Перейти к основному содержанию

07:45 19.03.2024

Святой Апостол Фома — учитель верности и веры

03.05.2022 12:14:46

В прошедшее воскресенье мы совершали память святого Апостола Фомы — к которому в разговорном языке приклеилась кличка «неверующий». Я помню, как в моем советском детстве «Фомой Неверующим» называли кого-то, кто отказывался верить вполне достоверным известиям — при этом никто и не догадывался, откуда пошло это выражение. 
Но если мы присмотримся к истории Фомы — и истории воскресения нашего Господа вообще — мы найдем немало для нашего утешения и укрепления нашей веры. 
Евангелие от Иоанна рассказывает о том, что Фома поначалу не поверил свидетельству учеников: 
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан.20:24,25)
Но можно ли назвать его «неверующим»? Не более, чем других Апостолов. Мы читаем в Евангелии, что и они сами сначала не поверили женам-мироносицам (Лук.24:11) и сам Господь упрекал их в неверии (Мар.16:14)
Удивительная особенность евангельского повествования состоит в том, что оно не скрывает человеческой немощи учеников Господа. Чуть более поздние, апокрифические повествования изображают Апостолов людьми совершенно безупречными, всегда полными могучей и чудотворной веры. Это понятно — Апостолы были окружены благоговейной любовью и почтением последующих поколений христиан, и никто не посмел бы говорить об их слабостях. 
Кроме, разве что, их самих — и в Евангелиях до нас достигает голос «самовидцев слова». 
Для чего Писание дает нам этот образ колеблющихся Апостолов? На это, определенно, есть важные причины. Первая из них, как можно предположить, состоит в том, чтобы ободрить последующие поколения христиан. Христос призвал на служение Себе живых людей, со своими немощами — как сегодня Он призывает нас. Церковь — это не закрытый клуб для людей исключительных достоинств. В ней есть место для каждого, кто придет — и для каждого есть свое поручение исключительной важности. 
Христос не изгоняет Апостолов как «не справившихся». Он обращается с ними с бесконечным терпением. Как говорит св.Иоанн Златоуст, «А ты, когда видишь этого ученика неверующим, подумай о человеколюбии Господа, Который и ради одной души показывает Себя в ранах, приходит и для спасения одного, хотя и более других упорного»
Второе, что подчеркивает это повествование — это телесную природу Воскресения. Невозможно вложить руку в раны призрака. Господь воскрес в том же теле, в котором претерпел страдания. Против этой телесности Воскресения восставали многие. Уже в первые десятилетия жизни Церкви появились гностики — лжеучителя, которые полагали материальный мир чем-то в принципе плохим, и поэтому отвергали телесное воплощение Господа. Совсем недавно, в ХХ веке либеральные богословы пытались говорить о том, что Христос «воскрес в керигму», то есть в проповедь Апостолов, и что история Воскресения, не будучи на их взгляд, буквально истинной, может научить нас чему-то важному. 
Для людей древнего мира была характерна вера в призраки — в то, что усопшие могут являться живым в некой бестелесной форме. 
Но евангельское повествование подчеркивает, что Иисус воскрес буквально, телесно и физически — с Ним разделяли трапезу, до Него можно было дотронуться. 
Третье, что мы можем заметить, читая Евангелие — Апостолы продолжают держаться вместе. Они не разбежались по разным городам или вообще за пределы страны — что было бы, при опасениях преследований, естественно. Чувство провала и поражения, когда вместо ожидаемого торжества и «восстановления царства Израилю» Иисус умер страшной смертью на Кресте, могло бы побудить их разбежаться и забыть эти три года, как сон.
Часто так бывает, что когда дела идут очень плохо, люди погружаются во взаимные обвинения, упреки и нападки — и расстаются озлобленными врагами. 
Но не Апостолы. Господа нет с Ними — но они хранят верность друг другу. 
Они сидят запершись и в страхе — но вместе. Та духовная и человеческая близость, которая сложилась за время, когда они были вместе с Господом Иисусом, не исчезла.
Несмотря на ужас Распятия, несмотря на невыносимое переживание того, что все рухнуло, и все надежды пропали, ученики продолжают, в этот самый темный час христианской истории, сохранять то, что мы бы назвали «церковным единством». 
С ними пребывает и Фома — как мы читаем у Иоанна:
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан.20:26-29)
Фома встречает Господа именно потому, что при всем своем неверии остается с другими учениками Иисуса. Почему? Потому что он сохраняет к ним братскую привязанность. 
Здесь и ответ на вопрос, который иногда задают — почему Господь явился, чтобы уверить Фому, и не явился другим людям, которые тоже не верили в Него? Потому что Фома оставался учеником и пребывал среди других учеников. 
Мы проходим через тяжелые, скорбные и пугающие времена — когда между людьми, в том числе, церковными, возникают острые разногласия, и иногда даже соблазн покинуть Церковь. Но святой Апостол Фома научает нас несмотря ни на что оставаться в общении с другими учениками Господа. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+