Перейти к основному содержанию

12:26 26.04.2024

Прямой эфир от 07.03.2015. 21:00. .Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио "Радонеж". Ведущий - протоиерей Александр Березовский.

09.04.2015 07:57:50

Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

Все было осознанно и искренне раскаянно, но вдруг в какой-то момент понимаю, что мной по-прежнему руководит гордыня, только теперь в более тонком, изощренном образе правоты. Как обрести смирение, когда гордыня научилась так хорошо маскироваться?

- Смирение обретается смиренномудрием, когда человек мудро, из альтернативы своего поступка выбирает возможность смириться. Не выбирает свою правоту, а выбирает всегда возможность для того, чтобы смириться. Если человек так поступает, то можем ожидать доброго результата, потому что гордыня вытесняется смирением. Если смирения нет, а человек, будучи гордым, все равно поступает смиренно, что и есть смиренномудрие, то тогда его Господь обязательно замечает и помогает благодатью своей, которая его исцеляет от гордости и вытесняет гордыню, и ее место заполняет смирение.

Что является на сегодняшний день главной угрозой православия и вообще для всего мира в целом?

- Лукавство. Человек, вместо того, чтобы быть цельным, прямым, послушным Богу, он лукавый, изобретает всякие цирковые трюки для того, чтобы себя продемонстрировать. Казаться, но не быть.

- Хотя это многими проповедуется - нужно себя показать. Люди считают, что если человек себя не проявил, то он и не реализовал замысел Божий о себе...

- Нет, смотря что проявил и смотря как проявил. Чтобы понять Бога, нужно, чтобы человеку открылось Священное Писание - не просто механически читать, а нужно через Писание услышать, что Бог от тебя хочет.

Что такое справедливость с христианской точки зрения?

- Справедливость - это когда по воле Божией происходит нечто.

- А как я пойму - воля Божия или не воля Божия?

- Для этого должен быть навык. Вот как детей мы учим, и в результате нашего постоянного воспитания на протяжении, допустим, 15 лет, ребенок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Это же не сразу происходит, а только путем очень больших усилий семьи.

- И своих ошибок...

- Да, эти ошибки нужно ему объяснять: видишь к чему привело то-то и то-то.

Объясните, пожалуйста, что такое "люботрудное сердце"?

- Сердце, которое любит труд сердечный, которое понуждает себя на совершение христианских поступков, например, на молитву. Это любовь к духовному труду.

 

Одна женщина жалуется, что пьющий муж очень сильно ее обижает и двоих детей, но говорит: "Вот, видно воля Божия такая мне". Права ли она, считая, что эта ситуация - это воля Божия?

- Нет, Господь использует всякие трудности жизни человека для того, чтобы его через это чему-то научить и что-то ему через это передать. Но нет воли Божией на то, чтобы один человек обижал другого.

- Т.е. в этой ситуации ей решать - уходить от него или нет?

- А уходить - это тоже смиряться.

Мы в семье утром и вечером вместе читаем молитвы, бывает, что днем поссоримся, поругаемся. Ваше мнение - нужно ли искать какого-то специального состояния для молитвы или нужно вставать и молиться так, как есть?

- Мое мнение - ничего нельзя делать механически, это никому не нужно. Молитва человека в состоянии спора, выяснения каких-то отношений, в состоянии обиды, ругани, это только одна молитва: "Господи, прости и умири мою душу", до тех пор пока она не придет в состояние мира. А если в таком душевном состоянии молиться - это все напрасный труд.

- Но когда один член семьи, во что бы  то ни стало, собирает на молитву всю семью, хотя у других, может быть, есть желание помолиться одному, отдельно. Насколько это вообще оправданно? Насколько это нужно?

- По всякому бывает, в каждой семье заведено по-своему, исходя из той ситуации, которая там.

- Подросшие дети начинают противиться этому заведенному порядку. Настаивать, как Вы думаете, или все-таки разрешить?

- По-разному, смотря как настаивать, каково сопротивление, сколько лет... Здесь столько параметров! И это может решать только глава семьи по согласованию с мамой.

- А если нет согласия с мамой?

- "Когда согласья нет, на лад и дело не пойдет"... Нет согласия - всё бесполезно. Нет согласия - мы детей не воспитаем. Без согласия между родителями воспитание невозможно. Если папа говорит "да", а мама - "нет", то от этого бывают нервные дети. Педагогический и воспитательный процесс возможен только в одном случае - когда все взрослые, среди которых живет дитя, абсолютно единодушны. А спорные вопросы они обсуждают, могут и довольно горячо, но тихо, когда уже в детской погашен свет и слышно ровное дыхание спящих деток. В противном случае - это уже антивоспитание, воспитываем прямо противоположные качества тому, что мы хотели бы от детей достичь, когда они подрастут.

Муж настаивает на том, что жене никак не нравится. Чтобы сохранить мир, хотя бы видимое единодушие, надо ли уступать?

- Как я могу решать такие вопросы? Вот сейчас скажу - "уступать", а она мне скажет - "а он голый ходит по квартире, а у нас восемь девочек от 11 до 19 лет". Ну, как? Надо же всё знать, какие могут быть вопросы-ответы вслепую? Или он курит в комнате, и в торт, который я приготовила к семейному празднику, вставляет окурки. Ей это не нравится, а ему нравится. Мало ли что кому нравится или не нравится, не надо спешить замуж! Нужно жениха изучать год-два, пока не будет ясно, что от него можно ожидать.

- Да уж, сюрпризов многовато бывает...

- А то! Вот у меня одна пара - осенью поженились, сейчас уже разводятся. Мне было сразу понятно, что этот брак обречен, потому что ни тот, ни другой абсолютно не готовы. Создавать семью - это же не в театр сходить: вот надо платьице, ботиночки и т.д., это слишком просто.

В каждом ли человеке есть Дух Святой? Или он нисходит во время крещения?

- Мы, люди, живем на планете, где существует и действует Церковь, поэтому какие-то касания Святого Духа сердца всех людей, оно существует. В христианской стране - это больше, в нехристианской стране - меньше.

- В какой ситуации Дух Святой может придти в сердце человека, а в какой нет?

- Придти может, если сердце смиренно. А если нет, то не может.

- Сейчас очень многие люди заражены духом недовольства, такая душа к благодати Божией не восприимчива?

- Абсолютно, она ее отталкивает и даже выталкивает.

Что такое "домашняя церковь"? На мой взгляд, домашняя церковь - это когда мы делаем общее дело и создаем церковь дома, чтобы у нас все было чинно и благоговейно. А моя жена говорит, что церковь - это церковь, а семья - это семья. И у нас в семье бывают вот такие споры. Когда я говорю своей дочери: "Давай сходим сегодня в храм на службу, постоим немножко", она не идет, а когда мать позовет, сразу бежит. Вот такие у нас идут неправильные споры... Скажите мне, пожалуйста, что такое "домашняя церковь"?

- Что такое домашняя церковь вам нужно было выяснять с Вашей избранницей до того, как вы подали заявление в ЗАГС. Семья должна уподобиться Церкви: глава Церкви - Христос, глава церковной общины - священник. Муж должен быть священником, жена - дьяконом, послушным ему помощник, а дети - это народ Божий, который Господь дает священнику и дьякону с целью того, чтобы научить их быть христианами. Домашняя церковь - это такое человеческое и божественное устроение для созидания христиан для Господа нашего Иисуса Христа. Семья, собственно, с точки зрения христианства, ни зачем не нужна. Что-то купить, что-то съесть, куда-то съездить, это совершенно неважно. А важно только одно - сумеем ли мы из своих детей вырастить христиан? Вот это и есть домашняя церковь, это и есть главная задача семьи как домашней церкви. А если просто жить, как все живут, есть семьи плохие, есть хорошие, есть дружные, есть не дружные, но если эта семья не рождает христиан, то с точки зрения вечности - это просто как у всех животных, рыб, насекомых - просто давать потомство, выкармливать его (главное, чтобы ребенок хорошо кушал, спал, главное, чтобы он слушался, не надоедал), как тигрица или кошка, кормит своих котят, а если надо - и лапой наподдаст, не справшивая, тащит куда ей надо и т.д. Если цель только кормить, поить, одевать и учить всяким житейским премудростям - кубики складывать, писать буквы, читать, это все относится еще к животному миру, а вот к духовному миру относится только научение христианской жизни, духовной. Вот что такое "домашняя церковь".

- Научить может только тот, кто сам это освоил?

- Научить можно тогда, когда юноша и девушка желают создать домашнюю церковь, когда они вступают в брак с одной целью - создание домашней церкви. Ни с целью - для себя пожить, ни с целью какой-то карьеры, разные бывают цели, цель может даже быть - получить орден "Мать-героиня". Вот у нас была кошка Муська, 90 котят родила, все равно за ней не угонишься.

- Цель - послужить другому, родить детей...

- Это частности. А домашняя церковь - это не частности, она учит главному. А уж конечно, чтобы правильно воспитать деток, их должно быть не меньше пяти, это минимум.

- Батюшка, ну, вот видите, даже взрослому человеку потребовалось объяснение самого понятия "домашняя церковь". Как могут два молодых человека, не зная этого понятия, желать его построить?

- Никак. Вот они и мучаются. Никак не могут. Вера от слышания, слышание - от слова Божия. Прежде чем строить домашнюю церковь, надо у Церкви научиться тому, что есть домашняя церковь.

- Здравствуйте, о.Дмитрий! Меня зовут Писарев Лев Викторович, я работаю в Свято-Тихоновском Университете. Звоню на "Радонеж" по просьбе чад иеромонаха Феофана Кракерова с Украины. Прошу Вашего разрешения сообщить о том, что с иеромонахом Феофаном случилось несчастье. 3 марта 2015 года украинские силовики из добровольческих батальонов похитили в районе города Угледар иеромонаха Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря о.Феофана Кракерова. Этот монастырь находится на оккупированной украинской стороной территории Донецкой области. Несколько мужчин в военной форме и в масках под надуманным предлогом выманили иеромонаха Феофана из монастыря и увезли в неизвестном направлении. о.Феофан, до начала активных боевых действий, занимался поисковой работой, разыскивая останки солдат, погибших в Великую Отечественную войну, вел активную патриотическую работу. Под предлогом участия в этих раскопках его и выманили из храма. В настоящее время, из неофициальных источников стало известно, что о.Феофан содержится в СБУ г.Мариуполя, ему предъявлено обвинение в сепаратизме. Официально же, семье похищенного не сообщают его местонахождение, не сообщают о причине задержания, не выдвигают официального обвинения. Друзья и близкие иеромонаха находятся в неведении и беспокойстве, и судя по тому, что украинское СБУ никому об этом не сообщает, они боятся огласки. Поэтому необходимо распространять эту информацию как можно шире. Сам по себе факт насильственного вывоза монаха из обители является вопиющим. Хотелось бы прежде всего попросить молитв о здравии и скорейшем освобождении иеромонаха Феофана и призвать церковную общественность к более активной реакции на произошедшее, в частности, распространить данную информацию в СМИ и задействовать все возможности для скорейшего освобождения о.Феофана.

- Хорошо, постараемся. Спаси, Господи, и помилуй.

Дал знакомому деньги в долг, долг не отдает и, судя по поведению, не отдаст. Делать нечего, простил его и даже не напоминаю, но он опять просит деньги, а я вижу, что он держит меня за лоха. Подскажите, как правильно поступить?

- Правильно - не давать. Потому что, если мы заботимся о его душе, то для души вредно держать кого-то за лоха.

- Многие говорят: "Просящему дай".

- Бывает так, но не сказано: "Просящему второй раз, не отдавшему предыдущий". Не сказано так?

- Нет, такого нет.

- Ну, вот. Просящему дали...

- Совесть иметь надо...

- Это не плохо, но мы не можем призывать другого человека - "имей совесть". Она либо есть, либо ее нет. Спросить можно: "Совесть у тебя есть?". А вот "имей совесть", ты вроде его обвиняешь, что у него ее нет, а если у него есть?..

По каким критериям понять, созрел ли молодой мужчина для создания семьи?

- Анализ крови сделать, на сахар. Глупый вопрос. Всё хотят механически - ничего не выйдет.

- Ну хотя бы критерии какие-то?

- Таких критериев полторы тысячи, поэтому нужно объект изучать. Даже когда дом человек покупает, человек смотрит какая крыша, пол, документы.

У меня родственница постоянно кладет на могилу еду, сигареты, водку...

- Это правильно. Но сигарету надо еще поджечь, чтобы подымила...

Мне 59 лет, я пенсионерка, у меня есть свободное время и я хотела бы его посвятить детям в доме ребенка или сиротам. Но меня смущает вопрос, мне 59 лет, я приду к ним, ко мне привяжутся, а у меня возраст уже такой большой, что усыновлять или удочерять я не решаюсь. Что мне делать? Может быть мои опасения беспочвенны или я неправильно рассуждаю? Помогите мне, пожалуйста.

- Для малодушия всегда найдется какая-то почва, "вдруг привяжется". Представьте себе, пойдете в церковь,  а вдруг ко мне там кто-то привяжется. Нет, буду дома сидеть, чтобы не было привязанности. А то я умру, а все будут рыдать.

Ненавижу свой грех, но он порой так силен, а я слаба донельзя. Как мне преодолеть уязвимость ко греху?

- У нас есть Спаситель. К Нему надо взывать. Как прокаженный пал ниц и говорит: "Господи, если хочешь, можешь меня очистить".

С евангельских позиций, допустимо ли для христианина доносить? В каких случаях донос оправдан?

- Ну, если ты знаешь, что некий человек собирается зарезать твою мать, пошел и донес участковому. Если ты сам не можешь как-то этому препятствовать, то на это есть органы правопорядка.

Для чего еврейский народ стремился исполнять заповеди Божии, если до сошествия Христова во ад даже души праведников все равно сходили в ад?

- А в аду были разные места, например, лоно Авраамово. Стремились наследовать лоно Авраамово, пребывать вместе с людьми, угодившими Богу.

- Надо написать на бумажке и подать, так проще.

- Некоторые смущаются, бумажка... надо же преодолевать себя.

- Некоторые медицинские процедуры для человека выглядят весьма неприятно, но если ты хочешь быть здоров - придется решиться. Ты же приходишь на исповедь лечиться. Не хочешь - не лечись.

Идя с работы домой, молюсь, читаю вечернее правило. Заметила, что так молитва меньше рассеяна, я больше собрана. А если после рабочего дня выполняю правило дома, то очень рассеянна. Угодно ли Богу и можно ли по дороге домой выполнять вечернее правило?

- Сказано: "Непрестанно молитесь". Раз непрестанно, значит, можно и в метро, и в лесу, и на пути.

о.Дмитрий, подскажите, как стать доброй?

- Для начала - перестать быть злой. А потом уже развивать в себе доброту. Мы люди грешные, нам все злое - сродни. А добро нужно выращивать. Представь себе лес, и ты идешь по лесу и вдруг - пшеница, 70 см высотой, и везде, между соснами, березами - сплошная пшеница. Может такое быть? Нет, конечно. Чтобы пшеница выросла - надо лес спилить, пни выкорчевать, нужно удобрять и т.д. Просто так растут только некультурные растения, сорняки, а культурные - надо пахать, чтобы их вырастить. Также и добро. Это только через пахоту.

- Сколько надо выкорчевать, прежде чем посеешь его?

- Страшное дело. Поэтому люди  всегда поддерживали поля, по 800 лет пахали, удобряли, боролись с сорняками. Потому что попробуй, не засей один год, на следующий год будешь выкорчевывать крапиву с лопухами.

Господь велел любить своих ближних, а значит, велел служить им. И вдруг наступает момент, и кажется, что твоя любовь и забота балует и портит твоих ближних. Но разве может быть любовь дозированной?

- Не любовь, а ее проявление. Представь себе, любовь может проявиться в том, чтобы человека накормить. А если его кормить, допустим, одними пряниками? Утром, днем, вечером, на первое, на второе - пряники, пряники, пряники. Это что? Любовь?

- Это уже мука.

- Это и мука, и медленное убийство человека. Везде нужно присутствие головы и образования.

- Т.е. заставить человека самого что-то сделать, это не есть отрицание любви? А то некоторые боятся отказать, меня просят - я делаю. "Мам, принеси чай"...

- Меня просят ограбить банк, вот тебе фонарик, стой здесь и мне свети. А другого просят: "Стой здесь, если пройдет милиционер, подай знак". И что? Помогать? Значит, ты - соучастник. МОжет получишь на пару лет поменьше, но соучастник преступления.

- Всюду надо думать.

- Так Богу угодно, чтобы человек думал. А человек все хочет узнать: "А Вы скажите, где грань? Где критерий?". Т.е. думать неохота. Почему? А думать - это трудно, это вам не посуду мыть. Посуду мыть может кто угодно.

В детстве нас учили давать сдачу: тебя обзовут - ты обзови, тебя ударят - ты ударь, чтобы не приставали. Чувствую, что так неправильно. Но промолчать не могу. Во-первых, мне самому неприятно, во-вторых, потеряю мужской авторитет перед женой, детьми, близкими, в-третьих, не считаю правильным оставлять зло не наказанным. Хочу защищать себя, не совершая греха. Возможно ли это?

- Не знаю, всё трудно.

- Т.е. человеку опять надо выбирать свою жизненную линию?

- Конечно. Сказать слово или промолчать - это выбор, идти в гости или не идти, ведь разные дома бывают ситуации.

В школе практически все сквернословят. Что делать в такой ситуации? Ни с кем не общаться или же все-таки научиться не обращать на это внимание?

- Это невозможно не замечать. Я бы не общался. Потому что "с преподобным преподобен будеши, с развращенным развратишися". Можно перейти на домашнее образование, можно найти другую школу, более-менее приличную.

Что общего или какая разница между понятиями "образование" и "просвещение"?

- Просвещение - это обучение, потому что мы человека темного, допустим, в вопросах веры, просвещаем. А образование - это уже другое, это есть приведение человека к определенному образу, и просвещение в этом играет большую роль. Но одного просвещения недостаточно. тут нужно еще и воспитание. А это уже труднее, поэтому школа у нас и отказалась от воспитания, совершенно отказалась. Детки курят, ругаются, хамят учителям, учителя не обращают внимание. А должны все, начиная от охранника и кончая директором, все должны обращать внимание, каждый должен делать замечания, вразумления.

- Даже чужому?

- Да. Я вот тут как-то на лестничной клетке увидел ребят, которые курили, говорю им: "Вы знаете, что закон новый вышел, теперь курить в подъездах не разрешается. И я вам не разрешаю". И всё, они больше не курят. А можно не заметить... Ну что, им лень пальтишко надеть и пойти на улицу курить?

Спасибо, батюшка, нам пора прощаться.

- Всего доброго, до свидания! Курите только на улице!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
17 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+