20.06.2024 12:27:08
Князь Александр Трубецкой

Смуты 20-го века разбросали несколько волн русских людей по всей Вселенной. Мы здесь в основном представляем потомков так называемой первой волны, т.е. тех, кто был вынужден после революции и гражданской войны покинуть Россию.
Те места, которые мы посетим во время этого исторического паломничества, нам особенно явственно напомнят о том, через что прошли наши отцы, тем более что среди нас присутствуют потомки и родственники многих из тех, которые не перенесли тяжелых испытаний и были похоронены в Бизерте ,Мальте Афинах, Галлиполи, Лемносе, так же как и в других роковых местах Крымского исхода.
Наша история разворачивалась парадоксально. Когда власть большевиков пыталась вообще стереть само понятие России, заменить её названием «страны Советов» и создать новую цивилизацию, которую на западе советологи определили как состоящую из «Homo sovieticus », подхватив это циничное название, придуманное в России русофобствующими диссидентами, за рубежом Русские патриоты продолжали гордиться своим званием «русские ».
Тогда же в России стали внушать сперва официально, а потом и в быту, что люди, живущие в стране, суть люди «советские», причем слово «советское» весомо преобладало над словом, характеризующим национальную принадлежность.
Об этом, в частности, свидетельствовали слова советского гимна.
Нельзя, однако, забывать, что советское время вписало в нашу историю немало славных страниц, отражающих народный героизм во время второй мировой войны, а также выдающиеся достижения в науке, культуре и искусстве, которые, надо все же признать, сопровождались большими человеческими жертвами.
Следует, кроме того, упомянуть, что внутри самой страны, как мне говорил здесь присутствующий кн. Зураб Михайлович Чавчавадзе, жило немалое число так называемых «внутренних эмигрантов», на долю которых выпали серьезные испытания в период советского тоталитаризма и богоборчества. Они, по мере возможности, способствовали сохранению внутри страны русской идентичности, русской идеи или, проще говоря, самого Русского мира.
Кстати, я во многом предпочитаю понятию «диссиденты» понятие «внутренние эмигранты», поскольку среди «диссидентов» (хоть не всегда, но слишком часто) мы встречаемся с категорией людей, являющихся противниками не только всего советского, но и русского.
Так или иначе, многие из тех, кто не просто считали себя Русскими, а, главное, имели свободу так себя называть без 4х-буквенной аббревиатуры СССР, оказались в этот период 20-го века за рубежом и заслужили своим поведением, порядочностью и способностями уважение во всех странах мира, в которых проживали.
О желании подчеркнуть свою русскость свидетельствует сохранение многими эмигрантами Нансенского паспорта до конца жизни только потому, что в нем было указано гражданство «Русский», хотя бы и в формулировке «русский беженец».
Я сам, родившись в Париже уже после второй мировой войны, был «русским беженцем» и до 16 лет, по желанию родителей, имел Нансенский паспорт. А ведь этот паспорт не давал тех же прав и возможностей, которыми располагал гражданин страны проживания!
Я не стану говорить подробно о том, что Русские эмигранты сделали в области экономического развития в странах рассеяния, а также в сфере искусства, литературы, музыки, философии, инженерного и военного дела и, наконец, в богословии и церковном строительстве. Для этого потребуется отдельный доклад. Впрочем, мне известно, что по этой теме развернуто и со многими примерами перед вами выступят многие участники нашего паломничества из числа потомков русских эмигрантов. Скажу только, что наши отцы передали нам глубокую ненависть как к большевизму, так и вообще к коммунизму, одновременно взрастив в нас глубокое чувство принадлежности той стране, которая пусть уже не была нашей Родиной, поскольку в буквальном смысле мы не родились в ней, но всегда с гордостью воспринималась нами в качестве Отечества.
Используя богатство русского языка, мой отец истолковал мне разные значения слов «Родина» и «Отечество». Он усматривал в этом некое справедливое распределение смыслов, говоря мне: «Ты родился во Франции, которая нас приютила и дает тебе образование. Поэтому справедливо для тебя считать ее своей Родиной. Однако Отечество твоё - не забывай этого! – Россия».
Эту мысль наши отцы внушали нам с такой силой, что теперь мы в свою очередь в том же духе передаем её следующим поколениям.
Нередко можно встретить среди третьего, четвертого или даже пятого поколения наших детей, свободно говорящих на русском языке. И еще более удивительно, что в некоторых семьях, в которых русский язык и культура оказывались утраченными, в новых поколениях возникает стремление изучать русский язык, ехать учиться в Россию, искать там работу и даже создавать семьи, т.е. искать пути единения с самым сокровенным: русскими корнями.
Однако вернемся к нашим отцам. Главное заключается в том, что они создавали за рубежом этот «русский мир» будучи уверенными, что когда-нибудь это принесет пользу самой России. При этом их вдохновляло чувство, что не так-то просто предать забвению родную культуру, духовность и патриотизм. Проявляя лояльность к стране, в которой они жили (в сегодняшнем западном понимании это называется «успешной интеграцией»), они хранили православную русскую духовность и любовь к России, что помогало им не впадать в безнадёжное уныние, когда казалось, что всё уже потеряно.
Теперь несколько слов об организации, именуемой «Объединение памяти Императорской Гвардии», которая была создана в 1924 году, существует до сих пор и ныне находится под моим началом.
После исхода 20-х годов многие структуры, созданные русской эмиграцией на чужбине, основывали свою деятельность на элементах, присущих гражданскому обществу. То были объединения, корпорации, издательства, профессиональные и общественные движения, кружки или еще православные общины и приходы. Для духовенства создавались духовные академии, для молодого поколения лицеи, гимназии, кадетские корпуса, а также летние лагеря.
Среди них была военная организация «РОВС»(Русский общевоинский союз). Созданный в качестве военно-политического штаба, РОВС первым своим назначением считал оказание поддержки
взаимодействию офицерских кадров на случай возникновения возможности возобновления военных действий с целью свержения власти Советов. Среди многих подразделений РОВСа или параллельно с ним существовали такие объединения, как Кадетские корпуса, Галлиполийцы, Морское Собрание, казачьи объединения, различные полковые организации (полковые собрания, Дроздовцы, Марковцы, Корниловцы, Алексеевцы и многие другие).
Аналогичным образом образовалось и «Гвардейское Объединение», в которое вошли объединения полков Императорской Гвардии. Оно было учреждено по инициативе генерала П.Врангеля.
Когда последних офицеров Императорской Гвардии не стало, их дети, внуки, а теперь уже и правнуки взяли на себя груз ответственности быть продолжателями дела тех, кто, оказавшись в изгнании за пределами родной земли, основали «Гвардейское Объединение».
В 90-х годах минувшего века мы, потомки офицеров Императорской Гвардии, принятые в «Гвардейское Объединение» последними его офицерами в качестве их будущих продолжателей, пришли к выводу, что, не будучи гвардейцами, не имеем права так именовать свою организацию. И решили назвать её «Обществом Памяти Императорской Гвардии», хотя в бытовых разговорах нередко по старой памяти продолжаем называть ее «Гвардейским Объединением», сохраняя новое название для официальных переписок и выступлений.
В 2003 году мне как сыну офицера Императорской Гвардии (мой отец служил в Лейб-гвардии Конно- Гренадерском полку) выпала честь и ответственность стать вторым председателем нашего объединения, не бывшим офицером Императорской Гвардии. Эту ответственность я несу не один: со мной ее разделяют как я уже сказал потомки 2-го, 3-го, и уже скоро 4-го поколения тех офицеров, которые создавали «Гвардейское Объединение» и состояли его членами.
Здесь мне хотелось бы напомнить слова атамана П.Н.Краснова: «Полковые традиции – это неписанный устав военной части, это то, что возвышает душу человека и в решительный смертельный час помогает ему победить страх смерти».
Хочется верить, что это «возвышение души» сопровождало атамана и помогло ему в день его мученической голгофы в Москве 63 года тому назад.
Наша задача отличается от цели наших отцов, о которых В.Н Греков, мой предшественник, ныне почетный председатель Гвардейского объединения, писал: « Как этих людей с их достоинствами и недостатками не хватает сегодняшней России».
В первые годы эмиграции наши отцы ещё надеялись, что их изгнание будет временным, что советский строй рухнет и они вернутся на родину. Поэтому, веря, что рано или поздно им придётся восстанавливать былые порядки, они строго хранили гвардейские традиции и офицерскую этику, внушая своим детям понимание ценностей гвардейского этикета как будущим хранителям богатейшего национального достояния.
Для сохранения сплоченности между остатками гвардейских частей и полковыми объединениями Гвардейское Объединение учредило праздничный день Императорской Гвардии 13 декабря по новому стилю, когда Церковь отмечает память св. апостола Андрея Первозванного. На этот праздник приглашались все офицеры и вольноопределяющиеся гвардейских частей. Напомню, что Императорская Гвардия находилась под покровительством Святого первозванного ученика и апостола Христова Андрея и что девизом ей служили слова « ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ».
В этот день служили молебен, поминали усопших, а затем все члены (тогда, по традиции некоторых полков, дамы не приглашались) собирались на гвардейский обед.
Эта традиция сохранилась до сих пор. В день св. Апостола Андрея Первозванного мы, потомки гвардейцев, встречаемся на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа и служим на обще-гвардейской могиле панихиду по усопшим офицерам.
Затем в помещении музея Лейб-гвардии Казачьего полка после молебна и выноса сохранившихся у нас гвардейских штандартов и знамён начинается товарищеский ужин, но теперь уже с участием дам. Такое решение было принято нашим объединением в 2005 году в связи с тем, что в число потомков - ревнителей и хранителей памяти гвардейских офицеров входит многочисленный и весьма уважаемый женский состав.
Наряду со многими периодическими военными журналами эмиграции, такими как «Военная Быль», «Часовой» и другими, силами Гвардейского Объединения издавался «Вестник Гвардейского Объединения».
Нам, потомкам, удалось возобновить эту традицию, и мы издаем скромный небольшой «Вестник», в котором рассказывается об исторических событиях, связанных в основном со славным прошлым Императорской Гвардии, историей России и эмиграции. Мы также публикуем в нем некоторые статьи, которые получаем из России или находим в Интернете.
Последний пример позволяет мне отметить, насколько важной и актуальной стала потребность в налаживании общения, обмена материалами, опытом, свидетельствами, научными исследованиями между нами, потомками, помнящими офицеров Императорской Гвардии, и российскими историками, издателями, музейными работниками, которые, может быть, менее эмоционально чем мы, но зато более основательно и с не меньшими уважением и энтузиазмом издают огромное количество книг, проводят конференции, снимают замечательные фильмы и телепередачи, открывают музеи (как, например, в Санкт Петербурге «Музей Гвардии»), изучают рукописи и архивы, помогая тем самым нашей совместной работе по увековечиванию славных примеров высокого гвардейского служения Отечеству. Это особенно важно, если вспомнить о том, как наши отцы боялись, что после них будут утрачены все традиции, этика и добропорядочность, которые передавались в гвардейских полках из поколения в поколение.
Здесь мне представляется необходимым коснуться сложного и деликатного вопроса об исторической связи между Императорской гвардией и гвардией, созданной при Советском режиме.
Наши отцы, оставшиеся в момент смут 1917 года верными Императорской присяге, не могли признать так называемую «красную гвардию», которая отнимала у них заслуженные ими на войне погоны и награды, а иногда даже поднимала их на штыки, как это однажды довелось моему отцу видеть собственными глазами.
Советские историки часто приводили в пример заявление графа Игнатьева, считавшего себя освобождённым от присяги простым фактом отречения Государя от престола.
Наши отцы не могли с этим согласиться, потому что любая присяга является пожизненным актом. Создавая в изгнании «Гвардейское Объединение», военные организации и полковые собрания, они выражали тем самым именно верность своей присяге до победного конца.
Во время Великой Отечественной Войны создавались также советские гвардейские части, которые доблестно воевали за родину и гнали врага от берегов Невы, Волги и Кавказа до самого Берлина.
Мы преклоняемся, как и наши отцы, перед подвигом тех, кто пролил кровь за Отечество, но мы не можем признать их преемниками Императорской Гвардии.
Наконец в состав нынешних военных частей Российской Федерации входят гвардейские части. Отнюдь не отрицая их преданность родине и готовность её защищать до смерти, как были готовы и наши отцы, мы не можем сегодня считать, что они являются историческим наследием Императорской Гвардии.
Вот почему мы празднуем день Императорской Гвардии 13 декабря в день св. апостола Андрея Первозванного, как это установили наши отцы, а не 2-го сентября, когда день Гвардии отмечается в России, хотя нам хорошо известно, что этот день выбран не случайно, а в связи с первым упоминанием слова «Гвардия» в российской истории.
Между прочим, аналогичный вопрос возникал и во Франции, но там не было столь мощной, а, главное, столь продолжительной ломки традиций, как это, увы, случилось в России. Всем известна Конная Республиканская Гвардия, которая в Париже обеспечивает почетную охрану наподобие нынешнего Кремлевского полка в Москве. Она сопровождает президентские праздники и встречает руководителей иностранных государств. Несмотря на все смены режимов, этот полк гордится своей историей, идущей с эпохи Людовика ХIV.
Этот гвардейский полк прошел через монархические, наполеоновские и республиканские режимы Франции, принимал участие во всех войнах 17-го, 18-го, 19-го и 20-го веков, расформировывался и вновь формировался по несколько раз, но гордится сегодня тем, что является верным наследником гвардии и её традиций ещё с 17-го века. И такой пример во Французской армии не один: я лично служил в
Егерском полку, который до сих пор носит название «гвардейского батальона» (наполеоновского времени).
В начале 2000 годов возникал вопрос о создании в России гвардейской «Петровской Бригады» с полками, несущими такие славные имена, как «Преображенский», «Семёновский», «Измайловский». Мы усмотрели (вернее надеялись) в этой идее попытку использования вышеупомянутого примера Франции, но приходится констатировать, что этот проект пока затих.
Вот, чем я хотел поделиться сегодня с вами, будучи уверен, что вы с пониманием отнесётесь к моей откровенности и уважением к нашему своеобразному пониманию того, что мы хотим передать России, по завету наших отцов, свидетельство об их верности присяге и наследие их традиций.
Они не смогли вернуться в Россию, но нашим свидетельством о них там, где мы можем и, конечно, в нашем морском походе мы возвращаем их память в Россию.
И, действительно, наше паломничество всем нам напомнит, насколько ценно хранить память о тех, кто прошел трагический путь Бизерты, Лемноса, Галиполи, Константинополя и многих других Голгоф на западе, севере, на юге и на востоке.
Не всем удалось избежать пыток, расстрелов, Гулага, голода и других всевозможных репрессий.
Сколько Россия потеряла замечательных людей тогда, когда все они были столь необходимы для благосостояния нашего отечества, особенно после первой мировой войны.
А сегодня, в подавляющем большинстве, мы – Русские, родившиеся за рубежом, или, как нас теперь принято называть в российской государственной сфере - «соотечественники», мы не только интересуемся, но и следим и болеем за современную Россию, которая развивается постепенно по новому направлению, избавившись, наконец, от богоборческого и тоталитарного режима.
На одном из первых «Конгрессов соотечественников» в начале 90-х годов, Святейший Патриарх Кирилл, будучи ещё тогда Митрополитом Смоленским, сказал: «Необходимо сегодня поставить конец гражданской войне».
Меня тогда эта фраза сильно поразила, так как в том контексте, в котором она была сказана, это звучало больше для русских, живущих в России, чем для нас зарубежных потомков, которые вынуждены были покинуть родину.
Конечно, в 90-х годах Новая Россия еще была молода, и еще не совсем привыкла к тому, что она начинает поворачивать страницу своей истории.
Страсти еще были в целом достаточно сильными, чтобы даже думать о таком масштабном мероприятии, как наш совместный поход по местам, куда были заброшены наши отцы, и где началась для них совершенно новая жизнь, к которой они вовсе не были подготовлены.
Они с этой жизнью поневоле и постепенно смирились, так как, пройдя через то, что мы увидим во время похода или знаем по рассказам, их сила воли, вера и порядочность напоминали им постоянно, как сказано в словах песни Алексеевского полка, что их «дело правое».
Они сохранили при глубокой ненависти к большевизму и вообще к коммунизму глубокое чувство патриотизма, которое, как я уже сказал, они передавали детям и внукам, уже родившимся, как я и моя семья, далеко от России. Благодаря этому, мы как-то сохранили, кроме западного образования и культуры, сильное ощущение наших корней.
Конечно, для нас понятие «кончить гражданскую войну» звучит особенно. Через несколько поколений период революции, гражданской войны и всё, что затем последовало, будет звучать для наших дальних потомков как очередной эпизод наравне с другими событиями многострадальной нашей истории, как, например: эпоха татаро-монгольского нашествия, смутное время, Бироновщина, крепостное право или ещё ужасы, которые сопровождали когда то церковный раскол......
Но всё же 20-ый век оставит в памяти мировой истории особое значение, связанное с парадоксом невероятного технологического развития, одновременно с невероятными событиями, которые запечатлятся в нашей памяти, но не в пользу человеческой чести.
Но для нас, потомков, еще не прошло первое столетие с начала трагедии русского народа, и мы не забываем, более того не прощаем тем, из-за которых наши отцы оказались без родины, а Россия - без их талантов.
Для нас, потомков, Гражданская война явилась попыткой сопротивления введению в России коварного и аморального эксперимента, исходящего из утопии иностранного мыслителя и которую подхватили те нечистые силы (Церковь, начиная со Святейшего Патриарха Тихона, их называет сатаническими), для которых национальная самоидентификация не являлась критерием народного достоинства. Сам Ленин говорил что ему «на Россию наплевать».
Очень простыми словами выражается Александр Куприн. Он писал о гражданской войне следующее: «Исход этой борьбы заранее известный, кто победит? С одной стороны Родина, с другой интернационал».
В течение подготовки нашего общего похода я слышал тезис о том, что на сегодняшний момент само понятие разделения истории на белых и красных уже не имеет больше смысла.
Мы никак не можем с этим согласиться именно по вышеуказанной причине. Разделение истории на красных и белых в нашем понимании сохраняет полный смысл.Некоторые раны долго заживают и шрамы остаются.
Интересно по этому поводу услышать то что говорил о революции В.В. Путин, считая что народ был введен в обман:
«Владимир Ильич Ленин-Ульянов как-то сказал: мне вообще на Россию наплевать, нам важно добиться мировой социалистической революции. Россию втянули в такую систему ценностей помимо ее воли, потому что народ России вообще этого не ожидал, его просто надули, он ожидал совершенно другого. Он ожидал мира – народам, земли – крестьянам. Помните лозунги коммунистов? Не дали никакой земли, да и мира не возникло. Гражданская война началась. Землю отобрали, фабрики рабочим, как обещали, не дали". (это сказано на встрече с участниками Валдайского клуба в Сочи 24.09.07.)
.А, кроме того, мы с трудом переносим то, что в России до сих пор существуют памятники, мавзолеи, названия улиц, городов и областей, которые нам напоминают тех людей, из-за которых наши отцы потеряли самое существенное: Родину.
Решение столь болезненного вопроса, который позволил бы поставить точку над проблемой белых и красных, для любого русского человека заключается в том, чтобы Россия осуществила над собой и большевизмом такой же самоанализ, какой совершила в свое время над собой и гитлеризмом Германия.
Русская Православная Церковь уже начала это делать, о чем свидетельствуют её мудрые высказывания о роли Сталина, которого часто еще пытаются реабилитировать, особенно каждый раз, когда празднуется юбилей победы.
Мы сами все вместе начинаем (возможно, даже неосознанно) это делать, осуществляя такие мероприятия, как нынешний морской поход.
А теперь посмотрим на другой аспект существования во всем мире потомков русской эмиграции.
Нам, русским, живущим в дальнем Зарубежье, приходится постоянно брать на себя функцию защиты современной России, оборонять ее от существующей на Западе русофобии, заступаться даже за её внешнюю политику и действия (например, когда Запад сильно осуждал позицию России во время его агрессии против православной Сербии). Приходилось также отстаивать интересы России в её противодействиях внутреннему терроризму, когда эти действия преподносились западными СМИ как «угнетение местного народа на северном Кавказе». И таких примеров можно привести немало.
(Правда, событие 11 сентября 2001 хотя бы на какое-то время многим на Западе открыло глаза).
Добавлю к этому что существуют и явления фобии против Русской Православной Церкви которую агитируют не только западные СМИ но и в том числе и лица православного вероисповедания.
Но всё жу многие русские, потомки эмиграции, готовы, как и их отцы, вносить свой вклад в сферу
культуры и политики России, способствовать развитию деловых отношений , вместе защищать имя
России и, конечно, участвовать в её религиозной жизни.
Этим мы внесём свою скромную лепту в развитие нормального гражданского общества в России. Ведь наши предки строили и развивали Россию. Чем мы хуже? Почему бы и не мы?
Кроме того, мы хотим свидетельствовать о тех утраченных в России традициях, которые удалось сохранить у нас в эмиграции.
Преследуя подобные цели, мы, зарубежные русские, являемся как бы усилителями или резонаторами того, что должно быть единым голосом России в странах, в которых мы живем, но, конечно, только при условии, что этот голос будет отражать ту великую традиционную и историческую русскую идею, культуру, добропорядочность и духовность, которые нас объединяют.
Для осуществления этого, мы как русские посланники в странах рассеяния просим у жителей России только одного: развивать отношение с нами, признавать нас, понимать нас как хранителей той богатой, но утраченной в результате революционных событий России и нам доверять!
Вот главное значение, которое мы все придаем нашему совместному походу. Он в очередной раз сплотит нас в понимании того, что жертвенный подвиг тех, кто мужественно перенес все испытания в посещаемых нами местах, всегда и везде будет свидетельствовать о том, что мы принадлежим великому народу России, великому не только своей богатой культурой и историей, но и явленным в нужное время героизмом, своей самоидентификацией, а, главное, своей духовностью.
Нам следует поведать всему Русскому миру о нашем морском путешествии, о всём том, что мы увидим во время остановок и услышим во время докладов. Тогда наше паломничество войдёт в историю России и будет напоминать всем русским людям о том, что «никогда более» не должно повториться то, что обрушилось на нашу страну в жестоком 20-ом веке..
Да хранит Господь нашу великую страну Россию, её народ и её духовность!
Кн.А.А. Трубецкой
14 июля 2010 где-то в Средиземном море
Комментарии
02.07.2024 - 20:31 И я там был, мед, пиво пил.:
И я там был, мед, пиво пил. Невероятное чувство русского единства, взаимного уважения и любви. Замечательная команда русских интеллектуалов, благочестивых архиереев и клириков,политиков и прочих, объединённых фондом Андрея Первозванного наслаждалась свободой общения в едином духе узнавая друг друга и радуясь преодолению предрассудков и предубеждений. Это было начало воссоединения нашей Церкви, братской дружбы и любви.
Добавить комментарий