29.10.2018 13:36:35
Александра Грипас

С термином «жесткий отбор» я столкнулась во 2 классе московской школы, где учится мой сын. Школа одна из лучших в нашем районе. Педагоги сильные. Задумано много внеурочной активности: походы в бассейн, кружки, поездки в разные города России. Учись и развивайся! Что же случилось?
Вроде бы ничего особенного. Обычный конкурс чтецов. Такие проводятся в садиках, школах. Мой сын часто в них участвует. И часто занимает места или, как минимум, завоевывает зрительские симпатии. После конкурсов обычно ко мне подходят педагоги, психологи и восхищенно рассказывают, как Леша выразительно читал, как с фантазией подошел к делу. Он любит пародировать знакомых и близких, улавливает интонации, детали, которые делают каждого неповторимым. Стихи он тоже любит.
Несколько раз он выступал в храме Св.Иоанна Предтечи в Вашингтоне со стихами русских поэтов. А перед поездкой в Москву в июле его попросили прочитать стихотворение Марины Цветаевой о Царевиче Алексее на мероприятии, посвященному 100-летию расстрела царской семьи. Прихожане, среди которых немало потомков русских князей, белых губернаторов, плакали и говорили, что чтец сам как ангел, голубь.
В этот году мы готовились к очередному школьному конкурсу. Нужно было выбрать одно из стихотворений Бориса Заходера. Ему понравился веселый и шутливый текст «Собачкины огорчения».
А недавно пришел домой расстроенный и сказал, что больше никогда и нигде не будет участвовать. Постепенно стало выясняться, что произошло. Практика в классе такая. Учитель дает право всем ученикам голосовать за каждого прочитавшего стих. При подсчете голосов отбирают лучших и дают им «добро» на участие в самом конкурсе. Учитель только посчитывает поднятые руки и участия в выборе не принимает.
В результате голосования, Леша на конкурс не прошел. Может, это обидно. Хотя странно, зная, как он читает, не дойти до конкурса просто не возможно. Дело не в этом. Удивила позиция учителей. Мне сказали, что, во-первых, не мы одни плачем, другие – тоже переживают и рыдают. А, во-вторых, все с первого класса знают о таком порядке. А мы влились в этот коллектив только со 2 класса. Меня попытались успокоить: «Это жесткий отбор, пусть привыкают».
8-летние дети выбирают других 8-летних детей, и лучшие из лучших, опять же по мнению ребят, уже участвуют в конкурсе. А уже на самом мероприятии их оценивают другие: взрослые.
Мне не жалко, если ребенок не занял бы первое место, пусть будет даже 101! Помним принцип: главное участие, а не победа. Но по сути даже не дали поучаствовать. Всегда казалось, что это дело добровольное, и чем больше ребят попробуют себя, тем лучше. И для педагогов, и для самих школьников. Меня расстраивает такой подход. Спокойно бы отнеслась, если бы мне сказали: сбивался, забыл слова, не выразительно читал.
Далеко не все взрослые выдерживают проверку властью. А тут ученикам начальной школы на 30-40 минут дали в руки власть выбирать: годен для конкурса или не годен. Сомневаюсь, что такая практика педагогична и милосердна. Если не только мой сын переживал, но и другие его ровесники, значит, такой подход может нанести психологическую травму, отбить желание учиться, обозлить юные сердца.
Да, говорят, что надо готовить детей к взрослой жизни, к тому, что не все вокруг солнечно и радостно. Впереди суровая реальность. Вспомнились слова отца Димитрия Смирнова, мы с ним говорили о детских садах. Батюшка, противник детских садов, на вопрос, как же без садика подготовиться к школе, пошутил: А давайте готовить к тюрьме…
Жесткий отбор и пусть привыкают. И эти слова были сказаны, когда еще свежи слезы, чувства страха, вкус горя после событий в Керчи. И трагедия в Керчи, к сожалению, не единственная. Высказывались разные эксперты после кровавых событий. И не все говорили о запретах, повышении уровня безопасности, увеличения рамок и проверок. Были и те, кто говорил о недостатке милосердия, доброты. Не хочу оправдывать преступника, палач есть палач, но разве он и не жертва также? Тоже, наверное, был жесткий отбор, когда практиковали стул позора в керченском техникуме, на который сажали провинившихся учащихся и унижали, насмехались? Чем в Керчи обернулась такая практика, все знают.
Мне посчастливилось со многими известными священниками делать интервью. Многие, говоря о проблемах в обществе, подростковой жестокости, указывают как причину недостаток любви – к Богу, к людям.
А когда мне по телефону сказали про жесткий отбор, вспомнился урок зоологии. Картинки на доске: белые зайчики убегают от серых, голодных волков. Учительница объясняет: это естественный отбор. Жесткий, но справедливый. Сильные зайцы убегут от преследователей. Слабые – станут обедом для хищников. И, наоборот: слабый, больной или старый волк не догонит косого и останется голодным. Закон продиктован природой, которую создал Господь Бог. Нас Бог создал мыслящими, думающими. А главное – с душой. Может, не стоит превращаться в тех зайчиков и волков? Ладно, с конкурсом, не в нем счастье, в конце концов, были бы мы добрее и внимательнее друг к другу.
Добавить комментарий