Перейти к основному содержанию

17:25 20.04.2024

Фестиваль «Радонеж»: о православии серьезно, глубоко, откровенно

24.11.2022 11:41:02

И.Сергеев: Здравствуйте! Гость нашей студии – кинорежиссер документального кино, член Союза кинематографистов, постоянный член жюри Международного фестиваля «Радонеж» Борис Григорьевич Криницын.

24 ноября открывается 27-й фестиваль «Радонеж», и Борис Григорьевич любезно согласился прийти к нам в студию, чтобы рассказать об этом фестивале.

Б.Криницын: Добрый день! Действительно открывается наш очередной фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». Каждый раз мы сомневаемся, будет он или нет, сможем мы это мероприятие осилить или не сможем. Слава Богу, фестиваль снова открывается.

Уже, наверное, стала традиционной фраза, что фестивальная программа весьма сильная, удачная. И это действительно так. Это не пустые слова. Она действительно очень значимая. Но в каждом фестивале (а я уже несколько лет в жюри) есть какие-то особенности. Особенность данного фестиваля, как это не звучит странно – большое количество фильмов о жизни Церкви, о верующих, о священниках. В предыдущих фестивалях количество таких фильмов было гораздо меньше, не потому, что меньше снимали, а потому, что эти фильмы не достигали такого фестивального уровня. И сейчас просто бросилось в глаза, стало отрадно, что большое количество фильмов сделано на высоком профессиональном и духовном, и кинематографическом уровне. И это отрадно. Просто к этому времени и режиссеры, и сама атмосфера вокруг этой темы православного кино достигла такого уровня, когда киноязык стал более сложным, когда темы стали более глубокими.

Я помню, когда появлялись первые фильмы о православии, они вообще с трудом проникали на какие-то кинофестивали, не только на «Радонеж», но и на другие. И одна из критиков, так саркастично сказала: «Когда я вижу православное кино, у меня во рту становится сладко». Знаете, в этом была какая-то правда. В том смысле, что главной темой этих фильмов было, что вот как только ты переступишь порог храма, так сразу на тебя посыпятся разные радости, счастье. Никто не говорил о том, что это счастье и радость, о которых они так трепетно вещали, наступит через несколько лет большого труда, сомнений, борьбы и так далее.

И.Сергеев: А, может быть, и никогда не наступит.

Б.Криницын: А может и никогда не наступит. К счастью, «карамельность» этих фильмов ушла. Об этих темах говорят серьезно, глубоко, откровенно. Но это совершенно не опустило эту тему. Больше того, и особенно сейчас, когда идет спецоперация, когда мировое зло обрушилось на нас с такой неимоверной силой, та духовная мощь, которая стоит за этими людьми, некая духовная глыба, которая вообщем-то ободряет: «Нет, нашу нацию просто так не свернешь». Это, безусловно, вдохновляет. Я думаю, что фильмы нашего фестиваля послать бы на передовую, где наши ребята сейчас сражаются. Потому что было бы ясно, ради чего они это делают, была бы уверенность в себе у них. Я не знаю, возможно это или нет, но, по крайней мере, это было бы необходимо, с моей точки зрения. Что касается киноязыка, то он удивительно упростился. Режиссеры в этой теме православного кино о жизни Церкви перестали искать какие-то новые дополнительные ходы. Просто сама личность, которая представлена на экране, настолько выразительна, настолько духовно красива, что никакие лишние кинематографические приемы не нужны. Есть такая саркастическая фраза про «говорящую голову», когда хотят выразить презрительное отношение к фильму, который не ищет каких-то сложных режиссерских ходов. И вот сейчас мы видим просто откровенно «говорящие головы». Что это за головы? Что это за люди? О чем они говорят? Насколько они духовно наполнены? И вот через это нам уже является какая-то духовная красота этих людей. И уже никакие дополнительные приемы, никакие дополнительные акценты в этом смысле не нужны. Они ничего нового к этой духовной красоте не прибавят. Вот это тоже бросилось в глаза. Потом бросилось в глаза то, что, во-первых, православное кино – это кино о внутреннем мире человека, предмет изображения очень сложен, потому что внутренний мир не имеет такого яркого, предметного отображения, как, допустим, историческое событие, которое сейчас происходит, репортаж или какая-то личность, которая совершила какие-то действия, имеющие внешние проявления своего внутреннего мира. А тут нет, эта жизнь скрыта от глаз, ее можно разглядеть только в каких-то деталях, в каких-то особенностях. Безусловно, должно быть мастерство режиссера. Режиссер сам должен быть углублен в эту тему и в церковную жизнь, чтобы это увидеть и заметить то, что не видно таким простым глазом. И, на самом деле, здесь еще помогает то, что люди как-то раскрепостились перед камерами, у всех есть телефоны, которыми мы снимаем все вокруг, и себя в том числе, и страх камеры у людей пропал. И стал развиваться, я бы сказал, исповедальный жанр, когда люди не боятся говорить о своем внутреннем мире, о своих переживаниях, проблемах, причем весьма откровенных. Порой мне кажется, что я, как режиссер, не смог бы выводить человека на такой уровень откровенности, который он являет. Но это уже личное качество каждого режиссера, насколько он может эту грань переходить. Поэтому это обилие фильмов о жизни Церкви, безусловно, очень радует.

Потом, конечно, в нашем фестивале традиционно участвуют фильмы исторические. Всегда есть тема о Второй мировой войне. Фильмы о ней всегда очень яркие, пронизаны народной любовью к этой теме. На нашем фестивале у этих фильмов есть одна особенность по сравнению с фильмами, которые сейчас снимаются о ситуации в Донбассе – в этих фильмах люди поняли, насколько это бессмысленно, трагично, нечеловечно, абсурдно, и что это не может просто повторится, это не должно повторится. И какие бы ужасы войны не показывали, эта уверенность в том, что это настолько противоречит природе человека, природе жизни на земле, что это не может повторится, и вдруг это повторяется. Вдруг снова мы то же самое видим. И не только видим, но и переживаем эти события, и еще неизвестно, как они будут развиваться в будущем. Эта особенность этого фестиваля, взгляда на эти фильмы, она совершенно очевидна. И что интересно, что очень драгоценно – что в фильмах о ситуации на Донбассе режиссеры уже это почувствовали, они уже снимают с какой-то другой точки зрения. Здесь я хочу привести в пример фильм «Квартет» о детях Донбасса. В нем уже показано какое-то новое времяисчисление кино. Это новая особенность фестиваля.

Особенность и в том, что редко, но все-таки бывают фильмы, которые пытаются решать богословские проблемы, принести в кинематограф тему богословия. На этом фестивале тоже есть очень интересный фильм, который пытается решить эту тему. Это фильм «Святой Архипелаг» Сергея Дебижева. Очень красивый фильм, очень красиво снят. Причем он снят не как календарная, открыточная красота, а там красота более серьезная, более глубокая, и размышление через эту красоту о сотворении мира – это удачная попытка. Потому что наш православный кинематограф, а точнее, я бы сказал, религиозное искусство, оно выходит на какой-то новый уровень. Это, конечно, очень радует.

Радует то, что тема детей, физически не здоровых, присутствует. Она всегда присутствовала на наших фестивалях. И сейчас она продолжает существовать, но уже в каком-то новом качестве, когда акцент больше делается на людей, которые берегут этих детей, ухаживают за ними, любят их. И вот эта добросердечность, сердобольность, конечно, говорит о высокой духовности, вообще разлитой в обществе. Хочется об этом сказать, отметить.

И несмотря на то, что превалируют темы духовные, темы о жизни Церкви, безусловно, существуют фильмы, которые пытаются развивать киноязык. В основном, это фильмы петербургской школы документального кино. Они очень озабочены киноязыком, пытаются внести какие-то новые формы, и в большинстве случаев это очень удачно. Это радует, что есть какое-то поле, какое-то пространство для развития вот этой нашей сложной духовной темы.

Безусловно, на последних фестивалях уже утвердилась у нас тема о новомучениках и исповедниках. Раньше не было этих фильмов, как-то эту тему обходили, за нее не брались, а сейчас она представлена очень ярко. Очень интересные фильм о священномученике Иоанне Рижском. Болшое, серьезное, глубокое исследование. Очень трогательный фильм о священномученике Василии Соколове. В этом фильме участвует наш замечательный священник о.Дамаским Орловский, который всю жизнь посвятил изучению этой темы. И вот такая очень трогательная, небольшая, проникновенная работа. Она тоже незамысловатая в своих формах. Но о том, что говорит о.Дамаскин, как, сама судьба этого священника, тот духовный подвиг, когда это только начало нашей Русской Голгофы, это, конечно, трогает, завораживает и приковывает к экрану.

И.Сергеев: Большое спасибо, Борис Григорьевич. Вы настолько исчерпывающе рассказали о фестивале, что у меня сложилось впечатление, что я уже на нем присутствовал и всю программу его посмотрел. Но это только ощущение. Я думаю, что все желающие смогут придти на фестиваль. Традиционно у нас вход свободный. Программу можно прочитать и в газете, и на сайте «Радонеж». Вы же будете присутствовать?

Б.Криницын: В это время будет обсуждение фильмов, мы будем распределять призы на этом фестивале. Хотя я с большим трудом всегда пытался выделить тот или другой фильм, они очень близки, и очень равны по своему уровню. А потом я как-то стал к этому относится спокойно. Потому что само участие здесь – безусловный приз. Я бы добавил: если участникам парада на Красной площади дают медаль, я бы тоже давал, если не медаль, то хотя бы какой-то памятный знак о том, что ты участник этого фестиваля. Я бы учредил такой знак. Тем более, если люди присутствуют на открытии фестиваля, на просмотрах, показах. И там будет несколько значков: режиссеру, автору, участнику фестиваля. Это было бы, по-моему, очень значимо. И еще, конечно, у меня всегда душа болит за то, что эти фильмы не доходят до зрителя. Это только какая-то фестивальная программа. И все мои бесконечные выступления и на круглых столах, и не круглых, о том, как донести в широкие массы вот это огромное духовное богатство, которое лежит под спудом. Все мне говорят об авторских правах, о студиях, о разных препонах, которые мешают вот этот огромный духовный пласт донести до нас, который оказал бы, безусловно, огромное влияние на нацию. Нужно, чтобы каждый, кто имеет к этому отношение, пережил бы это как собственный грех – что эти фильмы мы видим очень мало. И это единственная, по-моему, форма. И найдутся и люди, и деньги – все найдется. А что вы думаете, наши режиссеры не будут счастливы, что эти фильмы, в которые они столько вложили, будут показаны по всей стране? Что, думаете, эти студии будут препятствовать показу? Это совершенно неверно. Надо что-то сделать с этим. И я, пользуясь возможностью, обращаюсь к людям, к патриархии, к тем, кто так или иначе может повлиять на этот процесс.

В силу того, что это труднодоступно, приглашаю всех придти на фестиваль. Когда есть такая возможность, надо идти и смотреть эти фильмы, потому что через вас будет распространятся реакция на эти фильмы, будет идти то реальное эхо фестиваля, которое так же необходимо и полезно, как и сам просмотр.

И.Сергеев: Большое спасибо за Ваше неравнодушие к этому вопросу.

Б.Криницын: До свидания. Ждем вас на 27-м Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». Двери Дома кино для вас всегда открыты.

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2022/11/23/23-43

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+