04.04.2023 14:08:02
Александр Простокишин
В 2023 году на радио «Радонеж» вышла в свет новая программа «Сим победиши!». Основная цель этого проекта — это просветительская работа, направленная на изучение традиционных российских ценностей и воспитание гражданственности и патриотизма в том числе и у подрастающего поколения. Формирование мировоззрения общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства, укрепляющее гражданское единство в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Автор и ведущий нового цикла Александр Простокишин, известный нашим радиослушателям по программе «Рай истинный и ложный». А.М.Простокишин – член Союза журналистов России, кинорежиссер-документалист, заместитель главного редактора журнала «Отечественные записки», полковник полиции в отставке.
В новой программе «Сим победиши!» выбраны для обсуждения тематические направления, которые сформулированы в шести рубриках:
- Слово о Войне;
- О добровольцах, волонтерстве и благотворительности;
- Деструктивные идеологии (экстремизм, терроризм и др.) и наркоагрессия;
- Уберечь детей от зависимости;
- Историко-культурное наследие народов России;
- О великих Отечественных достижениях в науке и технологиях, промышленности и сельском хозяйстве, медицине и спорте.
Первая передача нового цикла вышла в эфир в апреле текущего года и в ней принял участие Александр Георгиевич Михайлов – генерал-майор ФСБ запаса, генерал-лейтенант МВД в отставке, генерал-лейтенант ФСКН в отставке, руководитель Центрального исполкома общественной организации «Офицеры России», член Союза писателей России, лауреат литературных премий имени Константина Симонова и Валентина Пикуля, руководитель Федерации стрельбы из арбалета в России.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты беседы на тему «С чего начинается Родина!», как была названа первая передача этого цикла.
А.Простокишин: Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия этого года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Судя по всему, мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя. Мы поговорим на эту тему, но в самом начале предлагаю обсудить тему (защитники Отечества). В феврале текущего года об этом много говорилось в СМИ по причине годовщины начала Специальной военной операции на Украине и повышенного внимания к празднику 23 февраля. Александр Георгиевич, праздник 23 февраля носит сегодня название «День защитника Отечества», хотя те, кто принимал воинскую присягу ещё при СССР, по-прежнему предпочитают другое – «День Советской армии и Военно-Морского флота». Каково ваше отношение к этому празднику?
А.Михайлов: Во-первых, я принимаю оба наименования. Во-вторых, считаю, что защитники Отечества сегодня – это не только военные, не только армия и флот, но и в равной степени, скажем, врачи и учителя. И в защиту своей мысли приведу слова Отто фон Бисмарка о том, что все войны выигрывают учителя. Это неслучайно: как воспитаешь человека – такой из него и получится солдат. Скажу больше: я глубоко убежден, что защитники Отечества сегодня – это весь народ. Ведь невозможно представить современную армию без боевой техники, а боевую технику, в свою очередь, без конструкторов или без стали, которую изготавливают на металлургических предприятиях, без алюминия (самолёты) и сплавов и т.д. Таким образом, сегодня защитники Отечества – практически каждый, кто, так или иначе, работает для его, Отечества, блага, особенно теперь, в связи со специальной военной операцией.
Конечно, все мы с горечью воспринимаем толпы беглецов на границе с Казахстаном и т.п., покидающих страну в самое тяжелое для неё и общества время. Но очевидно, что любой мир и любое общество не идеальны. Наверное, это тот самый необходимый процент потерь (так называемые пятисотые, то есть дезертиры), которые несёт страна в случае вооружённых конфликтов, помимо убитых и раненых.
А.Простокишин: Александр Георгиевич, вы хорошо помните, когда на экраны вышел фильм «Офицеры» в котором прозвучала знаменитая фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать», то конкурс на поступление в военные училища возрос до небес, он тогда был едва ли не выше, чем в самые престижные ВУЗы, такие как: МГУ, МГИМО, Первый Мед. Наверняка помните, и как в 90-е годы офицерам не рекомендовалось ходить в форме, особенно по вечерам, в целях их собственной безопасности. Вроде бы те же люди и та же страна, а что произошло?
Сегодня в России действует 26 самостоятельных высших и средних военно-учебных заведений Министерства обороны РФ и 29 в составе других военно-учебных заведений. Расформировано с советского времени 71 училище, из них в период с 1992 по 1999 годы – 25, а с 2000 по 2015-й – 40! И это учебные заведения, которые готовили военных лётчиков, инженеров, офицеров зенитно-ракетных, артиллерийских, танковых и других специальных родов войск, а также военно-медицинские кадры. Проходящая ныне СВО показала острую нехватку, как офицерских кадров, так и квалифицированных специалистов-сержантов. Как вы считаете, что нужно сделать для восстановления той военной школы, которая была?
А.Михайлов: Всё, что было связано с ликвидацией этих учебных заведений, базировалось на определённой идеологической доктрине: «Мы не будем воевать». Так считал и печально известный министр обороны Сердюков, который к Вооружённым силам относился с презрением и даже с брезгливостью. Помните, когда на очередном параде 9 мая он не удосужился встать при прохождении боевых знамён?! А ввести знаки различия на животе – вместо погон?! Это вопиющее оскорбление. Ведь для русского офицера это всегда было очень важно: погоны, форма, другая атрибутика.
«Мы не станем воевать» было ошибочным мнением и ошибочным шагом, поскольку не удалось перевоспитать наших естественных противников – американцев, немцев и т.д. И НАТО по-прежнему представляет для нашей страны угрозу. Критика сердюковской политики со стороны офицеров была достаточно жёсткой, но исключительно «кухонной». Демилитаризацию она не отменила. Хотя русский человек изначально – весьма милитаризован. С петровских времён любой дворянин обязан был служить (и редко когда на гражданской службе), другой жизни себе не представлял, именно таким образом его воспитывали с детства. И в советское время всех тоже воспитывали в таком духе. А тут вдруг на фоне разговоров о дедовщине и всяческих «комитетов имени солдатской матери» начали активно сворачивать и ликвидировать военно-учебные заведения. И даже военно-медицинские, хотя военная медицина во многом отличается от гражданской, и тому, чему учат там (причём в первую очередь), в обычных мединститутах практически не обучают. Медицинские технологии и методы реабилитации тоже совершенно другие. Кроме того, при использовании современного высокотехнологичного вооружения необходимы квалифицированные специалисты, умеющие с таким оружием обращаться. Почему США нехотя обсуждают проблему поставки на Украину танков «Абрамс»? Потому что справедливо боятся, что ВСУ сложную технику сами выведут из строя, и она не дойдет до фронта, или просто не смогут с ней управиться.
А.Простокишин: Раз уж мы заговорили о танках. Я как танкист, окончивший Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище, приведу пример относительно этой военной специальности. В СССР было 9 высших танковых училищ: 6 - командных (Благовещенское, Казанское, Ульяновское, Харьковское, Челябинское, Ташкентское); 2 – инженерных (Киевское, Омское); 1 – политическое (Свердловское). И была ещё Академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского. После развала СССР объективно их стало меньше, но их ещё стали и уничтожать, начав с Академии бронетанковых войск! Я задаю вопрос: - кому мешало Ульяновское училище, которое было очень удачно расположено географически и имело мощную материальную базу? Помимо материальной базы в центре города, в 10 километрах за городом располагалась основная база училища. Кроме того, это было одно из самых легендарных училищ СССР, среди выпускников которого больше всего Героев Советского Союза и России и офицеров, ставших генералами! Ульяновское танковое училище – одно из самых старых в стране (было образовано в 1918 году), и за годы существования им было подготовлено больше всего офицерских выпусков (я выпускался в 1985 году, и наш выпуск был 135!). Ульяновское танковое – это единственное военное училище в стране, которому было присвоено звание Гвардейское (с учетом того, что Харьковское гвардейское после 1991 года находится не на территории России). Если мы думаем не только о технической стороне обучения, но и патриотическом воспитании, это необходимо учитывать! В 2018 году Ульяновское танковое училище отметило свой 100 летний юбилей, и на празднование съехались сотни выпускников-танкистов. Мы встретились и были рады этому событию. Выпускники разных лет общались между собой и чувствовали себя, как единая семья. Делились воспоминаниями и рассказывали о себе, о жизни. Большинство тех, кому сегодня 40-50 лет, безработные или заняты мелкой коммерцией, но они полны жизненных сил, а, самое главное, имеют не только великолепное образование, но и военный опыт. В самом Ульяновске проживает несколько сотен офицеров, которые были уволены из вооруженных сил, но сегодня могли бы и рады были бы служить России.
Последнее время мы всё чаще говорим о патриотизме, но, к сожалению, предпочтение отдаётся коммерции, финансовому благополучию. Что это? Предательство или дурость чиновников и представителей органов власти? Руководство Ульяновска поспешило стереть с лица земли всё, что могло бы напомнить о легендарном училище. Два года еназад были снесены более десяти зданий и сооружений танкового училища. Уничтожен памятник (снят с постамента советский тяжелый танк Т-10), бульдозером расчищена вся площадь, на которой располагалось легендарное училище, и теперь на этом месте планируется осуществить коммерческую застройку.
Сегодня наша страна находится в сложной политической обстановке, и наши исконные духовные ценности и военно-историческая память должны быть основой для выбора.
Все ликвидированные училища были расположены в разных регионах России и, как правило, в областных центрах. Считаете ли вы возможным использовать опыт офицеров, которые когда-то служили в этих училищах и остались жить в тех местах? При попытке восстановить военные школы, хотя бы в виде ускоренных курсов, разумно было бы использовать этот огромный потенциал?
А.Михайлов: Конечно, это громадный кадровый резерв инструкторов и преподавателей, прошедших старую школу. Плюс можно использовать учебные базы и полигоны расформированных училищ там, где они ещё остались. И если те ребята, которые сейчас воюют и получают бесценный опыт, потом плюс к этому приобретут хорошие знания, то из них могут выйти и прекрасные офицеры – профессиональные военные, и военачальники, и полководцы.
К сожалению, сегодня ряд учебных заведений – не только военных, но и правоохранительных, – превратился в «инкубаторы блатных». Это очень опасная тенденция. Ведь молодые зачастую любят идти «против течения»: если у человека изначально есть зона его собственной ответственности, это в итоге оборачивается колоссальным потенциалом! И если человека воспитывать в этой зоне ответственности, то в армии всё будет постепенно налаживаться. Сочетание, во-первых, воспитания через обучение, во-вторых, приоритета закона и нравственности, в-третьих, и самое главное, совместной созидательной деятельности приводит к победе в войне. Беда лишь в том, что, как известно, все уставы пишутся кровью, и хотелось бы, чтобы, пока воспитаем новое поколение, крови всё-таки было как можно меньше.
Да, СВО ярко показала, как нам нужны и офицеры, и сержантский состав, и то, что год срочной воинской службы – недопустимо мало (я всегда это говорил!). Такие «срочники» – это всё до первой атаки. Теперь нужно всё восстанавливать, и не через Юнармию, как думают некоторые. Юнармия во многом декоративна – «парадно-выходное» отношение к службе. Необходимы серьёзные военно-спортивные клубы, где ребята будут и грязь месить, и картошку сами чистить…
Ведь в СССР и тыловые военно-учебные заведения были. Все было досконально продумано. Там учили и правильно рассчитать, как накормить (даже кашу на целое подразделение сварить бывает непросто), как одеть, соблюсти гигиену, как организовать бани, прачечные, чтобы бойцы и их обмундирование оставались чистыми, чтобы не заводились паразиты и т.д. Тут задачи тыловиков смыкаются с медиками – предотвращение эпидемий, например. В Голицынском погранучилище когда-то была кафедра, где специально учили обеспечению и выживанию в полностью автономных условиях, этакое домоводство: как собрать и заготовить грибы, ягоды, огородные плоды, дичь и т.д.
Раз уж мы вспомнили о тыловиках, не могу не сказать, какой ущерб обороноспособности нашей армии нанесла мода чуть не каждый год изобретать новое обмундирование. В результате пошили чуть-чуть того, чуть-чуть другого – для годичных срочников и немного положить на склады. А когда вдруг понадобилось 300 тысяч комплектов для мобилизованных, оказалось, их негде взять.
А.Простокишин: Александр Георгиевич, вы – руководитель Центрального исполкома общероссийской общественной организации «Офицеры России». Ваша организация проводит множество интересных и полезных социальных, воспитательных и патриотических проектов. Особое внимание вы уделяете профилактике вредных привычек подростков. Что вы можете сказать о профилактике аддиктивного поведения молодежи, ведь такую работу ваша организация тоже ведёт весьма активно, в том числе совместно с органами исполнительной власти и общественными организациями.
А.Михайлов: Сегодня существует угроза не только от зависимостей, химических и иных. На мой взгляд, сегодня необходимо проводить ещё и профилактику излишней независимости. Очень часто современные люди прекрасно осведомлены о своих правах, но не желают ничего знать своих обязанностях. Зависимости чаще всего – только следствие такого подхода к жизни: «Я независимый, поэтому хочу, пью (курю, употребляю наркотики и т.д.). Хочу, не пью. Что хочу, то и делаю». Так что первоочередная задача, с моей точки зрения, – определить баланс между правами и обязанностями в жизни каждого человека. Ибо о правах мы говорим очень много, а об обязанностях не говорим совсем. Это особенно заметно при общении с учителями, которых традиционно в нашем обществе очень уважали и которые – ещё раз повторю слова Бисмарка – выигрывают все войны. Но в современной жизни школы и общества они находятся в полностью зависимом положении: всем всегда должны, а им никто и ничего не должен! И любой хлыщ качает свои права перед учителем, причём при помощи собственных родителей. Поэтому правильно расставить приоритеты: где права, где обязанности – крайне важно, тем более, при работе с детьми. Дети, которые не знают своих обязанностей – не станут защитниками Отечества.
Вспомним слова великого педагога В.А. Сухомлинского (увы, многими уже забытого): «Ребёнок должен быть погружён в зону своей ответственности». А сегодня, по вине, в том числе, так называемых правозащитников, дети никому ничем не обязаны: ни убирать за собой, ни даже классную доску вытирать. Они не работают на приусадебном участке, не собирают макулатуру и металлолом… Более того, в норме с каждым годом, с постепенным взрослением ответственность каждого человека перед собой, обществом, окружающими людьми должна повышаться, зона ответственности – расширяться, а этого не происходит. Маленький ребёнок моет за собой тарелку, выносит мусор, ходит за хлебом – это его зона ответственности; став старше, он начинает делать что-то большее, например, работать на огороде. А сейчас у детей вся «зона ответственности» исчерпывается смартфонами и прочими гаджетами. Значит, необходимо пересмотреть отношение всего общества к правам и обязанностям детей. Да, мы должны защищать детей от изуверов, садистов и тех, кто их учит плохому, но не отменять их зону ответственности! Давным-давно я спросил старика в донской станице: «Дед, а что такое казак?» И он ответил: «Казак – это земля, семья, скотина, хозяйство. И когда у меня всё это есть, я покупаю себе боевого коня, шашку и винтовку, чтобы всё это защищать!» А если дети не участвуют ни в созидании, ни в общественно-полезном труде для своей семьи, ни в общественно-полезной жизни своего двора, района, города, что из них получится? Вот закончит такой безответственный человек Академию госслужбы, захочет быть депутатом – и не будет знать ничего, кроме одного: «Я хочу!..»
Геннадий Сергеевич Баштанюк, Герой социалистического труда, всегда задаёт на встрече с детьми, со школьниками, один и тот же вопрос: «В чём разница между званием Героя социалистического труда и Героя Советского Союза (России)?» Ответ прост: Героем Советского Союза можно было стать в три минуты, совершив беспримерный воинский подвиг и проявив мужество, а Героем труда – только созидая, и только тогда, когда создашь очень многое, и твой вклад будет заметен. Но Героев труда мы не выращиваем. В наше время случается, что дети до пенсии сидят на шее у родителей, но не создают ценностей, никому не помогают, а только «качают права». Сегодня настало такое время, когда мы вынуждены обращаться к гильдии адвокатов для оказания юридической помощи учителям, пострадавшим от школьников, и мы решали этот вопрос в рамках нашей организации. Никогда не было, чтобы на учителей нападали, оскорбляли их, унижали, а сегодня – сплошь и рядом.
А.Простокишин: Какие, на ваш взгляд, обязанности у детей? О чём они должны знать и помнить?
А.Михайлов: Самая первая и главная обязанность – вырасти хорошим, достойным гражданином своего Отечества. Но в рамках сложившегося в последнее время поведенческого стандарта мы нередко выращиваем эгоистов, заточенных не на службу Отечеству, а на службу Отечества себе любимому. С младых ногтей, так как приучаем к мысли о том, что смысл жизни не обогащаться вместе с обществом, а за его счет. Мы много говорим об элите, как об избранной касте, а не о людях созидающих общественные блага. Жизнь идет своей чередой, а у элиты – своей. Не пересекаясь. Труд как форма общественных отношений исключен из системы воспитания. Учитель не может заставить школьника полить цветы, вытереть с доски или с парт, тем более, помыть окна в классе. И ребёнок понимает, что теоретически ему принадлежит всё, хотя при этом сам он ещё ничего не создал – и ни за что не отвечает! А ведь когда человек чувствует себя частью общества, сопричастным государству, другим людям, в нём многое меняется.
С другой стороны, современные дети совсем не имеют позитивной свободы, их всё время куда-то тянут, причём обязательно в сопровождении кого-то: приводят из школы – ведут в «музыкалку», из «музыкалки» – на теннис, с тенниса (или другой спортивной секции) тащат на кружок технического творчества и так далее. Мы полностью устранили детей от участия в каких-то позитивных процессах, они не самостоятельны. Ребёнок привыкает, что за них все решают, им всё время помыкают, чего-то от него требуют, и он вынужден идти по накатанной колее. А не он сам чего-то хочет, не он сам что-то делает. И получается, что основные права у него есть, но степень ответственности не возрастает. Чем старше становится ребенок, тем больший спрос с него должен быть. А мы за них всё норовим решить сами. Даже профессию и образование за него выбирают родители.
Ещё когда я служил в армии, всегда замечал большую разницу между городскими и сельскими ребятами. Для призывника из деревни не представляло проблемы обслужить себя. Для городских, включая меня самого, работа на кухне была тяжким трудом, а деревенские парни соглашались на неё с радостью, считая чуть ли не отдыхом, потому что занимались привычными для них вещами.
А.Простокишин: С обязанностями понятно. Нужно ли защищать в этом случае права? И как, на ваш взгляд, можно достичь баланса между правами и обязанностями?
А.Михайлов: Да, и уполномоченные по правам человека, и общественные организации, и все люди вообще должны сегодня защищать учителей, врачей и людей подобных профессий, чей труд – краеугольный для строения всего нашего общества.
Возвращаясь к теме зависимостей: отчего они возникают? Напомню, что с 1990 по 2001 годы число наркоманов в России выросло аж в 9 раз! Я уверен, что это связано с утратой в 1990-е годы чувства ответственности – за себя, за своих друзей, близких. Чувство коллективизма превратилось в чувство стадное, люди не были заточены на созидание.
Это, конечно, должно идти из семьи. Зоны и степень ответственности должны быть регламентированы с детства на уровне семьи. Но мы слишком часто говорим о воспитательной роли семьи, забывая при этом, что 90 % семей у нас или неполные, или вообще неблагополучные. Во многих семьях попросту нет диалога между детьми и родителями, поскольку нет совместной деятельности! Кроме того, жизнь настолько ускорилась, настолько стремительно технологии меняют нашу жизнь, что люди с разницей в 3–5 лет уже как бы разные поколения: они не понимают друг друга, говорят на разных языках (напомню, что раньше разница поколений была не менее 20 лет).
Если мне приходится вести диалог со школьниками (а мне приходится!), я спрашиваю у них, знают ли они песню «С чего начинается Родина?» Сейчас уже не знают поголовно. Но это не самое страшное, песню я могу процитировать, но она им непонятна. «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре»… Но букварей больше нет! «С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», но и дворы исчезли из нашей жизни. Даже если и остался какой-то двор, то друзья все равно сидят в сети! Физически, может быть, и во дворе, но умом и душой прочно залипнув в телефоне! Раньше была проблема загнать ребенка с улицы домой, а теперь ещё большая проблема его на эту улицу выгнать! «С той песни, что пела нам мать?», но молодые матери уже не поют, они и песен-то толком не знают, которые можно ребёнку спеть.
Поэтому сегодня необходимо определиться, с чего же для нынешних детей начинается Родина? «С хороших и верных товарищей» – для нас она начиналась потому, что товарищи появлялись в процессе совместной деятельности. Позитивной либо негативной (жестокие или азартные игры, проказы), или деятельности трудовой, но общей, совместной!
Нужно посмотреть на многие вещи, абстрагируясь от сегодняшнего дня. И дать себе в плане воспитания детей приказ «Ни шагу назад!». Что я хочу этим сказать? Это значит, что мы должны идти по пути наших предков, а не искать других, «исключительных», «необычных», «новых», «оригинальных» путей, чтобы выйти на какую-то там «фантастическую дорогу к звёздам». Мы должны помнить, что прежде заложенное воспитателями в отношении детей – продукт тысячелетней истории, в течение которой человек должен был выживать. Да, сейчас можно пойти в универсам и купить всё, что душе угодно, но сначала на это надо заработать деньги! Причём желательно – честным трудом. А ведь у нас сейчас нет рабочего класса. И в Государственной Думе теперь нет представителей от рабочих, от крестьян.
В ближайшем будущем нам предстоит огромная тяжёлая работа по восстановлению всего разрушенного хозяйства, как в самой России, так и на наших присоединённых территориях. Для этого потребуется много рабочих рук: нужно делать вооружение, механизмы, машины, средства производства, а кто их будет делать? Офисный планктон с образованием в области «связей с общественностью в туристическом бизнесе»? Или юристы – узкие специалисты, не понимающие, что право есть симбиоз трёх составляющих: закона, морали и нравственности и что при разрушении морали искривляется закон, а нравственность в обществе исчезает?
Сегодня вспомнили о традиционных ценностях. Издан Указ Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Я не особо радуюсь этому. Потому что, если духовно-нравственные отношения нужно регламентировать нормативным актом, это ужасно! Как говорится, приплыли. А ведь они не на этом базируются – они базируются на истории, на нравственной памяти народа, в их основе – тысячелетние обычаи и традиции. А если мы что-то регламентируем, у части общества сразу возникает вопрос: если не так, то, что дальше? Это же не закон прямого действия: украл – поймали – посадили.
Такие вещи должны регламентироваться снизу, изнутри человеческой натуры, изнутри общества, а не сверху, государством. В результате мы имеем количество слов о патриотизме, от которых уже тошнит, а где, собственно, патриотизм? Доходит до абсурда. Вот, проводят уроки патриотизма, а если нет уроков, то, что, и патриотизма нет? Отечества нет?
Вернусь к Сухомлинскому – он был великим педагогом: «Воспитание – это продукт обучения». Воспитывать нужно через обучение. Если учитель истории плохо преподаёт свой предмет, учащиеся не полюбят своё историческое прошлое, не будут его понимать, не будут воспитаны как патриоты. Если учительница литературы скукой от своих уроков отбивает у детей охоту читать книги, они не смогут следовать лучшим образцам поведения и нравственности, отображённым в русской классике. И так далее.
Приведу пример того, сколь многие вещи нуждаются в переосмыслении. Нас учили, что три мушкетёра – герои, образцовые друзья. Но, если задуматься, они пьяницы, убившие без суда и следствия впятером одну женщину; король – легкомысленный бездельник; королева – блудница, заводящая шашни с министром страны-противника. И только «отрицательный» персонаж кардинал Ришелье – государственник, который думает за всех, думает о благе страны, старается избежать разорительной войны, соблюдать законность и исправлять ошибки короля.
А.Простокишин: В 2023 году в России отмечается 100 лет Городошному спорту. Можно сказать, что это народное увлечение имеет свои отечественные традиции и популярно в России уже несколько столетий. Первые условные правила игры в городки описал российский государственный деятель XVIII века, сподвижник Петра I, государственный деятель и философ, архиепископ Псковский и Нарвский, а также Новгородский, будущий руководитель Священного Синода Феофан (Прокопович). Прицельные и силовые элементы народной игры в городки, заметил великий русский полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Он отмечал: «битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Именно эти качества Суворов считал главными для воина и поэтому он постоянно возил с собой во всех походах персональную пару городошных бит, сам упражнялся ими на привалах и устраивал состязания в городки между офицерами и солдатами, не разделяя их на сословия. Как вид спорта он активно развивался в Советское время и входил в тройку самых популярных видов спорта в стране наряду с футболом и хоккеем. В городки с удовольствием играли русские писатели Лев Толстой, Максим Горький, певец Федор Шаляпин, академик Иван Павлов, советские руководители и военноначальники. Этот вид спорта имеет военно-прикладное значение и поэтому сейчас набирает популярность среди учащихся суворовских училищ и кадетских классов. Также популярность набирает еще один военно-прикладной вид спорта – это стрельба из арбалета. Александр Георгиевич, недавно вы возглавили Федерацию стрельбы из арбалета. Расскажите, пожалуйста, о ваших ближайших планах.
А.Михайлов: Ключевая задача – сделать этот спорт массовым. Также мечтаю сделать мой родной Солнечногорск – столицей арбалетного спорта: во-первых, я депутат горсовета, во-вторых, у нас в городе есть подходящие спортплощадки, в-третьих, можно продвигать этот вид в средних учебных заведениях, кадетском корпусе и т.д. К сожалению, мы живём в мире, где многое определяют деньги, а арбалетный спорт – не из дешёвых (хотя нельзя сказать, что очень дорогой). Этот вид спорта нужно развивать, в том числе, потому, что он прикладной. Многие ребята, которые занимаются арбалетом, одновременно состоят и в секциях пулевой стрельбы, поскольку и в том и другом случае нужны одинаковые качества: выдержка, умение сосредоточиться, хороший глазомер. Это очень интересный спорт, даже название самого оружия «арбалет» окутано легендами, романтикой… Молодёжь часто идёт в единоборства, но в реальном бою толку от восточных единоборств не так уж много. Нужно, чтобы спортивные навыки были применимы к современной войне. Кроме того, спортивный коллектив имеет высокий воспитательный потенциал: например, от секунды, потерянной или выигранной одним из участников, может зависеть победа целой команды!
Спорт обладает значительными возможностями в плане позитивных альтернативных увлечений, в том числе для молодёжи. Но государство в это должно вкладываться.
Александр ПРОСТОКИШИН, ведущий программы на радио «Радонеж», член Союза журналистов России.
Добавить комментарий