Перейти к основному содержанию

19:36 28.03.2024

Новые приключения старой идеи

02.06.2020 12:31:18

Погромы и грабежи в США, последовавшие за убийством полицейскими задержанного чернокожего, связаны, отчасти, с чисто американскими проблемами - но отчасти и с той же идеей, которая вызвала катастрофу 1917 года в России. Это идея классовой борьбы и личной безответственности.

Но рассмотрим эту как трагическую, так и поучительную ситуацию подробнее. Интернет забит съемками бесчинствующих хулиганов, которые уничтожают то, что не могут украсть, поджигают автомобили и здания, наслаждаясь самим процессом безнаказанного разрушения. Большая часть безобразников - чернокожие, но немало и белых, в том числе так называемых “антифа”, молодых людей и девушек из вполне “привилегированных” семей, которые приняли участие в погромах и грабежах из обостренного чувства социальной справедливости.

Расовые беспорядки в Америке - явление обычное, периодические обострения хронической болезни. Время от времени полиция убивает чернокожего, разгневанные люди выходят на улицы, разнося вдребезги и без того унылые районы, где они живут, и делая свою и до того тяжелую жизнь еще более тяжелой.

У нас в России беспорядки такого масштаба, полное (хотя бы и временное) отсутствие закона и порядка, разграбление магазинов и поджоги знаменовали бы катастрофический обвал государственности, как в 1917 году, после которого можно было бы ожидать либо свирепой диктатуры, либо хаоса, а потом уже свирепой диктатуры. Но в США это обычно не так - волнения стихают, страна продолжает жить. Возможно, это связано с высокой степенью территориальной сегрегации - в одних районах (преимущественно цветных) бедность, передаваемая из поколения в поколение, высокая преступность, знаки заброшенности и развала, бросающиеся в глаза всякому, кто решится заглянуть в эти печальные места. В других - чудесные частные дома, окруженные цветниками, мир, процветание и благоустройство.

Разрушительные буйства цветных бедняков обычно не выходят за рамки и без того уже неблагополучных районов; во всяком случае, они не могут разрушить ту благополучную - и, главным образом, белую - Америку, которая находится по ту сторону социального (и, отчасти, расового) забора.

Нынешние беспорядки - когда разграблению подверглись магазины в дорогих районах Нью-Йорка - явно выбиваются из этого ряда.

Тем не менее, расовые беспорядки остаются, хотя и не смертельной, но тяжелой хронической болезнью американского общества. Это проблема воспринимается через два конкурирующих мировоззрения, которые сложились в американской политической среде.

Одни - консерваторы, республиканцы - склонны делать упор на личной ответственности человека за свое благополучие. Америка стоит на свободе и частной инициативе. Все, что должно тебе правительство - это, по возможности, не мешать. А уже ты сам, упорным трудом, изобретательностью, заботой о своем добром имени должен пробиваться в жизни. Американская мечта, архетипическое повествование об успехе, рассказывает о том, как человек без гроша в кармане, возможно, недавний иммигрант, личным усердием, предприимчивостью и добросовестностью, которая приобрела ему доверие окружающих, добивается богатства и уважения. Америка - справедливое общество, куда стремятся люди со всего мира, потому что честность и трудолюбие здесь получают щедрую награду, а леность и безответственность вознаграждаться и не должны.

Другой точки зрения придерживаются американские либералы, поддерживающие демократическую партию. У нас в России либералы - это социал-дарвинисты, горячо выступающие за право "красавцев-богачей с хорошими генами" наживаться, как им будет угодно. Но в США либералы - это, напротив, критики капитализма, которые рассматривают призывы всего добиться упорным трудом как издевательские. Хорошо “всего добиваться самому”, если вы родились в благополучной белой семье, получили хорошее воспитание, родители в состоянии оплатить вам образование (или, во всяком случае, ваша семья на хорошем счету у банков, и вам дадут кредит на учебу). Хорошо, если у вас есть широкий круг таких же благополучных знакомых, которые помогут найти вам работу. Хорошо, если оттенок кожи, манера держаться и речь выдает в вас человека благополучного, благоустроенного и безопасного, которого охотно возьмут на работу.

Но что если это не так? Что если вы родились в загаженном криминальном районе, у измученной темнокожей матери, болезненно располневшей из-за плохой дешевой еды, а отца и не видели? Что если она едва могла вас прокормить - не говоря уже о каком-либо образовании? Что если вы росли среди насилия и криминала, и ваша речь сразу выдает в вас выходца из неприятной и опасной среды, с которой работодатель, по возможности, не хотел бы иметь дела?

Не будут ли в этом случае призывы к образованию и упорному труду просто злой насмешкой? И можно ли упрекать человека, который оказался в таких условиях, что он не прыгнул выше головы?

Поэтому демократы стоят за то, чтобы государство активно помогало тем, кому не повезло в жизни - облагая налогами для этого более благополучных.

На это их оппоненты - консерваторы указывают, что дорога в ад вымощена благими намерениями, и в реальности меры либералов только ухудшают положение тех, кому они пытаются помочь. Бизнесы, удушаемые налогами, перебираются в другие штаты, и лишают местных жителей рабочих мест; меры регуляции - когда, например, владельцам жилья запрещают брать арендную плату выше определенной - разрушают рынок недвижимости и лишают людей мотива строить новое жилье. Но самое главное - получатели социальной помощи привыкают полагаться на нее, вместо того, чтобы самим прилагать усилия к улучшению своего положения. Формируется класс людей, вечно сидящих на пособии - развращенных бездельем и озлобленных на весь мир.

Конечно, и та и другая позиция имеет свои основания, и в идеале, государство находит какой-то баланс, позволяющий смягчать социальные проблемы и, в то же время, побуждать людей самим о себе позаботиться.

Но в реальности, на фоне острого мировоззренческого противостояния в нынешних США, люди все более смещаются к крайним позициям - и либералы становится все более социалистами, углубляясь в марксистскую риторику о противостоянии угнетателей и угнетенных.

Для этой риторики характерен определенный этический сдвиг - который нам хорошо знаком на примере наших собственных революционеров. Тут и выступает идея классовой борьбы и личной безответственности.

Состоит она в том, что род людской четко делится на две конфликтующие группы - угнетателей и угнетенных, угнетатели всегда неправы, все их действия заведомо преступны. Угнетенные, напротив, правы всегда - и если они, например, разграбили и сожгли магазин, то это потому, что их до этого довело бесчеловечное угнетение. Даже если какие-то действия угнетенных трудно признать похвальными, вина за них лежит не на самих угнетенных, а на угнетателях, которые довели их до такой крайности.

Как писал в 1918 году Александр Блок, “Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку – образованностью”.

Многие американские комментаторы говорят о нынешних бесчинствах в том же тоне - почему поджигают центры продажи автомобилей? Потому что на них раскатывали бессовестные привилегированные белые. Почему громят магазины? Потому что расистское общество, обокравшее чернокожих, должно расплатиться, и три-четыре пары обуви или коробка с гаджетами - это самое маленькое, что угнетенные могут потребовать себе в качестве компенсации. Почему громят мелкие лавочки чернокожих же торговцев, которые упорным трудом на благо соседей добились скромного достатка? Потому что справедливый гнев требует выхода.

Надо платить и каяться - идея, которую выдвигает, например, темнокожий миллионер Роберт Джонсон, который полагает, что правительство США должно выплатить $14 триллионов в качестве репараций за рабство, чтобы уменьшить расовое неравенство в стране.

Конечно, есть и другие голоса, указывающее на очевидное: полицейские, убившие уже задержанного человека, преступники, но и поджигатели, громилы и грабители - тоже преступники, и к ним надо проявлять не понимание, а вязать и наказывать.

Они разносят свои бедные районы, громят лавки, которые обслуживали население и создавали рабочие места, это снижает охоту предпринимателей в этих районах трудиться. В итоге население бедных районов больше страдает от криминальных и буйных элементов в их собственной среде, чем от белых расистов. И этим самым буйным элементам кающиеся за расизм спешат выразить свое полное понимание - довели, мол, бедных.

Когда человек, любой, белый или черный, с горечью видит, что его жизнь намного хуже, чем у других, что его перспективы довольно безнадежны, он охотно слушает тех, кто снимает с него всякую ответственность за его жизнь и находит ему виноватых. Можно, конечно, сказать правду - “Да, тебе не повезло. Ты вытащил плохой билет в лотерее. Но упорным трудом и ответственным поведением можно улучшить свою жизнь и приобрести умеренный достаток”. Но это никого не обрадует и не утешит. А вот другие слова - “во всем виноваты помещики/капиталисты, коррумпированный режим, белые расисты” прольются как бальзам на душу.

При этом немалая доля правды в этом будет. Российская Империя не была раем на земле. Германии действительно, безрассудной мстительностью победителей в Первой Мировой войне, был навязан невыносимый версальский договор. И, действительно, бедственное положение чернокожих тянется со времен рабства и сегрегации, и является наследием столетий несправедливости. А полиция действительно впадает в злоупотребления. С ней это бывает. Вот только исцелить эти язвы, снимая с людей ответственность за их жизнь и поступки, невозможно.

Подогревать и использовать гнев, обиду и фрустрацию, поощрять людей давать выход самому дурному в них, снимая с них всякую ответственность, всегда было чрезвычайно эффективным политическим приемом. И чрезвычайно разрушительным.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
7 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+