Перейти к основному содержанию

18:43 04.06.2020

С Божьей помощью

11.05.2020 15:52:24

75 лет назад, в ночь с 8 на 9 мая Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. В Европе (Япония капитулировала 2 сентября 1945 года) закончилась шедшая с 1 сентября 1939 года самая большая в истории мировая война. В войне погибли 60 миллионов человек. О той войне, ее последствиях для Европы и всего мира написано много научных исследований, книг, снято много фильмов. Сравнительно небольшая часть этих работ касается Православной Церкви и веры участвовавших в ней воинов. Сохраняя благодарную память о миллионах солдат, которые погибли на той войне, важно не забывать также о событиях, подтверждающих помощь им свыше.

Для христиан, верящих, что без Воли Божией ничто не происходит, война стала временем испытания. Испытывались не только численность и вооружение воюющих армий. Испытывались и часто имели решающее значение выбор, вера в победу и в помощь Божию.

Польская историография содержит мало данных о религиозных и национальных различиях солдат, воевавших на всех фронтах Второй мировой войны. Известно, что, вступив в польскую армию, белорусы разделили со своими товарищами трагическую судьбу защищавших Родину солдат сентября 1939 года. Среди 66 тысяч павших в сентябрьской кампании потери среди белорусов примерно оцениваются в 8 тысяч. Как  "выделяющихся жертвенностью души" оценивали белорусов среди прочих генералы Юлиуш Руммель, Владислав Андерс и Франтишек Клееберг. Среди защитников Хельской косы белорусы составляли более 10 процентов. Среди них был белорусский писатель Янка Брыль.

Как явствует из изысканий доктора  наук Ежи Гжибовского из Варшавского университета, в воевавших на западном фронте  польских формированиях было более 3 тысяч православных. Свыше двухсот из них погибли или умерли в Италии, Франции, Бельгии, Голландии, Англии, на Ближнем Востоке и в Африке. Нам неизвестно точное число православных Белосточчины, воевавших в рядах  Народного войска польского, а также попавших  в Красную Армию. Мы писали в «Православном обозрении» о судьбе некоторых из них: подполковнике Павле Туронке, который прошел в рядах 1-й армии Войска Польского весь ее боевой путь, Яне Радзюкевиче, отце нашей сотрудницы, который после четырехлетней службе в армии и уже после капитуляции Германии отправился на войну с Японией. O Стефане Ковалевиче из Литвинович, участнике битвы под Монте-Кассино, мы пишем на страницах 53-57 этого номера. Мы постараемся написать в будущем и  о судьбах других людей, в том числе и о тех, кто не вернулся домой с этой страшной войны.  Просим наших читателей тоже сообщать нам о них. Мы обязаны сохранить их всех в нашей молитвенной памяти, ведь благодаря их жертве не исполнились в отношении наших народов планы "расы господ".

22 июня 1941 года, в день, когда Церковь вспоминает всех святых, на земле русской просиявших, мощные гитлеровские войска вместе со своими союзниками напали на Советский Союз. Началась война, от исхода которой зависели не только судьбы большевистской партии и советского государства, но и судьбы многих народов, в том числе и польского.

Хотя и известно, что стало бы со славянскими народами, победи Германия Красную армию (ей почти это удалось) и дойди до Урала, проводимая в настоящем историческая политика об этой правде не вспоминает. Поэтому важно напомнить, что в 1941 году в Главном управлении имперской безопасности Третьего Рейха под руководством Генриха Гиммлера был принят генеральный план Ост. План предусматривал  истребление или переселение славянского населения с территорий, лежащих к востоку от Третьего Рейха. Поляков, отнесенных в соответствии с нацистской расовой политикой к "низшей славянской расе, к недочеловекам", должно было остаться 3-4.8 миллиона для использования в качестве "рабской рабочей силы".  После полного истребления евреев план предусматривал также уничтожение 50 процентов чехов и моравов, 65 процентов украинцев, 75 процентов белорусов. В отношении русских, которые, как писал Гиммлер "значимы только своей численностью", рекомендовано было "полное биологическое истребление путем остановки естественного прироста".

Среди верующих людей существовало убеждение, что страшная война (в первые ее месяцы Красная армия понесла огромные потери) является наказанием за отступничество народа от веры в Бога, за осквернение святынь, за преследование Церкви.

Действительно преследования, которым в большевистской России подвергались исповедующие Христа, можно сравнить только преследованиями в первые века Христианства в Римской Империи. С разным натиском и в разных формах эти преследования осуществлялись со времени захвата большевиками власти в 1917 году и до горбачевской перестройки в 80-е годы 20-го века.

Придя к власти, большевики сочли, что смогут относительно быстро уничтожить Церковь и выкорчевать из души русского народа его веру. По приказу Ленина, Дзержинского, Троцкого и иже с ними в государстве "рабочих и крестьян" всеми доступными средствами пропагандировался атеизм.  Был создан  союз воинствующих безбожников, в котором в 30-е годы состояло около 3 миллионов граждан. Россию наводнили издаваемые миллионными тиражами журналы, книги и плакаты, высмеивающие духовенство, оскорбляющие чувства верующих и убеждающие, что требуется снести тысячи храмов. Ослаблению Церкви были призваны послужить поддерживаемые властями внутрицерковные расколы. Подобный механизм борьбы с Православием  применялся уже в 1596 году, чтобы созданием Брестской унии в Речи Посполитой разделить христиан веры греческой, то есть православных. В настоящее время этот метод применяется на Украине, где власти поддерживают раскольничьи структуры.

Когда большевики увидели, что применяемые меры не приносят ожидаемых результатов, против иерархов, духовенства и активных в Церкви мирян  был развязан открытый террор. Самые страшные репрессии обрушились в 30-е годы, когда в рамках так называемой "безбожной пятилетки" осуществлялся план окончательной ликвидации Церкви.

Один из наиболее известных православных богословов 20-го века о. Александр Шмеман отметил, что на преследования со стороны государства (как это было во времена ереси Ария и иконоборчества) Православная Церковь могла дать и давала только один ответ. Этим ответом было мученичество. Но если в первых веках готовность принять мучения и смерть за Христа была господствующей установкой подавляющего большинства христиан, со временем  такой настрой, по общему мнению начала 20-го века, стал чем-то исключительным. История русской Церкви 20-го века показала ошибочность этого суждения.

По официальным данным, представленным Александром Яковлевым, главой комиссии, занимавшейся исследованием  совершенных в советское время преступлений и реабилитацией невинно репрессированных, с 1917 по 1938 год было убито более 50 тысяч представителей православного духовенства, а всего репрессировано почти 200 тысяч. Только в 1918-38 годах убиты 130 православных епископов. Разрушено 400 тысяч храмов. Несмотря на эти преследования, во ходе всеобщей переписи населения 1937 года 56.2 процента граждан объявили себя верующими людьми. О результатах переписи Сталин безусловно знал.

Когда случилась война, Сталин получил информацию о том, что матери дают отправляющимся на войну сыновьям крестики и иконки, которые часто хранятся между страниц  комсомольских и партийных билетов, а также о том, командиры, отдающие приказ о наступлении, часто призывают имя Бога, что Матерь Божия являлась воинам, беря из под Свою опеку.  Сталину безусловно были также известны слова премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля: "Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли.... Я вижу их охраняющими свои дома; их матери и жены молятся — о, да — потому что в такое время все молятся...."

Проявившаяся в начале войны сила немецких войск убедила Сталина и советское руководство в необходимости мобилизации всех сил народа, в том числе и духовных. Имея за спиной годы обучения в духовной семинарии, Иосиф Джугашвили первое свое в войну обращение к народу начал словами, с которых начинается церковная проповедь: "братья и сестры". Также он призвал имя святого Александра Невского.

В новых политических реалиях, когда исчезла цензура на религиозную тематику, в русскоязычной, причем не только церковной публицистике появились свидетельства людей о необычных чудесных явлениях помощи небесных сил сражающимся солдатам. Об одном малоизвестном случае свидетельствовало много солдат, а среди них Михаил Балаев, ставший после войны схиархимандритом Троице-Сергиевой лавры. 14 октября 1941 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы группа воинов, среди которых были верующие, пыталась вырваться из окружения, в которое попали под Вязьмой несколько армий (более миллиона человек). Из-за ураганного огня противника попытки окончились неудачей.

В определенный момент солдаты увидели наверху женскую Фигуру, которая шла над верхушками деревьев вдоль реки Курьяновка. Те, кто поверил, что это не мираж, побежали за Ней. Хотя по ним стреляли, никто не был ранен. Когда они пробежали около 5 километров, женская Фигура быстро отдалилась, а солдаты поняли, что вышли из окружения. Для памяти о том событии в 2009 году была написана икона Одигитрия Вяземская Ратная. Она находится в Спасо-Богородицком женском монастыре в городе Вязьма.

Явление Пресвятой Богородицы во время сталинградской битвы отражено в советских документах, в том числе в донесении уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Украине тов. Ходченко своему начальнику, полковнику НКВД Георгию Карпову. Ходченко сообщает, что прибывшие на Украину из Сталинграда военнослужащие 62-й армии "массово свидетельствуют", что были очевидцами поразившего их "некоторого небесного явления".  О явлении Пресвятой Богородицы с Младенцем над Сталинградом рассказывал при свидетелях майор СМЕРШа (войсковая контрразведка) Юрий Голубев. Сохранились свидетельства иных известных по именам солдат, в том числе немецких и итальянских, которые  также видели Мадонну.

В интервью известному писателю Юрию Бондареву маршал Георгий Жуков признался, что по устному приказу Сталина в самые трудные дни сталинградской битвы вдоль Волги летал самолет с Казанской иконой Пресвятой Богородицы. Также во время битвы за Москву Сталин приказал облететь на самолете столицу с иконой Пресвятой Богородицы. В Сталинграде, на левом берегу Волги, перед той иконой духовенство, в том числе и митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич), служили круглосуточные молебны.

Судьба Второй мировой войны решалась на восточном фронте где Германия понесла наибольшие потери (3.6 миллиона погибших и взятых в плен) . В боях с Красной армией погибла также значительная часть войск стран-союзников  гитлеровской Германии.Только в Сталинградской битве погибло 109 тысяч солдат румынской армии, а 70 тысяч попали в плен.  Потери венгерской армии (убитые и пленные) составили 105 тысяч, а итальянской 84 830 солдат.

"Нейтральная" Испания направила на восточный фронт "Голубую дивизию" (в общей сложности 45 тысяч солдат). На востоке воевали также несколько тысяч добровольцев из оккупированных Германией Франции, Бельгии и Голландии.

Всех их, в том числе и тех, у кого на солдатском ремне были слова  "Gott mit uns"  (С нами Бог), победили солдаты и офицеры, многие из которых носили Бога в сердце.

В 1945 году православная Пасха выпала на 6 мая, день святого Георгия Победоносца.В Светлый понедельник 7 мая в Реймсе во Франции Германия капитулировала на западном фронте. На следующий день фельдмаршал Кейтель перед советскими военачальниками подписал акт о безоговорочной капитуляции. В этот момент в Москве наступила полночь нового дня, и поэтому День победы в России празднуется 9 мая.

Для православных пасхальная радость соединилась с окончанием страшной войны. Для многих совпадение дат не было случайным. Как пишет Андрей Фарберов, автор книги "Спаси и сохрани. Свидетельства о помощи Божией в Великую Отечественную войну", победа была дана нам Божьим Провидением. Это было очевидно для каждого, кто в ту войну обращался с молитвой к Христу, Пресвятой Богородице, святым. "С нами Бог" было написано на пряжках их солдат. Кресты были на крыльях их самолетов и танков. Но Бог был с нами потому, что сердца наших людей в то трудное время были с Ним.

 

600 тысяч солдат полегли на польской земле. Они погибали с убеждением, что принесли нам свободу. О них, лежащих в часто безымянных братских могилах, оскверняемых время от времени "неизвестными преступниками", будем помнить не только в годовщину окончания той страшной войны!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+