13.11.2024 20:11:15
Сергей Львович Худиев
Как сообщает ряд порталов, у известного «гуру» по имени Имрам Крийя возникли неприятности — сразу несколько учениц обвинили его насилии. Имрам Крийя (настоящее имя — Имран Мусаханов) ведет платные лекции, семинары и духовные практики. В социальных сетях Имрама сейчас более полумиллиона подписчиков. Он также называет себя композитором и мультиинструменталистом.
Подробности, которые рассказывают его бывшие ученицы, мы опустим — их легко найти в сети — и сосредоточимся на том, как вообще так получается, что люди становятся жертвами лжеучителей.
В этой истории нет ничего необычного — тут уж как гласит бессмертное высказывание Черномырдина «никогда такого не было, и вот опять». В сети можно найти очень много сообщений ( и из нашей страны, и из других стран) о том, как «духовный лидер», «гуру», «наставник» оказался вовлечен, скажем так, в компроментирующие отношения со своей паствой.
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9) говорит Пророк, и везде, где возникает ситуация власти одного человека над другими, возникает риск злоупотреблений. Окружите уже начавшего стареть, но еще достаточно крепкого мужчину юными женщинами, да еще взирающими на него снизу вверх, как на наставника — и ему понадобится быть очень хорошим и чистым человеком, чтобы в этой ситуации не впасть в искушение. А когда человек и не старается быть хорошим, развитие событий довольно предсказуемо.
Конечно, беда может случиться не только с энтузиастами «крийя йоги» и других экзотических учений. В грех могут впадать и служители вполне традиционных религий. И, конечно, далеко не каждый учитель йоги — блудник.
Но некоторые религии в этом отношении опаснее, чем другие.
И есть некоторые признаки повышенной опасности, которые стоит иметь в виду.
Первый вопрос, который стоит поставить — кому подотчетен этот человек?
В старых, сложившихся традициях духовный наставник, который учит людей, обычно входит в более широкую религиозную структуру, которая за ним присматривает. В Церкви есть иерархия, и самоуправство отдельного пастыря (как это было, например, со схиигуменом Сергием) обычно есть кому пресечь.
Группа, которая замкнута на одного лидера, который наставляет всех, а сам не принимает наставлений ни от кого, должна сразу вызвать опасения. Единственный безгрешный человек — это Христос. Все остальные подвержены грехам и ошибкам и нуждаются в помощи и наставлении со стороны других.
«Гуруизм», ситуация, когда от людей ожидается безоговорочное послушание «наставнику», возможно, и не всегда приводит к злоупотреблениям — но, определенно, создает для них питательную почву.
Второй вопрос, связанный с первым — к какой традиции принадлежит этот наставник? Человек, который волен придумывать свое учение на ходу, меняя его сообразно своим текущим прихотям и настроениям, едва ли может быть кем-то, кроме опасного обманщика. Конечно, такие люди могут претендовать (и, обычно претендуют) на то, что передают тайное знание, пришедшее к ним из глубины веков, обретенное тысячелетия назад где-то в пещерах и дебрях Индостана, или в какой-нибудь «арийской прародине» Арктогее.
Но вы не можете проследить это «знание» по каким-то независимым источникам. Двухтысячелетнее существовании Церкви, которая, через страны и поколения проповедует одного и того же Христа — объективный исторический факт, который легко проверить. «Древние знания» обычно придуманы совсем недавно.
Третий вопрос — это отношение к семье и браку. Не только Церковь — но и любая традиция, которая действительно имеет историю, а не придумана пару лет назад, настаивает на традиционной этике в области пола — воздержании до брака и верности в браке.
Это довольно очевидно, потому что сообщества, проповедующие «свободную любовь», обычно долго не держатся. Они могут довольно быстро разрастаться — как это произошло, например, с «Ашрамом» Ошо, но ни одно из них не переживает смерти своего основателя.
Людей может привлекать проповедь «свободной любви» по разным причинам — тяжелый опыт в браке, но, видимо, более всего то, что они воспитаны в убеждении, что традиционные взгляды на семью — это что-то отсталое и угнетательское, попытка заставить женщину быть «босой, беременной и на кухне», сделать ее бесправной рабой «патриархатного» мужчины.
Как в свое время заметил еще Г.К. Честертон, это учение утверждает, что женщина в рабстве, когда служит своему мужу, но свободна, когда служит своему боссу. Можно еще добавить, что оно требует веры в то, что случайный любовник, в общем случае, будет обращаться с женщиной лучше, чем муж. Однако «свободная любовь» неизбежно оборачивается эксплуатацией. Близость в этой ситуации «коммодифицируется», то есть превращается в форму товара или валюты — которой платят за услуги, дают или вымогают взятки.
Между людьми существует перепад в возможностях, деньгах, власти, авторитете — и этот перепад будет использован теми, кто стремится воспользоваться относительной слабостью других. Требование «добровольности», которым согласны ограничивать себя сторонники «свободной любви», очень быстро оказывается размыто. Между насилием с ножом у горла и полной добровольностью есть еще много градаций — когда жертва сталкивается с психологическим, финансовым или «духовным» давлением.
Поэтому там, где «свободная любовь», там всегда и эксплуатация. А когда на это накладывается еще и гуруизм, результаты совершенно предсказуемы.
Итак, от любой группы, которая возглавляется никому не подотчетным гуру, проповедует новое (и меняющееся на ходу) учение, и (особенно) привержена идеалам «свободной любви» простое благоразумие требует держаться подальше.
Но что делает людей уязвимыми для подобного рода сообществ? Люди находят себе «гуру», кого-то, кто выглядит воплощением духовности, доброты и мудрости, чтобы найти мир и покой своей душе — а потом трагически оказывается, что этот гуру (или наставник, или старец) оказывается просто человеком — и человеком не очень хорошим.
Это проблема, которая имеет в Библии вполне определенное название — идолопоклонство. Возведение другого грешного человека в статус, которым он не может обладать.
Но у нас есть кому поклониться — тому, кто действительно безгрешен, кто действительно является живым воплощением доброты и мудрости, тому, кто действительно даст нам прощение и мир. Господу нашему Иисусу Христу.
Как сказал Он сам, «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мат.11:28-30)
Конечно, мы не видим Господа непосредственно. Тут нужна вера. Но вера — это дар, который можно попросить и получить. К Господу Иисусу можно воззвать — и Он услышит, и освободит человека от хитросплетенного обмана, в который так легко попасть — особенно, в наши дни.
Добавить комментарий