Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Ваше мнение по поводу раздельного обучения. Какие Вы видите плюсы и минусы в таком обучении?

17.10.2017 10:57

Ваше мнение по поводу раздельного обучения. Какие Вы видите плюсы и минусы в таком обучении?

Старший священник Алексеевской женской обители, протоиерей Артемий Владимиров и его пресс-секретарь, кандидат филологических наук Елена Путинцева. Тема: «День учителя».

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/10/05/21-00.html

Протоиерей  А.Владимиров: - Приветствую вас, дорогие наши друзья!

Е.Путинцева: - Батюшка, представляя Вас сегодня, я должна была бы отметить, что Вы не только духовник обители, но и педагог высшей категории с педагогическим стажем более 30 лет, и хотела бы Вас сегодня поздравить с Днем учителя!

А.Владимиров: - А я пользуюсь Вашим замечанием и вспомню слова из Священного Писания: «Что у человеков высоко, у Бога может быть и мелко». Я имею в виду, что категории высшие и невысшие – это земная условность. А вот апостол говорит: «Немногие делайтесь учителями», имея в виду учителей духовных, ибо таковые потерпят сугубое осуждение, в случае если не соответствуют своему высокому званию и не подтверждают своего учительного слова доброй жизнью.

Я с большой радостью поздравляю всех, кто имеет прямое или косвенное отношение к учительству, к педагогике, которая в России своим стержнем имеет нравственное воспитание. Так об этом говорит русский философ Иван Ильин. И, безусловно, учитель должен своей жизнью, мыслями и чувствами, словами и делами запечатлевать в сердцах питомцев те высокие истины, ради которых мы наречены учителями.

Вспомним в связи с этим и слово Спасителя: «Не называйте себе на земле учителями, наставниками, ибо один у вас учитель и наставник – Христос». И достаточно часто мы слышим повторяющийся вопрос: «А почему у вас в церкви часто звучат эти слова «отец», «наставник», «учитель»?». И на этот вопрос есть ясный ответ – Господь не запрещает это наименование. Уже в Новом Завете в Послании апостолов мы найдем множественное употребление всех трех терминов. Апостолы не гнушались этими словами, а могли ли они нарушить прямой завет Христа? Вы помните «почитайте наставников ваших». И, безусловно, Спаситель говорит не об употреблении самого слова, не запрещает эти наименования, но остерегает христиан, чтобы они никогда не принимали за учителя, наставника и отца человека, который приходит не во имя Господа Иисуса Христа, но проповедует иное, ложное учение. Помните апостола, который предупреждает: «Не увлекайтесь ложью философии, но держитесь здравого учения»? Таким образом, когда мы обращаемся к священникам со словами «отец Николай» или ищем себе духовного наставника в Троице-Сергиевой Лавре, мы верны Христу, ибо принимаем Христову благодать, которая и помазывает уста, и благословляет на подвиг духовного учительства пастырей, рукоположенных по воле Божией.

И, наверное, неплохо будет в начале нашей передаче сказать юным слушателям, что после священства учительство – это самое высокое призвание. Это триада – врач, учитель, священник. Не случайно на Руси, даже встречая светского учителя классической гимназии или реального училища в XIX веке, ему кланялись, особенно это было характерно для провинции, для села. До сих пор в наших духовных учебных заведениях даже светских педагогов почитают так же, как и клириков. Настолько религиозное мироощущение, самосознание свидетельствует ясно и четко, что учительство – это Божие призвание, именно призвание, и лишь во вторую очередь – профессия, специальность, но никак не ремесло. И сегодня мы особенно хорошо это чувствуем. Иногда молодые педагоги приходят в школу, захваченные духом, если не откровенной коммерции, то, по крайней мере, во главу угла ставящие земной профит. Они забывают, что дети – это не объект извлечения прибыли посредством дополнительных занятий, факультативов, репетиторства или рекордно большого количества часов, взятых на себя. Это бессмертные души, которые мы, педагоги, призваны увидеть. Действительно, если вы понимаете, что за вот этим детским платьицем, рубашечкой скрывается бессмертная душа, которая смотрит на вас широко раскрытыми глазами, вы -  учитель!

Буквально вчера я посетил несколько школ, в частности, по приглашению владыки Пантелеимона школу при храме царевича Димитрия. И вот передо мной прошла вся школа с первого по пятый класс, большая аудитория, наверное, больше 100 человек, и с 6 по 11-й. Только посмотришь в глаза сидящих на первом ряду – и можно в них утонуть, столько там затаенного интереса, радости, трепета! Вы чувствуете, насколько пластична, нежна детская душа, как она вспыхивает искорками радости, если вам есть, что передать ребенку. Тем паче, что и тему мне задали для обеих возрастных категорий: «Слово, речь, слова-паразиты, ругательства, сквернословие». И, безусловно, нужно было говорить по-разному в одной и в другой аудитории, но важен был результат –  оздоровить языковое поле, в котором  душа себя осознает,  выражает себя.

И мне хочется пожелать вам, дорогие педагоги, сегодня радости, бодрости, вдохновения, удовольствия от общения с подрастающим поколением. Всё это называется скучным словом «внутренняя мотивация», а по-русски «призвание», «увлеченность своим делом».

Тел. звонок: - Здравствуйте, батюшка!  Многие педагоги и психологи сейчас высказывают странную мысль, дети сейчас не хотят учиться -  ну, не всем дано от природы, ничего страшного, и если ребенок не хочет учиться -  давайте этот факт признаем.  Педагогам не надо у этих детей пробуждать интерес. Батюшка, как Вы, педагог и духовное лицо, писатель, творческий человек оцениваете эти рекомендации?

- Дорогие друзья, давайте для начала разберемся, кто такой педагог? - Водитель детей. В чем задача педагогики? – В том, чтобы отыскать в ребенке таланты, способности, помочь ребенку нащупать для себя будущую стезю, а пока этого не произошло -  взойти на определенный уровень знаний.  Для этого существуют определенные стандарты, критерии. Важно научить ребенка учиться. Школа хороша только тогда, когда она прививает навыки работы с книгой, аналитического мышления, развивает ребенка по трем направлениям – гуманитарный цикл, точные науки, естественные науки. Поэтому разделить класс на обучаемых и необучаемых -  в этом еще никакого достоинства педагога нет.

Попав студентом филологического факультета на практику в математическую школу, попробовав провести первое занятие по литературе, я сам для себя сказал «эврика!», мне открылась неизведанная стезя общения с аудиторией, с маленькими слушателями. И когда ты пытаешься что-то донести до ума и сердца своего собеседника, пытаешься сделать это просто и доступно -  то овладеваешь искусством общения. В этом смысле счастливая профессия у педагогов, потому что педагог – это не частное лицо, не аутист, не премудрый пескарь, который, забившись в норку, шевелит усами.  Педагог должен быть всем для всех. Педагог, если у него христианское умонастроение – это потенциальный проповедник, миссионер, он овладевает законами возрастной психологии, умеет с каждым говорить на его понятиях, чувствует струнку слушателя. И всем, что я имею по милости Божией в пастырстве, я обязан педагогике. Если вы нашли общий язык с пятиклашками, то и с 85-летними пожилыми людьми у вас всё получится.

Тел.звонок: - Батюшка, скажите, пожалуйста, мы с дочкой переживаем не школьные, а жизненные испытания – папа от нас ушел, наверное, будет развод. Как нам сейчас перенести это время правильно? По Вашему опыту, бывают ли такие случаи, когда мужья, папы возвращаются?

- Да укрепит Вас Господь! По моему опыту – бывают. Потому что когда я ходил в детский сад, у меня был брат-близнец, и старший братик на 5 лет старше, у нас тоже в доме случилась такая история. И совершив такой поступок, мой родитель по плоти, наверное, сделал самую большую ошибку в жизни. Три мальчика – это же богатство! А мама моя - такая честная, правильная, любящая… Ах, какая была ошибка! И что же? - Всю жизнь наш сейчас уже почивший родитель кружил как сателлит, как астероид вокруг уже оставленной и потом потерянной им семьи. Он женился. А маму мою всю жизнь любил человек, который, в конце концов, женился на моей маме, взял в приданое трех маленьких детей и был для нас больше, чем отцом -  воспитателем, вложил в нас всю свою душу, и сам пришел к Богу под конец жизни.

Но  я должен Вам сказать, что мужья, запутавшиеся в трех соснах, напоминают осликов, перед которыми кто-то держит виртуальный овощ.  Они сами не знают, зачем бегут в солончаки, в пустыни, их окружают призраки, поиски нового, неизведанных удовольствий. Им кажется, что они впервые полюбили. А за этим стоит не проза жизни, а собственное бесстыдство, преступная слабость, похоть и нечеловеческая  - да не обидится на меня часть благородной публики! - козлиная похоть. Никакой любви там и в помине нет, потому что любовь не может причинять страдания другим. Невозможно созидать радость общения на костях людей, в отношении которых ты стал дезертиром! Должен вам сказать, что такое омрачение возникает на фоне собственного эгоизма, нравственной неразвитости, удаления от источника жизни - Таинств Церкви, замусоренности души интернет-соблазнами,  распущенности, которая сегодня свойственна современному обществу. Представьте себе, что этот угар проходит весьма быстро. Некоторые пожилые прихожанки, знающие жизнь, говорят: «1,5 месяца – и всё, что тебя манило, и сманило, и перетянуло на тот берег, испаряется в никуда». А вдруг обнажается то, что ты сам спрятал, подавил, загнал вглубь своей природы. Мы ответственны за тех, кого мы приручили. Часто такие мужья-чудаки (я выражаюсь очень интеллигентно) понимают, что променяли подлинную любовь на гнутые черепки и медяки, потому что некогда взяли на себя ответственность за любимого человека, его душа им доверилась. А они это доверие растоптали. И самолюбие, стыд препятствуют признать себя этим дезертиром-неудачником. А ребеночек? Чем больше проходит времени, тем сильнее биологические отцы (мне не нравится это выражение) чувствуют притяжение к своему ребенку. Опять-таки мама поднимает его, ставит на ноги. Я иногда поражаюсь, как у современных мужей вообще загнано за можай родительское, отцовское начало. Они как будто бездушные. Я не говорю сейчас о каком-то конкретном лице, но они как летучие голландцы, у которых выжжено чувство отцовства, делающее человека человеком. Но нет, природу не обманешь, между прочим, и детей тоже, им невозможно понять, что случилось, почему папа в вечной командировке, куда он ушел? Так вот, представьте себе год, два, пять лет спустя, десять, двадцать пять. И чем дальше – тем громче говорят законы природы, кровные узы.

Думаю, мы все поддержим нашу милую маму, и предлагаю вам делать по одному земному поклончику утром и вечером – перекреститься, на коленочки опустится и от сердца частичку души вложить в молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий молитвами Богородицы и святителя и чудотворца Николая вразуми, просвети, к покаянию приведи заблудшего нашего папочку, кормильца, мужа, отца, супруга. Да будет с нами милость твоя!».

Помолимся и мы с вами о том, чтобы на Руси возрождались верность, жертвенность, долг, честь, ответственность. Я надеюсь еще дожить до времени, когда такое вероломство и такое прелюбодеяние действительно будет называемо позором.

Тел. звонок: - о.Артемий, хотела бы услышать Ваше мнение по поводу раздельного обучения, может быть, сделать хотя бы какие-то классы в какие-то периоды обучения, не все 11 лет? Какие Вы видите плюсы и минусы в таком обучении?

- Минусов вообще не вижу. На этой неделе я посетил одну государственную школу, где раздельно учатся мальчики и девочки. Раздельное обучение совершенно оправдано, потому что в подростковом переходном, старшем школьном возрасте мальчики имеют возможность сосредоточиться на изучаемой дисциплине. Им не нужно форсить и пижонить, девочки тоже не отвлекаются. В 5-6 классе они уже активно ищут общения с мальчиками – бьют их портфелями по голове, могут ногтями вцепиться в волосы, не потому, что они ненавидят мужской пол, а потому что это такое неуклюжее предложение дружить. И сколько энергии уходит и учителей, и у учащихся, когда в школе витает в этих совместных классах определенный душок! Ну, неужели тысячелетняя педагогика России была так недальновидна, что придерживалась принципов раздельного обучения в реальных училищах, в классических гимназиях, в институтах благородных девиц, на женских высших курсах! Чем дальше девочки от мальчиков -  тем благоговейнее и целомудреннее мальчики держатся в отношении девочек. Поэтому я убежден, что будущее за раздельным принципом обучения.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]