11.01.2021 16:35:27
Виктор Саулкин
Слово об Александре Васильевиче Суворове, часть вторая
Суворовский храм восстановлен
Александр Суворов. В России нет ни одного человека, который бы не знал этого имени. И думаю, каждый, кто любит свою Родину, гордится ее славой, также искренне любит и почитает великого русского полководца, без которого не только немыслима воинская слава России, история ее побед, но и сама русская история, русская культура.
Свидетельством народного почитания являются памятники Александру Васильевичу Суворову во многих наших городах.
Осенью 2020 года в России был открыт и торжественно освящен еще один памятник Суворову. И история создания этого памятника – яркое свидетельство народной любви к Александру Васильевичу.
Памятник возведен в древнем селе Кистыш Суздальского района Владимирской области.
Первое упоминание о селе Кистыш относится к 1521 году. Его пожаловал Ивану Суворову, деду Александра Васильевича Суворова, государь император Петр I.
Иван Суворов служил в ближайшем окружении царя Петра и пользовался его исключительным уважением и доверием. Мало того Петр Великий был крестным отцом его сына – Василия Суворова – отца прославленного полководца. Василий с 14 лет был личным денщиком императора и часто выполнял его личные особо опасные и ответственные поручения.
Именно Василий Суворов построил в родовом Кистыше первую деревянную церковь, назвав ее в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Когда же этот храм обветшал, сын Василия Суворова, уже прославленный и непобедимый русский полководец Александр Васильевич построил на месте старого новый каменный храм во имя Василия Великого, добавив два придела – во имя пророка Илии и своего небесного покровителя святого благоверного Великого князя Александра Ярославовича Невского.
Мы знаем, что все время Александр Васильевич проводил в многочисленных военных походах, его жизнь была посвящена защите Отечества на поле брани, и в зрелые годы только в три лета, и то наездами, пожил Суворов в Кистыше. Но каждый день своего пребывания в имении приходил он в храм Василия Великого, брал у батюшки благословение пономарить, петь на клиросе и читать "Апостол". Часто просил разрешения молиться в алтаре. Молился почти всегда слезно, с истинным покаянием. Пел густым бархатным басом. Ходил по храму осторожно, мягкой поступью и всегда говорил шепотом. Как-то, спускаясь с хоров, Суворов сказал: "Горе в том, что только что я побывал на небесах, в самом Царствии небесном, а теперь приходится вновь спускаться на нашу грешную землю, и вновь страдать и каяться за грехи наши".
И вот этот старинный храм в суворовском родовом имении, построенный Василием Ивановичем Суворовым и его сыном Александром, еще недавно находился в полуразрушенном состоянии, и полном запустении, как свидетельство страшных лет русской смуты и богоборчества.
Думаю, многие из наших слушателей не раз видели в русских селах укором и напоминанием о тех временах стоящие развалины полуразрушенных храмов. Многие из этих пострадавших от рук безбожников храмов восстанавливаются руками настоящих подвижников. Одним из таких подвижников является генерал-майор Александр Владимирович Черкасов.
Александр Владимирович – Председатель Попечительского совета региональной общественной организации ветеранов и инвалидов силовых структур «ОМОФОР – СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ».
В июле 2011 года инициативная группа под руководством генерала-майора в отставке Черкасова Александра Владимировича, получив благословение нашего известного архипастыря, митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, начала восстановление разрушенной святыни – храма святителя Василия Великого.
А храм был в таком состоянии, что во время первого молебна взрослые с опаской посматривали на полуразрушенные своды – не дай Бог штукатурка или какой-нибудь камень сорвется: в храме присутствовали воспитанники военно-патриотических клубов, собравшиеся на Суворовские и Ушаковские сборы.
Александр Владимирович Черкасов все свои силы и время посвящал возрождению Суворовского храма, продолжая служить Отечеству и Русской армии.
Люди ехали иногда целыми семьями с детьми потрудиться на восстановлении Суворовского храма, и через несколько лет была совершена первая Божественная литургия в возрожденном храме Святителя Василия Великого в селе Кистыш.
А 26 сентября 2020 года в селе Кистыш состоялось торжественное открытие памятника великому сыну России российскому Победоносцу и Архистратигу, непобедимому русскому полководцу генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову.
Церемонию открытия предварил молебен в храме Святителя Василия Великого, возглавил который митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. В молебне участвовали гости высокого государственного уровня: полномочный представитель Президента России в Центральном Федеральном округе Щёголев Игорь Олегович, помощник Президента России, председатель Российского военно-исторического общества Мединский Владимир Ростиславович, первый заместитель министра обороны – начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ, Герой России, генерал армии Герасимов Валерий Васильевич, губернатор Владимирской области Сипягин Владимир Владимирович и другие официальные лица.
В своем выступлении на торжественной церемонии Владимир Мединский отметил: "Александр Суворов для каждого, кто любит русскую военную историю, – это образец воина, солдата, командира, русского патриота. Ему беззаветно доверяли свои жизни русские солдаты, потому что он делил с ними и хлеб, и кровь, и риск на поле боя. Он гений. Суворов живёт и будет жить в сердце каждого военного."
Памятник, возведенный в родовом имении полководца, должен стать новой страницей культурной жизни региона, подчеркнул Игорь Щёголев. «Суворов – продолжатель дела Александра Невского, которого полководец XVIII века считал своим небесным покровителем и жизненным примером которого вдохновлялся», – сказал полпред Президента.
Начальник Генерального штаба Валерий Герасимов отметил, что Суворов побеждал противников, прибегая к нестандартным способам ведения боевых действий: там, где другим войскам требовалось пройти трое суток, он преодолевал это расстояние со своими войсками за сутки. «Суворов написал самый простой трактат по военному искусству. Его «Наука побеждать» – ничего проще нет! Наследие Суворова живёт в нашей армии», – подчеркнул начальник Генерального штаба.
Все выступавшие отмечали исключительную роль Александра Суворова в истории России, говорили о высоком значении духовных основ суворовской «Науки побеждать», о необходимости опираться на них при решении сегодняшних и будущих задач по обустройству и защите нашего Отечества.
Открытие памятника началось гимном России и завершилось прохождением роты почетного караула под старинный марш лейб-гвардии Преображенского полка, в котором служили дед Суворова Иван Григорьевич, отец Василий Иванович и сам Александр Васильевич.
В селе Кистыш, бывшем родовом имении Суворова А.В., инициативной группой ветеранов Вооруженных Сил и ФСБ России на народные пожертвования создается архитектурно-исторический комплекс великого русского полководца...
С 2015 года в ход восстановительных работ активно включаются генерал-майор в отставке Максимчик Олег Константинович (бывший однополчанин генерала Черкасова А.В.) и полковник в отставке Верещак Василий Захарович, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Олег Константинович Максимчик и Владимир Захарович Верещак помогают замечательному швейцарскому историку и энтузиасту Вальтеру Гелеру, который вот уже 40 лет занимается сбором подлинных артефактов исторического похода армии великого полководца через Швейцарские Альпы и с 1986 года является основателем и бессменным руководителем частного музея А.В. Суворова в г. Линтель, кантон Гларус.
Владимир Захарович рассказывал в одной из передач нашей радиостанции, как трепетно и благоговейно относятся в Швейцарии к памяти о легендарном, освободительном для них Суворовском походе через Альпы.
Тогда и у ветеранов родилась идея создать музей А.В. Суворова, как дополнение к восстанавливаемому Храму, а затем вместе с жителями задумали создать в селе архитектурно-исторический комплекс генералиссимуса А.В. Суворова. Стратегическая цель деятельности - возрождение села Кистыш как исторического поселения – родового имения Великого полководца. При А.В. Суворове в селе проживало 2000 человек, а сейчас, к сожалению, не более 70.
Храмоздатель, церковный певчий, звонарь, благотворитель...
Говоря о возможном прославлении Александра Васильевича Суворова, нельзя не вспомнить о том, что великий полководец был храмоздателем. Не только храм свт. Василия Великого в Кистыше возведен Суворовым.
В Новой Ладоге, будучи командиром Суздальского полка, Суворов построил храм в честь апостолов Петра и Павла. Вместе с солдатами носил бревна, собственноручно вырезал крест, установленный на куполе церкви.
Отправляясь с полком на войну, послал протоиерею Антонию письмо с пожертвованием и просьбой: «Прошу вашего благословения, чтобы доколе полк не возвратится, ежедневно совершалась служба».
Построил церковь св. Александра Невского в Кончанском и несмотря на занятость прибыл в далекое имение, чтобы помолиться на освящении храма. Над входом полководец поместил надпись: «Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому Твоему в страxе Твоем».
Заботился и украшал храм в своем имении в Ундоле. В Турецкую кампанию прислал письмо с приказом продать в Ундоле имение, лошадей, сбрую, посуду и все деньги отдать на церковную утварь.
Церковный хор, набранный из крестьян, был лучшим в губернии. Сам Александр Васильевич очень любил, ценил и понимал церковное пение.
Пел Суворов на клиросе и в своем родном московском храме святого Феодора Студита.
В Кончанском Суворов задолго до начала службы поднимался на колокольню и поджидал, пока на зеленом пригорке появится фигура деревенского священника, идущего на службу. Тогда Суворов начинал искусно звонить в колокола.
Во время богослужения прислуживал в алтаре, подавал кадило, читал записки. Любил читать на клиросе, особенно часы и Апостол.
В 1900 году, в год 100-летия со дня кончины Суворова, по благословению Синода Николаевской академией Генштаба деревянная церковь св. Александра Невского из Кончанского была перенесена в Санкт-Петербург и возведена на Преображенском плацу.
В церкви бережно сохранялись вещи, связанные с памятью Суворова. Около амвона на аналоях помещались Апостол, который он читал за Богослужением, образ Спаса Нерукотворного с венчиком, куда был вделан бриллиантовый перстень, подаренный Екатериной Великой. Этот образ побывал во всех походах полководца. Кроме того, в храме находилась семейная реликвия – икона святых Адриана и Наталии – подарок Екатерины Великой ко дню бракосочетания дочери Суворова Натальи с графом Николаем Зубовым.
Суворов был и просветителем, заботился о том, чтобы звучало Слово Божие. Не только открывал воскресные школы при храмах, но и сам написал детский катехизис.
Будучи командиром Астраханского полка, занимался образованием офицеров и солдат, строил на свои средства при храме школу для солдатских детей, где преподавал и детям, и взрослым арифметику, набрасывал основы новых учебников.
Александр Васильевич любил жизнь в деревне. Однажды, когда доктор советовал заболевшему полководцу отправиться на теплые воды, Суворов ответил: «Помилуй Бог! Что тебе вздумалось? Туда посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов. Там пусть они купаются в грязи. А я истинно болен. Мне нужна молитва в деревне, изба, баня, кашица и квас».
Много можно говорить и о том, на каких прочных христианских началах строилась хозяйственная жизнь в имениях Суворова. Кстати, в его имениях хозяйства были намного эффективнее, чем у соседних помещиков.
Александр Васильевич был не только «отец солдатам», но и отец для своих крестьян. Всегда помогал неимущим встать на ноги, поднять хозяйство. Окружал заботой вдов, убогих, инвалидов.
В начале сентября 1785 года Суворов пишет из Ундола в Кистыш некому П.А. Борщову: «Неимущим крестьянам (вновь прикрепленным от господина Ладоженского) пособить миром во всех недостатках, кому, в чем будет нужда: лошадь, корову, овцу или птицу, рассматривая дела миром при священнике.
Крестьянские бани нынешней зимою сделать две новые: Дом мой засадить разными деревьями и цветами, а также насадить вишен, смородины, малины, крыжовника и пр. в саду.
Крестьяне, которые самовольно повенчались и были грубы против священников, отдать на покаяние в церковь и приказать говеть им в Филипов пост. Хлебовский пруд исправить непременно будущей весною. Оба берега обоих прудов обсадить деревьями и особливо ивняком».
Как отец, Суворов заботился не только о благополучии и достатке, но и о здоровье и нравственности крестьян.
Старался, чтобы в его владениях не было бобылей и бесприданниц. Как мог, поощрял деторождение, на рождение ребенка всегда жаловал семье серебряный рубль. «Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми», – был убежден Суворов.
Известно множество свидетельств, как Суворов оказывал различную помощь нуждающимся, но о тайных пожертвованиях крупных сумм на богоугодные заведения стало известно только после смерти полководца.
«От неизвестного» Александр Васильевич переводил ежегодно 10 тысяч рублей в Петербургскую тюрьму на выкуп должников.
Великий полководец обладал необыкновенно добрым и милующим сердцем. Великим постом в лютые морозы в доме Суворова была устроена «птичья горница» – лесных птиц спасали от голода и холода.
Пытаясь помочь матери капитана Синицкого вернуть сына из ссылки в Сибирь, Суворов пишет старушке-матери: «Я молиться Богу буду, молись и ты, оба молиться мы будем!» Удалось добиться помилования и вернуть Синицкого из ссылки.
Денис Давыдов замечает, что Суворов, «пятьдесят пять лет командуя русскими армиями, не сделал несчастным ни одного человека, ни одного чиновника и рядового, он не ударил ни разу солдата, карал виновных лишь насмешками в народном духе, которые врезались в них как клейма».
Многие считали Суворова даже чересчур мягким. На представления строго наказать виновного Суворов отвечал: «Я не палач». И при этом дисциплина в его войсках была железная.
Узнав, что за всю Итальянскую кампанию и Швейцарский поход не было ни одного случая неповиновения, Суворов воскликнул: «Я узнаю наше русское войско. Ноша службы легка, когда ее дружно поднимают многие. Нет! Греки и римляне с нами не равняются!»
Необыкновенное великодушие проявлял Суворов к побежденному врагу. Отпуская из плена генерала Лекурба, Суворов, узнав, что француз недавно женился, передал молодой жене генерала цветок. Этот цветок, как величайшая святыня хранился в доме Лекурба в Париже. В 1814 году Лекурб показывал его русским офицерам.
Суворов был несчастлив в семейной жизни. Но это не его вина, а беда «галантного века». И упрекать Александра Васильевича за то, что не смог простить супругу, невозможно.
Суворов был строг, прежде всего, к себе. Полководец превыше всего ценил чистоту и спокойную совесть. Он не стал более искать семейного счастья, а всю оставшуюся жизнь, все силы полностью отдал Отечеству.
Но как трогательна его любовь к дочери Наталье, «милой Суворочке». Александр Васильевич со всей искренностью говорил: «Жизнь моя для Отечества, смерть моя для Наташи». Письма к дочери исполнены не только нежной отцовской любви, но огромной заботы о нравственной чистоте дочери, укреплении ее в благочестии.
Суворов в письмах своему крестнику Александру Карачаю и молодому офицеру П.Н. Скрипицину оставил необыкновенно глубокое и лаконичное наставление, объясняя каким необходимо быть истинному герою.
Александр Васильевич предостерегает молодых людей от опасности превращения добродетелей в недостатки. Например, советует быть «Отважным, но без запальчивости.
Скорым без опрометчивости. Подчиненным, но без унижения.
Начальником, но без кичливости. Победителем, но без тщеславия. Благородным, но без гордости».
И много других, не менее точных советов оставил великий полководец... Суворов просит быть «врагом зависти, ненависти и мщения. Противников низлагать снисхождением. Владычествовать над друзьями верностью. Гнушаться лжи. Быть врожденно прямодушным. Быть чистосердечным с друзьями. Прощать погрешности ближнего. Никогда не прощать их в себе. Не унывать в несчастьи... Почтение Бога, Богоматери и святых состоит в избежании греха. Источник греха – ложь, сей товарищи – лесть и обман».
Братья и сестры, сколько в этих наставлениях мудрости православного христианина!
Все наставления Суворова проникнуты глубоким христианским духом и не менее поучительны для каждого из нас.
Но главное, все, к чему советует стремиться молодым людям Александр Васильевич, он сам сумел воплотить в своей жизни.
Суворов не был ханжой и, считая веру и нравственность основой доблести войск, всегда находил время для добрых шуток. Александр Васильевич был человеком радостного, светлого христианского духа. Двумя-тремя словами мог поднять настроение войск. Известно, как, видя неимоверную усталость солдат, запевал шутливую песню:
Что с девицей сделалось,
Что с красной случилось!
И у измученных солдат появлялись силы.
Австрийцы после битвы с турками, в которой вроде бы принимали участие, но не сражались, потребовали себе часть взятых русскими у разгромленного врага орудий. Суворов велел: «Помилуй Бог! Отдать им все! Мы себе еще добудем, а им, бедным, где взять!».
Придворные острословы в Петербурге старались не задевать Александра Васильевича, зная его находчивость и меткое, точное слово.
Как препятствие к канонизации Суворова вспоминают о его якобы причастности к масонам. В ХVIII веке, действительно, некоторые и добронамеренные православные русские люди, не понимая с кем имеют дело, попадали в масонские ложи. Но известны высказывания Александра Васильевича, предостерегавшего офицеров от общения с этими врагами Христовыми. Историки давно опровергли басни масонов, желающих приписать к себе многих великих русских людей.
Суворов, сражаясь в Италии, с уважением относился к католическим священникам и храмам Божиим, но никогда не сомневался, что истинной является лишь Церковь Православная.
Суворов в Праге, в Богемии, столкнувшись с сектой «богемских братьев», услышав предание о сожжении Яна Гуса, говорит: «Я благодарю Бога, что никогда реформационная горячка не посещала нашего Отечества: всегда религия была у нас во всей чистоте. И кто не знает, что сын Божий никогда не повелевал мечом или огнем крестить жидов и язычников?»
«Но мы – русские. С нами Бог!»
Прославляя святых угодников Божиих, Церковь призывает нас стараться подражать им в своей жизни. И очень важно именно сегодня усвоить еще один завет, оставленный нам Русским Архистратигом.
Суворов часто восклицал: «Мы – русские. С нами Бог!», «Мы русские – какой восторг!», «Мы русские – враг пред нами дрожит!» Эти слова полководец произносил не только для того, чтобы поднять боевой дух своих войск, но от переполненного сердца.
Восторг Суворова был духовной радостью, благодарностью Богу православного русского человека, любящего свое Отечество. Слова Александра Васильевича удивительно перекликаются со словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Русский человек – гордись, что ты русский! Россия – подножие Престола Божия на земле».
При этом у Суворова не было ни малейшего намека на ксенофобию, которую сегодня так опасаются увидеть в русском патриотическом движении.
Александр Васильевич дружит с принцем Кобургским, французом Ламетом. Пишет знаменитое, исполненное глубокого уважения письмо к «благородному рыцарю Вандеи» монархисту Шаретту, призывая «восстановить Храм Господень и престол государей ваших».
Об одном знатном русском офицере, плохо писавшем на русском языке, Суворов сказал: «Стыдно, но пусть он пишет по-французски, лишь бы думал по-русски».
Со всеми русскими Александр Васильевич говорил исключительно по-русски, те же из офицеров, кто, следуя моде, стремился изъясняться на французском, получали у Суворова насмешливое прозвище «мусье».
Во время знаменитого военного совета в Альпах, когда было ясно, что надежды на спасение нет, Суворов, подробно описав безвыходность положения, помолчав, внезапно окидывает всех взглядом и выкрикивает: «Но мы – русские. С нами Бог!»
И от всех генералов говорит старейший, Вилим Христофорович Дерфельден: «Веди нас, мы твои, отец, мы – русские!»
Все генералы хором произносят: «Клянемся в том Всемогущим Богом!» Суворов слушает с закрытыми глазами клятву русских генералов. Затем с радостью говорит: «Надеюсь! Рад! Помилуй Бог! Мы – русские! Благодарю! Спасибо! Разобьем врага, и победа над ним – победа над коварством... Будет победа!»
Петр Иванович Багратион рассказывал: «Мы вышли от Александра Васильевича с восторженным чувством, с самоотвержением, с силой воли духа; победить или умереть, но умереть со славою, закрыть знамена наших полков телами своими».
И мы знаем, как закончился этот беспримерный поход, когда суворовские чудо-богатыри зимой в летней одежде, без продовольствия и боеприпасов прошли горные перевалы, которые не все альпинисты рискуют в это время преодолевать и со специальным снаряжением, и сбили с неприступных позиций втрое превосходящего врага.
Разве это не настоящее чудо, не победа русского духа великого Суворова и его чудо-богатырей?
«Жизни только тот достоин…»
И Багратион, и Дерфельден были для Суворова русскими, и сами они себя считали русскими и гордились этим. Горячий Багратион во время отступления 1812 года будет писать с негодованием Барклаю- де-Толли: «Какие же мы русские, если отдаем врагу Отечество наше?»
Суворов спрашивает у Милорадовича: «Миша, ты знаешь трех сестер?» Милорадович, догадавшись, отвечает: «Знаю! Вера, Надежда, Любовь!» Суворов радостно подхватывает слова молодого генерала-героя: «Да, ты знаешь. Ты – русский. Ты знаешь трех сестер: Веру, Надежду, Любовь. С ними слава и победа, с ними Бог!»
Кстати, когда кто-либо, будь то солдат, офицер или генерал, плохо исполнял свою службу, Суворов одинаково укорял их: «Ты не русский; это не по-русски». Желающим исправиться говорил: «Покажи на деле, что ты русский».
Много лет СМИ с методичностью и упорством вбивают нам в головы, что Россия вечная неудачница, что у нас только «дураки и дороги», русские – пьяницы и лентяи и пр. Убеждают что, оказывается, и русских-то уже нет, а лишь «русскоязычные россияне». Русскими остались для них лишь «русская мафия» да ужасный «русский фашизм».
Суворов же, узнав о взятии русским флотом Ф.Ф.Ушакова о. Корфу, воскликнул: «Великий Петр наш жив!» И вспомнил слова императора Петра Великого после победы над шведским флотом при Аландских островах: «Природа произвела Россию только одну; соперницы она не имеет! – и то теперь мы видим. Ура Русскому флоту!»
Как важно именно сегодня для нас услышать, отгоняющие уныние слова Русского Архистратига: «Мы русские – какой восторг!»
Под звуки Преображенского марша русские полки проходили по улицам поверженных вражеских столиц – Парижа, Берлина. Но приходили мы в эти столицы после того, как враг вторгался на нашу землю. Не случайно появилась поговорка: «Русские войны не начинают. Но они их заканчивают».
«Непобедим победивший себя»
В последнее время на наших глазах в СМИ и соросовских учебниках происходило немыслимое искажение русской истории.
Нелегко преодолевать это наследие лихих 90-х.
Сегодня на Западе бессовестно переписывают историю Второй мировой, пытаясь принизить роль нашей страны в победе над нацизмом.
Но не будем унывать, вспомним слова Александра Васильевича, сказанные об одном современном полководцу французском писателе: «У этого историка два зеркала. Одно увеличительное для своих, второе уменьшительное для нас. Но история разобьет оба, и поставит свое, в котором мы не будем пигмеями».
В ХХ веке однажды пытались переписать историю России. Но, когда враг стоял под Москвой, Сталин обратился к именам святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова.
Неслучайно и в Великую Отечественную войну наших лучших военачальников называли полководцами «суворовской школы». Возвращаясь к традициям славной Русской армии, создавая в 1944 году училища по подобию кадетских корпусов императорской России, им присвоили именование суворовских.
После погрома, учиненного Советской Армии в 90-е годы, возрождаются наши Вооруженные Силы.
Россия не может существовать без сильной армии и флота. Когда закончится нынешнее русское лихолетье, нам придется, напрягая все силы, всем миром восстанавливать Вооруженные Силы Русского государства.
Наши Вооруженные Силы должны стать вновь великой Русской армией, грозной для всех врагов.
Опыт боевых действий в Сирии в последние годы, весь опыт боевых действий на Кавказе, где мы вступили в первые бои с международным терроризмом, за которым стояли, да и стоят спецслужбы наших т.н. "геополитических партнеров", свидетельствует: русский солдат остается все тем же грозным для врагов русским солдатом. Вспомним подвиг 6-й роты псковских десантников, воина-мученика Евгения Родионова, подвиги в Сирии русских офицеров Александра Прохоренко и Романа Филиппова. подвиги других наших героев.
Возрождение непобедимой Русской армии должно и несомненно будет совершаться на заветах Русского Архистратига.
В «Науке побеждать» Суворов оставил нам главный совет на все времена: «Молись Богу; от Него победа!» И твердое убеждение великого полководца: «Неверующее войско учить – что ржавое железо точить». Суворов, не знавший ни одного поражения, своей жизнью доказал христианскую истину: «Непобедим победивший себя».
Суворовские чудо-богатыри были твердо уверенны в том, что их любимый полководец способен вымолить победу. Верили в его слова: «Бог наш воевода! Он нас водит!»
Солдаты видели, как перед каждой битвой Суворов усердно молится Богу. В войсках ходил рассказ о том, как однажды Александр Васильевич, сидя на коне, долго молился перед сражением, безмолвно вглядываясь в небо. На вопрос одного солдата о том, что он видит в небе, полководец велел воину привстать в свое стремя.
И показал Суворов солдату в небесах ангелов, поющих славу. И небесные венцы над русскими колоннами, сходящие на головы тех, кому суждено погибнуть в бою. «О них и молюсь», – сказал Суворов воину. После сражения Суворов всегда присутствовал на отпевании и панихиде, провожая молитвой убиенных солдат и офицеров.
Известно, как перед началом тяжелейшего и упорного сражения на Кинбургской косе, Суворов не прервал богослужения в полковом храме, несмотря на тревожные сообщения о том, что турки уже высаживают многочисленный десант. Пока не завершилась Божественная литургия, Суворов не прекращал молитву и не отдавал приказа вступить в бой. В сражении османы были наголову разгромлены.
Суворов в начале общей молитвы сам читал перед строем полков молитву Господню «Отче наш». Солдаты чувствовали молитву Суворова. И вся армия стремилась подражать любимому полководцу.
Предместье Варшавы Прага было укреплено и ограждалось волчьими ямами. Штурм начался ночью. Перед боем, в полночь все солдаты во главе с офицерами собрались у ротных икон, перед которыми затеплили лампады и коленопреклоненно молились.
«Все мы как под венец, – рассказывает, старый гренадер, участник сражения, – надели на себя чистое белье и ждали исполнить волю А. В. Суворова». Ротный командир обратился к солдатам суворовскими словами: «Слушайте, дети, надобно нам как христианам, как русским, помолиться Господу Богу о победе над врагами. Да помириться со всеми. Это по-нашему будет, по-русски». После молитвы старый суворовский офицер дает последние наставления: «Слышите, дети, в драке помнить Бога. Напрасно неприятеля не убивать. Они такие же люди».
Вся русская армия в эту ночь молилась вместе со своим полководцем. Суворовский гренадер рассказывал, как утром после победы, солдаты осторожно пробирались между шестью рядами страшных волчьих ям и не могли понять, как ночью во время стремительной атаки никто не упал в ловушки.
Солдаты верили в прозорливость Суворова, в то, что любимому полководцу «планида Божия открыта». Во время тяжелейшего, самого упорного сражения с французами на реке Треббии, в решительный момент Суворов, спрыгнув с лошади, повергнулся ниц на землю и молился Богу. Через несколько минут встал, отдал распоряжения, после которых русские сломили врага.
Среди солдат ходили рассказы о том, как Силы Небесные хранили Суворова от покушений подосланных врагами убийц. Достоверно известно, как в Швейцарии подкупленный французами повар несколько раз за обедом подносил Суворову отравленное кушанье, но Александр Васильевич молча долго и пристально смотрел ему в глаза, пока повар не убирал это блюдо.
Рассказывали о том, что в самые тяжелые моменты сражений рядом с Суворовым появлялся таинственный всадник в светлых ризах и красном плаще, силы русские удваивались, и враг был сломлен. Кто был этот таинственный всадник, ангел Божий или святой воин-мученик в красном плаще? А может быть, плащ всадника был княжеским корзном благоверного князя Александра Невского, святого покровителя Александра Суворова?
В Германскую войну батальон любимого Суворовым Фанагорийского полка попал в окружение. Погибли все офицеры, командование принял молодой поручик. С батальоном было полковое знамя славного Фанагорийского полка.
Перед тем как пойти в последний бой, фанагорийцы усердно молились, и у развернутого знамени многие сподобились увидеть Суворова. Германцы не выдержали яростного русского штыкового удара, батальон пробился из окружения и спас знамя полка. Часовые свидетельствовали, что ночью у гроба погибшего поручика дважды видели Суворова. Этому чудесному явлению полководца посвятил стихотворение «Суворовское знамя» русский офицер, участник войны с германцами Арсений Иванович Несмелов.
На Руси принято говорить «конец – делу венец». Святые отцы считали: «Как живет человек важно, но и важно, как умирать будет». Великий полководец, любимый всей Россией, с величайшим терпением и смирением переносит опалу. Не помня обиды, как Илья Муромец в былинах, вновь идет по призыву царя сражаться за Отечество.
Увенчивает свою жизнь подвигом Итальянской кампании, в которой на одного убитого русского солдата приходилось 75 убитых французов, и великим Швейцарский походом.
Завершает земной путь Александр Васильевич, изливая все, что собрал в своем сердце за многие десятилетия войн и сражений, славных побед и любви народной, царских опал и царской милости, в составленном «Каноне покаянном Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу». Несмотря на протесты врачей Суворов со всей строгостью проходит свой последний Великий пост, не пропускает службы, поет на клиросе, читает в храме, кладет бесчисленные земные поклоны. Всецело отдавшись Богу, Суворов, несмотря на тяжелую болезнь свою, строго соблюдал все церковные обряды и пост и даже составил записку с толкованием на заповеди Божии, оканчивающуюся словами: «Будь христианин, Бог Сам даст и знает, что когда дать».
Перед смертью, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, Суворов, простившись со всеми, произносит: «Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души у престола Всевышнего».
Провожал Суворова в последний путь весь Санкт-Петербург. Когда катафалк приблизился к вратам Александро-Невской лавры, возникло замешательство, катафалк был большим, а ворота невысокими, решили, что катафалк с балдахином не пройдет.
Но старый суворовский солдат, гренадерский унтер-офицер вскричал: «Суворов не пройдет? Суворов везде проходил, пройдет и здесь! А ну, братцы, берись!»
И катафалк с телом любимого полководца, поддерживаемый руками народа, необъяснимым образом прошел через врата лавры.
Заупокойную литургию совершал владыка Амвросий. Никто не говорил надгробных слов во время прощания. Лишь хор придворных певчих пел 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится...». И когда опускали гроб, раздался гром орудийных залпов – русские пушки прощались с великим полководцам.
В Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, на могильной плите, которая находится у левого клироса, выбиты слова, к которым ничего не надо добавлять: «Здесь лежит Суворов».
Почитание и любовь к Суворову сохранялись в сердцах у всех, кто любил Россию и кому дорога слава русского оружия. Не только простой народ понимал, что Александр Васильевич Христов воин. Архимандрит Леонид (Кавелин), настоятель Ново-Иерусалимского монастыря любил стихотворение А.С. Цурикова «Дедушка Суворов». В стихотворении есть удивительно точные строки:
Дар победы – Божий дар!
Надо Богу помолиться,
Надо сердцем отрезвиться
Чтоб врагу нанесть удар.
...
Сила войска не в громадах,
Не в воинственных нарядах,
Сила в духе и сердцах!
...
Чудотворец-воевода
Не рассчитывал похода, –
Брал победу в небесах.
Правды муж творил без шуму,
В Бога думал крепко думу –
И прославлен в чудесах.
...
Жизнию монах примерный,
Духом чист от всякой скверны,
Потому непобедим!
Он из храма шел на битву,
С боя снова на молитву,
Словно Божий херувим.
В 1840 году в «Отечественных записках» было опубликовано стихотворение И.П. Клюшникова о Суворове, которое завершается уверенностью в том, что Александр Васильевич и после конца своего земного пути продолжает молиться о Русской армии:
И теперь, когда на битву
Русские полки идут,
Он о них творит молитву –
Про него они поют.
Неужели эти слова не свидетельство народного почитания Суворова, уверенности русских людей, что Александр Васильевич молится в Небесном воинстве Русских святых о своем Отечестве!
Биограф Суворова А.Ф. Петрушевский записал народную легенду, в которой повествуется о том, что Суворов подобно святорусским богатырям спит в дремучем лесу, в каменной пещере, склонив седую голову на уступ камня.
Через малое отверстие виден в пещере свет неугасимой лампады, доносится молитвенное поминовение князю рабу Божию Александру. В сказании говорится, что в страшное время для Русской земли проснется великий русский витязь, выйдет из своей усыпальницы и избавит Отечество от невзгоды.
На иконе святого праведного воина непобедимого адмирала Феодора Ушакова на свитке надпись: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури послужат к славе России». Для надписи на иконе святого праведного воина непобедимого генералиссимуса Александра Суворова могут быть избраны многие слова великого полководца: «За Пречистую Владычицу Богородицу! За Дом Богоматери!», «Мы – русские. С нами Бог!», «Молись Богу; от Него победа! Чудо-богатыри, Бог нас водит – Он нам генерал!». Подходит и надпись из предсмертного наставления Суворова: «Будь христианином; Бог знает, что и когда дать».
На иконе Александра Васильевича Суворова, которая написана к его грядущему прославлению, на свитке в руках непобедимого полководца написаны слова: «Молись Богу! От Него победа!»
В Суворовских училищах с 1944 года под портретами Суворова принято было писать слова его завещания: «Потомство мое прошу брать мой пример». Но полностью слова Александра Васильевича звучат так:
«Потомство мое прошу брать мой пример; всякое дело начинать с благословения Божия; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия, и искать славу через истину и добродетель, которые суть мои символы».
Конечно, в советское время не могли позволить учить будущих офицеров «всякое дело начинать с благословения Божия» и вспоминать о верности «Государю и Отечеству».
Но сегодня в Московском Суворовском училище кадеты молятся в храме-часовне св. Вячеслава Чешского, в Санкт-Петербургском Суворовском училище освящен храм Воскресения Словущего. Училище переехало в старинное здание Павловского кадетского корпуса. И в храме Воскресения Словущего, освященном еще в 1810 году, вновь совершаются богослужения.
В Уссурийском Суворовском училище освящен храм во имя св. блгв. князя Александра Невского. Строится храм в Тверском Суворовском училище.
У Русской армии много небесных покровителей – святых воинов. Но духовное наследие Суворова в ХХI веке не менее дорого и важно для нас, чем в ХIХ и ХХ столетиях. А учитывая нынешнее положение России в мире, становится жизненно необходимым.
В наши дни все наставления Суворова необыкновенно важны не только для офицеров и солдат Российской армии, но и для каждого православного христианина. Русским воинам необходимы твердая вера и упование на Бога суворовских чудо-богатырей.
А разве все мы не должны подражать стремлению Александра Васильевича к нравственной чистоте и деятельному, самоотверженному служению Богу, Царю и Отечеству? Разве не все мы должны прилагать усилия, чтобы восстановить в России христианскую государственность, которую защищал Суворов? Для Суворова верность Царю, помазаннику Божию, была неотделима от верности Христу Спасителю.
Суворов писал: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключил доброе имя в славе моего Отечества, и все мои деяния клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто послушное порывам скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей».
Разве суворовский пример деятельного служения Отечеству не нужен сегодня России? Ведь, что скрывать, часто и мы, православные христиане, живем лишь для себя и своих близких.
Обличением не только иным из современников Суворова звучит упрек Александра Васильевича: «Позабудем об общем деле, станем думать о себе самих – в этом вся добродетель светского человека».
В последнее время православным христианам часто внушается образ ложного покаяния и какого-то «унылого смирения». Некоторые «богословы» утверждают, что Россия «перед всеми виновата», и нам необходимо «перед всеми каяться и у всех просить прощения» – это и будет, оказывается, «подлинное христианство». Другие призывают в «последние времена», уже наступившие по их мнению, спасаться «остатку верных» в лесах.
Для нас же очень важно сегодня вместо ложного смирения и толстовского непротивления злу стяжать боевой и победоносный дух великого русского полководца Христова воина – Суворова.
Вся Россия должна услышать сердцем и поверить словам Суворова, сказанным, когда армия оказалась в ловушке в непроходимых горах, кругом многочисленные и сильные враги, и выхода, казалось, не могло быть: «Помилуй Бог! Мы Русские! Разобьем врага! И победа над ним, и победа над коварством; будет победа!»
«Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу», составленный Александром Васильевичем Суворовым, заканчивается словами:
«Се на умоление предлагаю Тебе, Господи, Матерь Твою Пречистую и всех от века Тебе угодивших, молитва их у Тебе много может, приими ходатайство их за мене недостойнаго; не вем уже, что колее Тебе изрещи: Твой есмь аз, спаси мя!»
Многие пастыри и православные христиане не сомневаются, что написавший эти строки великий полководец и христианин вместе с угодившими Богу имеет дерзновение ходатайствовать об Отечестве нашем и о нас, грешных, и молится усердно о любимой им Русской армии.
Неслучайно первым в III тысячелетии нашей Церковью был причислен к лику святых славный флотоводец, праведный воин, непобедимый адмирал Феодор Ушаков. Русский Флот получил небесного покровителя. Мы надеемся, что и Русская армия среди сонма святых воинов и благоверных князей сможет молитвенно призывать и святого праведного воина, непобедимого полководца Александра Суворова.
Верим, что во благовременьи будет отслужена последняя панихида по болярину Александру, а затем состоится торжественное прославление Александра Суворова в лике святых Русской Православной Церкви.
И перед его иконами будут служить молебны и в храме Василия Великого в Кистыше, и в храме Федора Студита в Москве, и в храме Христа Спасителя, возведенном в благодарность Богу за победу над войсками Наполеона и армией двунадесят языков.
И конечно, в главном храме Вооруженных Сил России, возведенном в благодарность Богу за Великую Победу в Священной Великой Отечественной войне.
И, возможно, мы увидим, как в Александро-Невской лавре, в храм, где пребывают святые мощи благоверного князя Александра Невского, будут перенесены торжественно и святые мощи праведного воина, нареченного именем святого князя, угодника Божия Александра Васильевича Суворова – Русского Архистратига.
Комментарии
19.01.2021 - 13:53 Спаси Вас, Бог! Этот:
Спаси Вас, Бог! Этот великолепный материал вызвал неописуемую радость, восторг и слёзы! Я так давно ждала прославления во святых Александра Суворова! С детских лет его образ жизни вызывал во мне святые чувства. Невозможно понять почему прославление во святых длилось так долго. Призовём же мы трёх сестер: Веру Надежду и Любовь в помощь нам!
20.01.2021 - 20:01 Старательно собранные и:
Старательно собранные и добротно изложенные свидетельства благочестия Александра Васильевича. Но не святости. Вспомните, какие свидетельства собирал прот. А. Шаргунов о Царственных страстотерпцах.
Добавить комментарий