Перейти к основному содержанию

11:15 05.05.2024

Зло вокруг нас, оно касается нас, но оно не должно исходить из нас.

13.10.2023 11:46:25

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/08/21-00
Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=20QFQb0SBTE

Е. Никифоров: Мы в эти дни празднуем память преподобного Сергия и Иоанна Богослова. Кто Вам ближе? Ведь личные предпочтения важны.

о.Мелхиседек: Почему-то вспоминается история твоего посещения Покровского храма, Третьего Иерусалима после Святой земли, Нового Иерусалима в Истре.

Е. Никифоров: Не слишком самонадеянно?

о.Мелхиседек: Нет, это факт жизни и истории. Там копии величайших христианских святынь: Гроб Господень, гробница Божией Матери, Камень помазания. Мы пообещали, что возобновим ту прекрасную традицию, когда были вместе тогда, хотя душой мы всегда вместе, конечно. А неделю назад с одним близким мне человеком мы шли на престольный праздник Крестовоздвижения. Я подумал, как прекрасно, что у нас такая осознанная жизнь, через преподобного Сергия – история России, через Иоанна Богослова – история святых. Мы внутри этой истории. Мы так ее переживаем. А люди какие несчастные, которые живут вне христианства, вне православия. Ну разве Новый год, день рождения, юбилей могут сравниться с нашими церковными праздниками? Не все знают историческую деталь, связанную с подворьем Оптиной пустыни, храмом Петра и Павла в Ясенево. Там 1821 году венчались родители Льва Николаевича Толстого. Поэтому Толстого приходится часто вспоминать. Пусть это не удивляет. Мудрые греки говорили, что и во врагах достойное похвалы нужно хвалить. Я почему-то часто цитирую Толстого. Когда он был еще в трезвом уме, говорил: на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: «они жили и не знали, зачем они живут». Мы счастливы тем, что уже одно понятие имеем, что жизнь наполнена смыслом, содержанием, перспективой, что смерть - это ворота, дверь, в ней нельзя удержаться. Когда умерла моя мама, и мы хоронили ее, то на могильном памятнике написали не слова из Писания, а слова, которые я когда-то прочитал: смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет. С одним этим упованием только насколько легче! Я по роду службы столько людей отпеваю, и на лицах неверующих людей всегда вижу - тупик. Для меня это самое страшное таинство: люди стоят, ничего не соображают, у них нет веры, перспективы, нет надежды. Не знаешь, как достучаться. Какие они несчастные. Вспоминаю одного из святых. Ему угрожали отрубить голову, сжечь. Он соглашался, не противился. А ты не боишься? – Нет, ведь так вы меня быстрее отправите к моему любимому Христу. С такой-то перспективой жить?! Смерть не страшна! Надо не бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Книга ценится не за толщину, но содержание. Неважно, сколько лет в твоей жизни, важно, сколько жизни в твоих летах. Мы стараемся жить так. Вот посмотрите, какие у нас имена - они наполнены смыслом. Это перспектива на вырост. Нам есть куда расти, на кого равняться. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София - их путь – путь тысяч мучеников. Путь исповедания. Крест или жизнь? Крест! У них всех такой путь. Почему такие почитаемые на Руси эти мученицы? Их имена означают добродетели.

Смысл у всех святых, кого мы сейчас вспоминаем, был один – сделать так, чтобы жизнь была исполнением предназначения, чтобы задумка Бога о нас исполнилась. Цель жизни преподобного - быть похожим на Христа, как дети на отца. Мы говорим, что он подобен, а преподобен – подобен в высшей степени. Предназначение христианина – стать на земле Человеком. Христос этого для нас хотел, для этого родился, умер, страдал. Чтобы мы прошли Его путем. Элементарной человеческой жизнью, но с прицелом на святость. У Антония Сурожского был такой случай. Монахиня благодарит его за постриг и говорит ему, что теперь она хочет сподобиться ангельской жизни, уподобиться ангелам. Он ей отвечал, что детка, стремясь к ангельской, не потеряй человеческую.

Сегодня с юношей говорил, который первый раз пришел на исповедь. Он автослесарь. Я с ним его же языком – ты выехал, не знаешь, куда ехать, что нужно? Навигатор. Вот ты Евангелие читал? Пока нет. Вот это и есть наш навигатор, чтобы мы из пункта А в пункт Б доехали. И начать надо с малого. Евангелие от Марка. Владыка Антоний говорил, что читал самое короткое от Марка, эти 16 глав. Страницы оживали, что-то внутри перевернулось. Это бесценно. Святые, которых мы вспоминаем, для нас и цель, и фундамент. Нам всем не хватает любви. Кто-то сказал, что любовь должна начинаться со своей собственной семьи, потому что все готовы перевернуть мир, но никто не готов перевернуть себя. Если о чем-то и говорить, то вот о таком простом.

Е. Никифоров: И как жалко тех, кто не читал и не прикасался к апостольским посланиям. Послания Иоанна Богослова. Бросайте все, берите книгу, читайте. Там так все насыщенно. Хоть главу – многое станет ясно, будто камертон прозвучит. Обилие событий политических торчит у тебя в голове, все думаешь, кто виноват, что происходит. А в Писании все есть.

о.Мелхиседек: Надо зрить внутрь. Событий миновать мы не можем. Мой любимый пастырь и наставник отец Валериан Кречетов говорит, что зло вокруг нас, оно касается нас, но оно не должно исходить из нас. Ну что мир? Он во зле лежит – сто раз сказано. Но ты должен быть не от мира всего. Слава Богу, что «Радонеж» православная станция. Я шел сюда, Евангелие не взял, а тут, оказалось, вот на столе лежит. Открою и прочту вам слова из послания апостола Иоанна Богослова. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Будем подобны в бессмертии, благости, милосердии.

Е. Никифоров: А всем ли дастся этот дар? Чистые сердцем Бога узрят. А вот это сердце сейчас, которое как губка проникнуто греховными помыслами, впитало от мира все гадкое, как жабры рыбы, которая непонятно в чем плавает. Всем ли будет дано зрить Бога или тем, кто чистое сердце приобрел?

о.Мелхиседек: За жизнь будущего века сложно сказать. Одно ясно, что Господь призывает всех. Что дальше – по вере вашей и будет вам. Ведь из ста шагов навстречу друг другу 99 делает Господь, и только 1 – мы. Это милость Божия. Спасемся не делами, но милосердием Божиим. У Исаака Сирина есть потрясающие слова. Не почти за высокие и за наиважнейшие твои труды простые подвиги, да даже делание заповедей, потому что не за исполнение заповедей и не за подвиги дается благодать, а за проистекающие от них смирение. Что бы ты ни делал, какие бы подвиги не совершал – если они тебя не привели к осознанию того, что все равно спасаемся милосердием Божиим, все тщетно. Сегодня я служил Литургию. Священник служит, а я поднимаю Агнец над Престолом и говорю: «Святая святым!» А хор отвечает: «един Свят, Един Господь, Иисус Христос». Кто достоин святого причащения? Никто. Достоин тот, кто считает себя недостойным.

Е. Никифоров: Когда я в юности прочел Евангелие, душа встрепенулась, почувствовала благодать Божию. Мне так хотелось стать святым. И сейчас уже с лысой головой и сединой понимаю – как я от этого далек, но все равно чувствую милость Божию. Есть робкая надежда, а если ее нет, то все и не за чем. Надежда спасает, дает силы нам, нищим, жить.

о.Мелхиседек: Лучше верить в то, чтобы жить и служить. Русская пословица наша говорит – жить – добро творить. Вот смысл жизни. Наша жизнь - не наслаждение, но служение. Тот, кто найдет наслаждение в служении, тот счастливый. Жизнь не место отдыха, но место подвига. Попутный ветер не дует тому, кто никуда не идет – так говорят моряки. Мы начинаем, первый шаг сделали, а Господь нам навстречу. Вчера я был в Лавре в Успенском соборе, хор семинаристов, монахов, сонм архиереев, митрополиты, епископы, самое главное богослужение с канонархом, монастырская служба – умом, душой и сердцем улетел куда-то. Обыкновенное приходское богослужение конечно отличается. Там хор 50 человек. Раньше, правда, было на два хора, сейчас поменьше, но богослужение невероятное. Самое главное, было мне большое открытие. По окончании полиелея я столкнулся лицом к лицу с бывшим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, а он 1931 года рождения! 92 года! Он вчера возглавлял богослужение в здравом уме, трезвой памяти, на своих двоих. Не скажешь, что человеку 92. Как он прошел огонь, воду, медные трубы и до сих пор в строю? Владыка, спрашиваю, в двух словах - секрет священнического долголетия? Знаешь, Мелхиседек, я никогда ни деньги ни возраст не считал. Не привязывался человек к земному, не считался со своей человеческой немощью, а делал свое дело, невзирая на возраст и немощи. Его ответ созвучен словам старца Паисия, которого я в 93 году видел на Афоне своими глазами. Это было за 9 месяцев до его блаженной кончины. Он говорил, что за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Парадокс. Человек служит, устает, изнашивается, но Бог это все компенсирует. Наш покойный иеродиакон Илиодор, Царство ему Небесное, говорил, что лучше изработаться, чем изоржаветь. А практика показывает, что машина, которая стоит, быстрее гниет. Еще он говорил, что когда человек делает, что должно и еще чуть-чуть, за это Бог дает двойную благодать. Я подумал, а что такое «еще чуть-чуть»? И мысль пришла из Шестопсалмия, которое я осмысленно читаю уже лет 40. Пойду к Тебе, Господи, взяв душу мою. Мало что пойду, так взяв душу. А разве можно пойти, не взяв душу? Значит можно, в этом какой-то смысл есть. Позже подумал об этом, понял. Все, что делаете, делайте от души, как для Бога, а не для людей. Потому, пойду Господи на любое послушание, еще и с душой. А за это - от Бога двойная благодать. Человек сделал – долг исполнил, а если еще и с душой. Так что в наших руках рай. Когда человек ноет, всем недоволен, все осуждает, свою жизнь проклинает, такая жизнь у него и есть. А другой через «слава Богу» свою жизнь благословляет. Есть анекдот. Мужик едет в метро на работу, рядом Ангел-хранитель. Мужик ноет. Ужас везде, начальник - дуралей, жена запилила, зарплата никакая, дети не пойми чего, здоровья никакого, погода – кошмар, государство – не пойми что. Что за жизнь?! А еще и скоро день рождения… Ангел по плечу постучал: – Ну а все-таки продлевать будем? Иоанн Златоуст говорил, если благодарить Бога за радость - радость умножится, благодарить за скорби - они минуют. Благодари за все. Самое главное – иметь правильное устроение. «В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой листвы зеленой вязь, цветы и небо голубое. В одно окно смотрели двое». Оказывается, наше настроение по жизни зависит от устроения. Парадоксальная сказка «Морозко». Тепло ли тебе, девица? Старый, что не видишь, ручки и ножки захолодели. Вроде правду сказала, но как? Нагло, грубо. Настенька с синим носом и дрожащими руками ответила, что тепло. Прочтение сказки может быть разгадано только с Евангельским ключом. А куда деваться? Она приняла это. Возьми свой крест и последуй за Мной. Настенька поняла, что в такой ситуации жизнь еще и проклинать, так это крах. Нет, тепло, говорит с надеждой. Так и человек.

Е. Никифоров: Вспомнил про сказочника не русского, но великого христианина - Андерсена. Случайно недавно перечитал его сказки с племянниками. Там так важно, какой акцент поставишь. В советское время оттуда выковыривали христианские смыслы. Я читал как раз аутентичную версию. Он писал ведь не для детей, а для взрослых. Романтическая эпоха имела такой жанр сказки. Все у него проникнуто не поучениями, но таким дуновением духовного ветра. Сказка про верного солдатика заканчивается тем, что он, одноногий, видит ее, стоя на одной лишь ноге. И она тоже на одной ножке, потому что делала фуэте. И ему показалось, что она тоже одноногая, и он ее за это полюбил. И тут дунул ветер, она улетела в камин и погибла там. Он тоже попадает в камин, и после остается капелька олова в виде сердечка. И как прочтешь, такие и смыслы будут. И непонятно, кому больше пользы – детям или тебе. Язык прекрасен, такое благородство.

о.Мелхиседек: Иоанн Богослов: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас». Как наша христианская вера отличается от других? Для нас Бог – любящий отец. Мысль апостола о том, что все строится на любви, без нее все – ничто. У апостола Павла есть слова: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».

Е. Никифоров: Он не был проповедником мощным, который как выйдет, как скажет слово, прожигающее душу, ничего такого. От него одна единственная фраза осталась. А так – просто своей жизнью все показал.

о.Мелхиседек: Служил братии, как купленный раб. Немощным с вечера колол дрова, чтобы они утром могли растопить печь, подносил воду, потому что водопровода нет. А мы ропщем, что жизнь тяжела. Машина стиральная есть, электричество есть, горячая вода, чайник готов за 5 минут. А раньше – самовар, да пока растопишь его. Оказывается, это раньше была роскошь. В Оптиной собирались раз в неделю по субботам к скитоначальнику пить чай. Самовара у них не было. Пришел на трапезу, дали горячую пищу, которую утром на печке приготовили. И все. Не было ни микроволновок, ни электричества, все на дровах. Чай был роскошью. Если бы нас перенести в той время, когда не было электричества, то что бы с нами было. А если бы их на наше место? Спросили бы они нас, почему мы так ноем. Все от взгляда на жизнь. Сейчас не надо ныть! Наше христианское в этом кредо. Есть поговорка: живи как Ной, греби, не ной. Исаак Сирин писал, что Бог прощает и милует всякого, но ненавидит ропотника. Самое ценное тебе дали – жизнь. И вдруг ты недоволен бытием… Не дай Бог… Благословение на всю жизнь – довольство малым, бедностью, достатком, славой, бесчестием. Такое должно быть устроение – жить не горизонтали, а по вертикали.

Е. Никифоров: Ты вспомнил нашу встречу в храме в Ясенево. Чистая правда – не знаешь, где был, на Небеси или на земли. Храм красоты неописуемой. Душа сразу дышать начинает. Почему? Там вентиляция хорошая или есть другие причины?

о.Мелхиседек: Он архитектурно высок, большая кубатура, а кроме этого – надо прислушиваться к специалистам. Там стоят огромные вентиляционные камеры - мы об этом подумали до строительства. 21 век все же. Существуют специальные системы. Потратились на это мы, но не зря. Подворье Петра и Павла - низкий храм – дышится совсем иначе, когда полон храм людей. 200 человек на поздней и столько же на ранней, и это только причастников. Для маленького храма это очень много, храму нелегко. И священник должен думать об удобстве людей в храме.

Е. Никифоров: Меня и хор поразил. Выстроен потрясающе. Удивительный репертуар. Часто это исполняется заунывно, по-старообрядчески. А тут как марш, не уснешь. Разнообразно. Это не ради красоты, а ради молитвенного духа.

о.Мелхиседек: Регент там женщина, ученица отца Матфея. Все о том, что делать надо все от души. Помните – все и еще чуть-чуть. И репертуар, и исполнение. Мало прочитать ноты, мало прочитать стихотворение. На исполнительском конкурсе выигрывает не прочтение наизусть, а чувство и исполнение. Как ты донес смысл, акценты, темп, громкость. Исполнение от души, от усердия, таланта.

Е. Никифоров: Большая ошибка в нашей Церкви, что люди хотят молиться и начинают брать на себя такие бремена неудобоносимые. Несколько акафистов, правила. Все вычитать. А смысл где? Не в многословии ведь будем услышаны. Если «Отче наш» сказать со смыслом, пониманием, то там столько всего! Это уйма премудрости, и ведь полезнее, чем просто вычитать.

о.Мелхиседек: Ты к этой теме перешел, тогда расскажу. Одного батюшку спросили, как помолиться за родных. Одна изменяет, другой игроман, все рассыпается. Что делать? Что почитать? Будто есть какая-то волшебная молитва… Батюшка просто сказал – молись Богу как хочешь, как можешь, от души. Что такое молитва? Святитель Филарет, который был основателем и вдохновителем строительства храма Христа Спасителя и мощи которого там лежат, говорил, что молитва – собеседование души с Богом. Молитва – дыхание души. Душа молитвы – внимание. Не будет внимания, не будет души в молитве. А как молиться, какими словами, все равно. Мы конечно подбираем мысли. Не по бумажке читаем, но стараемся, чтобы было от души, со смыслом. Любой молитвослов – это разогрев, это начало. Конечная цель – молитва внешняя должна перерасти в молитву внутреннюю, личную. Вот это глубина. Епископ Игнатий сказал, что если нет внутренней молитвы, то нет и никакой. Владыка, говорили Антонию Сурожскому, вы мне дали такое правило дали. Три канона, акафист, псалтирь, а потом закрываю, говорю Слава Тебе, Господи, теперь правило закончено, теперь можно и помолиться. Вот когда приходит настоящая молитва.

Вопрос: - Суета бытовая заедает, а не делать ничего нельзя. Это мысли занимает, нервы тратишь, помочь некому. Потом впадаешь в уныние. Пожаловалась батюшке. Он предложил поставить во главу угла духовную жизнь, а остальное подтянется. Это долго помогало. А Вы что бы теперь посоветовали?

о.Мелхиседек: Когда течет кран и плитка поднялась, держаться только за духовную жизнь правильно, но очень высоко. Есть такое элементарное правило: среди множества проблем выбери то, что вам по силам и то, что в первую очередь необходимо сделать. Нельзя сделать все сразу, нет денег, средств, ресурсов. Самое главное – делай самое важное. Между плиткой и батареями стоит выбрать батареи, потому что они могут залить соседей. Надо сосредоточиться на главном. Ваш вопрос мне в храме задают по нескольку раз в день. На это св. Феофан Затворник отвечал, что жена, мать, хозяйка должна исполнять свои обязанности во спасение, а матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Подражайте священникам и монахам, имея непрестанную молитву. Я? Простая женщина? Как это возможно? Начали вы варить борщ – Господи, благослови. Варите борщ – Господи, помоги. Закончили – Господи, благодарю. Ваше дело начато, продолжено и закончено с Богом. Это уже будет не суетой, а богослужением, потому что вы это делали по любви к своим ближним с памятью о Боге. Три раза обратить ум и душу к Богу - это не псалтирь, акафист читать. Вот в суету пусть пробивается молитва к Богу. А будет и вразумление, куда обратиться, к кому идти за помощью.

Вопрос: - Слышала, батюшка, что Вы знали отца Кирилла Павлова. Расскажите что-нибудь.

о.Мелхиседек: Рассказываю. Когда мы стали послушниками в Троице-Сергиевой Лавре, это был 1986 год, мы жили в келлии втроем. Благочинным был кстати архимандрит Онуфрий Березовский. Ни о чем не говорит? Предстоятель Украинской Православной Церкви! В 1986 году он был благочинным. В семинарии у нас был класс 32 человека, и все жили в помещении в стене монастырской, приспособленной под жилое помещение. Условия спартанские. А нас посели втроем. Собрат, который с нами живет, сейчас он здравствующий, на Афоне, почему-то долго не спал, до 23 часов лампочка горит, пол-одиннадцатого чай начинает заваривать, а в 5 часов богослужение! В армии я служил, там и то подъем в 6, но то воины земные, а воины небесные еще раньше встают. Так вот мы терпели этот полночный чай, терпели. Пошли к батюшке: собрат спать не дает, мы без претензий, мы готовы терпеть, но хоть занавесочку повесить бы, чтобы свет не светил. И отец Кирилл ответил нам на все времена: мы пришли в монастырь перегородки не строить, а перегородки ломать. И мы как побитые псы поползли и приобрели еще одеяло, полотенце на глаза, и начали приспосабливаться. Тот человек продолжил то же самое, но я перестал роптать, подумал, что у Бога надо просить не облегчения ноши, а крепких плеч. Ты можешь потерпеть? Можешь приспособиться? Приспосабливайся. Ты не его изменяй, а сам себя. Бесполезно кого-то менять. Меняйся сам. Сразу все ушло на второй план. Мы потом остались друзьями с монахом этим. А второй собрат до сих пор в Лавре. Преподобный его за терпение наградил, оставил там, он там уже больше 30 лет подвизается.

Вопрос: - Если человек один раз предал, его простили, он второй – простил. А как можно в третий раз доверять?

Е. Никифоров: За минуту, батюшка, нужно ответить на вопрос.

о.Мелхиседек: Это очень сложно. Я бы не смог, наверное. Это называется уже любовь на расстоянии. С уважением, по-человечески, но дел иметь я бы не стал. Предавший раз, дважды, предаст и многажды. На грабли дважды не наступают. Не надо связываться, это сложно и тяжело. Обретши же друга, обретешь сокровище. И потом – надо поговорить. Может, человек даже не понимает, что он сделал, или наоборот – будет удивляться и раскаиваться. Разговор нужен. Если же только самооправдание, то надо ставить точку. Всем нам желаю любви, сострадания и мудрости, чтобы понимать, что такое зло и добро и идти путем уклонения от зла и сотворения блага. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 9 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+