Перейти к основному содержанию

17:18 20.04.2024

Международный бакалавриат: проверка на прочность

09.12.2019 10:47:18

Уже несколько лет в некоторых школах России действует программа Международного бакалавриата (МБ). «Миссией МБ является воспитание любознательных, самостоятельных, неравнодушных молодых людей, которые помогают делать мир лучше и надежнее за счет развития взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных стран и культур».

Подробно обо всём прочитать можно здесь (https://www.ibo.org/)

 

А я поделюсь исключительно своими наблюдениями, которые отличаются от описаний на сайтах школ, на официальном сайте МБ. К сожалению, мои примеры будут смотреться грустными по сравнению с многообещающими лозунгами.

Главный козырь МБ – это диплом, который даёт возможность поступать в самые престижные вузы мира – от Гарварда до МГУ. Но до поступления надо сначала дожить и остаться нормальным и добрым. Получится ли?

Давайте по порядку.

Это большая потеря времени. Все «нормальные» дети (не обременённые МБ) приходят домой к обеду. Отдыхают, делают уроки, гуляют, посещают секции и кружки.

Я сына-третьеклассника провожаю в школу к 8.30, а встречаю в 16.20. Это без продлёнки. Учебный день - взрослый рабочий день! У нас такое расписание было и в 1 классе, и во 2-ом.

Вижу, как устают дети, и я не только о своём говорю. Ребята нервные, агрессивные, порой неуправляемые. А как может быть по-другому, если они ложатся спать после 22-23 часов? После уроков у многих кружки или секции, потом ужин, отдых, а потом уроки.

Третьеклассница В. занимается вокалом, приходит домой к ужину, выгуливает щенка, а потом - садится за тетрадки. Второклассник Т. – футболист, делает часть уроков перед сном, а часть – рано утром. Бабушка водила его к неврологу из-за беспокойного сна. Медик сказала, что проблемы со сном вызваны нагрузками в школе.  

На последнем собрании родители просили учителя «разрешения» не делать или не каждый раз выполнять задания по окружающему миру, москвоведению. Объясняли, что большие нагрузки у детей, хорошо бы успеть русский с математикой и английский с литературным чтением осилить.  

 

МБ - удовольствие небесплатное. Каждый месяц всем раздают платёжки – примерно 5 тыс. руб.  И в Договоре, который мы подписывали при поступлении, заботливой рукой администратора корпуса выделено ярким маркером: при отсутствии оплаты за три месяца подряд, руководоство школы переведёт ученика в любой другой корпус (без программы МБ)

Между уроками и занятиями по МБ ученики гуляют почти час на школьной площадке. На первый взгляд – замечательно! Современные дети мало двигаются, мало бывают на свежем воздухе. Но это всё хорошо до первых осенних  дождей, до нашей суровой зимы и весенней слякоти. Ребята бегают по лужам и сугробам, купаются в снегу, устраивают снежные поединки. У меня сын приходит домой, и у него рукава сорочки по локоть мокрые, брючины и носки – тоже. Я сначала думала, что это мой ребёнок так активно резвится между уроками, что забывает: поменять влажную одежду сможет только через несколько часов. Но я спрашивала и у других родителей: ситуация такая же. Поговорила с девчонками из нашего корпуса и выяснила, что и у прекрасной половины проблема та же. Предлагала своему сыну сменную одежду с собой брать. Но он наотрез отказался: «где я буду переодеваться, да и времени на это нет», - аргументировал он. Правда, время на битву сапогами с другими классами есть.

 

Вторая проблема с прогулкой: дети фактически предоставлены сами себе. Конечно, учителя находятся с ними где-то рядом. Но у них своя свадьба, а у школьников – своя. Взрослые размеренно прогуливаются по периметру двора и тихий ведут разговор. В результате,  первоклассник А. свалился с высокой температурой после одной из прогулок. Его бабушка жаловалась, что её внука ударили на улице, и он просидел на бордюре всю прогулку. А было тогда минус 20. Второклассник М. сорвался с дерева, и было подозрение на сотрясение мозга. И таких неприятных примеров немало.

 

После проблем с прогулками меня и родителей, с которыми я общалась, беспокоит: где дружба и терпимость, умение общаться и ориентироваться в этом мире? Об этом говорится в «аннотации» к МБ. Заявленные самостоятельность и критичность мышления – прекрасно. Но на деле это какая-то пародия.

Группа из 5 умных, физически здоровых и развитых мальчишек напала на девочку. Ровесница виновата в том, что она не отличница, не первая красавица, в школу добирается на своих двух, а не на «лексусе-шмексусе», у неё совсем нет подружек. Хорошая цель для не очень хороших ребят.

Вы скажете, причём здесь бакалавриат? В каждом классе любой школы есть бузотёр, который кошмарит всех. Конечно, есть. Но, скорее всего, учителя не делают вид, что ничего не происходит, не отстраняются от проблемы. И редкий педагог, когда ему пожалуются родители на побои или травлю дочки или сына, пожмёт плечами, мол, «ничего не вижу, ничего не слышу».   

Эта упомянутая группа постоянно выбирает себе новую жертву, и как волчата окружают, гнобят и травят. В классе был мальчик М. с не русской фамилией и не русской внешностью. Он профессионально занимается прыжками в воду, побеждает на соревнованиях. Но это не помогало, частенько он становился предметом травли из-за своего происхождения. М. недавно перешёл в другую школу, правда, официальная причина: со спортом совмещать учёбу в нашей школе трудно.

Когда мальчик прощался с классом, ребята, видимо, проявляя большое критическое мышление, скандировали: ура, М. уходит, уходит навсегда! И опять взрослые никак не отреагировали. Это и вина учителей, что ребёнка вынуждены были записать в новую школу.

А на сайте школы написано, что благодаря МБ, учебное заведение поможет: «учащемуся сформировать позитивное и созидательное отношение к миру, установку на сотрудничество, желание быть полезным семье, Родине и всему человечеству».  Или «в рамках становления наших учащихся ответственными гражданами мира огромное внимание уделяется вопросам воспитания их в духе межкультурной осведомленности и понимания».

Я много готовила материалов для образовательного журнала на темы «Осторожно, хулиган в классе!», «Что делать с драчуном?» «Шутки под запретом» и так далее. Эти темы появлялись из года в год, благожрая письмам мам-читательниц. Я никогда не встречала жалоб родителей на группу хулиганов в одном классе. Это всегда был один школьник и даже один на всю параллель. Разговаривала с учителями, психологами из разных школ: хороших с высокими рейтингами и школ, где большинство детей из неблагополучных семей. Везде была видна работа педагогов, пусть не всегда успешная, но никто не отстранялся от проблемы, учителя вместе с психологами проводили уроки доброты, дружбы. Классные руководители разговаривали с мамами тревожных детей, даже иногда педагоги отводили дебошира за руку в школьную секцию, чтобы только энергию в доброе русло направить.     

На собрании наша учительница жалуется на поведение мальчиков, то йсамой группы, которая будоражит всех. Это уже, как припев в песне: срывают уроки, нецензурно выражаются, цинично комментируют ответы товарищей у доски. А больше всего педагог сетует на то, что ребята на её замечания с наглой ухмылкой смотрят ей в глаза. И учитель ничего не может сделать! Взрослый человек с высшим образованием, человек, который изучал детскую психологию, оказывается беспомощным. Или хочет быть беспощным? Потому что так проще. Сказать, что учитель из-за мягкости не может характер проявить, нельзя. У этого классного руководителя, например, хорошо получилось приучить родителей с 1 класса не звонить, не беспокоить до и после уроков, и вообще никогда. Мы даже телефон или электронную почту не знаем преподавателя. А на место поставить 9-летних взорвавшихся мальчишек, не получается.  

Мне такое непонятно. Я училась в элитной английской школе, а наш класс был ещё и самым мажорным: сплошные дети обкомовских работников и главврачей. Что из этого следует, наверное, не надо объяснять? Юные создания никого и ничего не боялись. Не буду приводить в пример свою первую учительницу, заслуженного работника народного образования РСФСР. Она с восхищением вспоминала своё сталинское детство и огорчалась, что сейчас нельзя тяжёлой указкой лупить детей по рукам и спине, как делала её учительница. Это уже перебор, конечно. Но есть другой пример, менее кровожадный. К нам пришла новая учительница по химии. Кто помнит советские времена, знает, что нормально одеться можно было исключительно по знакомству. У «химички», видимо, таких знакомств не было. Весь класс сразу оценил её джинсовые полукедики с многочисленными букашками. Мы радостно потёрли ладошки: будет, чем заняться на уроке! Договорились: первый ряд считает насекомых на левой ноге учительницы, второй – на правой. А третий ряд проверяет правильность подсчётов. Ничего у нас не получилось! Нет, мы не запутались в букашках, мы даже не приступили с подсчётам. Преподавательница разгадала наши намерения и грозно цыкнула на нас. Педагогично или нет, не буду судить, но химию мы знали все. И уважали учителя. Кроме того единственного цыканья, женщина ни разу не повысила на нас голос, мы её никогда не видели  раздражённой или сердитой. Зато, если не воспринималась какая-нибудь химическая цепочка, преподавательница жертвовала своим обедом, перерывом и спокойно рассказывала до тех пор, пока не становилось ясно. В нашем «бакалавриатском» корпесе, к сожалению, другая традиция. Не ловишь на лету - твои проблемы, а если кто-то смелый попросит педагога растолковать, то услышит «придурок», «баран» и так далее. Неужели так можно добиться цели, которую «сформировал корпус, исходя из миссии МБ - подготовку учащихся для дальнейшей жизни в рамках родного и международного сообщества. Это означает, что наряду с приобретением знаний, пониманием российской культуры, школа вносит международное измерение в образовательный процесс»?

Самостоятельность, которая тоже заявлена в МБ, по-моему, то ли неправильно трактуется, то ли «не вписывается» в российскую действительность. Есть ситуации, когда любой взрослый, тем более, учитель, должен вмешаться. Если пятеро или шестеро-семеро унижают одного, чуть ли не забивают ногами, надо вмешаться - юных подлецов остановить, как минимум. А ещё хорошо бы объяснить (если родители не смогли), что настоящий лидер слабых не обижает, девочек не бьёт, наконец, героем себя не чувствует, когда стаей на одного. Я не против мальчишеских разборок, они были и будут, и это нормально, когда ребята мерятся силой. Я против демонстрации силы исподтишка, я никогда не приму, когда кучкой нападают на одного. Не стыдно синяк получить в честном поединке, стыдно впятером поставить один синяк. А как вам: тихий и спокойный отличник носит рюкзак однокласснику? Я знаю об этом, другие мамы знают, а учитель, который с ними проводит почти 8 часов – не в курсе? Это только третий класс! По-моему, и с тем, кто носит, и с эксплуататором, обязательно надо говорить. Но, видимо, у учителей, одухотворённых МБ, свои принципы. Из разговоров с детьми и их родителями слышала: это спартанский метод воспитания. Порой педагоги, комментируя драки, агрессию своих «подопечных», говорят о жёстком отборе. Или самое простое и возмутительное, что я слышала: да? Такое было - не в курсе, впервые слышу. В чате родители периодически жалуются, что педагогам наплевать на то, что дети, если их вовремя не остановить, не заняться климатом в классе, покалечат или поубивают друг друга.

 

Страшилок хватит. Теперь немного о дисциплинах. Например, в первом классе после основных уроков было развитие речи. Полезная вещь. Но во 2-м классе этот предмет замененили на вышивание. В 3-классе учат всех готовить: все сидят и мелко режут морковку. Да, учиться готовить – это прекрасно и для девочек, и для мальчиков. И у нас, родителей, были уроки труда. Только это было уже в средней школе и в специально оборудованных помещениях. Девочки занимались домоводством в классе с плитой, вытяжкой, раковинами. А мальчики, пока ровесницы делали бутерброды и варили кашу, учились пилить, строгать. И тоже – в специально оборудованной комнате. Вопросы пожарной безопасности, санитарии были проработаны. А у нас на парты, где только что лежали тетради и учебники, раскладывают сырые овощи. Неудивительно, что потом, на родительских субботниках, с пола соскабливают куски прилипшей еды.

На собрании мы спрашивали, нельзя ли вернуть уроки развития речи или вместо резки морковки поставить английский. Нам сказали, что нельзя. А на вопрос, не написать ли нам коллективное письмо, испугались и попросили ничего не делать без особого разрешения! Мы, родители, платим деньги за эту программу, и мы не можем предлагать, оспаривать?

 

За три года обучения, я не вижу воплощения многообещающих лозунгов. Возможно, действует правило: чем красивее и загадочнее что-то описывается, тем оно хуже.

Не исключаю, что когда вводили МБ в школы и садики, преследовали самые благие цели. Но чиновники сидят высоко, и им в очередной раз понесут отчёты о проделанной работе: например, десятки красивых презентаций на тему «Кто мы?», «Как мы выражаем себя?» (одни из тем МБ в начальной школе). Мне бы хотелось, чтобы ответственные за образование наших детей, увидели бакалавриат не в высоких цифрах и процентах, не в достижениях на бумагах, грамотах, а в реальной жизни.  

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+