Перейти к основному содержанию

13:34 20.04.2024

Про музей религии и атеизма и мощи святителя Иоасафа Белгородского

23.12.2022 14:55:01

23 декабря – день памяти святителя Иоасафа Белгородского – Мария решила провести в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, хотя изначально собиралась поехать в Покровский собор Гатчины, где в его правом пределе на стене висит большая икона святителя, даровавшего ей 20 лет назад интересную работу. Тогда она была молодой женой и счастливой матерью маленькой дочки. Сколько воды утекло с тех пор! Все кардинально изменилось в ее жизни, а вот чувство благодарности святителю Иоасафу со временем только усиливается. И ей он помог, и ее больному брату посодействовал в лечении. Разве не чудо, что его – жителя Харькова – по молитвам святителей Иоасафа Белгородского и Луки Крымского совершенно бесплатно лечили в лучших больницах Москвы и Белгорода?

Переехав из Харькова в Москву, бывая у родных в Белгороде, Мария и представить себе не могла, что будет жить в Санкт-Петербурге, молиться в Казанском соборе и даже помогать здесь как доброволец. Ей дают разные послушания – то у подсвечников помогать, то иконы протирать. Самое благодатное и почетное послушание – потрудиться у чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Нет ни дня, чтобы к ней не выстроилась большая очередь.

22 декабря во время всенощного бдения сразу после елеопомазания Мария встала на свой «пост» у чудотворной иконы, увешанной дарами благодарных верующих. Она одновременно благодарила Господа и молилась Божией Матери и святителю Иоасафу – ведь его праздник нынче. Какой же он великий чудотворец! Когда в 1911 году при его канонизации шла процессия, то многие люди, страдающие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. Один Бог знает, сколько за эти годы случилось чудесных исцелений – прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных. От мощей святителя Иоасафа в дни торжеств особенно обильно изливалась благодать чудесных исцелений.

«Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас!» – мысленно вторила Мария диакону. Без устали поднимаясь и спускаясь по ступенькам у чудотворной иконы Богородицы, с трепетом протирая образ, украшенный драгоценной короной, подаренной митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом), Мария вспоминала свои поездки в Белгород. Прямо с вокзала ехала в кафедральный Преображенский собор, чтобы поблагодарить святителя Иоасафа за его помощь. Ни разу не получилось у нее отметить дни его памяти (17 сентября и 23 декабря) у его мощей. Зато теперь она впервые молится ему в кафедральном соборе Санкт-Петербурга, где его мощи находились в годы гонений на Церковь.

Вспомнилось время, когда они были в Ленинграде с мужем и маленькой дочкой. Казанский собор был тогда Государственным музеем истории религии и атеизма. Атеизм. Этот предмет Мария сдала в Харьковском университете на «отлично» и хорошо помнит, как спорила о существовании Божьем с глубоко верующей бабушкой мужа. Сразу после одного такого разговора Мария провалилась в погреб, и еле смогла дохромать до дома. В травмпункт ее вел муж, который, в отличие от нее был крещен бабушкой Клавой еще в детстве. Справедливо связав полученную травму со своим «атеизмом», Мария впредь ничего такого о Боге не говорила. А через год после рождения дочери крестилась вместе с ней в храме Петра и Павла, расположенном недалеко от бабушкиного деревянного дома на Журавлевке в Харькове.

Но от крещения до воцерковления было еще очень и очень далеко. Большую роль в ее воцерковлении сыграли апостол Андрей Первозванный и святитель Иоасаф Белгородский. В Белгород переехали из Красноярска ее родители. Отец был атеистом, маму в детстве крестили, но в храм она никогда не ходила, молитв не знала. Оба уже умерли, и дочь уже никогда не узнает, были ли они хоть раз у мощей святителя Иоасафа. Его мощи стали самой первой святыней, в благодатной силе которой Мария смогла убедиться на своем собственном опыте.

Первое чудо произошло, когда отец Марии попал в больницу с инфарктом. Она запомнила день, когда впервые в жизни приложилась к мощам святителя, ничего о нем не зная, – 8 марта 2003 года – почти 20 лет назад! А 9 марта, Мария так горячо молилась в Преображенском соборе о выздоровлении ее некрещенного отца, что испытала катарсис. Ни о защищенной кандидатской диссертации по творчеству Достоевского, ни о своих мечтах посвятить себя науке, Мария тогда не думала. Наукой в те годы невозможно было прокормить семью с маленькой дочкой. Не имея постоянной работы, Мария еле-еле сводила концы с концами. Но в тот день об этом она не думала, а просила Бога исцелить ее отца и дать ей возможность окрестить его. Спустя пару дней они с батюшкой из Преображенского собора отправились в больницу для совершения таинства, но вдруг позвонила вторая жена отца и запретила крестить его. 11 марта он умер. А 13 марта Марии неожиданно позвонили из московской газеты, с которой она сотрудничала внештатно, и предложили работу в штате в отделе гуманитарных проблем. Так святитель Иоасаф подарил ей интересную журналистскую работу.

Впервые увидев архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) в тот исторический день, когда она молилась у мощей святителя Иоасафа, Мария не могла знать, что спустя время владыка не раз даст ей интервью. Вспомнит он и чудо, когда на его глазах приехавший на инвалидной коляске ветеран афганской войны приложится к мощам святителя, после чего встанет на парализованные ноги и начнет бегать по храму. Свидетелями этого были высокопоставленные лица России. Это было потрясением и для них, и для самого человека!

А ведь этого чуда могло и не быть, если бы не произошло чудо второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа, которые в конце 1920-х годов считались утраченными. Но 17 сентября 1991 года, день в день через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород. Тогда на Белгородскую землю для участия в торжествах впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II, давший Марии много позже свое архипастырское благословение.

А в самый первый день молитвы у мощей святителя Иоасафа Мария получила в дар от владыки Иоанна освященную на Афоне иконку преподобного Серафима Саровского. Позже она узнает, что мощи двух великих чудотворцев хранились одно время в Государственном музее истории религии и атеизма, расположенном в Казанском соборе. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского в Дивеево, а вот со вторым обретением мощей святителя Иоасафа все было гораздо сложнее. История возвращения великой святыни в Белгород очень интересна.

В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова написала митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну о том, что бригада ее отца Аркадия Васильевича занималась ремонтом храмов. В начале 1960-х годов, заменяя кровлю Казанского собора, Соколов нашел деревянную раку с чьим-то телом. Позже рака была выставлена в экспозиции музея. В 1970 году из-за случаев заболевания холерой в Ленинграде администрация музея распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но два плотника тайно закопали его в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия на чердаке Казанского собора, не зная, чьи это мощи. Настоятель Казанского собора просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию для открытия и опознания найденных мощей. В ближайшем к музею Спасо-Преображенском соборе комиссия, в которую входил Соколов, обследовав останки, установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского.

Идентифицировать их с его телом помог Н-образный разрез в районе печени. В декабре 1920 года его сделал скальпелем приглашенный из Харькова профессор, известный патологоанатом, который бальзамировал Ленина. Дело в том, что при мумификации печень удаляется, а была попытка доказать, что это искусственная мумия. Но при вскрытии мощей печень и все внутренние органы оказались на месте. Разрез не зашили, а прикрыли. Были обнаружены и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа, умершего в 1754 году.

Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей святителя Иоасафа

Неся послушание у Казанской иконы Божией Матери, Мария удивлялась тому, что она жила во всех трех городах, тесно связанных с именем святителя Иоасафа: в Белгороде, где находятся его мощи и где сейчас живут ее родные, в Санкт-Петербурге, где мощи были спрятаны на чердаке Казанского собора, и в Харькове, где в 2009 году были обнаружены подлинники документов 1908-1913 годов об обследовании множества чудес от мощей святителя Иоасафа (Горленко). Фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода впервые были опубликованы в книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». Эту уникальную книгу Мария получила в подарок в год 100-летия со дня канонизации святителя от настоятеля Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерея Олега Кобеца, награжденного медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени.

На обложке книги воспроизведен текст клятвы, которую впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди принимали на Кресте и Евангелии: «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

Эти слова могла бы произнести и Мария, ведь после чудес святителя Иоасафа, который подарил ей интересную работу и круто изменил ее жизнь, позже было множество чудес по молитвам апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Шанхайского, блаженной Матроны Московской, преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе). Была и помощь Божией Матери от ее икон и честного Пояса. Благодаря Ей и святым угодникам Божиим Мария смогла бесплатно побывать во многих странах мира, прикоснуться ко многим православным святыням, узнать жития разных святых, среди которых особое место занимают Великая княгиня Елизавета Федоровна и святая семья последнего Императора России Николая II, которые очень почитали святителя Иоасафа еще до его прославления.

Елизавета Федоровна писала о нем и своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне, и в своем дневнике, где есть запись о духовной радости, которую она испытала, проезжая через Белгород и чувствуя, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях. Как настоятельница московской Марфо-Мариинской обители милосердия Елизавета Федоровна вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью. В те дни власти и духовенство Белгорода ожидали участия Императора Николая II и членов царствующей фамилии. Но приезд Царя не состоялся по не зависящим от него причинам. Лишь в декабре 1911 года он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа

Благодаря Императору Николаю II и Великой княгине Елизавете Федоровне затянувшийся почти на век процесс канонизации святителя, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года, был, наконец, завершен 4 сентября 1911 года, в канун ее тезоименитства. Почти 100 лет ходатайство местного населения о прославлении святителя не поддерживалось Святейшим Синодом, несмотря на всенародное почитание и множество свидетельств о чудесах по молитвам святителя. Впервые вопрос о его канонизации поднимался жителями Белгорода еще в 1815 году. Но прославили его лишь в 1911 году по инициативе Императора Николая II.

После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду изучить дела, связанные с канонизацией святителя Иоасафа. Император воочию убедился в 100-процентном нетлении его мощей, проезжая через Белгород в 1904 году. В 1910 году была создана комиссия, прибывшая в Белгород для освидетельствования мощей. Врачи проверили достоверность более ста исцелений и подтвердили, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря (в день кончины святителя Иоасафа) 1910 года по старому стилю на докладе Царь написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай».

Когда гроб со святыми мощами святителя был поставлен в раку, возле нее уже горели самые красивые лампады, подаренные Императрицей Александрой Федоровной и Великой княгиней Елизаветой Федоровной от всей Царской семьи. Лампады были украшены рубинами, изумрудами, жемчугами.

Рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского

В Казанском соборе, который был в свое время освящен спрятанными там мощами святителя Иоасафа, в настоящее время есть огромная икона святых Царственных великомучеников и икона поменьше, на которой Император Николай II изображен с Цесаревичем Алексием. Именно светлый отрок и его святая семья и привели Марию в город на Неве – к Казанской иконе Божией Матери и ко многим другим святыням Санкт-Петербурга.

А начался этот долгий и тернистый путь воцерковления Марии по молитвам святителя Иоасафа. Он родился на Украине в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, любил посещать Харьков, обрел недалеко от Изюма чудотворную Песчанскую икону Божией Матери, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня.

И вот 23 декабря, в день памяти святителя Иоасафа, Мария молится у Казанской иконы о примирении дорогих его сердцу России и Украины, о том, чтобы брат не убивал брата, о том, чтобы воины Владимир, Алексей, Павел и другие парни, потеряв на войне руки и ноги, не озлобились, а обрели веру, а представители властей и воинства научились молиться перед каждым важным решением и сражением, как это делали Александр Суворов и Федор Ушаков. Мария учится каяться сама и молится о том, чтобы весь наш народ покаялся в грехах клятвопреступления, Цареубийства, абортов, оскудения веры, как от проповеди Ионы покаялись ниневитяне, прощенные Господом.

Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
7 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+