Перейти к основному содержанию

22:39 09.12.2022

Было бы непростительно потерять фестиваль...

24.11.2022 12:42:10

ХХVII Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж» пройдет в Москве с 24 по 27 ноября в Доме кино Союза кинематографистов РФ. Об особенностях программы этого года, о фильмах, которые предстоит увидеть зрителю, «Киноканону» рассказала Программный директор МКФ «Радонеж» Татьяна Москвина-Ященко.

— Сколько заявок поступило на фестиваль, из каких стран? 

—  В этом году в Дирекцию 27 Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм было прислано более 216 заявок. Это примерно столько же, сколько присылали в последние два года. География более скромная, и все же, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, представлены многие регионы России — Средняя полоса, Поволжье, Забайкалье, Зауралье, Тюмень, Хабаровск, Якутия, Башкортостан, Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Италия, совместные проекты — с Францией, Украиной, Испанией, Великобританией. 

Те фильмы, что поступали после 1 октября, мы переносим на следующий год. Так по регламенту, что очень дисциплинирует авторов. 
Необходимо выбрать лучшее и сложить некую единую картину.

Фильмов становится больше по продолжительности просмотрового времени. В этом годы были заявлены 22 полнометражных неигровых фильма. Полнометражные игровые мы не рассматриваем, так как из них за все годы существования фестиваля ни разу не сложился полноценный конкурс. Редко появляется художественное кино религиозного содержания. Можно по пальцам пересчитать, начиная с «Острова» Павла Лунгина.

Фестиваль идет 4 полных дня в двух залах Центрального Дома кино. 27 сеансов по два с половиной часа (150 минут), значит, все программы должны уложиться примерно в 3800 минут. Поэтому столь требовательный момент отбора.

— Сколько фильмов отобрано для показа?

— В этом году отобрано 107 работ, примерно, как всегда. В основном Конкурсе 54, из них 9 анимационных и 13 короткометражных игровых. Есть из чего выбрать лучший. В Информационную вошло 9 работ. Не потому, что они хуже по достоинствам. Часто бывает нужно развести два фильма одного автора. Или год выпуска несколько устарел. Больше формальные соображения.

По сути, нужно менять регламент  фестиваля и объявлять 5 конкурсов: игровых короткометражных, анимационных, короткометражных неигровых, полнометражных неигровых и телевизионных работ. Для этого нужна стабильная поддержка государственных и финансовых структур, так как это единственный фестиваль в Москве, сориентированный на религиозную тематику и профессионализм. Направление религиозного, духовного кино, которое возникло в постперестроечные годы, привлекло много любителей, непрофессионалов. Купола, горящие свечи и батюшка с бородой  стали символом этого направления.

Должны были пройти годы, уже десятилетия, чтобы появились профессиональные телеканалы, ориентированные на религиозное направление. «Спас», к примеру, как первый общественный православный телеканал, начал своё вещание в июле 2005 года. Постепенно складывались жанры, проблематика направления. Это очерки церковной истории, драмы из жизни святых, рассказ о судьбах святынь — икон, возрожденных храмов и монастырей, портреты священнослужителей, зарисовки из приходской жизни. Важно было не превратить направление в маргинальное, включить его в единую систему отечественного кинематографа — систему размышлений о человеке, нравственности, вопросах культуры, истории страны. 

К сожалению, фестиваль каждый год лихорадит. В прошлом году нас поддержало Правительство Москвы, в позапрошлом Минкульт, а в этом, когда сложилась столь мощная по духовным координатам программа, отражающая текущий исторический момент, никто не выделил финансирование. У нас даже не выйдет наш уникальный каталог, который всегда суперпрофессионально составляет Марианна Чугунова. Люди не понимают, что история кино хранится в каталогах. В них огромный информационно-справочный материал о фильмах, авторах, их биографии, фильмография. Акцентирую на этом внимание, потому что нужны точки отсчета в информационном пространстве Интернета. Иначе можно нырнуть и не вынырнуть, чего там только нет. А здесь имеем дело с материалом, прошедшим отбор.

— Есть ли у этого фестиваля какая-то направленность? Будет ли он чем-то отличаться от предыдущего?

— Конечно, программы каждого «Радонежа» отличаются друг от друга, они отражают тот исторический момент, когда фильмы создаются. В самом начале, в 90-е и 2000-е было больше интервью, репортажей, зарисовок, желания показать красоту богослужебных песнопений, колокольного звона, атмосферу церковных служб, любование красотой пейзажей с церквушками, благолепие монастырей, ликами святых икон и действующих священнослужителей. Было больше желания запечатлеть текущий момент и то, что раньше не попадало в объектив. Насладиться созерцанием некой таинственной жизни Архипелага Русской Православной Церкви. 

Сейчас это все осталось, но перешло на новый уровень художественного осмысления, как, например, в фильмах Сергея Дебижева. Разобравшись с историей ХХ века, драмами революций в «Раскаленном хаосе»,  человеческих судеб в «Последнем рыцаре империи» о писателе-монархисте Иване Солоневиче, Дебижев ушел в надземное созерцание в фильме «Крым Небесный». 

Эти фильмы были представлены на «Радонеже», отмечены высокими наградами. В этом году режиссер представил полнометражный фильм-фреску «Святой Архипелаг» о гении места — Соловецких островах, их географии и истории, уникальном рукотворном кусочке Рая на Земле, где случилось множество исторических драм и трагедий. Развернутая во времени киноживопись этой картины фокусируется в минуты глубоких размышлений наших современников — насельников Соловецкой монастырской республики. Фильм уже отмечен Гран-при на Московском Международном кинофестивале 2022 года «Золотой Георгий» как лучший неигровой фильм и вскоре выходит в прокат.

— Фильмом открытия фестиваля в этом году станет «Александр Невский» режиссера Максима Беспалого. Что это за фильм и почему именно он выбран в открытие фестиваля?

— Это еще одна полнометражная профессиональная работа — житие святого, с которым в нашей истории ассоциируется освобождение Руси от иностранных захватчиков. Сделана увлекательно, с постановочными эпизодами, точным историческим комментарием. По роду она ближе к просветительскому кино, может быть использована как учебная картина. Есть еще несколько работ про наших святых, но более камерные, например, из телецикла «Святые и близкие» «Федор Ушаков». 

— Сколько фильмов вы отсмотрели? Были ли среди них те, которые произвели сильное впечатление, стали открытием лично для Вас?

— Отборочная комиссия, в составе Марии Чугуновой, Татьяны Мальцевой и меня, отсматривает все фильмы, которые нам присылают. Мы, как правило, обираем то, что устраивает нас трех. То, что отобрано, становится «своим». Мы знаем, по каким критериям тот или иной фильм вошел в программы. В первую очередь это работы о новомучениках, почивших и живых старцах. Очень серьезное духовное осмысление судьбы святого на фоне близкой к нам истории присутствует в картине «Священномученик Иоанн Рижский: на страстном пути» Николая Васильева. Камерная работа Марины Михайловой «Особый дар. Памяти старца Андриана (Кирсанова)» рассказывает о старце, у которого был дар изгнание бесов. В цикле «Живое слово» есть очерк  «Священномученик Василий Соколов» Екатерины Орловской. Фильм «Старица Сепфора. Во тьме увидеть свет» Инны Веденисовой трогает до слез. Заставляет сопереживать и 6-й фильм из цикла «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца» Николай Григорьевич Григорьев« Элины Малютиной.

В программах этого года собралось несколько ярких проблемных картин. Например, о наследии русской интеллигенции серебряного века, которые воплощает в себе наша современница, „Анна Ардова. Маленькие пьесы“ Арины Прошиной-Кулик. Удивительный фильм „Квартет“ Никиты Сташкевич о детях, выросших в Донецке, в страшной и разрушительной атмосфере войны, которых учительница скрипки Лариса, талантливый педагог и потрясающий человек, собирает в детский квартет. Главным в их жизни становятся занятия по музыке, а война присутствует фоном в точных и скупых деталях. 

Этот фильм драматургически выстроен очень точно: на крупных планах красивых отроческих лиц-ликов.  Мальчики и девочки, снятые с огромной любовью, принимают жизнь такой, как она есть. Тема Донбасса звучит в двух хроникальных работах „Крест над Азовсталью“ Елены Козенковой. И „Крест Северодонецка“, где главным героем стал  протоиерей Александр Беспалов уже 7 лет, почти с самого начала войны на Донбассе, возглавляющий отдел Социального служения Луганской епархии (реж. Наталья Смирнова). Донбас присутствует в игровой миниатюре „Женщина у окна“ Арсения Михайлович. 

Глубок по интонации фильм-память „Беслан, будем жить!“. Трогает фильм о детях с ментальными нарушениями, которым близкие помогают создать среду общения „Вот такие наши мечты“ Екатерины Головни. Завораживают живописные зарисовки из жизни современных ремесленников „Руками“ Евгения Григорьева. Покоряют портреты наших современников „Миры Майи“ о поэтессе Никулиной из Екатеринбурга (реж. Марина Чувайлова), „Невеста Байкала“ Марии Филичевой, „Последняя осень маэстро“ о дирижере, скрипаче Антоне Шароеве (реж. Нэлли Тоболкина), „Мой мастер Класс“ Сергея Зайцева, снятая о любимом учителе, педагоге, актере, режиссере.

Моя подруга попросила меня порекомендовать наиболее яркие фильмы программ, и я поймала себя на том, что рекомендую все. Как не вспомнить фильмы с темой малой Родины „Образ жизни Мышкино“ Татьяны Андрияновой, „Будем здесь жить“ Марины Труш, Владимира Самородова. В них дышит красота русской природы, пейзажи, которые вызывали ностальгию у эмигрантов первой, второй, третьей волны.

Эти темы тесно переплелись с судьбами малых народов, удаленными от мест цивилизации, но и там дышит православная культура, благодаря добрым пастырями и старожилам: „Витим-навигатор. Забайкальский сериал“ с главным героем — священником Александром Тылькевичем, основавшим 17 храмов в этих  местах (реж. Александр Куприн), „Короткое лето. Длинные зимы“ Галины Леонтьевой, „Самый восточный храм“ Ивана Головнева, „Уральская Оптина“ Екатерины Ушковой, „Русский Север. Возвращение к себе“  Александра Болотникова — фильм к 100-летию Федора Абрамова, классика „деревенской прозы“, „Гагаузы. Путешествие к себе“ Натальи Саврас, „Люди из хлеба“ о современных филиппинцах (реж.Федор Бабенко)… Можно продолжать. 

— Как вы в целом оцениваете уровень присланных работ? Есть ли определенная тенденция? Насколько эти фильмы разнообразны? Традиционные или новаторские?

— Уровень работ — профессиональный. Авторы идут от материала. Это очень важно. Не себя важно показать, а раскрыть суть затронутой темы, судьбы, характера, явления. Здесь нет „искусства для искусства“, формотворчества, ненужных реверансов в сторону: „я и крестиком могу вышивать“, как кот Матроскин говорил. Все просто и глубоко. Поверьте, не скучно. 

В анимационных работах понятно, что больше условности, чем в неигровом кино. „Маруська“ точностью традиционной образности рисунка. „Синий лев“ Зои Трофимовой или „Горю“ Антона Дьякова вполне авангардные. И это уместно.

В 2022 году, во-первых, чувствуется особый интерес авторов к человеку, становлении личности. Во-вторых, сюжеты жизни героев выстраиваются неожиданно, непредсказуемо. При этом, повторю, без ненужных домыслов и фантазий. Герои заставляют сопереживать  поискам героев, ошибкам, как в фильме „Пацаны Василия Великого“ Анастасии Полухиной, или восхищаться богатством души, таланту, о чем уже писала. 

Мы отбирали фильмы, с экрана которых веет духовная мощь, сила святости. Это целительно в наши дни. Возникает галерея портретов наших современников, которые сильны духом, за плечами которых поколения соплеменников, создавших великую русскую культуру, сохранивших веру Православную. 

— Как обстоят дела с телевизионными программами? Появилось ли что-то интересное?

— Мы выбирали из того, что прислали. Это „12 Двенадцать (1,2 серии, реж. Юрий Ручкин) — каждый раз серьезное исследование пути возвращения в жизнь человека, порабощенного химической зависимостью. ‚Пилигримм‘ Николая Гилярова о путешествиях по святым местам. [Апокалипсис] с отцом Андреем Ткачевым и Борисом Корчевниковым (реж.Александр Матросов), ‚Рассскажи мне о Боге…‘ Ирины Федосеенковой… 

Передачи интересно посмотреть на большом экране, так как герои максимально приближены к зрителю. Любая неточность, фальшь мгновенно прочитываются. 

В Телевизионном конкурсе оказались картины о событиях Великой Отечественной войны. Мне нравится история о неизвестных героях, водрузивших над Рейхстагом флаг Победы — ‚Батыры Великой Отечественной: Рахимжан Кошкарбаев, Григорий Булатов‘ Константина Хараламписа. Прошлое исследует внук героя. Это живое свидетельство сохранения народной памяти. Бесхитростные герои в ‚Последних свидетелях‘ Антона Погребного важны как документ…

— Было ли что-то, что Вас удивило в ходе просмотра?

— Глубина осмысления исторических и современных процессов, как в фильме ‚Демократический фашизм‘ Татьяны Борщ или в работе Альгиса Арлаускиса ‚Перевод‘ о переводчиках, которые работают со словом, о значении для человека языка, речи, возможности взаимопонимания. ‚Культура наций. Крым. Исход‘ Марины Забелиной об истории вопроса и новейшей истории, которая складывается на наших глазах…

Авторы многих работ выстраивают четкую мировоззренческую концепцию, позволяющую понимать мир как целостность, а не фрагментарность.

— Чего вы ждете от этого фестиваля?

— Я жду и надеюсь на продолжение истории фестиваля ‚Радонеж‘ в следующем году. Было бы непростительно его потерять сейчас, когда ощущается потребность в правдивом, мужественном, честном кинематографе, который стал одной из форм летописи нашей драматичной современности. Снимается много картин, нужно в этом море найти то, что нужно. Мы помогаем сделать выбор.

Программу показов фестиваля смотреть здесь.

Вход на фестиваль по пригласительным билетам (можно получить при входе в Дом кино) или по регистрации здесь. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+