Перейти к основному содержанию

10:05 27.04.2024

«Вне времени» - ответы на вопросы радиослушателей

28.02.2024 14:21:31

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/02/19/21-00

Отец Сергий: Здравствуйте, дорогие слушатели! Я рад сегодня встретиться с вами в прямом эфире на радио «Радонеж». У меня накопилось много ваших вопросов. Хотелось бы сегодня максимально постараться дать ответы. С Богом!

Вопрос: -  Как приучить ребенка к духовной жизни?

Отец Сергий: Вопрос важный. И тут сразу не менее важно сказать, что возраст ребенка имеет большое значение. Предположим ребенку лет 10. Такой возраст я беру потому, что думать об этом вопросе, когда ребенку год плюс минус, просто не стоит. Самому надо духовной жизнью жить, а он будет смотреть и впитывать. Какое у родителей будет представление, поведение, родители мирно ли живут, мама папу слушается, все с Богом, то конечно легко в такой обстановке приучать. А если личный пример не очень, то начать стоит именно с себя. Духовная жизнь отличается тем, что ею надо жить. Жизнь же! И не только в храме, во время утреннего или вечернего правила, но и вообще в принципе всегда. Тогда всё остальное прикладывается. Если жить в основном жизнью телесной, суетой, едой, то сложно приучить детей. Душевной жизнью если жить постоянно, то есть музыкой, живописью, наукой, хобби, то и в этом случае к духовной жизни приучить сложно. Лучше всего приучать детей к духовной жизни тогда, когда мы сами этой жизнью живем.

Вопрос: -  Откуда возникла традиция освящать жилище. Значит ли это, что и сегодня каждый человек может освятить своё жилище. Сколько раз можно это делать?

Отец Сергий: Освятить можно совершенно любое жилище. Есть у нас чин освящения домов. Традиционен он с древности. Во всяком случае, в Евангелии есть конкретика. Господь Сам освящал Своим присутствием жилище. Недавно в храмах читалось Евангелие о Закхее. К нему приходит Господь и освящает его жилище. Это касается и брака, который Он освятил посещением своим. Сегодня освятить жилище может священник.  Для этого мы и нужны – совершать священнодействие. Есть специальный чин, описанный в требнике, специальной книге для священников. Кстати, при освящении жилища как раз читается тот самый отрывок из Евангелия от Луки о Закхее. В принципе никто не достоин, чтобы Господь пришел в его дом. Но раз к Закхею пришел, то и к нам, глядишь, может быть придет. Освящается жилище чином один раз, наклеиваются крестики, освящается масло, помазывают этим маслом – запечатывают. Больше уже не освящают таким чином. Всё это не просто так. Не всякое жилище можно освятить. В частности нельзя освятить то жилище, где перманентно совершаются смертные грехи. Простите, но вот бордель никак нельзя освятить. Какое может быть у храма с идолами сообщение?  Можно освятить, когда люди живут не в блуде, когда Бога боятся. Есть свои критерии, всё индивидуально. И надо жить так, чтобы уж моё жилище можно было спокойно освящать. Есть еще здесь один момент – требы обычно совершаются за пожертвование. Не знаю, кто и как решает этот вопрос, но в моем представлении это так – у меня нет товара, который я могу продать, нет услуги, которую могу оказать. То, что я делаю, не может измеряться в материальном. Поэтому цены я никакой не назову. Если же вы решите что-то пожертвовать на храм или мне лично, ваше дело. И в практике моей бывало всякое. Но в целом – дают – слава Богу, не дают – тоже, слава Богу.

Вопрос: -  Что происходит во время освящения?

Отец Сергий: Во время освящения дом, как малая церковь, запечатывается от демонов, чтобы максимально затруднить им присутствие в святом месте. Место, которое освящено, становится святым. Кстати, тут стоит подумать, как потом жить в таком месте тому, кто не желает жить благочестиво, богобоязненно или просто не верит. Принцип «освятил – хуже не будет» тут не работает вовсе. При освящении место запечатывается, крест – демонам язва, для них максимальные проблемы. Как показывает практика, потом значительно комфортнее молиться.

Вопрос: -  С чем связано, что сейчас все больше людей обращаются к Богу? Мода или возвращение к старым традициям?  Что бы Вы пожелали слушателям? Важнее в храме быть или второстепенное – освящение жилища, яиц на Пасху, куличей.

Отец Сергий: Начнем с пожелания. Оно одно – искать Царства Небесного и правды его. Тогда все остальное приложится, включая освящение жилища, яиц и прочего, оно будет освящено, но будет занимать своё место в духовной жизни человека. Всё на своём месте. Ничто не второстепенное. Всё важно. Брак, дети, машины. Что по поводу большого количества обращающихся к Богу, то я бы не стал так утверждать. Такое ощущение, что и поменьше. Резко сократилось за несколько лет количество крестин, венчаний. Но мы делаем всё для того, чтобы люди обращались к Богу. Обычно люди обращаются, когда им не особенно комфортно, и они не могут найти себе мирного состояния духа. Тогда может быть они вместо психолога пойдут к нам, священникам. Получая там мир, начинают хотеть его поддерживать и в нем находиться. Я помню 90-е, когда огромное количество народу приезжало в паломничества, например. По 70 священников исповедовали всю ночь, чтобы утром причастить из 50 чаш. Икона Богородицы Иверской в 2004 привозилась сюда, какой был подъем. Сейчас так не соберешь. Такого уже нет. Зато кто остается, тот остается не потому, что модно или немодно, а кто готов жить духовной жизнью. Что касается выбора между быть в храме и второстепенным, то если ты в храме, то второстепенное просто занимает своё место. А вот что такое быть в храме – важно обсудить. Это когда я прихожу просто в воскресение утром на службу, а в остальное время духовной жизнью не живу? Или помолюсь, когда нужда есть (авария, болезнь или что-то такое)? Это неплохо, если сравнить со временем безбожия. Но, на мой взгляд, быть в храме значит всегда быть в нём. Где бы ты ни был – на работе, на полке вагона, все равно – ты Божий. Если ты это помнишь, то ты уже  в храме. Надо учитывать и то, что наше тело – тоже храм, в котором живёт душа бессмертная. Почему чистота телесная и имеет принципиальное значение? Почему так демоны и любят, чтобы люди совращались в блуд, прежде всего или чревоугодие, татуировки – тело оскверняется, что им и надо. Тело – храм, по слову апостола. Поэтому выражение «быть в храме» гораздо шире, чем может показаться. Быть в храме – еще и быть в храме души своей, теле своем.  Храмовое Богослужение конечно тоже очень важно. Воскресение должно быть посвящено Богу. Если хочешь выспаться, будет неделю голова болеть. Если начнешь что-то делать, сломаешь, посадишь – сгниёт. Не благословлено Господом. Что, что Он не благословляет, то и не надо делать. Если мы хотим, чтобы совершалась наша духовная жизнь, то есть главное слово, которое я хотел бы себе и вам напомнить. Ритм. Главное – ритм. У нас в Церкви все ритмично. Годовой, суточный круги Богослужений. Череда праздников. Неделя. И так едем и едем.  В одном ритме бывает другой ритм. Еда и то ритм, хотя у многих сложнее с этим. Стоит привыкнуть к ритму во всём. В духовной жизни это тем более важно. Нельзя сделать один раз, а потом отпустить. Разово сделаешь, больше проблем будет, чем проку.

Вопрос: -  Нам же дана родословная Иосифа. Какой смысл для нас имеет родословная отчима Христа?

Отец Сергий: Между прочим, это существенно, что даётся именно его родословная. На самом деле  он не отчим, но мнимый отец. Отцом он даже не позиционируется, если посмотрите. Ангел ему тоже не называет Христа Сыном. Возьми Матерь и Отроча и бегите в Египет. И так всегда. Святые отцы говорят, что Иосиф сам понимал, что никакого отношения к Ребенку с точки зрения отцовства он не имеет. Это ему на поруки дана Пресвятая Богородица и Богомладенец. И его родословная для нас существенна. Мы знаем, что у Господа нашего были и мнимые братья по плоти. На самом деле, Иосиф и Пресвятая Богородица были из одного рода Давидова, и всё здесь не так сложно для понимания. Эта родословная дается в Евангелии от Матфея, а в Евангелии от Луки иначе. Будут расхождения. Как раз там другая родословная по другой линии. Выходит, что все второстепенное. Главное – Господь по плоти все равно из корня Иессеова. И он тоже предок Иисуса Христа. Чаще всего Его называют – Сын Давидов. Да и пророчества были, что от корня Давидова, и здесь важно понимать, что ни одного ненужного слова там нет, все имена, которые там написаны, это принципиально для духовного спасения.  Люди привыкли читать имена эти, Заровавель, Вооз - кто это, зачем? Авраама, Иакова знают еще - оперы и постановки на Библейские сюжеты смотрели. Другие же совершенно не понятны. А на самом деле за каждым из этих имен стоит жизнь. Мы тоже носим имя. Каждый из нас – личность. У каждого своя судьба. Специфика нашего священнического делания в том, что нельзя встать на одну шаблонную позицию, за счет которой каждый, приходя, получал бы исцеление духовное.  Смысл как раз в том, что все до одного разные. Все индивидуальности. И также с предками Иосифа, Богородицы, - каждый из них принципиально важная часть рода. И было существенно начать Евангелие с родословной, чтобы книжники те самые, которые хорошо знали Писание, знали каждое из этих имен, чтобы они понимали, что христиане - это продолжение того народа израильского, которому были даны обетования.  Только Господь усыновил себе все человечество, и все желающие могут, имея в своем родословии самого Господа, уж конечно получать такую обязанность – быть Его чадами. Так что будем Бог благодарить и радоваться, что Господь нам открыл через Писание Свое родословие.

Вопрос: -  Грех ли покупать в ипотеку?

Отец Сергий: Лобовой вопрос. Грех или нет? Это как кесарю кесарево. Скажешь, что грех, то будут возмущения, что столь у многих ипотека, и как же теперь жить. А скажешь, что не грех, то будут возмущения и найдутся обязательно аргументы и в пользу этого. Поэтому на вопрос об ипотеке отвечу так: сколько бы ко мне не обращались за благословением на ипотеку, кредит, я ни разу не благословил. Люди специально молятся, чтобы одобрили кредит, а я не благословляю. Скажу, как есть, у меня есть присказка даже на этот случай. Я своих в рабство ростовщиков не отдаю. Речь же не о рассрочке, которая вообще безо всякого сомнения не имеет ничего греховного, а о ростовщичестве. В советское время были рассрочки, никто никаких денег на деньгах не делал, потому что такое считалось грехом. Никому не приходило в голову брать проценты за деньги взаймы. Постепенно это стало восприниматься иначе. В 90-е это стало нормой. Друг дружке стали давать взаймы под проценты. Но если человек берет ипотеку, в долг, то он на крючке оказывается. Он этих денег не заработал, впрок они ему не пойдут. За то, что Господь и так дает, Ему благодарность. Если есть Его промысел на что-то, так и будет. И как оно произойдет, никому неведомо. Господь велел жить как птицы, а не как нехристи. Он имеет обо всех нас промысел. Неужели же Он не знает, что мы имеем нужду в чем-либо?! А всего этого ищут язычники. Так что ипотека – и грех, и не грех, а что говорю - кто имеет уши слышать да услышит. А что касается благословения, у меня не возьмешь, я не дам. Какой уж есть. Мною руководит только сострадание к человеку. Мне хочется, чтобы люди наши православные были независимы от материального.

Вопрос: -  Как молиться за сына, который отошел от веры?

Отец Сергий: Это распространённое довольно явление, что дети отходят от веры. В каком-то возрасте особенно. Молиться надо так же, как и молились. Господь родительские молитвы слышит. Молиться надо о том, чтобы Господь укрепил и вразумил их. Молиться, чтобы юношеское вот это было с минимальными потерями. И продолжать быть идеальным примером христианства, чтобы ребенок не мог сказать, вот батюшка на проповеди сказал, что муж и жена – одно целое, которые должны никогда не ссориться и вместе молиться. А я вижу, что мама ходит в храм, папа нет, или наоборот, какие там хорошие отношения и молитвы. Я считаю, что можно и не делать. Так что родителям надо начинать с себя.

Вопрос: -  Нужно ли благословение на чтение анекдотов?

Отец Сергий: Шикарный вопрос нам задают. Тут явно не хватает разрешения на пошлые или матерные анекдоты. В принципе вы себе сами ответили на вопрос. Анекдот это ведь – подобие притчи, которое может быть невредным или душеполезным. Увы, чаще всего анекдоты не таковы. И, вслушайтесь, анекдоты обычно травят. Что значит это – подумайте. Важно, с какой целью рассказывается анекдот. Если цель – заняться смехотворчеством, произвести эффект на окружающих, то стоит задуматься. А потом – зачем их читать? Читать разве больше нечего? Если говорим о духовном, то лучше сторониться таких вещей. Хуже всего, когда в этих историях вспоминаются святые люди или предметы. Это грех святотатства, когда о святых предметах сложены шутки. Есть случаи, когда в более-менее веселой поучительной созидательной  форме рассказывается о чем-то, но не высмеивается. Не могу того сказать о «Сказке о Попе и работнике его Балде». Это можно было бы счесть за юмор, за анекдот, но сколько поколений расхлебывают юношеский порыв «нашего всё». Ведь в люди пойдет идея, что все священники такие. А потом сюда добавится «Королева бензоколонки», отец Федор Ильфа и Петрова и вот формируется однозначное отношение. Они не будут знать, что существовали такие люди как Иоанн Кронштадтский, отец Алексей Мечёв, священники в лагерях. И сейчас разные есть. Поэтому такого типа анекдоты – страшный грех. 

Вопрос: -  Как относиться к тому, что, условно говоря, с тех же кредиток оказывается помощь священникам и Церкви?

Отец Сергий: В Церкви у нас не ставится вопрос так. Церкви важно, чтобы деньги не были ворованными, украденными. А взятые в кредит такими не считаются. За людей, которые в эту кредитную систему включаются,  мы молимся, чтобы Господь помог им покончить со всем этим, не оставлял заступлением, помог найти работу, не зацикливался на деньгах. Сколько примеров того, как человек бросал все свои богатства, чтобы остаться только в живых. Да взять Лота и его жену. Пошли из Содома и Гоморры. А у них был дом, дело, дети, невестки. Пошел и бросил всё. Самое главное дом – величайшую ценность. Делать из чего-либо на земле культ – огромная опасность и ошибка. Лучше всего, если культ будет христоцентричный. Господи, Ты меня благослови жить по-Твоему. А так есть дело закона, есть дело любви. Если мы не можем предостеречь человека, то деваться некуда. Знаете, почему вообще хорошо быть православным человеком? Мы имеем дело не с тем, что было, могло бы быть, а с тем, что уже есть. Есть вопрос – есть ответ. Есть данность – смотрим, что с ней делать.

Вопрос: -  Как давать милостыню, чтобы поминать усопшего родственника?

Отец Сергий: Есть отличная вещь – патерики. Там про милостыню есть эпизод. Два старца, которые молитвами своими могли переставлять горы, жили в монастыре, имели послушника, который с ними вместе жил, помогал, учился у них вере, добродетелям, был в послушании. И вот однажды по делам монастыря они втроем пошли в город. Дошли. Городские ворота, над ними икона. Послушник стал свидетелем того, как с разницей в 5 минут два старца поступили разным образом в одной ситуации. У ворот сидел нищий. Первый старец подошел к воротам, помолился на икону, увидел нищего, дал ему какую-то милостыню и пошел дальше. Через короткое время второй монах подходит, крестится, молится, смотрит на нищего, ничего ему не дает, идет в город. Реакция послушника – кто-то из двух старцев согрешил. А разве они вообще могут согрешить? Раздрай в голове у него был знатный. Но вот возвратились они в свой монастырь, там служба. И послушник не может после уснуть, хочет идти выяснять у старцев важное дело. Спрашивает у них, кто согрешил, дав или не дав милостыню. Первый говорит, что он подошел к воротам, увидел нищего, попросил у Бога благословение, как поступить, перекрестился и Господь положил на сердце «просящему у тебя дай».  Я ничтоже сумняшеся достал, что мог, и дал. Согрешил я? Нет. А второй старец? Подошел, перекрестился, попросил Господа в сердце указать, что нужно. Господь положил так: прежде, чем ты дашь милостыню, она должна вспотеть у тебя в руке. То есть нельзя было давать милостыню на водку или на секты какие-то, например, даже под видом благотворительности. Так вот второму старцу Господь положил ждать, он так и поступил, подождал, убедился, что это мошенник. Выходит, никто не согрешил. Отсюда вывод важный: если я хочу поступать по-Божьи, то я должен Богу молиться, и он положит мне на сердце, и я поступлю по совести. А, мало ли, Господь Сам пришел в каком-то виде ко мне? Надо молиться! Если мы вообще хотим понять много вещей, то стоит читать патерики. Чуть читаешь и сразу веселее.

Вопрос: -  О детях не думаете! Улучшать жилищные условия требует даже государство. Квартир не дают, но требуют, как ювеналка для детей. Вот и кредиты…

Отец Сергий: Вы правы. Как только это стало возможным, то и началось. Чтобы всё стало так, как Вы сформулировали, ушло несколько столетий. Всегда во всех случаях ростовщичество было грехом лихоимства. И лесть еще есть. Банкам по законам ислама запрещены кредиты, они работают без процентов. Но если люди вообще приняли это, то можно переходить к тому, чтобы их заставлять это делать. А всё и всегда делают на детях. Куда родители денутся? Будут вкалывать, а потом на детей бедных эти кредиты и перейдут. Никуда не денешься. Улучшать жилищные условия тоже нужно через Господа. Если Он сочтет, что вам нужно улучшение, Он улучшит. Нельзя жить и думать, что Господь не имеет о нас попечение.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+