Перейти к основному содержанию

01:29 24.07.2019

Двери святости

14.01.2016 08:11:36

Недавно моя дочь, учащаяся в киевской общеобразовательной школе, сообщила новость. Вместо Достоевского, которого в последние годы проходили в одиннадцатом классе как зарубежного (!) писателя, поставили Зюскинда с его «Парфюмером». В компании «невостребованных» вместе с Федором Михайловичем оказался также и Тургенев. Событие незаметное, но знаковое. Размышление об этой очередной ступени к изменению народного сознания приводит к мыслям… о святости. А именно.

 Бывает, что звезда святости зажигается там, где нет никаких предпосылок для ее появления. Как зеленые побеги молодой травы находят путь через микроскопическую трещинку в асфальте, так и святость имеет силу пробивать твердыню многих человеческих и дьявольских преград. Святость неожиданно может вспыхнуть среди моря страстей, тины всевозможных греховных привычек, необразованности и даже безбожия. История Церкви знает немало таких случаев. Мария Египетская, находящаяся на дне разврата и вдруг нашедшая в себе невероятную силу покаяния. Святой Вонифатий, которого от постели любовницы до страданий за веру отделили всего несколько дней. Святость иногда даже не нуждается в проповеди – так было, например, со святой Варварой. Одно только созерцание красоты окружающего мира посеяло в ней  семя веры.

Так бывает, но все же это редкие случаи, отмеченные в церковной истории именно своей необычностью. Они как немногие прекрасные цветы на каменистом склоне горы. Если же от этих отдельных  побегов перевести взгляд к огромному цветущему саду православных святых, то мы должны будем говорить о воспитании святости.

Разве можно воспитать святость, спросит кто-то? Скажем так: можно либо помочь, либо помешать ей развиться. В этом смысле среда обитания довольно сильно влияет на внутреннее состояние человека. Наша душа резонирует не только на призыв Божий, но и на все внешние искушения мира сего. Поэтому-то, кстати, и бегут от мира монахи, пытаясь поставить себя в наиболее выгодные для спасения условия. Монашество – вообще тепличный продукт, как писал святитель  Игнатий (Брянчанинов). Успех монашеского делания напрямую зависит от условий жизни. К примеру, на Афоне или Валааме странно будет не подвизаться, ибо там подвизаются все. Причем, гордиться будет нечем – всегда найдется молитвенник покрепче и постник пожестче.

Но речь не только о монашестве. Если в целом общество церковно, или, по крайней мере, церковно внутреннее пространство семьи, цветок святости питается и растет, органично вписываясь в семейный жизненный уклад. Тогда можно говорить о феномене семейной, родовой святости. Вспомним Василия Великого и семью, в которой он родился – из десяти человек пятеро причислены к лику святых. Или Григория Богослова, который имел во святых мать, отца, брата и сестру. Или наш Сергий Радонежский – состоялась бы его святость без святых родителей? И могла бы родить преподобного Серафима Саровского неблагочестивая мать? Вряд ли. Если среда развращена, институт семьи разрушен и общество исповедует религию денег -  такой социум святость не воспитает. Отдельно взятый человек сможет прийти к Богу, но принести Ему все нерастраченные силы  своей молодой души   вряд ли получится. Душа уже будет, скорее всего, немолода, а прежние силы отданы на служение греху. Одно дело – слезы покаяния о загубленной жизни, которые, несомненно, примет Господь, но совсем другое – посвятить Христу всю жизнь и войти в реальность подвига.

Итак, для святости должны быть открыты двери. Мы сказали о семье, о социальной среде. Конечно, также необходимы действующие храмы и звучащая проповедь, наличие духовной литературы и возможность общения со священником. Но нужно сказать и о другом. Для русского человека дверями святости является русская культура. Например, в советское время храмов было мало, проповедь не звучала, но оставались доступными Достоевский и Гоголь, Иванов и Левитан, Чайковский и Мусоргский. Миллионы соотечественников впервые открыли для себя мир православия не на страницах Евангелия и не через опыт храмового богослужения, но в литературе «золотого века», постановках «Бориса Годунова», в русских залах Третьяковки.

В чем значение русской культуры? Прежде всего, она всегда была путем поиска небесного и вечного среди земного и временного. Для русской культуры удивительно подходит одно из святоотеческих определений добродетели смирения: стояние души перед Богом. В русской культуре душа может против Бога бунтовать, задавать Ему «неудобные вопросы», может даже отрицать Его существование – но она всегда стоит перед Господом, и страшно мучается, если отношения с Ним не складываются. Ссора с Богом становится болью для отдельной души и болезнью для всей нации. Русская культура, как и всякая планетарная культура, априори не может быть (и никогда не была) безрелигиозной.

Поэтому: извлечение русского человека из мира русской культуры, пронизанной православием, означает извлечение его из самого православия. Невостребованность русской культуры для русского человека означает закрытие дверей святости. И, может быть, это и есть главная трагедия сегодняшней Украины. Бегство от своей русскости и прививка ненависти к русской культуре как вражеской, имперской означает начало отказа от самого дорогого, что в Украине еще есть – от православия. Невозможно ненавидеть Россию и любить православную веру. Страна, заменившая в школьной программе Достоевского на Зюскинда, очевидно, вешает на дверях святости амбарный замок. И здесь решается вопрос не только святости, но и просто человеческой нормальности. Если подростковому взгляду вместо Алеши Карамазова предложен Жан-Батист Гренуй, то развитие детской подражательной реакции есть только вопрос времени.

Сигнальный огонь Украины, несомненно, зажжен для России. Русскоязычные люди, отрекшиеся от русской культуры и истории, должны сообщить России благочестивый испуг и заставить вспомнить слова Спасителя: «думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,4-5). Для кого-то это странно прозвучит, но такой вывод вполне логичен: количество людей, читающих Достоевского в московском метро, определяет будущее русской православной цивилизации. А можно и так сказать: человек с хорошей книгой в руках дает надежду на обычное человеческое счастье, которое возможно лишь на фоне открытых дверей – дверей святости. Тех дверей, которые постепенно закрываются для одной из бывших частей русского мира.

Комментарии

пт, 01/15/2016 - 06:34 :

Пользователей, имеющих намерение оставить комментарий, просим учитывать, что поле «Имя» предназначено для имени, а не для заголовков, части текста комментария, приколов, инициалов, электронных адресов, мечтательных самоидентификаций и пр. Не приветствуются нападки на Православие, провокации, «переход на личности», злоупотребление верхним регистром, пренебрежительное отношение к нормам русского языка и попытки оспорить политику модерации.

сб, 01/16/2016 - 09:23 :

Помогай Вам Бог, Сергей! Поступала в конце 1970-х на филфак МГУ ради В.В.Маяковского -- и вот, рассказываю на Радонеже о православной гимнографии.

ср, 01/20/2016 - 18:50 :

Спаси,Вас,Господи,Сергей.Я тоже,как и Вы,киевляни ,с год как в прошлом.Хочу сказать, что мне очень горестно смотреть на все это.Лучшие друзья детства...,я им стал врагом,"клятым москалем",родившейся здесь на Украине более полувека тому.Бог кого хочет наказать,Он того лишает ума,ветвь,отрекшеяся от своего древа и своих корней засыхает и гибнет.Игуменья монастыря,в селе, где я живу, с год тому была в Греции, встречалась со старцем с Афона,все упомнить нельзя из ее рассказа,но только старец ей сказал, что вы, украинцы, так Бога прогневили, что уже детей своих в этом году в институты не одавайте, не закончат они их...,запасайтесь твердым топливом и керосином...

сб, 02/13/2016 - 11:11 :

Игорь, еще и не такое говорят... Зато Господь наш сказал, в чем застану, в том и судить буду. Хоть за учебой, хоть за уборкой квартиры, хоть за любой другой работой. Главное - что делаешь, делай хорошо. А комманды запасать топливо и керосин не было)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+