Перейти к основному содержанию

23:16 03.12.2021

О «Русской идее»: интервью газете «Культура», так и не опубликованное.

27.10.2021 11:05:39

 

- Как, на Ваш взгляд, изменилось содержание «русской идеи» с XVIII века до сегодняшнего времени, и какие черты сохранились, оказавшись наиболее важными, определяющими идею?

- Почему мы говорим именно о 18 веке? Разве Россия началась с этого времени? Для того, чтобы убедиться, что это не так, достаточно поехать в Великий Новгород и взглянуть на памятник Тысячелетия России, воздвигнутый в 1862 году. Это и вообще было бы полезно всем тем, кто взялся рассуждать о русской идее. Что его увенчивает? Православный крест. Без его верховенства никакой «России» на самом деле нет и быть не может. Отказ от креста, который и произошёл в результате Октябрьской революции (главная установка которой была в том, чтобы сокрушить Россию и создать на ее месте анти-Россию), в конечном итоге, разрушил и само тело России. Что же касается именно XVIII века, то это время трансформации Царства в Империю. Но недопустимо игнорировать, что это не просто Империя, но православная Империя, своим христианским духом единственная по-настоящему противостоящая революционной всеевропейской смуте (здесь я совершенно солидарен со статьей Ф. Тютчева «Россия и Революция»). Без должного осознания этой высокой миссии наше государство будет обречено таскать каштаны из огня, выполняя какие-то чужие (своему историческому предназначению) «интернациональные» задачи, истощая свои силы ради международных «проектов». Какая же эта миссия? Вообще-то – после падения Константинополя – она не менялась: быть несокрушимым государственным бастионом Православия. В чем и состоял, между прочим, «проект Екатерины» — восстановить путь «из варяг в греки», укрепившись в Крыму, как Петр «ногою твердой» стал при другом море – Балтийском. Так что историческая логика (как ее понимали в России) была такой: сначала Петербург, затем Севастополь, ну а потом уже – Константинополь, который, по Достоевскому, «должен быть наш». И он был бы, несомненно, «нашим», если бы большевики не воткнули нож в спину, не превратили выигранную уже Россией (с союзниками) Первую мировую в войну в братоубийственную (гражданскую) – ради своих собственных русофобских целей. Что, между прочим, они никогда и не скрывали, будучи одержимы ненавистью к исторической России. Ленин – задолго до 1917 — был за поражение России «во всякой войне». Стало быть, говоря о русской идее, необходимо – для начала, так сказать, вспомнить об историческом предназначении страны, «вернуться в Россию». Без подобного памятования всякие разговоры об «идее» будут праздной болтовнёй.

- Кто, на Ваш взгляд, сегодня мог бы сформулировать «русскую идею»? Необходимо ли участие государства в этом процессе, и создание «русской идеи» как одного из вариантов государственной идеологии?

- Она ведь уже сформулирована, зачем особо «придумывать» то, на чём держалась историческая Россия? В свое время я написал книгу «Пасхальность русской словесности», где старался предметно показать (вслед как за Достоевским, так и за Вячеславом Ивановым), что русская идея состоит в главенстве пасхального архетипа. Конечно, это не вся идея, а только ее религиозное выражение. Но пасхальное упование (что жизнь человеческая не заканчивается «здесь», на земле, что она имеет свое пасхальное продолжение) – является ядром этой идеи, как ее понимает «соборный внутренний опыт нашего народа». Я процитировал Вячеслава Иванова, с которым – в данном случае – совершенно солидарен. Почему речь идет именно об архетипе, о культурном бессознательном? Потому что, как справедливо заметил еще Достоевский, другой «идеи» (кроме православия), у нашего народа нет никакой. И когда вера порушена (а она оказалось почти уничтожена за десятилетия, когда, например, Хрущёв грозился показать по телевизору «последнего попа», подражая безбожным большевистским временам), то происходит деградация самого народа. И это порушенное, как оказалось, труднее восстановить, чем просто выстроить заново церковные здания… Увы, в советские десятилетия, начиная непосредственно с большевистской революции, порождаемая пасхальным архетипом добровольная жертвенность (в подражание вольной жертве Христа), слишком часто использовалась – для реализации целей, которые трудно назвать христианскими (скорее, антихристианскими, вроде «мировой революции»). Произошла трансформация пасхального архетипа в архетип рождественский (который, по мере все большей и большей секуляризации, от идеи спасения бессмертной человеческой души перешёл к утопическому построению «рая на земле»). Так Звезда (ведущая к «высоким» целям, но «здесь», на земле) и подменила Крест. Необходимо и в этом случае вспомнить о своих духовных истоках. Если государство, наконец, озаботиться этим, что же, я буду очень рад. Но не стоит подменять идею насильственной «идеологией»: ведь это уже было в нашей стране большую часть двадцатого века – и закончилось крахом.

- Можем ли мы говорить о том, что современная русская литература несет в себе особенные «русские ценности», особенный цивилизационный код? Или же русская литература сегодня больше подвержена влиянию западной культуры и потому утратила свою самобытность, которая содержалась в классической русской литературе?

- Тот пасхальный архетип, о котором я говорил, и формирует «особенный цивилизационный код» как русской литературы, так и русской культуры в целом. В древнерусской литературе он прямо проявляется главной ее задачей – спасением души, а в классической русской литературе ушёл, в основном, в ее подтекст, но не исчез вовсе. Именно поэтому Томас Манн и называл русскую литературу «святой». И в XVIII веке ведь также было сильнейшее влияние западной культуры (было оно, конечно, и в веке XIX), но этот православный подтекст, неотделимый от русской идеи – «в ее религиозном выражении», позволил преобразить это влияние, оно оказалось плодотворным, а не вредоносным. В итоге чего русская литература, не утеряв своего национального характера, и обрела мировое вселенское значение (каждый культурный человек знает наших Достоевского, Толстого и Чехова). Что же касается литературы современной… Есть отдельные авторы, которые сознательно культивирует ту культурную преемственность, о которой мы говорили (например, могу назвать поэта Юрия Кублановского, мог бы прибавить еще несколько имен), но в целом, к сожалению, она все более становится, на мой взгляд, вторичной. Однако должен заметить, что если вовсе исчезнет в ней то самое православное начало (не как изображение героев, не как «идеология», но как особое видение мира), то она одновременно перестанет быть и русской.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

27.10.2021 - 18:12 :

Она ведь уже сформулирована, зачем особо «придумывать» то, на чём держалась историческая Россия? * Справедливо... Какие требования к такой идее? Она должна быть краткой, понятной большинству народа и быть приятной им, она должна выражать Цель, Суть, Смысл, Предназначение России, она должна быть не декларацией, а реальной живой, вечной, не одной из множества политических идеей... Более того, она не может быть сомнительной и переменчивой идеей, придуманный слабым человеческим умишком... Но опираться на силу Божию, т. е. быть Идеей Абсолютной... Отсюда вывод — её /Идею/ надо искать в Св. Писании... И ещё — одно лишь мысленно произнесение её должно формировать определённое состояние души, сердца, сознания /не знаю, как правильно/...
Пример.
На сегодняшний день мне представляется возможной следующая формулировка Идеи существования России... Как вариант... Вспомним о Боге! (В сердце) : - БОЖЕ, МИЛОСТИВ БУДИ И НАМ, ГРЕШНЫМ...
Не слишком громко и патриотично? Зато это жизнь и правда... И человечность... Впрочем, пусть решают люди... "Глас народа в таких вопросах — глас Божий"! Мнение полноты... Это лишь вариант... Да ещё и с правом на ошибку...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+