Перейти к основному содержанию

04:11 22.07.2019

22.11.2014. Прямой эфир. Протоиерей Дмитрий Смирнов.

25.12.2014 09:12:36

В студии Радио «Радонеж» протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж». Ведущий протоиерей Александр Березовский.

 

В чем разница между духовностью и нравственностью?

о.Д.: Духовность – это то, что имеет отношение к Святому Духу, это жизнь во Святом Духе. А нравственность – это следствие, это, если говорить современным языком, «продукт духовности». Как апостол Павел сказал: «Если вы духовные – по Духу и поступать должны». А как поступать по Духу?-  Нравственно.  Т.е. поступки, жизнь согласно духовной жизни, диктуют определенный образ и мышления, отношения к людям, к животным, предметам, весь строй жизни – вот это имеет ввиду нравственность, т.е. какой у человека нрав.

о.А.: Но без духовности может быть нравственным человек?

о.Д.: Нравственным – нет, но отдельные проявления нравственности очень  даже возможны.

о.А.: Это же от воспитания часто зависит?

о.Д.: От воспитания, интуиции…

о.А.: По совести?

о.Д.: Даже без всякой совести. Я встречал много людей, которые от природы скромны. Потому что каждая душа по природе своей христианка, поэтому нет ничего удивительного, что человек, даже непросвещенный Евангелием, может быть в отдельных своих проявлениях, нравственным человеком.

о.А.: Т.е. это происходит,  получается, несознательно?

о.Д.: Бывает даже и несознательно, а согласно с его природой, т.е. он не испорчен той средой. Отдельные проявления, например, человек может быть очень доброжелательным к людям и быть каннибалом по отношению к своим врагам – « нас такой обычай – мы врагов едим», а так очень симпатичный человек, в хорошем облачении из перьев, хорошо раскрашен белой глиной, а потом вот взял и съел. Нам кажется это безнравственным, а во все другом нравственный. Так? Так вот человек, который вне жизни Святаго Духа, - у него обязательно есть нечто, что Богу неприемлемо. Например, «сеппуку», т.е. он попал в такую ситуацию, когда он специально вспарывает себе живот, а в остальном - человек и мужественный, и бесстрашный, и стойкий, и дисциплинированный, и не жадный, и верный – всё прекрасно, потом возникает какая-то ситуация и он предпочитает таким образом расстаться с жизнью. Более того, сам этот поступок – тоже мужественный, это бесспорно, но а что дальше следует за этим поступком? Человек по гордости нисходит в ад, и что тут? Если в кино это снимать, то выглядит все очень симпатично, а с точки зрения христианства – это ни в какие ворота не лезет, даже в те широкие ворота, которые ведут в ад.

 

Звонок: Меня очень волнует вопрос строительства Храма Андрея Рублева. Уже кирпич я купила, может быть организовать крестный ход? Ведь здесь недалеко Управа, пусть видят и знают, что мы хотим, чтобы здесь был храм.

о.Д.: Вы подойдите к о.Андрею, предложите ему эту вашу инициативу. Но очень наивно думать, что Управа не в курсе дела строительства, которое ведется уже более десятка лет. Крестный ход – это ведь не демонстрация, когда демонстрация – это «пусть видят», сколько нас, что мы просим… А крестный ход – это просто такая форма молебна, это есть обращение к Богу, у крестного хода совсем другая задача, не «пусть видят», а всем вместе помолиться Христу Богу нашему и преп. Андрею Рублеву. Но раз Вы кирпич купили – всё! Храму быть! Я просто в этом уверен.

Храм потихоньку растет, проект могучий, храм большой, но все равно для Раменок недостаточный: если один дом придет в этот храм – он все равно будет битком. Но рядом деревянный пока есть, служба идет, можно и на улице помолиться.  Раньше в Европе храмы строили столетиями, и у нас Храм Христа Спасителя 5 лет строили – это вся страна строила, а первый-то сорок лет! Зачем спешить, главное, чтоб было прочно.

 

Батюшка, моему мужу 62 года, он только недавно начал воцерковляться. С чего ему лучше начать, очень много у него сомнений и непониманий?

о.Д.: Лучше всего завести себе привычку – каждое воскресенье в 10 утра быть в храме до отпуста. Это самое лучшее. Он тогда и проповедь послушает, и научиться молиться, потому что главное в воцерковлении – это молитва. А потом на это будет всё нанизываться.

о.А.: Но вот человеку, уже пожившему прилично, такой церковный порядок не всегда понятен: не понимают церковно-славянский язык, какие-то действия в храме  не понимают, - от этого становится скучно и даже раздражительно. Но почему бы не сделать что-нибудь попонятнее? Как некоторые пожилые люди говорят, что я уже не могу сейчас как молодой во все это вникнуть, мне надо что-то попроще.

о.Д.: Надо просто открыть. Вот, допустим прочитать: «вышел Сеятель сеять» и спросить «что тебе здесь непонятного?». Или «Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова»?

о.А.: И у него сразу возникает вопрос – зачем мне всё это знать?

о.Д.: Нет, обожди, ты хочешь вообще воцерковляться? Или вообще не хочешь? Тогда спрашивай меня – чего ты хочешь знать, и мы будем разговаривать, исходя из этого. Но ты говоришь – «непонятно», а я тебе говорю, что «болен был и посетисте Мя», вот расскажи мне, очень непонятливый, очень старый, 62 года – это вообще древнятина, хотя скоро пенсия будет с 65 лет, т.е. еще считай молодой человек, - что тут непонятного? И вот с таких простых вещей и надо начинать, но без богослужения – это не воцерковление.

о.А.: У Вас же есть, наверное, опыт, что люди не один десяток лет в храм ходят, но так ничего и не понимают?

о.Д.: Да, но такому человеку вообще затруднительно что-либо понимать. У нас весь Ветхий завет те люди, которые кричали «распни, распни Его», они так ничего и не поняли, только некоторые из них, так что это обычное явление.

о.А.: Но в чем кроется это непонимание?

о.Д.: Непонимание кроется в горделивом неприятии слова Божия. Основа этого неприятия – это гордость человека.

о.А.: Как обычно человек пытается поспорить со Священным Писанием…

о.Д.: Со многим. Вот я сейчас ехал сюда в студию с одной женщиной, она подошла ко мне уже в конце исповеди, она потратила эти полчаса времени на то, что рассказывала мне о том, какой Бог плохой именно по отношению к ней, плоховатый такой. Т.е. во всех своих бедах она обвиняет именно Его лично.

о.А.: Я однажды слышал, как человек говорит «Бог меня не понимает».

о.Д.: Разве это не гордость? И причем человек пришел к другому человеку, который его в два раза постарше, с какими-то вопросами, но он ничего не слышит и ничего не хочет слушать, и не может! Это самая большая проблема. Причина в том, что человек стоит в неверной позиции, я попытался ей сказать об этом – она не услышала, самая обыкновенная история. И вообще Евангелие обращено ко всему миру, но не ко всем. Потому что те люди, которые сами все лучше знают, им это нельзя принять. Потому что чтобы воспринять Евангелие – нужно отвергнуться себя, а уже потом следовать за Христом, без этого невозможно христианство. А отвергаться себя человеку трудно.

о.А.: Потому что столько времени он учился, формировал свое мировоззрение и вдруг я должен его перечеркнуть и сказать все, что я приобрел – неверно

о.Д.: Нет, на самом деле это не так, потому что любой опыт – это опыт. Просто, как говорят, нужно видеть в определенном свете. Поэтому даже отрицательный опыт можно увидеть в евангельском свете и тогда человек может понять, что.. Я вот как-то исповедовал одного старого священника, которому было сильно за 80, и он говорит, что «я только к старости понял, как Господь меня вел, спасал; то, чем я был недоволен в своей жизни, через много лет я увидел, что это было для меня благо». Т.е. человек познавал свою жизнь через разные трудности, а он и в тюрьме был.

о.А.: Удалось ли Вам донести до женщины, на которую вы потратили столько времени, ее неправоту?

о.Д.: Вот Господь говорит притчу – многие из людей не понимают эту притчу, но они ее запомнили. И эти слова могут начать действовать в дальнейшем. Бывает так, что человек приходит и говорит: «Батюшка, я у Вас был 10 лет назад. Вы, наверное, меня не помните? А я вас помню, вот вы мне сказали то-то, то-то и то-то, а я вот сейчас понял, что вы были правы». Значит вот это мое словечко 10 лет как-то жило, а потом проросло, хотя не от себя ведь говоришь, а именно от Писания. Что мы можем нового сказать?

о.А.: А вообще по жизни стоит ли вести такие беседы друг с другом верующим и неверующим с целью посеять какое-то семя в неверующих?

о.Д.: Если чувствуется, что есть хоть какое-то микроскопическое восприятие, тогда стоит.

о.А.: Интерес?

о.Д.: Нет, не интерес, а именно восприятие. Потому что и Ироду было интересно поговорить с Иоанном Предтечей, очень уж он любил его послушать.

 

Звонок: Складывается некоторое впечатление, возможно, оно не совсем правильное, что верующий человек имеет определенные преимущества по отношению к неверующему?

о.Д.: Смотря что считать преимуществом. Потому что для человека верующего это может быть преимуществом, а для неверующего – это не преимущество. Например, что такое вообще «верующий»? Верующий – это тот, кто прозрел, т.е. увидел, что есть Бог. А неверующий – это еще пока слепой от рождения, который еще не дождался операции и не знает чем свет отличается от тьмы, но он получает, как инвалид, пенсию – это преимущество. Он говорит: а что вы зрячие? Я вот незрячий, не работаю и пенсию получаю, а вы зрячие, зато вам приходится работать. Так что он может считать это преимуществом. Так что и неверующие, я постоянно с этим сталкиваюсь, даже была такая передача по телевидению и там напротив меня сидели два неверующих человека – профессора, один более-менее сердитый, другой воспитанный, сдержанный, я его даже полюбил. И мы говорили об определенных вещах, и даже ведущий понимал ,о чем я говорю, а для них этой темы вообще не существует. Или как мне однажды таксист один сказал: я вас, попов, уважаю. – За что же это? – А вы из ничего деньги делаете. – А уточните, что это значит? – Ну как? Бога-то нет. И вот он за это уважает. И очень уважительно и доброжелательно он это сказал. Так вот для этих людей этой темы не сущесвтует, а речь шла о введении преподавания основ православной культуры в школе, им это вообще непонятно. Рассуждение о том, что хорошо, что плохо – это им понятно, а зачем какое-то христианство, тысячу лет назад это было, этап давно прошел, мы вот живем, доктора наук, и все у нас нормально, и работа у нас есть, и пенсию получаем, потому что оба они такие седые господа, т.е. все у них как бы нормально, и как выразился один философ, «в гипотезе Бога я вообще не нуждаюсь» - всё у них хорошо. Поэтому о преимуществах надо спрашивать у самого человека? Потому что если спросить у этих, хотите ли вы быть верующими? Они ответят: да нет, мы агностики, нам вообще это не надо. А меня спросить, то я-то нет, мне нравится, я никогда не был атеистом, я всегда был верующим с тех пор, как себя осознал с 3-4 лет, я всегда Богу молился, и даже не понимаю, что чувствует человек-агностик, у меня такого опыта нет.

о.А.: Батюшка, вот человек доживает до седых волос и у него полное безразличие к Богу. Господь же открывается каждому человеку, пытается до него достучаться, завладеть его сердцем, и что человек всю жизнь сопротивляется? Или это сердце просто невосприимчиво у этого человека?

о.Д.: о.Александр, ну не знаю. Не знаю, что там происходит. На самом деле люди-атеисты не знают ничего о невидимой брани, но все равно они всегда рисуются, что-то защищают, для них очень важно, что люди скажут, какое-то красное словцо. Понять глубину его искренности – невозможно. С моей точки зрения, они просто врут сами себе, не говоря уже о том, что они говорят на публики. Там бывают, конечно, искренние моменты, но это как пение под фонограмму, т.е. одна жестикуляция, а на самом деле это все туфта.

о.А.: Т.е. человек играет в атеизм?

о.Д.: Он даже не играет, а все время находится в какой-то позе. Цирк зажигает огни.

о.А.: Бога нет, но я с ним борюсь..

о.Д.: С одной стороны Бога нет, а с другой «я вот интересуюсь»… Конечно привирает. Как мне один атеист сначала сказал, что он атеист, а потом сказал, что три раза Библию прочитал. Ну стреляй меня разрывными пулями – я не поверю, что он хоть один раз прочитал Библию до конца! Что открывал и читал – это бесспорно, но что от Бытия и до Апокалипсиса он прочитал Библию – это я сомневаюсь, у меня такой веры нет, чтобы я поверил, что атеист три раза прочитал Библию от начала и до конца.

 

 

Скажите, пожалуйста, с вашей точки зрения, вера – это заслуга Божия или в большей степени заслуга самого человека?

о.Д.: Конечно, это дар Божий. В моем случае – это абсолютно, какая заслуга у 3-4-летнего малыша? Это просто анекдот. Никакой завлуги нет, это просто дар Божий.

о.А.: Но не каждый человек принимает этот дар. Почему один младенец принял, а другой нет? Т.е. это какое-то свойство души, принять дар веры?

о.Д.: Я не знаю. Это какая-то тайна. «Их же предуведи, тех и предустави», что тут скажешь? У каждого свое время, например, человеку в 90 с лишним лет открылся Бог, и он некоторое время в храм приезжал (его внучок привозил), причащался всегда со слезами, а потом уже я его дома причащал. Он был не просто неверующим, а над внучком своим смеялся. Он пережил революцию - когда революция случилась, ему было 27 лет! Т.е. абсолютно зрелый человек. Когда началось разрушение коммунистической идеологии, он  говорил – «я не думал, что доживу». И это, кстати, тоже на него повлияло, потому что это было как чудо – не было никаких революций, никто из пистолетика не стрелял, а оно все само как-то посыпалось… Так что таинственные вещи бывают.

 

Здравствуйте! В житейских ситуациях возникают недовольства кем-то и голова забита мысленной бранью, как от этого избавиться?

о.Д.: Нет ничего проще. Нужно переключить внимание с человека, которого мы осуждаем, на молитву к Богу :«Господи, помилуй», говоря это с покаянным чувством. Потому что когда мы осуждаем другого человека – это наибольшая мерзость в глазах Божиих.  Христианин должен заниматься самовоспитанием: осуждать – это очень и очень плохо. А у нас возникли всякие привычки, и нужно от этого всего отвыкнуть, потому что за большую жизнь надо стараться выехать из этой колеи.

о.А.: Но нет навыка постоянного контроля за собой, все время соскальзывает мысль в привычную колею.

о.Д.: Да, конечно, но нужно все время оттуда выкарабкиваться.

 

Насколько важно пройти таинство крещения через полное погружение в воду? В некоторых храмах крестят окроплением.

о.Д.: Любое крещение равноценно. Но каждый обряд имеет помимо духовного значения еще и символическое. Т.к. погружение в купель с головой есть образ умирания и погребения, т.к. когда мы хороним покойников – мы засыпаем их с головой, поэтому и лучше, если обряд будет совершен, как и положено – полностью. Но от того, что упала на человека одна капля или 6 тонн воды, или вообще в море его крестили – это не играет никакой роли.

 

Здравствуйте! Христос сказал «в чем застану в том и сужу». У меня мама умерла, при жизни она ходила в церковь, причащалась, а в последнее время у нее случился инсульт, она не могла перекреститься, перед смертью я вызвала к ней священника, она причастилась, пособоровалась. Но я очень переживаю, как она сейчас?

о.Д.: Отчего же вы переживаете? Вы же сказали, что она умерла. Душу мамину Господь забрал, что ж теперь переживать? Конечно, в смерти ничего такого симпатичного нет. Я вот тоже хожу на могилку отца уже 25 лет, переживаю, вспоминаю, каким он был, и что ж тут такого? А вы что хотите, не переживать?

о.А.: Волнует ее состояние души, как она там?

о.Д.: А это не нашего ума дело. Она, как дочка, сделала все правильно: когда мама обезножила - она ее пособоровала, причастила, батюшку позвала. Таких дочерей не найдешь еще! Потому что сделала все возможное для мамы, которая была верующим церковным человеком. Слава Богу! Надо благодарить маму, что воспитала такую хорошую дочку. О чем тут переживать-то?

о.А.: Хочется удостовериться, что там все хорошо.

о.Д.: Все там будем и всё узнаем, только надо подождать немножко.

 

Добрый вечер! Мне все время постоянно снятся все ушедшие родственники. Как к этому относится?

о.Д.: Да никак не относится: приснился – хорошо, не приснился – еще лучше. Что такого? Какие волнения по этому поводу? Ведь это же сон. Хотите вам сегодня приснится розовый слон? Никаких проблем! Надо только все время до сна думать о розовом слоне, и он обязательно вам приснится. Поэтому если человек постоянно думает и вспоминает о своих усопших родственниках, нет ничего удивительного, что они ему явятся во сне. Самое обыкновенное дело. Очень многим людям снятся их только что умершие родственники, но потом проходит время они перестают беспокоится. Потом прибегают в церковь: мне отец приснился! Если бы крокодил зеленый приснился – это было бы странно, а отец родной – что тут странного.

о.А.: Некоторые ищут знамения в этом.

о.Д.: «Род лукавый и прелюбодейный» - вот что говорит Господь по этому поводу, зачем же нам в этом участвовать.

 

Добрый вечер! От чего зависит тяжесть креста: от тяжести грехов или есть какая-то другая причина?

о.Д.: Нет, от любви Божией. Чем больше Господь любит человека, тем тяжелее крест ему дает. Это знак избранничества. Каждый человек несет крест с дня зачатия.

о.А.: Некоторые говорят: я в Бога не верю, почему Он меня нагрузил этим своим крестом?

о.Д.: Не веришь – не надо. Два человека: один несет мещок 60 кг с песней, а другой – с проклятьем. Кому легче нести?

о.А.: С песней легче.

о.Д.: Ну вот и всё, вот и ответ. Выбирай.

 

 

Папа пьет, бросать не собирается, но если мы с мамой оставим его в покое, не будем за него бороться, не будет ли это предательством с нашей стороны?

о.Д.: Не знаю, по-разному бывает.

о.А.: А если человек говорит «оставьте меня в покое, дайте жить, как я хочу»

о.Д.: Дело в том, что брак не предполагает жизни «как я хочу». Когда человек вступает в брак, он свидетельствует перед Церковью, перед всем народом, даже перед всем миром и перед этим человеком, с которым вступает в брак, о том, что он уже жить «как хочу» не собирается, наоборот – его цель жизни служить этому человеку. Женщина служит как жена, мужчина служит ей как муж, и детям он служит как отец, она служит как мать. Вот что такое брак. А если человек хочет жить, как он хочет – то это уже не брак.

о.А.: Но когда человек об этом просит? Родственники хотят его постоянно сдвинуть с того места, на котором он обосновался.

о.Д.: Надо договариваться.

о.А.: С пьющим можно договориться?

о.Д.: Не в ту минуту, когда он сильно пьян. А проблески бывают у всех. Составить некоторые, можно даже письменные, условия. Потому что когда человек пьяный – ему ничего не предъявишь. А так, можно на ксероксе размножить, всем дать по копии: вот если эти условия выполняются, брак цел; если нет – извини. Никто никогда никого не предает, хотя он предает себя зеленому змию, он предает! Потому что ни одна женщина не выходит замуж в надежде, что ее муж будет пить.

 

Сохраняется ли у души после смерти осознание себя как личности?

о.Д.: Конечно. Личность неистребима, потому что личность – это есть то, что есть наш дух, а это - однажды созданная Богом субстанция, это и есть наше «я», наша личность.

 

Батюшка Дмитрий, я Вас боюсь как Господа Бога? Что мне за это будет?

о.Д.: Понятия не имею. Мне больше интересно, что мне за это будет. Вы живы, я жив – у нас есть время на покаяние.

 

Если брак - без согласия родителей, то к чему это может привести?

о.Д.: Смотря какие родители.

о.А.: Т.е в чем причина их неблагословения?

о.Д.: Да. Сегодня я узнал историю: одну молодую девушку ее мама хотела выдать за человека намног старше ее, она запомнила, что у него мерседес был, и когда она поссорилась с этим ухажером, мама ее очень ругала: вот, мол, каталась бы как сыр в масле. Т.е. если у мамы зада, чтобы дочка «каталась как сыр в масле», то можно вполне таким благословением пренебречь. Потому что брак – это не для того, чтобы «кататься как сыр в масле»: подкопил денег, купил полбочки топленого масла и катайся! Для чего из-за этого мучиться, в брак вступать. Брак – это строительство домашней церкви, это подвиг, брак – это крест. Апостол Павел говорит всем вступающим в брак: «мне вас жаль», он знает, как это трудно. Бог хочет, чтобы человек был как англе, а родная мать – чтобы как сыр с дырочками, бред какой-то. От такой мамаши нужно бежать как от чумы! Поэтому благословение… Если человек добрый христианин – то это одно, а если человек – пес шелудивый, то это другое.

 

Как понимать слова царя Давида:» се бо в беззакониях зачат есть и во гресех роди мя мати моя». Почему же «беззакониях»? А как же «плодитесь и размножайтесь»?

о.Д.: «Плодитесь и размножайтесь» было сказано до грехопадения, а после грехопадения все мы рождены во грехах и беззакониях. Надо первоисточнички знать.

 

Здравствуйте! У меня в квартире больного брата и его жены всегда свинарник. Я вот всегда им говорю «вы хоть приберитесь у себя дома», это я их порицаю или осуждаю?

о.Д.: Как? И порицаете, и осуждаете. Я думаю, что несколько миллионов человек, которые нас слушают, с этим согласны, что вы и порицаете, и осуждаете. Поэтому если вы хотите помочь – сделайте это молча, спокойно, с улыбкой.

о.А.: А указать человеку на его недостаток, это разве не помочь ему?

о.Д.: А кто право-то дал? Ты что учитель? Или даже мать в известной ситуации, когда сын или дочь уже взрослые, чему-то учить? Это совершенно невоспитанно. Надо было раньше, еще лет до 17.

о.А.: Считается «я скажу – им станет совестно»…

о.Д.: И когда это было? Ну-ка расскажи-ка? Что-то я не встречал, чтобы обличение как-то повлияло. А потом - обличать нужно в духе кротости, а этому надо еще научиться. А если у человека кротости  нет, ему вообще надо скотчем рот заклеить. Не нравится тебе беспорядок, надо сказать: «Ребятки, вы не против, я немного здесь приберу?». – Не против. – Замечательно. И все убрать, занавески постирать, окошки помыть – и все будет замечательно.

 

Почему нельзя любить Бога, имея неприязнь хотя бы к одному человеку?

о.Д.: Потому что сказано, что «тот, кто любит Бога, а брата своего ненавидит (а неприязнь – это легкая форма ненависти), тот лжец», поэтому здесь иллюзия насчет любви к Богу. Люди очень склонны вооображать о себе невесть что. Человек не знает, что такое любовь к Богу.

о.А.: Порой наши близкие таковы, что с любовью на них ну просто никак не посмотришь. Например, пьющий, наркоман…

о.Д.: Христианство учит нас видеть в человеке не его грех, а его бессмертную душу. Представь себе хирурга – он разрезает человека: еще до того, как он заглянул в утробу – такая вонь страшная, что неподготовленный человек в обморок падает, но это же не значит, что доктор будет ненавидеть этого человека. Они могут быть и друзьями, и родственниками. Поэтому, что тут? Одно дело болезнь, а другое дело сам человек – это совершенно разные вещи. Вот так нужно научиться этому. Это, конечно, не очень просто, но такая задача стоит. Я понимаю, что говорить об этом легче, чем делать.

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+