11.04.2022 12:51:17
Протоиерей Александр Балыбердин
В пятую неделю Великого поста Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую (+522). Почему память о ней совершается именно сегодня, и как это связано с тем временем, когда в храмах звучали притчи о мытаре и фарисее, и блудном сыне, задавшие тон на весь пост?
Тогда в этих образах мы угадывали себя. Издалека, в самых общих чертах. Как бывает, когда стоишь на берегу и вдали у самой кромки горизонта замечаешь корабль. И хотя еще не знаешь, куда он идет, сердце загорается мечтой отправиться в далекую страну.
Когда-то, много лет назад, в порту Александрии молодая женщина по имени Мария также поднялась на корабль, который шел в Святую Землю, чтобы паломники могли поклониться христианским святыням. Но у самой Марии была другая цель – весело провести время. Что же касается пропитания, то его она надеялась приобрести блудом, которому уже многие годы предавалась.
Наверняка, на судне были те, кто пытался ее вразумить, но Мария никого не слушала и делала то, к чему привыкла. Не смущаясь ни паломников, ни высокой цели их путешествия. Упиваясь собственными страстями. Подобному тому, как любитель монолога упивается собственной речью.
Прибыв в Иерусалим, Мария захотела вместе с паломниками войти в храм, в котором пребывал Честной Крест Господень и не смогла. Снова и снова пробовала она пересечь порог Храма, но каждый раз ее останавливала невидимая сила.
Решив, что Бог, по грехам, не допускает ее к святыне, Мария со слезами стала просить Богородицу указать ей путь спасения. Ответом были слова, которые донеслись, как бы, издали: «Если Иордан перейдешь, то обретешь полный покой». Мария бросила грешные дела, ушла за Иордан и вселилась в пустыню, где провела в борьбе со страстями без малого полвека. Явив тем самым пример покаяния, о котором мы вспоминаем в пятую неделю Великого поста.
Возможно, другой человек и тем более фарисей поступил бы иначе - махнул рукой и ушел восвояси, всех проклиная. Но Мария, болея блудом, не была больна фарисейством, и потому оказалась способной услышать глас Божий. Иначе говоря, прервать монолог и вступить в диалог. Подобно тому, как когда-то блудный сын вспомнил об отце и захотел вернуться в отчий дом. В то время как старший сын вел себя, как типичный фарисей, и не нашел для младшего брата ни одного доброго слова.
Урок прост – фарисейство, лечится покаянием, диалогом. Соответственно, если жизнь устроена так, что диалога в ней нет, то блудный сын коснеет в фарисействе, и оно рождает насилие. Как склонен к насилию муж - лентяй и пропойца, растративший все – и здоровье, и силу, и талант, уже неспособный прокормить семью, но считающий виноватыми всех, кроме себя самого.
Образно говоря, когда из креста исчезает горизонталь, он превращается в кол, на который фарисею непременно хочется кого-то посадить. Из истории известно, что подобное может случиться не только с отдельным человеком, но целым народом. Когда, будучи униженным и оскорбленным, но, не покаявшись и распаляя себя воспоминаниями о былых победах, он начинает искать врагов.
Примеров тому не счесть. Пожалуй, самый яркий из них - судьба немецкого народа после поражения в Первой мировой войне, ставшая одной из причин прихода к власти Гитлера и Второй мировой войны. К счастью, после поражения немецкий народ смог найти в себе силы к покаянию, чем дал вдохновляющий пример другим.
Тогда мы одержали победу. Неимоверным напряжением сил и миллионами жертв. Однако это не повод коснеть в фарисействе. Не повод отказываться от диалога. Тем более, когда, будучи православными христианами, мы имеем такие примеры покаяния, как преподобная Мария Египетская. Конечно, если не относимся к ним, как к тому, что «было и прошло», но понимаем, что все это - о нас и для нас.
Добавить комментарий