30.10.2018 12:59:08
Сергей Львович Худиев
Конфликт, в который, против своей воли, оказалась втянута Православная Церковь - после того, как патриарх Варфоломей решил отозваться на просьбы определенных светских политиков - требует, чтобы мы постарались разобраться в том, что, собственно, происходит, что хотят все эти люди, в Киеве, Вашингтоне и Стамбуле, которые усиленно продвигают проект “автокефальной Церкви”, и как нам вести себя в этой ситуации.
Присмотревшись, мы обнаружим, что имеем дело с целым рядом переплетенных конфликтов, которые развиваются на разных уровнях - как географически, так и мировоззренчески.
Один из таких уровней мы можем обозначить как глобальный и политический - и он разворачиваемся между США и Россией. США - или, если быть точным, та часть политической элиты США, которая видит свою страну в роли глобальной империи - исходит из определенного понимания американской, и, несколько шире, западной миссии в мире. Для этой глобалистской элиты на США и их союзниках лежит миссия проявлять свое политическое и военное влияние во всех уголках земного шара - будь то в Ираке, Украине, Латинской Америке или где угодно еще - ради блага всего человечества.
Как говорит такой официальный документ, как “Стратегия национальной безопасности”, “Успешная стратегия обеспечения безопасности американского народа и продвижения интересов нашей национальной безопасности должна начинаться с одной неоспоримой истины — Америка должна быть лидером. Сильное и устойчивое американское лидерство крайне важно для основанного на правилах международного порядка, который отстаивает глобальную безопасность, благополучие, а также человеческое достоинство и права всех народов. Вопрос заключается не в том, должна или нет Америка лидировать. Вопрос состоит в том, как мы должны лидировать”
Как полагает эта идеология, всем народам в итоге будет лучше, если развитие международных дел будет определяться национальными интересами США. Возможна ли ситуация, когда национальные интересы США не совпадают с интересами других народов? Такая возможность не рассматривается - предполагается, что борьба за национальные интересы США одновременно и неизбежно есть борьба за “человеческое достоинство и права всех народов”, так, что противиться США на международной арене могут только злобные диктаторы, которые желают держать свои народы в бедности и рабстве. Против этих гнусных тиранов - и, конечно же, в лучших интересах их народов - уместны самые строгие меры, от экономических санкций до военных вторжений. Мир, который видит перед собой глобалистская элита, является безусловно монополярным.
Россия, со своей стороны, пытается избежать американской гегемонии и выцарапать себе место в мире, который она считает многополярным - где США являются только одной из могущественных держав, наряду с Россией и Китаем.
Обе стороны выдвигают свои аргументы - глобалисты указывают на беспрецедентно высокий уровень свободы и процветания, достигнутый в западном мире, и уверяют, что покориться им - значит присоединиться к их пиру богатства и возможностей. Их оппоненты обращают внимание на то, что интересы глобалистской элиты далеко не обязательно совпадают с интересами всех остальных - и что никакой богатой и привольной жизнью для народов, например, Ирака, Ливии, и, как мы все более убеждаемся, Украины, “свержение диктаторов” и “победа демократии” не обернулась, а “мы стараемся ради блага всех народов” - это стандартная империалистическая риторика со времен древнего Рима.
На этом уровне конфликт является вполне традиционной борьбой держав (или их союзов) за сферы влияния, тысячи примеров которой можно найти в истории.
На другом, географически более локальном, уровне, существует конфликт внутри незападных стран - таких как Украина и Россия - между теми, кто ассоциирует себя с вышеупомянутым глобальным западным проектом, и теми, кто настроен по отношению к нему скептически.
В украинских условиях при этом возникает странный и идеологически противоестественный союз между националистами и глобалистами. Идеология украинских националистов не имеет с глобализмом ничего общего. Глобализм вполне чужд этнической ненависти, и смотрит на громил, кричащих “слава нации - смерть ворогам!” с нескрываемой брезгливостью и презрением.
Тем не менее, как это бывает в политике, глобалисты не гнушаются использовать националистов в качестве своего инструмента, потому, что так сложилось на этом повороте истории, что у них общий враг - Россия. Они обоснованно полагают, что, после того, как националисты будут использованы, от них можно будет избавиться.
Так уж устроена мировая политика - интересы в ней всегда обладают приоритетом над принципами, и державы сотрудничают с теми, с кем им выгодно, а не с теми, кто им идеологически близок.
Националисты пытаются переформатировать население Украины, достаточно разнообразное в языковом и культурном отношении, в некий воображаемый ими единообразный тип “настоящего украинца”, который должен определяться, прежде всего, враждебностью к России. Хотя и не только - с поляками и венграми националисты тоже весьма энергично ссорятся.
Внутри страны существует конфликт между националистическим проектом - и теми, кто в этот проект не помещается по той или иной причине. Например, не считает Степана Бандеру героем народа или собирается продолжать говорить на том же языке, на котором говорил с детства.
Эти политические конфликты переплетены с идеологическими - или, мы можем сказать по-другому, они имеют идеологическое измерение. И вот в этом, мировоззренческом отношении, они уже непосредственно касаются Церкви.
“Глобальное американское лидерство” не является изначально антихристианским. Все державы стремятся к умножению своего могущества более-менее независимо от идеологии - и, во времена Джорджа Буша и вторжения в Ирак можно было говорить о взаимопонимании и даже союзе между этой идеологией и американским протестантизмом.
Но с тех пор этот союз распался, и идеология глобализма приобрела отчетливо антирелигиозный характер, провозглашая в качестве своей обязательной части расширение доступа к абортам и продвижение того, что в ее языке называется ЛГБТ-правами. Сторонником именно этой идеологии является, например, энергичный продвигатель автокефалии Джо Байден, который прямо называет противников “прав ЛГБТ” “троглодитами”.
Церковь - как и любое сообщество, принципиально выступающее за естественный брак и чадородие, является для этой идеологии очевидным противником, влияние которого должно быть всячески подорвано.
Национализм - временный, младший и нелюбимый союзник глобализма - тоже враждебен к Церкви, но по своим причинам. Для него нация превыше всего, и требует абсолютной посвященности - в то время, как для христианина превыше всего Христос и абсолютная преданность может принадлежать только Ему.
Конкретные люди могут поддерживать автокефалистский проект по разным мотивам - чтобы ослабить культурное влияние России в государственных интересах США, чтобы ослабить христианских “троглодитов” в целом, чтобы устранить фактор, препятствующий переформатированию украинцев по лекалам националистической идеологии. Но когда люди из-за пределов Церкви пытаются причинить ей вред по своим политическим и идеологическим мотивам - это ожидаемо.
Печальнее, когда на сторону этих светских противников Церкви становятся люди, казалось бы, церковные. Но это нельзя назвать чем-то беспрецедентным или совершенно неожиданным - люди, находящиеся в Церкви, не изъяты из мира, у них могут быть свои мирские страсти и предпочтения.
Например, властолюбие или примитивный национализм, о котором патриарх Варфоломей говорит прямым текстом: “наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского патриархата и нашей нации в Православии”.
Конечно, с точки зрения Нового Завета, который провозглашает спасение, преодолевающее любые этнические границы, это звучит дико. Как прокомментировал слова Патриарха Варфоломея отец Николай Балашов, “"Первенство" в Православии какого-либо "рода" или нации – это еще одно совершенно чуждое православной вере новое учение, абсолютно неприемлемое, полагаю, для всех Церквей, а уж в особенности для многонациональной Русской Церкви, объединяющей верующих множества народов, принадлежащих к десяткам разных этносов”.
Увы, христиане не обладают полным иммунитетом от мирских страстей. И у нас, в России, кто-то вполне искренне верит в благие цели глобалистов, кто-то разделяет традиционный для русской революционной интеллигенции этос подчеркнутой нелюбви к своему “начальству” - доходящей до нерассуждающего обожания чужого, кто-то счел себя обиженным и обойденным Московской Патриархией. Люди по разным причинам могут выбирать сторону, на которой находятся Джо Байден, Олег Тягнибок, и Патриарх Варфоломей.
Но им стоит отдавать себе отчет в своих мотивах - что именно побуждает их присоединиться к этой коалиции, и каких целей они думают достичь, выступая в ее рядах. Все участники процесса - глобалисты, националисты, Патриарх Варфоломей и его окружение, Порошенко и его соратники - преследуют вполне понятные политические цели.
В этом совете превозносящиеся над славянами греческие националисты соединяются с националистами украинскими, у которых совсем другие представления о том, кто должен быть “понад усе”, борцы за “права ЛГБТ” смыкают ряды с громилами кричащими “смерть ворогам!”, глобалисты занимаются устроением церковной жизни у тех, кого сами же объявляют “троглодитами”. Но в мире политики это неудивительно - люди борются за свои интересы, ситуативные союзники, как и ситуативные враги могут меняться с головокружительной быстротой, а принципы и убеждения применимы в пропаганде - но никоим образом не в realpolitik.
Но христианину тут стоит задаться вопросом - мне-то чего искать в этом собрании? У меня-то какие причины делаться ситуативным союзником всех этих людей? Сии человеки - рабы Бога всевышнего, возвещающие нам путь спасения? Это очень сильно вряд ли.
У нас есть наши братья и единоверцы, против которых все это собрание собирается - Украинская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Онуфрием. В этом тяжелом испытании они заслуживают нашей верности.
Добавить комментарий