Перейти к основному содержанию

07:42 19.04.2024

Школа: живая и мертвая

30.11.2021 10:36:34

1. ВЫЗОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Одним из таких вызовов является развитие технологий, связанных с цифровизацией и искусственным интеллектом. Очевидно, что ответить на него предстоит нашем детям и внукам, которые сегодня учатся в Школе или готовятся в нее пойти. Причем Школу они выбирают не сами – ее выбираем мы, родители, и от того, какую Школу мы выберем, зависит будущее. Будущее наших детей, города, страны, мира.

Так какую Школу выбрать? Конечно, у каждого из нас есть свои предпочтения, свой ответ на этот вопрос. В том числе в контексте тех вызовов, которые ставит перед обществом бурное развитие цифровых технологий. Разрешите мне также предложить несколько тезисов, которые, возможно, вас заинтересуют.

2. ЕСЛИ БЫ Я ВЫБИРАЛ ШКОЛУ?

Если бы я выбирал школу, то выбрал бы не ту, что превращает ребенка в подобие робота, и поэтому, условно, ее можно назвать «мертвой». Я выбрал бы ту школу, которая помогает ребенку, живущему в окружении машин, остаться человеком, и поэтому, условно, такую школу можно назвать «живой». Я выбрал бы «живую» школу. Почему?

Потому что со временем – и это может произойти даже быстрее, чем мы думаем – всех похожих на роботов людей, занятых не только примитивным механическим трудом, но даже некоторых учителей, врачей, инженеров и военных, заменят роботы и киберфизические системы, в которых вычислительные ресурсы будут интегрированы в физические сущности любого вида, включая биологические объекты. «Терминатор», «Железный человек», «Призрак в доспехах», «Люси», «Из машины» - если названия этих фильмов Вам знакомы, значит, Вы понимаете, о чем речь.

Конечно, мы понимаем, что роботы создаются людьми. Поэтому Школа вынуждена выпускать людей, которые могут этих роботов создавать и ими руководить – это отличники, победители олимпиад, умники и умницы, медалисты и стобальники. Однако, очевидно, что это лишь до поры до времени. Пока роботы не научились сами, без участия человека создавать  подобные себе машины. Тогда за ними не угнаться не только Сыроежкину, но даже Электронику. Никаких шансов!

При этом столь же очевидно, что отличниками могут стать не все, но, от силы, всего несколько учеников в классе. Зачастую, именно на них Школа и работает. Забывая о других учениках, а также о том, что отличник также должен оставаться человеком, отличающегося от робота тем, что у человека есть душа, а у робота души нет.

Также и «мертвая» Школа отличается от «живой» тем, что у нее нет души. Что нетрудно заметить, если приглядеться к тому, как такая Школа работает.

3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВМЕСТО ВОСПИТАНИЯ

Определить какая Школа – «мертвая» или «живая» можно по ряду признаков. Первый из них: если «живая» Школа учеников воспитывает, то «мертвая» – программирует.

Чтобы понять, в чем разница, попробуйте взять иголку и уколоть, сначала, стол или экран смартфона, а затем свой палец. Больно? Подобным же образом реагирует все живое – люди, животные, растения, и этого права на живой, личный и эмоциональный отклик лишить их нельзя. Поэтому, воспитывая сына или дочь, мы всегда обращаем внимание на их реакцию, учитываем, что ответ детей на слова или поступки родителей всегда является активным, действующим, живым, неравнодушным.

В отличие от человека, ни свободой, ни правом выбора, ни активной жизненной позицией гаджет не обладает. Потому что он не живой, а мертвый. Поэтому и действия инженера гаджет воспринимает не активно, а пассивно или, иначе говоря, равнодушно. Впрочем, неслучайно – ведь у гаджета нет души.

Примерно также поступает «мертвая» Школа, одним из символов которой является ЕГЭ, которому до души выпускника нет никакого дела. Умеет ли он дружить? Уважает ли старших? Заботиться ли о младших? Готов ли заступиться за слабого? Будет ли заискивать перед сильным? Насколько он искренен в убеждениях и последователен в своих поступках? Способен ли хранить верность или, уже при первом случае, готов предать и забыть – друзей, школу, родителей, свою малую родину или Отечество?

Ко всем этим вопросам ЕГЭ абсолютно равнодушен. Хотя бы потому, что ни объяснить, ни измерить ничего из вышеперечисленного нельзя. Потому и ориентированная на ЕГЭ «мертвая» Школа также к ним равнодушна, и всецело сосредоточена на буквах и цифрах, текстах и тестах, стандартах и программах. И даже, когда пытается заниматься воспитанием, то также стремится не воспитывать, а программировать по принципу «ходите строем, мы все устроим». О чем следует сказать подробнее.

4. МОНОЛОГ ВМЕСТО ДИАЛОГА

Поскольку «мертвая» Школа относится к ребенку как к гаджету, то в ней важен не диалог, а монолог. Монолог директора, завуча, методиста, учителя, родителя. В самом деле, не станем же мы вступать в диалог со смартфоном или микроволновкой, ждать от них ответной реакции или оценки нашей работы?

Также и от детей, и родителей в «мертвой» Школе никто реакции не ждет. Хотите в этом убедиться? Тогда попробуйте задать директору или учителю какой-нибудь вопрос. Например, почему на всех родительских собраниях речь идет только о подготовке к ЕГЭ? Как будто больше Школе заниматься нечем. Или почему родители должны нанимать репетиторов, если раньше, если ученик чего-то не понял, учителя предлагали ему задержаться после уроков и вместе разобрать сложный материал? Спросите, и Вам быстро объяснят, кто в Школе главный – это монолог.

Поэтому на уроках дети сидят не лицом друг к другу, а рядами. Поэтому на педсоветах учителя не задают лишних вопросов, понимая, что портить отношения с завучем или директором себе дороже. Поэтому в Школе так много инструкций и отчетов перед вышестоящими органами. При этом у самих учителей, родителей и детей, как правило, мнения никто не спрашивает. Забывая о том, что они – не бессловесные животные или гаджеты, а люди, без диалога с которыми, даже самая продвинутая Школа мертва.

5. РАЗГОВОРЫ ВМЕСТО ДЕЛ

При этом нельзя сказать, чтобы «мертвая» Школа совершенно устранилась от воспитания. Однако и в этом случае она пытается воспитывать, а, точнее, «давать установки» и «программировать» детей в том же режиме монолога. Причем не делами, а словами. Хотя прекрасно известно, что слова в этом деле бессильны.

Потому что любовь нельзя объяснить, но ее можно показать. Именно поэтому Бог стал Человеком и жил среди Своих учеников, чтобы те могли не только услышать Его слова, но, прежде всего, увидеть Его дела. Именно поэтому Христос никогда не читал нотации, но часто использовал притчи. Благодаря которым перед мысленным взором слушавших Его людей могла предстать живая картина события, и Сам взошел на Крест и Воскрес, чтобы эти События запечатлелись в умах Его учеников сильнее слов и речей.

Воспитывают не словами, а делами. Однако «мертвая» Школа этого, словно, не замечает поэтому почти целиком состоит из слов и разговоров на уроках и семинарах, экзаменах и педсоветах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях. Благодаря чему, как правило, отличником становится тот, кто умеет не дружить и любить, а тот, кто умеет красиво и правильно говорить. Так стоит ли удивляться, что и за пределами Школы вокруг нас больше слов, чем любви?

6. ГДЕ ВЫХОД?

Чтобы оценить итоги деятельности «мертвой» Школы, не надо заканчивать аспирантуру. Достаточно выглянуть в окно и увидеть двор, напрочь заставленный машинами, или обвести взглядом квартиру, в которой не слышно голосов детей, родных и друзей.

Таков мертвый мир, который создает «мертвая» Школа. И появление в этом мире новых роботов и гаджетов выглядит совершенно естественным и даже желанным. Несмотря на то, что у похожих на роботов людей, в нем нет никаких перспектив, а «мертвая» Школа по-прежнему продолжает их производить.

Где выход?

Очевидно, что ни простая смена вывески, ни замена одних букв и цифр, программ и концепций другими таким выходом не являются. Можно назвать школу профильной, авторской или православной. Пригласить на ставку методиста доктора наук или священника. Ввести в расписание занятия по синергетике или «Закону Божию». Перепрограммировать учителей с помощью курсов и семинаров. Заставить детей складывать в уме шестизначные цифры, стоять строем в храме или то и другое одновременно. Но монолог останется монологом, слова – словами, программирование – программированием, а Школа – мертвой.

7. ОТ ПРОГРАММИРОВАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ

Если мы не хотим, чтобы наши дети и внуки превратились в роботов, то надо перестать относится к ним как безмолвным гаджетам, и для начала, перестать считать идеальной моделью выпускника Электроника и по достоинству оценить Сыроежкина – его умение остро чувствовать несправедливость, сопереживать и дружить, извлекать уроки из собственных ошибок.

Причем не на основе кем-то написанной и заложенной в него программы, а личного опыта и выбора, который человек делает не только лобными долями головного мозга, но всем своим существом. Для чего пригодятся не только буквы и цифры, русский язык и математика, но также литература и творчество, музыка и рисование, физкультура и труд, туристические экскурсии и паломнические поездки, фильмы и спектакли, участие в общественной и церковной жизни, а также, конечно, опыт семьи, которая, быть может, единственная является по-настоящему «живой» Школой воспитания свободного и всесторонне развитого человека, способного любить не словом, а делом.

8. ОТ МОНОЛОГА К ДИАЛОГУ

Если мы хотим оживить школу, то главным в ней должен стать не директор или завуч, методист или учитель, родитель или ученик. Главным должен стать диалог, а школа – местом для этого диалога.
Ведь, если для вас важны не буквы и цифры, а сам человек, то Вы не можете не быть внимательным к тому, что он думает и чувствует, реагирует на Ваши слова и поступки. Даже будь они самыми правильными на свете.

Поэтому, выбирая школу, обратите внимание на то, готова ли она Вас услышать, прислушаться к Вашему мнению как родителя, учителя, коллеги. Однако помните, что подобные требования Школа вправе предъявить также и к Вам. В противном случае, Вы, просто, стремитесь заменить один монолог другим, одну диктатуру – другой. Заменить диктатуру директора или учителя на диктатуру родителя или ученика. Очевидно, что в этом случае никакого диалога не получится, и даже самая «живая» Школа вправе указать Вам на дверь. Ведь, как известно, «для танго нужны двое», и для диалога тоже.

Если Вы и Школа к этому готовы – поздравляем! С ее помощью в Вашей семье вырастут не роботы, а живые люди.

9. ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

При этом, как в семье супруги стараются любить не столько словом, сколько делом, также «живая» Школа старается не утонуть в разговорах – особенно, о самом возвышенном и святом. Помня о том, что произносить Имя Божие всуе не должно. А вот выработать конкретные способы взаимодействия дирекции, педагогического коллектива, родителей и детей, наоборот, необходимо. Иначе все опять потонет в словах.

Поэтому, знакомясь со школой, полезно поинтересоваться, как это сотрудничество в ней организовано. Слышит ли администрация учителей и родителей? Заботятся ли старшие о младших? Помогают ли сверстники друг другу, а учителя – отстающим ученикам или, просто, гонят программу вперед и лелеют будущих медалистов и стобальников? Как много дел, в которых дети, педагогии и родители участвуют сообща? Да и, вообще, пускают ли родителей в школу или заставляют мяться у порога, ожидая милости от охранника? Знакомая картина. Не правда ли?

10. ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ

В заключение, разрешите предложить несколько простых советов, с кем и чем надо быть осторожнее:

Осторожнее, с большими школами, похожими на завод, и большими классами, в которых, просто, физически невозможно уделить внимание всем учащимся.

Осторожнее со школами, администрация которых всячески подчеркивает свою близость к вертикали власти – в них, как правило, нет горизонтали и диалога.

Осторожнее с авторскими школами, заточенными под харизматичного лидера, кроме которого в них никого не слушают и Вас также не услышат.

Осторожнее с вузовскими работниками, которые, придя в школу, начинают делать из нее подобие института, из учеников – студентов и так лишают их детства, а родителей – детей.

Осторожнее со школами, в которые, после выпуска, приходить не хочется, а хочется поскорее о них забыть. Поистине они как пустые колодцы, к которым за водой не ходят.

Поэтому, будь моя воля, я оценивал бы работу школы не по результатам ЕГЭ, а по количеству выпускников, пришедших в новом учебном году на линейку «Первого звонка». Возможно, это субъективно? Но зато от души, которой современной школе так не хватает.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+