Перейти к основному содержанию

13:33 29.03.2024

140-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ (СИМАНСКОГО)

26.12.2017 11:40:01

Николай Бульчук: - Я беседую с Валентином Арсентьевичем Никитиным – исследователем русской богословской религиозной мысли, специалистом по культурологии, поэтом, литературоведом, который много лет работал в Издательском Отделе Московской Патриархии, непосредственно связан с семьей Флоренских-Трубачевых. Второй мой собеседник - Николай Сергеевич Георгиевский – основатель и первый регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, семья его была особо приближена в 50-70-е годы к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому).

- Мы вспоминаем в этом году 140 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Валентин Арсентьевич, вы – автор книги «Патриарх Алексий I  - служитель Церкви и Отечества. Что вас побудило к созданию этой работы?
Валентин Никитин: - На создание книги меня подвигло личное знакомство и дружба с первым описателем жизни Святейшего Патриарха Алексия I Александром Львовичем Казем-Беком. Он был вождем движения «Молодая Россия» в эмиграции после окончания войны. В 1957 году ему удалось вернуться на Родину, и он стал активно сотрудничать с Русской Православной Церковью и ее Священноначалием. Святейший Алексий I принял личное участие в его судьбе.
Скажу, что Патриарх просто оградил его своим Патриаршим омофором, и благодаря этому, Александру Львовичу удалось дистанцироваться от органов, от представителей властей предержащих, которые пытались его «ангажировать», использовать его огромные знания на службу советскому государству.
Остаток своей жизни – начиная с 1957 года и до кончины – Александр Львович Казем-Бек полностью посвятил служению Русской Православной Церкви. Он был доверенным лицом Патриарха, имел честь с ним несколько раз беседовать, написал замечательное его жизнеописание, которое оставалось неизданным до 1998 года. В 1998 году оно было опубликовано в «Богословских трудах».
С этой работой я был знаком еще в рукописи. Архиепископ (будущий митрополит) Питирим (Нечаев), являясь в 1977 году редактором Издательского отдела Московской Патриархии, призвал меня и поручил составить 5-й том Собрания сочинений Святейшего Патриарха Алексия I и написать к нему редакционную вступительную статью. В общем, я с этой задачей справился: работал усердно, мне дали рукописи Александра Львовича Казем-Бека, первого описателя жизни Святейшего, «для служебного пользования». На основе этой рукописи я и написал свою вступительную статью. Но тогда не были изданы ни 5-й том, ни моя вступительная статья. Все осталось под спудом…
Н. Б.: - Почему?
В. Н.: - Видимо, по конъюнктурным соображениям. Тогда владыка Питирим предпочел издать очередной том трудов Патриарха Пимена, на то время здравствующего Первоиерарха. Были тогда трудности у Издательского отдела, связанные и с бумагой, и с полиграфической базой, и т.д. И нельзя было, наверное, издать одновременно две или три книги.
Н. Б.: - Получается, столетие Патриарха не было отмечено должным образом?
В. Н.: - Нет, в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья. Но, может быть, не так достойно, как хотелось бы. Во всяком случае, юбилейный 5-й том так и не вышел (четыре первых тома собрания сочинений Патриарха Алексия I были опубликованы). Он лежит в машинописи, я эту машинопись составил, существует редакционный экземпляр и в Издательстве на Погодинской, 20. Один, авторский, есть у меня дома – с той редакционной статьей, над которой я тогда работал.
А потом так получилось, что к этой теме я вновь вернулся. Спустя много лет издательство «ЭКСМО» (крупнейшее книжное издательство в Европе) предложило мне написать книгу о Святейшем Патриархе Алексие I. Она вышла в серии книг о Патриархах. До этого я написал и издал книги о Патриархе Пимене, Кирилле и Алексие II. И этот том – моя четвертая книга, а сейчас работаю над книгой о Святителе Тихоне.
Н. Б.: - Такое крупное издательство, как «ЭКСМО» в последнее время как-то тяготеет к церковным темам. На Ваш взгляд, почему это происходит – популяризация темы или какой-то, как говорится, «мэйнстрим»?
В.Н.: - Я недолюбливаю эти иностранные термины, но считаю, что это просто настоящая потребность времени! Слава Богу, процесс духовного возрождения у нас в России идет, и Церковь уже не является каким-то музейным учреждением.
Н. Б.: - Николай Сергеевич, теперь вопрос к вам. Вы были очень близки к Святейшему Алексию I. Что представлял собой Святейший Патриарх Алексий (Симанский) как личность? Был ли он доступен для общения, открыт для церковного народа, для тех, кто был близок к нему? С вашей точки зрения…
Николай Георгиевский:
- Я бы сказал, что Святейший Патриарх Алексий (Симанский) был личностью очень и очень обособленной. Очень воспитанный человек – воспитанный не только обстоятельствами жизни и образованием – но и временем: страшным временем, в котором он жил!
Он был очень официальным, даже дома. Никогда не расслаблялся до каких-то панибратских отношений даже с архиереями, своими собратьями по службе. Всегда на определенной высоте, на которой, как я считаю, и должен стоять русский епископ.
Н. Б.: - И это несмотря на то, что у него была, выражаясь мирским языком, «семья». В частности, исследуя дневники Даниила Андреевича Остапова, его личного секретаря, мы видим, что у Святейшего Алексия действительно была такая «семья» - его «близкий круг», скажем так.
Н. Г.: - Да, я бы сказал даже: в полном смысле слова – семья. Я часто думал над этим феноменом, потому что семья Остаповых, приближенная к Патриарху, была чем-то совсем особенным. За ними существовала некая «стена», потому что равнозначных отношений у Патриарха не было даже с нами, Георгиевскими. А мы были около него все 25 лет его Патриаршества наравне с Остаповыми.
Да, отношение к нам было самое прекрасное, оказывались все знаки внимания, но это было ничто по сравнению с тем, какие были у него взаимоотношения с семьей Остаповых.
Выражались по этому поводу некоторыми людьми мысли о том, что Даниил Андреевич Остапов был чуть ли не из прежних дворовых людей дворян Симанских (а дворянами были и отец, и мать Патриарха Алексия).
Отсюда – и дивное, совершенно непонятное к Остаповым отношение: например, когда однажды Даниилу Андреевичу сообщили органы, что ему нужно явиться на площадь Дзержинского, на Лубянку, - Патриарх заявил, что он «снимет куколь, если с Даниилом Андреевичем хоть что-то случится». Я думаю, это был поступок! И поступок, я бы сказал, незаурядный. И незаурядного человека…
То есть, он был действительно предан этому своему окружению, а окружение – предано ему (до конца жизни всех своих членов, абсолютно всех)!
Н. Б.: - То, что Святейший Алексий (Симанский) принял на себя управление Русской Церковью в 1945 году, по окончании такой кровопролитной войны, изменившей судьбы народов, в то время как в России осуществлял политическую власть по сути тиран – это же была огромная ответственность и огромная забота! На ваш взгляд, его старинные корни, основа, подготовка, так сказать – и современность, советская действительность: как это все это можно было сочетать? Как можно было в то время, не «сотрудничая» с советской властью, осуществлять церковную политику?
Н. Г.: - А кто вам сказал, что он не сотрудничал с советской властью? Без этого бы жизни не было никакой! Сотрудничество было - в виде бесконечных советов, бесконечных справок – как быть в том или ином случае, с Советом по делам религий, и т.д., и т.п. Это не означает, что он «служил» органам: он по-своему служил своей Родине через тех ее представителей, которые были заняты тем, что выискивали против Церкви хоть что-то! Но найти что-то компрометирующее тогда было невозможно! И они принуждены были писать, что Патриарх Алексий – «очень искренний», «очень талантливый», «очень верный», «очень трезвый», «очень спокойный»… Что он – «человек слова и дела, на которого можно положиться». И нам, писали они, гораздо проще приставить к нему кремлевских врачей, чем потом иметь дело, например, с каким-нибудь митрополитом Николаем (Ярушевичем), и т.д.
 Н. Б.: - Об этом мало кто знает…
Н. Г.: - Патриарх Алексий был личностью ответственной, очень честной, добропорядочной по отношению к тем, кто его окружает. Он твердо верил, что и его лично, и Церковь ведет Великий Промысл Божий.
Он умел и молиться!.. Как он молился перед Святой Евхаристией – я умирать буду, не смогу забыть этого никогда! Это было соединение человеческого духа с Духом Святым, несомненно!..
И когда он приобщался Святых Христовых Таин – это тоже надо было видеть, надо было ощущать и понимать!.. Недаром многие истинно верующие люди слышат в этот момент трепет Архангельских крыльев, как мне рассказывали…
А завещание Святейшего Патриарха Алексия (Симанского)? Мы найдем там очень интересные слова: «Верую, что и по отшествии моем в вечность, наше взаимное общение не прекратится. А по взаимной нашей молитве – усилится!»
Н. Б.: - Валентин Арсентьевич, вы изучали этот период Патриаршества Святейшего Алексия, я вам хотел задать вопрос о «церковной икономии», что ли. Мы недавно отмечали 90 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина) – человека, который, будучи Патриархом, публично анафематствовал советскую власть, а потом – все-таки должен был смириться и принять эту власть.
Эта «терпимость» к власти – необходимая мера? Мы сегодня изучили массу документов эпохи, ознакомились с житиями Новомучеников, некоторые из которых долгое время (а многие – до смерти) оставались «непоминающими», то есть, не признающими Патриарха Тихона и его епископат. Они были непримиримыми врагами и советской власти. Переброшен ли этот «мостик» из прошлого в мир сегодняшний?..
В. Н.: - Мне кажется, всенародного покаяния в грехе отступничества от Царя, от Царской харизмы со стороны нашего народа в России не было.
Что касается анафематствования Святейшим Патриархом Тихоном советской власти, безусловно, это принципиально важный момент: вы, как говорится, «зрите в корень»! Да, Святитель Тихон предал советскую власть церковному проклятию, и он это сделал в тот момент, когда уже в России проливались реки крови, когда были воздвигнуты гонения не только на духовенство, но и на верующих мирян.
Это были беспрецедентные в истории Церкви гонения. Пожалуй, можно было бы вспомнить еще эпоху императора Диоклетиана – как и тогда, в начале XX века миллионы мученических венцов украсили Церковь!
Эта тема меня очень волновала и продолжает волновать…
В свое время, еще при советской власти, в конце 80-х годов в газете «Русская Мысль» (центральном органе русской эмиграции, которая издается в Париже) я опубликовал статью, в которой поднимал тему анафематствования. В ней я подчеркивал, что анафема эта – еще не снята. Я тогда и предлагал общественному мнению вопрос о возможном снятии анафемы с советской власти...
После празднования 1000-летия Крещения Руси в России наметился процесс сближения Церкви и государства. Казалось тогда, что нашему государству не хватает только вот этой «симфонии с Церковью» – и тогда будет гармония в великой Державе Российской …
С обеих сторон тогда шел процесс так называемого «наведения мостов»: процесс, который давал надежду на установление симфонии. К ней всегда тяготели и Церковь, и государство. Конечно, почтенное государство – а не то, которое установилось в России в 1917 году.
Произошла ведь «смена вех», и нельзя говорить, что руководители советского государства при Горбачеве, например, должны нести ответственность за те реки крови, которые были пролиты при Ленине, Сталине и их непосредственных преемниках.
Н. Б.: - Справедливо, но ведь от своих идеалов они не отреклись?
В. Н.: - Вы знаете, все-таки от своего богоборчества они отошли! Наверное, не было с их стороны какого-то акта покаяния, но Михаил Сергеевич Горбачев проводил совсем другую политику, чем сегодняшний Президент.
Даже Л. И. Брежнев на встрече с Патриархом Пименом (матушка у Брежнева была, оказывается, очень богомольной) незадолго до своей смерти просил Патриарха, в случае его кончины, совершить над ним церковное отпевание! Это известный факт, я в своей книге о Патриархе Пимене об этом пишу! То есть, нельзя сказать, что это были именно те руководители государства, которых предал анафеме Святитель Тихон (Беллавин).
Но, конечно же, они были преемниками безбожной власти и они несли всю ответственность.
И в своей статье в «Русской Мысли» я ставил вопрос: может быть, стоит снять анафему с советской власти, чтобы это проклятие не довлело над нашими власть предержащими? Чтобы они могли, как говорится, «расправить крылья»? Чтобы был сделан решительный шаг навстречу Русской Православной Церкви? Чтобы, наконец, восстановилась та вожделенная симфония, о которой мечтали столетия русские люди?..   
Святитель Тихон возглавлял тогда Русскую Церковь, и эта его анафема была произнесена «ex cathedra»: то есть, произнесена с кафедры Первосвятителя, Главы Русской Церкви. Так что это нельзя интерпретировать как некое его частное деяние – это было сделано от лица Церкви. Святейший Патриарх Алексий II вскоре после своего избрания на Патриарший Престол, когда рассматривался вопрос о так называемом «сергианстве» - он ведь признал ошибки Русской Православной Церкви в том, что касается «сергианства». Я помню, по-моему даже в газете «Известия» было что-то опубликовано, где он говорил о необходимости «открыть с чистого листа» страницу взаимоотношений Церкви и государства. И он отрекся от «сергианства»! Но анафема не была снята, и мистически она продолжала довлеть.
Может быть, это и привело – я сейчас выказываю свою личную точку зрения – к краху Державы Российской. Если бы анафема была вовремя снята, то не было бы крушения Державы Российской. И взаимоотношения Церкви и государства вошли бы в такое магистральное доброе русло, и мы со временем пришли бы к определенной симфонии.
Н. Б.: - Вы имеете в виду распад СССР?
В. Н.: - Я считаю, что мистически этот распад был предопределен тем, что анафема (то есть, проклятие над власть предержащими, над руководителями этого безбожного государства) не была снята Церковью!
Н. Б.: - Возвращаясь к книге Валентина Никитина, Николай Сергеевич, как вы ее оцениваете?
Н. Г.: - Я не читал его книг о других Святителях – Патриархах Пимене, Алексие II – но то, что я прочел об Алексие (Симанском), - я от этого просто в совершенном восторге! И хотел бы этот восторг еще раз выразить!..
Н. Б.: - Но сегодня, благодаря нашей беседе, об этой книге узнает еще больше людей. Я счастлив, что наши собеседники нашли время поговорить обо всем этом и заявить громче и об эпохе, и о личности Святейшего Алексия (Симанского).
Мы живем в непростое время: у меня такое ощущение, что еще немного – и Церковь вновь испытает (если уже не испытывает) таких же гонений. Что вы об этом думаете, Валентин Арсентьевич?
В. Н.: - Мы должны, конечно, учитывать сотериологическую перспективу, и в этом аспекте, безусловно, я с вами согласен. Преподобный Серафим Саровский пророчествовал, что Русская Церковь возродится, но будет это уже перед самым концом. Потом же занавес мировой истории опустится. Думаю, что живем мы в преддверии этих времен…
Мы должны помнить постоянно: «Близ есть, при дверех!», сроки приближаются, надо самим духовно бодрствовать. И работать, не покладая рук, спешить делать добрые дела, работать во благо Церкви, во благо нашего благословенного Отечества! Но на все воля Божия…
Н. Г.: - Конечно, преподобный Серафим – великий святой, но при этом мы помним и слова Господа, что даже Ангелы «не знают ни дня, ни часа того…» Поэтому о временах и сроках мы не можем сказать ничего: все зависит от воли Отца Небесного.
В. Н.: - Да, когда Господь отвечал на вопросы учеников о Втором Его Пришествии, Он сказал, что «о дне и часе того никто не ведает, только Отец Небесный». Но в той же главе Господь велел нам знать и признаки конца времен! В мировой истории эти признаки неоднократно имели место, а Второго Пришествия все-таки еще не было. Так что это – тайна Божия…
В заключение нашей беседы я хотел бы прочитать свое переложение из Преподобного Ефрема Сирина: «Молитвенная песнь ко Христу, Воскресителю мертвых». Оно было опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» в 1988 году, в номере 5.
«Душа ликует, ум парит:
Господь грядет, Господь
приидет!
Надежду верных утвердит
И мертвых из гробов
воздвигнет.
Благословен,
Кто Милосерд,
Но Чей непостижимый
Промысл
Соделал неподкупной
смерть
Равно для всех:
и злых, и добрых.
Душа, которой дал Ты Крест,
Да узрит милость Твою,
Спасе,
Когда коснется слуха весть,
Что Ты пришел
в Небесной Славе!
Христе, наш Царь,
Ты вновь грядешь
С высот надмирных
и превечных,
Чтоб снять печати со гробов,
И в Царство Славы взять
воскресших.
Ты молвишь –
Ангел вострубит:
«Не спите, мертвые,
не спите!
Бог приходил, чтоб искупить,
И вновь грядет как
Воскреситель!»
Я не был ране – Ты меня
Из праха жизни
тленной создал.
Я снова в прахе, воскреси!
И да восславлю Тебя, Боже!
Помилуй, оживотвори,
Прости грехи мне,
Боже правый,
И милосердие любви
В день Твоего прихода
даруй!
Из недр земли, из лона вод
Тогда все мертвые восстанут,
И солнце новое взойдет,
И вознесут тебе «Осанну!»
Кто верит, разрешен от уз
Глухой неумолимой смерти,
Ему являет Иисус
Обетование бессмертья.
Я верю: мертвые не спят.
Что смерть? Прощанье.
Жизнь – прощенье.
Приемлю все, Трикраты Свят
Господь, Который
– Воскресенье!»
Н. Б.: - На этих торжественных жизнеутверждающих словах я позволю себе завершить нашу сегодняшнюю беседу и искренне хочу еще раз поблагодарить Валентина Арсентьевича Никитина и Николая Сергеевича Георгиевского.
Мы вспоминаем наших наставников, а они, несомненно, молятся о нас. Вечная память Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому)!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
12 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+