Перейти к основному содержанию

12:00 06.11.2024

О рисках и мерах, принимаемых по профилактике экстремистской идеологии в этноконфессиональной сфере

15.02.2024 11:16:21

Неоднократно приходилось и приходиться слышать от разных людей, что мы живем в напряженное время. Под напряженным временем они подразумевают в том числе и экстремистские настроения, возникающие в этнических группах. Однако считаю, что «напряженное время» было всегда: и сто, и двести, и триста лет назад. Мы всегда жили и живем в этом времени. Другое дело, интенсивность этого напряжения (а не само напряжение) оставляет след, порой глубокий, в истории народов. 
Умение жить в этом напряжении, минимизировать риски роста его интенсивности, грамотно и решительно устранять возникшие проблемы — вот, что требуется от людей, а вернее их национальных лидеров, которые бы обладали необходимыми личностными качествами, позволяющими своевременно вразумлять своих соотечественников, и выстраивать грамотный диалог с представителями других народностей.
Межэтнический диалог — дело тонкое, я бы сказал ювелирное, требующее не столько хорошего знания истории конкретного этноса, сколько высокой культуры общения, терпимости, деликатности и большого желания урегулировать отношения.
Даже когда мы видим, насколько мирно сосуществуют различные этносы на одной территории, мы должны помнить, что зачастую достаточно одного неосторожного слова, чтобы миру наступил конец. Помните, у декабриста Одоевского: «из искры возгорится пламя», которое очень непросто локализовать. Тем более что история знает немало примеров, когда это пламя становилось всепожирающим и уничтожающим целые народы. 
Людей, которые хотели бы нарушить мирный баланс, предостаточно. Преследуемые ими цели в конечном счете всегда одни и те же — власть и деньги. И речь не только о зарубежных недоброжелателях-кукловодах. В стране сейчас немало различных религиозно-экстремистских организаций, которые готовы на любую провокацию ради своей выгоды. Из политического или экономического нестроения в стране они черпают огромные барыши, и то же самое касается межэтнических настроений: чем они хуже, тем лучше для заинтересованных лиц. Можно неплохо заработать.   
Людям свойственно желание жить в мире. Потому что люди в принципе миролюбивые. Их больше заботит не меч, а кров, хлеб, дети, которые вырастут и станут продолжателями рода. Так было, есть, будет. Ничего не меняется. 
Исследования, проведенные Федеральным научно-исследовательским центром РАН, показывают, что даже если возникнут какие-то межэтнические трения, более половины (56 процентов) не будут принимать участие в протестных акциях. Скорее всего потому, что будут надеятся, что у их лидеров хватит воли и желание разрешить конфликт. Более 10 процентов взрослых людей готовы выйти на улицы для участия в митингах протеста. А вот проявят наивысшую агрессию (вплоть до того, что готовы взяться за оружие) 5-6 процентов людей в возрасте — обратите внимание! — 16-24 лет. Ну, это тоже понятно: в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, знаний, критического мышления, повышенного, если не зашкаливающего, эгоцентризма, отсутствия семьи, молодежь является наиболее управляемой социальной группой, что активно используют в своих целях экстремисты. 
То есть! если найти подход к этим 5-6 процентам, открыть дверцу (к которой и ключика-то никакого не надо - дверца просто открывается), то эти «проценты» могут устроить серьезные беспорядки!.. При этом число неадекватов, скорее всего, увеличится, потому что всегда найдутся такие, кто в какой-то момент почувствуют непреодолимое желание примкнуть к псевдонационалистам и принять участие в беспорядках. Не по идейным соображениям, а потому что это им, как говорит молодежь, «в кайф».
Вы заметили, я сказал — псевдонационалистам. Мы все националисты. Мы любим свой народ, мы любим свои обычаи, традиции, мы любим свою культуру, свой родной язык. Мы гордимся своей национальностью, гордимся, что мы русские, татары, удмурты, якуты, буряты, мордва и так далее, не считая при этом себя какими-то избранными, лучше других. Этническое самосознание порождает чувства, которые поддерживает и укрепляют нацию, развивают её, определяют её будущее. А национализм – это, по словам великого русского философа Ильина, есть любовь к историческому облику и к творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Правда, Ильин писал о русском национализме, но эта его формулировка вполне универсальна, она легко вписывается в любые этнические группы. 
Но случается, национализм приобретает уродливые формы и тогда он перестает быть национализмом. Однако некоторые люди, слепые вожди слепых, видят в этом уродстве «истину» и следуют этим путем, превращаясь из националистов (если они вообще ими были изначально) в экстремистов. 
Первое, что нужно, чтобы стать экстремистом, это быть малообразованным, не воспитанным или плохо воспитанным в рамках своей культуры, с нарушенной ментальностью, присущей данной этнической группе. И при этом наделённым жаждой власти. Это не значит, что такие люди обязательно станут экстремистами, но при определённом стечение обстоятельств и умелом подталкивании их в этом направлении, они ими, скорее всего, станут.   
Поэтому очень важно обращать внимание на воспитательный элемент в этногруппе. Здесь многое зависит от родителей, именно на них ложиться основная ответственность за будущее детей. Нельзя говорить: «в школе узнает», «вырастет- поймёт». Воспитанием ребенка, в том числе духовным, нужно заниматься с рождения и заниматься плотно. Если в этнической группе распространены ислам, буддизм, православие, то очень многое зависит от духовного лидера группы. Лидеры — они такие же люди, они могут быть недальновидными, могут заблуждаться, а могут целенаправленно продвигать радикальные идеи. У нас все духовные лидеры априори хорошие. К сожалению, это не так, нам известны случаи организации псевдоправославных, псевдоисламских, других откровенно псевдорелигиозных объединений, которые мы называем сектами. Нельзя слепо подчиняться кому-то, не зная откуда он, какой жизненный и духовный путь прошел, в каком окружении находился, или доверять на слово соседям, которые боготворят кого-то по каким-то своим причинам. Доверяй, но проверяй — вот отличное правило, которого нужно всегда придерживаться. Параллельно нужно заниматься самообразованием, много читать духовной литературы, сравнивая сказанное конкретным духовным лидером той или иной группы со словами авторитетных религиозных деятелей. 
Это очень непростой путь, но он необходим, чтобы научиться отличать зерна от плевел, и уж тем более своевременно заметить волка в овечьей шкуре. Здесь нельзя быть малодушным, идти на поводу, напротив, нужно быть ревностным, целеустремленным, безбоязненным. 
На самом деле очень помогает тесное сотрудничество с представителями разных этносов в самых различных сферах: культурных, исторических, религиозных. Это способствует формированию взаимоуважения. Согласен, не всегда и не везде такое сотрудничество возможно, но хотя бы кратко ознакомиться с историей и культурой народов, живущих по соседству, мы обязаны. Журналисты говорят: чтобы сделать хорошее интервью, нужно полюбить собеседника. Здесь то же самое: нужно испытывать симпатию к своим соседям, принимать и уважать их национальную культуру, потому что они в ней выросли и её любят. И тогда межэтнический диалог принесет свои плоды.
Как нельзя лучше сплачивает совместная борьба против современных угроз, одной из которой является экстремизм, особенно, молодежный. Религиозно-экстремистские взгляды в молодежной среде — одна из острейших проблем современной России. В молодежной среде растет количество преступлений, повышается уровень насилия, в молодежный экстремизм становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок, в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек. 
Нельзя не затронуть тему иностранных трудовых мигрантов. Основной поток иностранцев, приезжающих в Российскую Федерацию, чтобы устроиться на работу, исходит из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана. Президент недавно сообщил, что по разным подсчетам в настоящее время в России порядка 10 миллионов трудовых мигрантов.  С одной стороны, как я понимаю, государству нужна неквалифицированная дешевая рабочая сила, она ему выгодна: в противном случае такого потока мигрантов в Россию не было бы. С другой стороны, большое количество мигрантов создает массу проблем на местах. Растет количество преступлений против местных жителей, мигранты организовываются в этнические группировки, начинают выяснять отношения с другими трудовыми мигрантскими общинами, устанавливают свои сферы влияния. Они не учат язык, не интересуются российской культурой, российскими обычаями, им это не нужно, они здесь просто зарабатывают деньги и отправляют их домой, многие внутреннее агрессивно настроены против местного населения. Порой их и понять можно, потому что условия, в которых живут мигранты зачастую невыносимые. И хотя президент говорит, что нужно создавать для них «нормальные человеческие условия», на это мало кто идет из работодателей, потому что «нормальные условия» требуют дополнительных затрат. 
На проблему обратил внимание Святейший Патриарх Кирилл. «Еще одна важная тема, — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, — к которой считаю нужным вернуться, — это комплекс проблем, связанных с последствиями прибытия в нашу страну многочисленных инокультурных мигрантов, не предпринимающих усилия — и не желающих таковые предпринимать — для интеграции в наше общество или хотя бы для того, чтобы научиться уважительному отношению к религиозным и культурным обычаям нашей страны». Он отметил, что ситуация только ухудшается, появляется все больше свидетельств об объединении мигрантов в преступные сообщества и экстремистские организации и о связанных с этим конфликтах, угрожающих межрелигиозному и межнациональному миру и согласию. «В отдельных районах жизнь коренного населения становится почти невыносимой», - сказал Святейший Патриарх.
В связи с этим он призвал представителей государственной власти и руководителей предпринимательского сообщества к взвешенным, продуманным действиям, ибо если описанная тенденция сохранится, то «мы потеряем себя, потеряем Россию — государство многонациональное, ядром которого является русский православный народ».
Однако в реалии в стране ощущается острый дефицит кадров, и по мнению экспертов, поток трудовых мигрантов в ближайшее время не прекратится. В частности, за более активное привлечение трудовых мигрантов, в том числе из Центральной Азии, в экономику выступает министр экономического развития России Максим Решетников. 
В этой многомиллионной массе трудовых мигрантов, естественно, работают представители экстремистских организаций: почва, нужно сказать, наиплодороднейшая. Многие мигранты считают себя мусульманами, но с точки зрения религии и истории своего этноса малообразованны. Их легко запутать, что и происходит. Несколько недель-месяцев тщательной обработки и вот, пожалуйста, готовый экстремист.   
Конференции, круглые столы, даже мимолетные встречи, на которых затрагивается вопрос противодействия экстремизму и терроризму, являются сегодня необходимыми. Общая цель, тем более такая актуальная, сплачивает людей различных национальностей и разного вероисповедания. 
Мне не раз приходилось слышать от людей, далеких от проблемы экстремизма, что подобные собрания, на которых обсуждаются методы противодействия межэтническому и псевдорелигиозному экстремизму, «набили оскомину». Но я с этим совершенно не согласен. Каждая встреча полезна для дела, рано или поздно стороны находят правильное решение какой-то из проблем, которую на предыдущих встречах не могли разрешить или же вообще не думали, что такая проблема существует. 
Нужно проводить как можно больше разноуровневых совещаний такого рода, нужно много говорить о существующей проблеме, проговаривать все ее детали, даже самые мельчайшие, потому что всегда есть что-то, что мы упускаем из виду. И не надо вспоминать Маяковского с его «Прозаседавшимися». При желании до гротеска можно довести всё что угодно, дискредитировать любое хорошее дело.  
А еще человек должен понимать, что может ему грозить за экстремистскую деятельность. Радикально настроенная молодежь мало об этом думает, не потому что не боится сесть в тюрьму надолго, а потому что свойственное ей девиантное поведение просто не даёт такой возможности — задуматься. Но для других людей, в какой-то степени симпатизирующих экстремистам, возводящих экстремизм в ранг романтики, должно дойти, что такая деятельность, если они на неё решаться, лишит их свободы на многие годы. И не только свободы. Она лишатся семейной жизни, у них не будет детей, у них не будет будущего. Это доходит до их ума, но не страшит, а страх должен быть — настолько сильным, что сама мысль просто выйти с кем-то на сомнительную демонстрацию, должна приводить в трепет. Если экстремиста сложно перевоспитать, то человека, находящегося на распутье, можно если не образумить (а это было бы наилучшим вариантом), то напугать негативной перспективой. Напугать в данном случае хорошее слово. Главное остановить человека, не дать ему убить себя и других. 
А чтобы дурные мысли не посещали юные головы, нужно проводить грамотную пропаганду здорового образа жизни, здорового во всех отношениях — социальных, межэтнических, межрелигиозных, и демонстрировать жесткие картины, показывающие, что ждёт человека, даже не экстремиста, а просто заинтересовавшегося экстремизмом и согласившегося с экстремисткой идеологией. Для этого нужно больше снимать качественных профилактических видеороликов, делать хорошие документальные и художественные фильмы, больше проводить профилактических встреч с учащимися школ, средних профтехучилищ, вузов, организовывать встречи с представителями традиционных для России религий - православными, мусульманами, буддистами, иудеями. Собственно, об этом и говорит наш президент, а нам всем нужно не просто его слушать и соглашаться, а выполнять поставленные им задачи — быстро и качественно. 

 Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии,
 Протоиерей Александр Новопашин

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 17 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+