Перейти к основному содержанию

12:57 23.10.2019

Психологические тесты в школе: от полезного до смешного

01.10.2019 17:49:07

Психологические тесты прочно вошли в жизнь наших детей-школьников, а соответственно, и в нашу родительскую жизнь. С одной стороны, конечно, польза от тестов есть. Кому-то нужно самооценку поднять, кому-то нужно помочь научиться дружить, а кто-то – краснеет и заикается у доски, хотя уроки добросовестно учит. Но, к сожалению, нередко родители сталкиваются и с негативной стороной тестов, а иногда некорректная постановка вопросов или интерпретация ответов бывает смешной и нелепой.

Задуматься на эту тему заставили недавние разговоры с мамами и бабушками в коридорах школ, дворцов спорта в ожидании своих детей из спортивных секций, а также во время прогулок на детских площадках.

Чёрный карандаш – ещё не депрессия

Людмила, мама 10-классника эмоционально делилась, как у её сына проводили тест, который должен был показать атмосферу в классе. Всем выдали листы с фамилиями учеников, где жирным шрифтом уже было выделено имя заполняющего анкету. Каждому однокласснику и однокласснице надо было поставить оценку от -3 до +3. Обещали обнародовать результаты только в обобщённом виде. А на деле: все видели, кто кому сколько поставил. «Как вы понимаете, атмосфера в классе сильно накалилась. Сын расстроился: его низко оценили те, кого он искренне считал друзьями. Хотели проверить, дружен ли класс, в результате поссорили всех. А до этого сын с одноклассниками веселился на другом тесте - на агрессию. Ребята приписывали к вопросам свои замечания. Например, швыряет шкаф во время спора, носит топор среди учебников. О какой психологической помощи и результативности может идти речь? Хочу в будущем отказаться от тестов, если возможно, по-моему, это трата времени и никакой пользы», - сетовала женщина.

А бабушка Раиса вообще категорична: «Как относиться к тестам? Как к профанации! Вот наш пример: внучка в 3-ем классе нарисовала что-то чёрным карандашом. Психолог забила тревогу: депрессивность, плохое настроение. А позже выяснилось, что девочка взяла из портфеля первый попавшийся карандаш. Она не хотела рисовать чёрным, но искать другой поленилась. Вот вам и тревожность с депрессией!»

Одна мама чуть не поссорилась с сыном-подростком из-за теста. Но разобралась вовремя, в результате избежали конфликта, но больше она не хочет, чтобы её ребёнок участвовал в тестах. И все её поймут. На вопрос анкеты «О чём больше всего мечтаешь?» семиклассник ответил: «Хотя бы раз в жизни вместе с мамой посмотреть фильм». А подарок, который больше всего хочет получить - компьютер. «Когда нам на собрании показали ответы, я от стыда чуть не сгорела. А мы, между прочим, каждую субботу смотрим вместе с сыном пару фильмов, заранее делаем мелкие вкусняшки, устраиваем киновечер. А компьютеров у нас дома 4 штуки, при этом два из них - сына! Дома мой объяснил, что не знал, что написать! А психолог требовала ответы на все вопросы», - жаловалась обиженная мама.

Из чего же сделаны психологические тесты

Попросила знакомых психологов помочь разобраться: какие тесты бывают, для чего они и можно ли вообще в них не участвовать.

Детский психолог из Москвы Дарья Запорожская с удовольствием поделилась:

В каждой школе педагог-психолог подготавливает бланки разрешений на психологическое сопровождение ребенка, которые подписывают родители.  

Бывают случаи, что мать или отец пишет отказ. Причины разные: например, психологам нет доверия, или был отрицательный опыт общения с ними. Или взрослым непонятно, чем его ребенку помощь психолога будет полезна. По моему мнению, недопонимание и недоверие легко решаются: надо контактировать с родителями, выступать на собраниях, объясняя специфику своей работы, проводить консультации.

Диагностика составляет большой процент работы педагога-психолога.  Задача –  определить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. К сожалению, четкого диагностического набора для каждого возраста не существует, здесь каждый специалист выбирает сам комплект методик. Есть основные направления, по которым проводится тестирование.

1-й класс. Конечно, первоклашки находятся под пристальным вниманием педагога-психолога, у ребят закладывается и отношение к учебе, и отношения в новом коллективе и с новым взрослым.

Вот распространенный тест, который покажет внимательность детей: «корректурная проба» или тест Бурдона. На листочках изображены человечки (как вариант:  фигурки, слоги). Психолог просит вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с улыбками, грустные рожицы. Через 10 минут работа прекращается.

Распространен графический диктант: на листке ученик под диктовку психолога карандашом «двигается» на одну клетку вверх, на две – вниз и так далее. Такой тест покажет, как ориентируется первоклассник в пространстве.

Также на вооружении детского психолога такие тесты: 10 слов Лурия (память слухо-речевая), 16 картинок (память образная),  Методика Амтхауэра (интеллект), анкета Лускановой (мотивация), тест на тревожность Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, беседа.

В результате тестирования специалист определяет, кому из детей необходимы развивающие занятия. Школьный психолог доводит до родителей результаты тестов, даёт рекомендации классному руководителю. Я бы отметила, что педагогу-психологу нельзя забывать об этических принципах. Даём на родсобрании информацию по результатам диагностики в обобщенном виде! Разве приятно маме или папе услышать отрицательное о своем ребёнке при всех? А вот на личной встрече с родителями – пожалуйста!

Во 2 и 3 классах тесты подбираются по запросу классного руководителя. Это тесты, например, на коммуникативные навыки.

По итогам 4-ого класса специалист проводит диагностический мониторинг психологической готовности к обучению в средней школе. Эти результаты используются для подготовки рекомендаций классным руководителям и педагогам, которые будут работать с детьми в 5-ом классе.

В 5 классе обычно проводится диагностика, направленная на выявление детей группы риска (по аналогии с первым классом, адаптационные классы всегда сложны именно этим). Распространены такие тесты: анкета Лускановой (мотивация)  ГИТ(интеллект+ внимание), Басса Дарки (агрессия), Филипса (стресс тревожность), социометрия.

В 6 -8 классе актуализируется тема решения конфликтов и развития коммуникативных навыков, поддержка на этапе взросления, отношения между мальчиками и девочками, профилактика асоциального проведения, употребления алкоголя, курения.

Начиная с 8 класса, педагог-психолог помогает ребятам понять свои профессиональные склонности и предпочтения. Таких тестов много, задаются вопросы, например, выбрать из двух видов деятельности: заботиться о животных или настраивать компьютеры. По таким вопросам помогаем определять интересы и склонности ребят, определиться со списком предметов, которые придется сдавать в виде ОГЭ. В середине 9 и 11 класса психологи, как правило, дают методики, направленные на определение психологической готовности учащихся к сдаче ОГЭ и по результатам проводят тренинги и занятия, чтобы помочь выпускникам справляться со стрессом.

Касаясь рассказанных ситуаций, которыми делятся мамы и бабушки – такое проведение тестов, поверхностное прочтение рещультатов – просто недопустимо. Такими подходами можно только испортить ситуацию, а исправить её будет очень сложно. У детей, подростков доверие вернуть труднее!

Тест не панацея, но, бывает, спасает …зрение

А вот точка зрения московсокого педагога-психолога Дмитрия Антропова:

Тема тестов очень проста, как казалось бы. Начнем с того, что в этом отношение нет строгих стандартов, каждый психолог подбирает свою батарею методик. К примеру, я почти не пользуюсь проективными методиками (пятна Роршаха, например), уж больно велика роль интерпретации в их оценки, а для кого-то это повседневный инструмент. Ещё одна проблема, связанная с тестированием школьников: для чего? Провели мы тестирование, посчитали результаты, а дальше что? До сих пор хватает тех, кто тестирует ради того, чтобы продемонстрировать свою занятость и важность, время затрачивается много, а что с этими результатами делать не понятно.

Отказы от психологического сопровождения редки, чаще всего это те, кому нужна помощь, но признаться в этом самим себе бывает сложно. Дети же, на моей практике, от тестирования не отказываются, им всегда интересно. 

Тесты, на мой взгляд, не являются панацей. Хотя приведу примеры, которые подтвердят их пользу. Первоклассник при тестировании слухо-речевой памяти (10 слов Лурии) при каждом предъявлении повторял от 20 до 30 слов, которые ему не говорились. Налицо нарушения восприятия, для уточнения отправил ребенка к врачу. И невролог выявил нарушение снабжения коры головного мозга кровью, были выписаны лекарства, скорректирована работа педагога. Сейчас школьник нормально учится. А вот другой случай: при тестировании ребенок не воспринимал рисунки теста, это меня насторожило - объяснил маме ребенка ситуацию и порекомендовал обратиться к врачу. Срочная операция и мальчику спасли зрение. Конечно, возникает вопрос, как эти дети «дожив» до семи лет, ни разу не обратили на себя внимание ни врачей, ни родителей? Но это уже не проблема тестирования. Работа психолога и конкретно тесты помогли их выявить, и уже это хорошо.

Физики или лирики? Как не ошибиться?

Немало волнений вызывает у родителей вопрос профориентации. В некоторых школах предпрофильное и профильное обучение начинается уже в средней школе. Ясно, что никто не хочет ошибиться: несколько лет проучиться в географическом классе, а потом понять, что его или её признание – медицина. Нередко понять, в чей лагерь записаться - физиков или лириков, помогают специальные тесты. Но и здесь случается разное.

Школьный психолог Нина Веткина из Тулы рассказывает:

Волнения родителей понимаю. Сама столкнулась с неприятной ситуацией: у 8-классницы тест на профориентацию показал, что она гуманитарий, посоветовала ей идти на филологический профиль. Хорошо, что она выбрала биохимический. Сейчас девушка - студентка медвуза. Как-то встретились с ней, и она «припомнила» мне мой совет. Что сказать? Не бывает совершенных тестов. Посмотрите вопросы на профориентацию. Порой не бывает выбора: или ты ставишь «галочку» написанию компьютерных программ или продаже модных костюмов, а у человека интерес совершенно в другом поле, которое не представлено. Какой выход? Личное общение обязательно в работе психолога. Ребёнку может не даваться иностранный, он его может не любить, и тест это покажет, но старшеклассник так хочет учиться на историка, к примеру, что выучит английский/французский или другой и напишет ЕГЭ на высокий балл.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+