19.01.2024 19:04:16
Сергей Львович Худиев

В святочные дни в сети легко наткнуться на публикации, которые рассказывают о «святочных гаданиях» как «православном обычае». Это убеждение настолько повсеместно, что в сети легко обнаружить даже методические указания, согласно которым учитель прямо в классе должен вовлечь школьников в гадания, чтобы «приобщить их нашим русским, православным традициям».
В методичке, например, пишут:
«Запрет на вечернюю работу касался всех. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным.
Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, обезопасить себя от нечистой силы»
Дальше школьникам прямо на уроке предлагается сказать:
«А сейчас мы начинаем гадать.
Воспроизводится сцена гадания.
· «Гадание о судьбе»
Растопленный воск выливают в ковш или блюдо с холодной водой, при этом получается какая-то замысловатая фигура или «счастье » гадающего. Это «счастье» рассматривают очень внимательно и объясняют его значение»
Дальше описываются другие формы гадания, к которым, в качестве «православных» предлагается приобщить школьников.
Не хочется быть слишком строгим к авторам методички. Они предлагают вовлекать доверчивых и уязвимых детишек в оккультные практики не по злой воле — а, скорее, по неосведомленности в том, чему же учит наша вера.
Православие воспринимается людьми преимущественно как часть нашей национальной идентичности, гадания — как наш народный обычай, между ними не предполагается никаких противоречий.
То и другое — «наследие предков», то и другое хорошо и правильно продолжать и воспроизводить. Есть нечто волнующее в том, чтобы совершать действия, которые совершали наши предки, почувствовать с ними живую связь.... Как пишет Василий Жуковский,
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Беда в том, что гадание не вовсе является православным обычаем. В нем нет и ничего специфически русского — те или иные гадательные практики были распространены абсолютно у всех народов и отличаются чрезвычайной устойчивостью.
Человеческая жизнь полна неопределенности и тревоги, и люди всегда хотят знать будущее. В древнем Риме гадали по внутренностям животных и полету птиц, в Китае — по треснувшим черепкам, в Индии — на бусах, конкретные техники отличались огромным разнообразием, ими могли заниматься как простые крестьяне, так и опытные «специалисты», занимавшие прочное положение среди общественной элиты.
В этом отношении Христианство идет наперекор очень глубокой человеческой склонности — и гадания сохранялись и у многих крещеных народов.
Интерес к гаданиям предсказуемо усиливается в моменты трудностей, тревог и испытаний.
Тем не менее, Библия совершенно однозначна в отношении подобных практик:
«Не ворожите и не гадайте» (Лев.19:26)
«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, Обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18:10-12)
Современному читателю это кажется странным. Почему Библия говорит о такой безобидной вещи, как гадания, с такой жесткостью? Кому это причиняет вред?
Обычно люди понимают под «заповедями Божиими» что-то вроде «правил общечеловеческого общежития». Вы должны воздерживаться от причинения вреда соседу; причем вред может быть только очевидным — побои разрушают его здоровье, кража лишает его имущества, клевета — доброго имени. Ничего подобного гадание не делает — в чем же проблема?
Дело в том, что Православная вера говорит о том, что наше подлинное предназначение лежит за пределами земной жизни. Но эта, земная жизнь чрезвычайна важна — именно в это время мы принимаем решения, которые будут определять для нас всю оставшуюся вечность.
Мы верим в Бога — единого по существу и троичного в Лицах; Бог очень, очень счастлив — «блажен» как мы говорим в Церкви. Отец, Сын и Святой Дух вечно пребывают в полноте жизни, любви и радости. Пресвятая Троица настолько преисполнена любовью, что желает приобщить к своему блаженству других — ангелов и людей. Каждый из нас создан Богом для жизни вечной и блаженной.
Но у истоков человеческого рода произошла катастрофа — грехопадение. Люди отвернулись от Бога в тщетной попытке обрести счастье где-то еще. Все бедствия человеческого рода — результат этой катастрофы греха, в которой каждый из нас участвует своими личными грехами.
Но Бог не оставил нас в этой беде; Бог-Сын, по воле Отца, пришел на землю, воплотится от Девы и стал человеком в лице Иисуса Христа, во всем подобным нам, кроме греха.
Христос умер за наши грехи и воскрес и мертвых, чтобы даровать нам прощение грехов и жизнь вечную. Мы принимаем Его дар через покаяние и веру.
Вера — это не просто признание того, что Бог есть; это вверение Ему себя, вступление в Ним в Завет, отношения доверия и послушания. Именно в контексте этого Завета и даются заповеди. Это не просто правила человеческого общежития — это, прежде всего, проявление наших отношений с Богом.
И вот попытки предсказать будущее — не на уровне разумных прогнозов, как делают, скажем, синоптики, а пытаясь залезть в духовный мир через черный ход — это попытка контролировать то, что принадлежит Богу.
Гадания предполагают отношение противоположное вере. Верующий говорит «я не знаю будущего; но я доверяю Тому, кто знает». Как сказано у псалмопевца, «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно... в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138: 4, 16)
Конечно, такая вера дается нам с трудом — такова уже бедственная поврежденность нашей природы, что нам легче доверять воску и кофейной гуще, чем Творцу неба и земли.
Но знать будущее — не наше дело; наше дело искать воли Божией в той ситуации, в которой мы находимся здесь и сейчас. Тогда Бог обратит все обстоятельства нашей жизни к нашему вечному благу. Как говорит Апостол: « Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Когда мы «выйдем из тела и водворимся у Господа» (2Коринф.5:8), мы поймем, что Бог вел нас именно тем путем, который был нужен. А (все равно тщетные) попытки заглядывать в будущее — это знак недоверия Ему.
Добавить комментарий