страшно впасть в руце Бога живаго. Все своё получат. А то было бы несправедливо. А некоторые безумцы говорят, что они, мол, неверующие. Ну и что? Если ты неверующий -  то с рук тебе это не сойдет.

о. Александр: - Верующий ты или неверующий -  а на душе неспокойно.  

о. Дмитрий: - Конечно. Совесть умирает не до конца.

о. Александр: - Как бы ее человек ни  пытался в себе задушить.

о. Дмитрий: - Да. Она прорывается и заставляет человека страдать.

о. Александр: - Люди говорят, а не грех ли рассуждать о поступках других людей?

о. Дмитрий: - Конечно. Ибо сказано: "Кто ты, осуждающий чужого раба?" Каждый перед Господом стоит или падает. А рассуждать, обсуждать, осуждать - слова однокоренные. Корень - суд.

о. Александр: - А если речь о поступке только?

о. Дмитрий: - А какое твое дело? Тебя назначили воспитателем над человеком? Иди тогда во ФСИН, там будь воспитателем. Тебе дадут контингент и обязанности. А пока ты не имеешь никакого права.

о. Александр: - А чтобы выбрать, как дальше действовать, часто нужно обсуждать.

о. Дмитрий: - Судья, если процесс большой, обсуждает с другими судьями. Или обсуждается дело с присяжными. Их мнения могут отличаться. Мнение присяжных выше. У прокурора другое мнение.

Вопрос: -  Как быть, если посещают мысли о разводе? В браке 4 года. Мы венчались, есть сын. Нет мира, понимания. Терплю ради сына. Но сил нет.

о. Дмитрий: - Да, пора уж разводиться. Затянули вы,  бедненькие. Сил нет -  поешьте кашу. Если человек женился -  он должен нести ответственность за семью, которую создал. Была взаимность, а потом прошла?  Надо книжечки читать, чтобы стать жене интересным. Надо узнать, чего она хочет, о чем мечтает. Проложить путь к ее сердцу. Женщину нужно завоевывать. Если ей интересны наряды  -  купите ей. Учтите все затраты и купите. Она будет видеть, что муж ее любит.

Вопрос: - Моя дочь не любит увеселительных мероприятий, но бабушка часто ее водит. И тогда она прячет билеты, чтобы не идти, но потом стыдится ходить исповедоваться.

о. Александр: - Если совесть обличает -  надо исповедоваться перед Господом в присутствии священника. Тогда Господь поможет тебе впредь, если ты будешь стараться, эти грехи не повторять.

о. Дмитрий: - Золотые слова.

Вопрос: - Пилата не просили перед распятием бить Христа, так почему же он начал с избиения? Ведь знал о Его невиновности.

о. Дмитрий: - Такая процедура была в Риме. Осужденного должны были бичевать. Это была общепринятая практика. Уже позже, когда христианство стало распространяться, римляне многих приговоренных старались батогами склонить к признанию, подспудно желая спасти им жизнь. Мол, мы сами в этих идолов не верим. Ну, возьми, принеси жертву  - и все. А некоторым и должность предлагали. Или взять войско в управление. Таким образом, склоняли.

Вопрос: - Скажите, батюшка. Мы, православные, будем держать ответ перед Иисусом Христом. А верующие других конфессий -  кто их будет судить?

о. Дмитрий: - А всех будет судить Христос. Просто их не по закону Христову, а по совести и по их закону.

о. Александр: - Вообще суд Божий от нас скрыт, какой он будет.

о. Дмитрий: - Да, мы знаем только некоторые очертания. Никаких формальных правил.

о. Александр: - Передача подошла к концу, спасибо.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+