Перейти к основному содержанию

06:57 06.05.2024

Протоиерей Всеволод Чаплин: Здравомыслие и постоянная поверка твоих действий и твоих слов Евангелием и соборным суждением Церкви – это то, чего сейчас очень не хватает многим людям

05.06.2013 09:03:45

          Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

          Здравствуйте дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Также мы будем рады получить от вас отзывы, пожелания по смс.

           Дорогие радиослушатели. Сегодня в нашей студии протоиерей Всеволод Чаплин, председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Батюшка, Христос воскресе.

            -Воистину воскресе. Всех сердечно приветствую.

            -Что нового?

           Вы знаете, жизнь очень бурная. На самом деле каждый день приносит что-нибудь новое. Вот буквально ночью я получил сообщение о том, что начался крестный ход с мощами Святого князя Владимира, который пройдет по многим российским городам, по центрам федеральных округов прежде всего. Мощи прибыли 30 числа, то есть сегодня утром по Владивостокскому времени, то есть с Московской точки зрения больше суток назад. Их в спец вагонах, в том числе вагоне-храме мощи будут перемещаться из Владивостока. Дальше в Хабаровск, Новосибирск, потом в Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов на Дону, Пятигорск, Санкт-Петербург, Калининград. И везде будут совершаться богослужения.

           -Какая громадная акция.

           -Везде будут встречать мощи, и кроме богослужения будут совершаться церковно-общественные акции. Где-то это будут кинопоказы, где-то это будут встречи с духовенством и известными православными людьми. Где-то это будут концерты с участием молодежных групп из Москвы, если нам удастся их привести. Надо сказать организация крестного хода занимает достаточно короткое время, и мероприятия планируются за несколько месяцев. У нас был месяц, даже немного меньше, и тем не менее все получилось, потому что откликнулись люди, откликнулось правительство, откликнулась администрация президента. Многие региональные организации, Российские железные дороги, помог фонд Андрея Первозванного. Откликаются даже в такие сжатые сроки. Надеемся, что откликнутся и жители все городов, куда придут…

          -Для кого это собственно организовывается.

         -Да, мы напоминаем через это людям, что 1025-летие крещения Руси, а именно к этому празднику приурочен крестный ход, это особый праздник. То есть это не какая-то очередная памятная дата, это не воспоминания, связанные с каким-то малозначимым событием, малозначимой строкой в учебнике истории. А это один из центральных смысл образующих праздников за последние несколько десятилетий в силу двух причин. Во-первых, 1025-летие крещения Руси, это день крещения Руси, который у нас теперь официально отмечается в России.

       Это день, который напоминает нам о том, почему мы такие, напоминает о том, что мы в сое время избрали вектор нашей истории, связанный с евангелием, христианством, с православием. И именно на этом пути, согласно правлению истории, Россия стала Россией. И между прочим, выжила там, где многие другие народы исчезли, сталкиваясь с огромными препятствиями, со многими вызовами в истории, и не просто выжила, а сохранила свою духовную свободу, свою независимость, свое самоопределение, свою самобытность.

           И многие народы могли бы этому позавидовать, тем более  в тех катастрофических условиях, в которых оказывалась Россия.. Кроме того, что это день, связанный со смыслом и вектором нашей истории, это еще и день, дата 1025-летие связаная с 25-летием возрождения Русской Церкви, которое как раз началось, как мы с вами хорошо помним, в 1988-ом году, в день 1000-летия крещения Руси. Эта дата стала временем, когда советские люди вдруг увидели, Церковь жива, она полна сил, там много людей, которые готовы активно работать, в том числе работать ради преображения России. И с этого многое началось.

         -Вот вы прекрасно помните, и я прекрасно помню это грандиозное празднование. И неожиданно вдруг Церковь стала легальной. А как вы считаете, многое ли тогда изменилось? Мы тогда встретили Церковь как такое зернышко очень плотное, замечательный организм, который выдержал страдания, искушения. Быть членом церкви тогда было по-настоящему подвигом. Сейчас свободы. Церковь развилась, много институтов, но не потеряла ли она чего либо изнутри? Самого сокровенного и удивительного, что было тогда.

            -Я очень много себе этот вопрос задавал и сейчас задаю. Конечно была разница огромная в той церковной жизни и в нынешней церковной жизни. Особое очарование было конечно, оно было связано с тем, что быть верующим человеком, быть христианином было рискованно, в чем-то опасно. На тебя сразу обращали внимание. Кто-то пытался посмеиваться, как всегда. И сейчас пытаются смеяться в лицо. На самом деле вот это очень мало изменилось. Те же самые аргументы, которые я слышал в школе, от некоторых молодых людей в 80-е годы, когда говорили: ты куда идешь? Это же страшное дело, отсталые люди, верующие, не идущие в ногу с прогрессом. Темные, забитые и вообще, они скоро вымрут. Скоро всему этому будет конец, а ты собираешься поставить на своей жизни крест, как тогда говорили. И все это было. Крест это то, что нужно в жизни и…

          -самое вожделенное и замечательное…

           -Самым важным в жизни человека является Крест. Это самое правильное, что в жизни может быть. Тогда на самом деле приходилось отвечать такими словами всяческим критикам, скептикам. Людям, которые пытались унизить, бурно оспорить твой выбор. Сейчас в какой-то степени точно также мы знаем целый сектор общества, социальные группы или группы, связанные с тем или иным политическим или интеллектуальным выбором, которые точно также относятся к верующему человеку. Я знаю массу мест, где верующим быть как бы не прилично, как бы не модно. Ты не попадаешь в струю, если ты верующий человек. Ну тогда это еще было связано с неким вызовом, с неким романтизмом. Время было другое. Какое-то особое очарование у него было.

        Но все-таки на самом деле, это было не нормально. И мы тогда прекрасно чувствовали на самом деле, что тогдашнее положение церкви, православия, христианства в стране было не нормальным. Когда на самом деле эта вера, эта церковь дали смысл жизни, дали вектор истории в стране. И они отсутствовали на большом телеэкране, в публичном пространстве, в пространстве отчуждения будущей общественной жизни. Это было не нормально. Все-таки на самом деле мечтали о времени и трудились для этого времени, когда эта ненормальность положения церкви исправилась. Вот кое чего удалось все-таки добиться, хотя ни какого триумфализма я не испытываю. Я был несколько дней назад, по моему вторник был. Вы знаете много событий действительно каждый день, не помнишь уже, что было в начале недели, к концу недели и к середине…

            -Я вам напомню, когда мы начинали радио Радонеж, мы пытались сделать новости, и один известный пастырь, социально активный человек говорит: слушайте, какие новости? Какие новости? Откуда вы их берете? У нас их практически не было. А сейчас не углядишь. Совершается одно, второе, третье…

          -Да в каждом приходе еженедельно совершается что-то, что достойно новости.

           -И причем значимой.

           -Да. Так вот смотрите, что происходило, и что сейчас обсуждается иногда. Я вот недавно был на 25-летии Свято-Филаретовского института, основанного отцом Георгием Кочетковым. Мы знаем, что по разному относятся люди к деятельности этого священника. По разному можно относиться к этим людям. Я с ними спорю по разным, в основном общественным вопросам, но вот поспорю может быть еще раз, хотя это не спор был, а так достойная очень милая беседа. Многие говорили на собрании, как сейчас на многих церковных собраниях говорят: Смотри сколько мы сделали за 25 лет. Вот и этим людям я сказал и себе скажу и многим готов сказать, что сделано конечно много. За труды, которые были совершены, нужно поблагодарить людей, особенно тех людей, которых уже нет с нами. А таких уже достаточно много, потому что прошел уже достаточно большой исторический период, так вот, при всем при этом не сделано еще много того, что по большому счету, нам надо сделать, и чего не нужно бояться как задач.

          Нужно сделать действительно церковными людьми, знающими свою веру и живущими по своей вере. Многих и многих людей, десятки миллионов людей, которые являются православными, крещенные люди, имеющие религиозную практику, у них книги есть, иконы есть, и часто рабочий кабинет есть. Люди иногда приходят в храм, чтобы поставить свечку. Вот нужно сделать так, чтобы все эти люди стали бы настоящими христианами, участвовали в божественной литургии. Исповедовались и причащались не когда кто-то умер и перед днем рождения, а хотя бы несколько раз в год, чтобы люди действительно понимали, что значит жить по своей вере.

          Эта задача еще не в полной мере исполнена и не нужно ее бояться. Нужно проповедовать и особенно через СМИ, нужно открывать перед людьми то богатство духовной , церковной и христианской жизни, которое только и делает человека, говоря светским языком, счастливым и полноценно живущим. И вторая задача тоже очень важная, тоже мы находимся только вначале ее осуществления, это сделать так, чтобы христиане, миряне действовали как христиане, как члены церкви и в экономике, и в культуре, и в политике, и в государственном управлении, и в разных областях человеческой жизни, и в общественной дискуссии. Пока таких людей у нас мало, вот когда мы сможем сделать так, что все, кто принадлежит к православной церкви, действительно жили литургической духовной жизнью, и везде себя проявляли как христиане. Без агрессии, без грязи, но проявляли себя в жизни как верующие люди, как христиане, вот тогда быть может та миссия, ради которой мы трудимся, будет хоть в какой-то степени осуществлена, и бояться этой миссии не надо.

           Побуждают бояться. Как тогда побуждали в 80-е годы, говоря: Ничего у вас не выйдет, религия умирает, вы не правильные люди, вы опасные люди,-многие даже так говорили. И верующих воспринимали, как неблагонадежную часть общества. Так вот сейчас тоже нам пытаются сказать, успокоить: ни когда не будет основная часть людей активно верующими. Этого не было даже во многих христианских империях. Никогда себя не будут миряне вести по христиански в светской так называемой жизни. Потому что там другие законы рулят, как у нас принято говорить. Законы прибыли, законы бесчестия, законы выживания любой ценой, законы политической жесткой конкуренции и гордыни. Но вот у нас, когда по-человечески вроде бы не было ни единого шанса, многое получилось, и мне почему то хочется верить, что такое возрождение святой Руси тоже может быть получится, если Господь позволит.      

         -А вы, как председатель отдела, вообще наблюдаете воочию, и работаете с общественными организациями, ну пять лет, ну десять лет тому назад их было буквально несколько. Сейчас мне кажется много. Вы их пересчитываете вообще?

          -Есть реестр православных общественных организаций, который ведет наш отдел. Мы периодически собираем эти общественные объединения на совещания разные, в связи с церковными праздниками, с участием каких-то значимых церковных мероприятий. Но на самом деле конечно в этом совете присутствуют не все по одной простой причине: есть большое количество организаций, самодостаточных, которые не выходят на связь и не очень общаются друг с другом.

               Это отчасти плохо конечно, потому что нам нужно иногда координировать свои усилия в той или иной области, особенно в такие моменты, когда церкви срочно нужна поддержка. И нужно проявлять свою верность церкви. Но с другой стороны, где-то понятно, в том или ином приходе есть группа людей, которые занимаются предположим каким-то христианским творчеством, или занимаются противостояниям абортам, или занимаются благотворительной деятельностью, или что-то издают, или просто собираются и читают священное писание вместе. И не обязательно все эти организации выстраивают какую-то жесткую вертикаль. Иногда мы с ними сталкиваемся, иногда что-то делаем вместе.

              Но таких вот маленьких островков, опорных камушков в церкви сегодня очень и очень много. Почти в каждом приходе, во всех регионах страны точно. Во многих регионах Украины и Белоруссии. Сегодня, как я уже говорил, из жизни каждого прихода можно сделать новость. И это не будут только отчеты о богослужении и о проповедях настоятеля прихода, как иногда бывает на некоторых сайтах. Это будут отчеты и о молодежной работе, и о том, что посетили больницу, и о том, что в храм пришел известный человек и пообщался с прихожанами, выступил перед ними. Вот в приходе, где я служу, почти ничего никто специально не придумывал, не устраивал никакого плана там молодежной работы, творческой работы.

           -Это храм свт. Николая на трех горах.

         -Это храм свт. Николая на трех горах на улице 1905-го года, считающийся малопосещаемым, в центре Москвы. Но люди ходят на самом деле. Конечно меньше гораздо, чем на окраинах Москвы. Рядом есть храм, который никогда не закрывался, и местные жители ходят туда. А местных жителей там очень не много, потому что это офисный район. И люди идут или до работы, или в обеденный перерыв. Или после работы. Так вот смотрите, несмотря на то, что настоятель специально ничего не придумывал и никакой кампании не вел, получается что? Приходили люди со своими идеями, люди преимущественно молодые, и вот так постепенно начинала в приходе появляться то одна, то другая инициатива и теперь их очень много. Есть под храмом в подвале храма, где раньше была свалка строительного мусора, арт-клуб, в котором  каждую неделю происходит что-то интересное.

                    Вот пожалуйста, недавно приезжал французский детский ансамбль из французской части Каталонии. В это воскресенье будет большой фестиваль, состоящий из нескольких концертов, приуроченный к идее сбора средств на один сгоревший храм. Но помимо этого клуба есть и библейский колледж, есть группа реконструкторов, есть группа казаков, недавно поселилась у нас в приходе, есть группа молодых людей греческого происхождения, есть евангельские вечера. Мы размышляем над евангелием и одновременно говорим о событиях жизни, которая нас окружает. Есть воскресная школа со спортивным уклоном. Есть группа молодых людей, которые занимаются иконописью, резчиками являются. То есть очень многое в жизни, каждый день в наших помещениях что-то происходит. И еще раз, и еще раз, и еще раз повторю: это не является итогом какого-то плана, который бы настоятель спускал сверху, а потом требовал отчет, люди придумывают это сами. Социальная служба есть, есть бесплатная юридическая консультация. Вот столько всего.

         -Я не ожидал, что у вас всего так много.

         - Может быть я слишком добрый? Они приходят и говорят: давайте будем делать то-то. Я говорю: давайте, только пожалуйста соблюдайте дисциплину и во время сдавайте ключи на вахту.

       -Но у вас же еще такой замечательный клир. Вам же удалось собрать таких замечательных батюшек, к которым люди просто тянутся. Просто хочется быть с вашими замечательными  помощниками, которые помогают вам и в богослужении, и в духовной жизни, и в организации разнообразнейшей деятельности. Но я честно говоря, удивлен, я не думал, что вы так перегружены синодальной деятельностью, деятельностью отдела разнообразной, вы нарасхват. Просто туда-сюда, отец Всеволод. Просто как Фигаро здесь, Фигаро там. Все ждут, когда отец Всеволод приедет и скажет что-то дельное. И вы умудряетесь каждый раз говорить, что-то дельное действительно.

           -Не знаю, 27 или уже 28 лет и отчасти это отрадно. Потому что помнишь первые годы церковной жизни, когда тоже на самом деле все были востребованы, но было ощущение того, что невозможно пробиться к людям, невозможно поговорить. Но с другой стороны, 28 лет церковной деятельности. Знаю, наверное уже две бюрократические жизни. Третью уже не хочется.

       -На ваши вопросы готов ответить протоиерей Всеволод Чаплин. Звоните нам.

        -Батюшка, вот есть такой вопрос. Задает его некто Валентин Владимирович Лебедев. Я вообще то подозреваю, что это замечательный наш лидер православных граждан и главный редактор Православной беседы. Но он смиренно спрашивает: а подписывается ли отец Всеволод на православную беседу или нет?

          -Я не знаю как ко мне попадает журнал: через подписку или из редакции присылают, но как-то он ко мне попадает и мы читаем его всегда. Не все может быть материалы. Потому что в некоторых материалах говорится о том, что я уже знаю более или менее. Но по крайней мере треть материала я прочитываю внимательно. И я хочу сказать, что журнал стал гораздо лучше, он стал говорить больше о ключевых вопросах нашего общества, и о тех вопросах, которые волнуют верующих людей.

            Вот за последнее время были опубликованы очень интересные материалы кроме таких общефилософских, относящихся к вечной жизни, о гомеопатии был интересный материал, которых многих волнует и имеет разные трактовки…

             -А вот я читал. Действительно, несколько сомнительна сама гомеопатия, я к ней с осторожностью всегда относился. Какое там резюме. Собственно можно или нельзя? В двух словах…

              -Это писал сотрудник нашего отдела Михаил Ефимов кандидат богословия.

              -А да, он пишет хорошо. Толковый человек.

               -Да, он известен многим в Москве, он на конференции, где об этом говорилось, и заинтересовался этим. И написал довольно глубокое исследование, серьезное. В частности на основе фактов, он говорит о том, что гомеопатией интересовались и лечились даже сами лечили известные святые. Свт. Игнатий Брянчанинов оказывается, о чем вы наверное знали, он лечил крестьян гомеопатическими средствами. Святой Иоанн Кронштадский освящал гомеопатическую клинику и аптеку. Лечились этими средствами старцы оптинские и некоторые другие известные святые. Вы знаете, я сам слава Богу пока системно не лечусь, от врачей прячусь, пока вот Господь дает такую возможность. Поэтому на себе не испытал ничего из собственно гомеопатии. Но споры, я знаю, определенные есть. Природу этих споров я не очень понимаю. Есть убежденные сторонники гомеопатии, они были среди наших русских святых. А есть люди, которые говорят, что сама методика предполагает некое идеологическое или духовное, или псевдо духовное наполнение. Ну не знаю. Это…

              -Это видимо так же как йога. Йога как просто упражнение, гимнастика, растягивание, которое хорошо для пожилых людей, для людей, которые не могут заниматься подвижными видами спорта. Это одно. А другое дело, когда Йога является частью индуистской философии и связана с чакрами, кармами и всем прочим. Поэтому здесь наверное можно как-то разделять. Я знаю, что уж гомеопатия точно эффективна. Некоторые…

             -Вы знаете, в первую очередь речь идет о лекарствах, о веществах, которые в больших количествах приводят к болезни, а в малых приводят к излечению. Есть ли там какая-то идейная и псевдо духовная подоснова, не знаю, наверняка в йоге она есть. Потому что йога предполагает обычно довольно быстрый переход от упражнений обычных физических к некоторым способам изменить свое душевное состояние. И некоторые из этих способов, как мы хорошо знаем, опасны тем, что человек начинает придерживаться философии, далекой от христианства. Ну а журнал действительно стал интереснее, стал актуальнее. Я думаю, что имеет смысл на него подписываться. Есть смысл его читать.

             -Читайте, братья и сестры, подписывайтесь на православную литературу, потому что это может быстро прекратится. Мы к сожалению очень зависимы от пожертвований. Слава Богу, у радио Радонеж нет такого большого спонсора, который нас содержал и содержит наших слушателей. Это хотя источник такой маленький, мы очень скудно существуем. Не забудьте, братья и сестры, что мы на ваши пожертвования существуем. И в этом месяце, как мы заметили очень резкое уменьшение пожертвований. Поэтому просим, уж пожалуйста не забывайте о нас, потому что передачи нужно кормить постоянно, электричество нужно оплачивать постоянно.

            -Вы знаете, на самом деле происходят интересные вещи. Я еще не очень понял ее природу. Люди как богатые, так и не богатые, стали меньше жертвовать что на храмы, что на благотворительность, что на православные СМИ. Вот именно за последние наверное полгода. Не знаю, что является этому причиной. На самом деле похоже, что люди, особенно богатые люди, экономически активная часть населения не видят позитивных перспектив экономической деятельности. И один известный экономист, выступая по радио, Михаил Хазин сказал, что в России в свое время был кратковременный кризис в районе 2008-го года, а сейчас возможен затяжной многолетний, рассчитанный может быть даже на десятилетия, стагнирующий экономический кризис, когда ничего страшного происходить не будет, но и никакого экономического роста тоже не будет. Экономики мира будут стагнировать. Может быть бизнес, да и просто экономически активные люди это чувствую, и сейчас многие благотворительные программы и другие программы испытывают недостаток средств. Что делать? Большой вопрос. Владыка Пантелеймон в связи с этим предложил сделать сообщество друзей милосердия, друзей, которые маленькую часть своей зарплаты, но каждый месяц и регулярно перечисляют на благотворительность. Это помогло некоторые проекты просто спасти от закрытия. Потому что раньше они рассчитаны были на одного крупного спонсора, а сейчас крупный спонсор начал уходить или по крайней мере существенно…

           -Ну вот Нескучный сад закрылся. А ведь хороший журнальчик был. Закрылся.

          -Да. Крупные спонсоры стали выделять средств существенно меньше и возникла такая идея у моих помощников: лучше взять по одному рублю у миллиона, чем миллион у одного.

            -Это идея не владыки Пантелеймона. Это идея Радонежа. И мы живем этими копеечками, ну не копеечками, рублями конечно, которые перечисляют наши спонсоры. Поэтому я глубоко уверен, что наша гвардия, особенно старая наша гвардия, которая постоянно слушает Радонеж уже сколько лет и не слушает другие каналы, сейчас же много всего. Они слушают Радонеж и помогают Радонежу. Это действительно наше эфирное братство, которое дает возможность нам существовать. Это не только такая стабильность финансовая, но вместе с тем это большая радость, что мы являемся неким таким единством. Вот понимаете это соучастие в общем делании, где мы сами слушаем слово божие, сами помогаем ему вещать на радио. У нас есть звонок уже давно кстати.

           -Мы слушаем вас. Братья и сестры не забудьте высылать ваши сообщения, критику, вопросы по смс.

         -Христос воскресе.

         -Воистину воскресе.

         -Скажите пожалуйста где находится ваш храм?

          -Ново-ваганьковский переулок, 9. Это между метро Красная Пресня и улицей 1905 года. Объяснять как пройти довольно сложно.

         -Сейчас все просто: берете навигатор, или в интернете по карте. Храм Николая на трех горах, Ново-ваганьковский переулок, 9. Замечательный храм. Большой, просторный, народу действительно там не много, поэтому легко дышится. Ну а главное, чудесные батюшки. Приходите просто в воскресный день, я думаю, что многим понравится в этом храме.

          -Есть много вопросов записанных. Ну, скажем про царебожников. Эта тема очень остро возникла, потому что недавно Борис Корчевников делал программу, и я кстати как эксперт участвовал, и там неожиданно для меня самого возникла эта тема сектантства царебожников. Я думал что это такое? Что это усиленное почитание императора, ну дело доброе. Мы почитаем св. императора Николая Второго. Но там за этим оказалось действительно такое сектантское искажение психики. Когда молодой бизнесмен, удачливый миллионер, ушел из семьи, а в семье пятеро детей. Ушел к этому Кузнецову, который как мне кажется ну не очень здоровый человек. Человек с сохраненной какой-то критичностью, разумный человек, вдруг подчиняется этому бреду. Царебожники. Что-то вы о них знаете? Я даже этим заинтересовался. Нужно было бы серьезно ими заняться. Это как-то опасно мне показалось.

             -Вы знаете, очень новый как ни странно вопрос. Почему новый? Количество этих людей растет. И увеличивается их активность буквально в последние месяцы. Эти люди приходят на разные церковные торжества, читают свои молитвы. И я раньше тоже относился к этому достаточно спокойно. Действительно есть люди, которые особо почитают императора Николая и правильно делают, хорошо поступают. Когда приезжают на крестный ход в Екатеринбургскую епархию на царские дни, когда собираются в разных храмах Москвы. Это особое совершенно братство такое их горящих верой людей. Это часто мужчины среднего возраста, женщины тоже в большом количестве среднего возраста. И это суровые такие люди. Очень негативно относящиеся к любому компромиссу в вере, и  хорошо. Но вот вы знаете, в какой-то момент среди какой-то части этих людей бескомпромиссность в вере странным образом мутировала в вещи, которые могут оказаться на грани, а то и за гранью православия.

             И когда появился, как многие говорят, новый символ веры, и новые определения той церкви, в которой какая-то часть этих людей состоит, есть некая царская церковь, вот когда это начало появляться, я задумался очень крепко. Когда люди, приходя на церковные торжества, на крестные ходы, на разные собрания начинают вести там проповедь, пропаганду о том, что церковь не истинная, кроме вот этой царской церкви, и предлагают свой символ веры, и предлагают какие-то инициации, чуть ли не повторно вводящие. Это уже опасная вещь. Братья и сестры. Подумайте и посмотрите не уходите ли вы от православия? И не губите душу. Вот что хотелось бы сказать. Теперь еще один сложный вопрос: очень важно на самом деле понимать такую вещь: у России и у русской Церкви много недругов. В том числе тех, которые мечтают просто о том, чтобы подвергнуть русскую православную церковь расколу. Эти люди могут идти разными путями и разными способами могут действовать.

              Иногда это попытки объявить патриаршество чем-то не соответствующим духу православия, или иерархию в целом. Сказать, что только отдельные мирянские движения могут быть хранителями божьей правды, а духовенство и иерархия нет. Таким образом между прочим, пытались расшатать католическую церковь в 20-ом веке, и к несчастью в каких-то случаях это получилось. Наконец были попытки грубыми призывами, или грубыми окриками убедить православных христиан в том, что церковь должна быстро встраиваться в идеологию глобализма, поддерживать разные тенденции к оправданию чудовищных грехов гомосексуализма.

                   Пытались какую-то часть церковного народа увести в либеральный раскол. Особенно это ясно проявилось в момент, когда происходили споры вокруг известной группы в интернете. Группы, которая устроила пляски и бесчинства в храме Христа Спасителя. Звучали всякие разговоры, что сейчас масса людей уйдут от православной церкви. Если кто-то действительно уходил, было несколько таких случаев, по пальцам можно сосчитать. Были и какие-то священнослужители в том числе, имевшие проблемы с церковной дисциплиной, с осознанием своего церковного призвания. Но вот каждый такой случай раздувался до невероятных масштабов.

                     Пытались устроить либеральный раскол, но ничего не получилось. Люди демократических убеждений, люди либеральных убеждений в нашей церкви всегда были, есть и они останутся. И слава богу. Что остаются. Я не очень понимаю, когда некоторые из них пытаются сказать, что только они христиане, а все остальные какие-то полуязычники, которых нужно переделывать, реформируя церковь. С этим я не согласен. Эти люди всегда в церкви были и слава богу остаются. Заметьте, ни отец Александр Мень, ни отец Георгий Кочетков не ушли из церкви, не сказали, что они сейчас будут создавать параллельную юрисдикцию. И либеральный раскол, даже когда несколько раз его пытались простимулировать отчаянными средствами, не получился. А консервативные расколы в русской православной церкви происходили достаточно часто. Появлялись разные группы типа ионитов, ИПХ, ИПЦ.

                     Вот если вдруг мы слышим, что предлагают создавать отделенную от целой единой церкви самую истинную церковь, нужно очень внимательно присмотреться к тем людям, которые это предлагают, и спросить и себя и этих людей: а не работают ли они осознанно или неосознанно на тех, кто хотел бы любой ценой, даже использовав ненавистные этим консервативным кругам силы, расколоть русскую православную церковь.

           -Они даже не почувствуют, как ими манипулируют. Даже наш президент Владимир Владимирович ужаснулся вдруг, когда увидел что только за полгода в Россию поступило два миллиарда долларов этим некоммерческим организациям. Два миллиарда! Тут Радонеж не может собрать какие-то копейки и рубли, чтобы купить передатчик нормальный, пяти-киловаттный, стоит вопрос: почему часто бывает тишина и так далее. Так вот передатчик все пытаемся купить. Миллион он стоит. Но нету миллиона рублей. А здесь два миллиарда долларов.

            Вы знаете, я хотел к царебожникам вернуться. Вы так интересно к своему выводу пришли: мрачного и сурового вида мужики. Вот действительно старообрядцы, как я наблюдал это явление, очень похожи. Чисто психологический тип, некое такое суровое законничество.

        Тут, этот, значит, как его, Вадим Петрович, что ли, как его зовут вытащил на передаче какие – то выписки из канонов каких – то там шестнадцатого, четырнадцатого, я даже не знаю, какого – то века, вот, по канонам это…

                  - Разрушать чужую семью, лишать отца пятерых детей, то есть уничтожать любовь … Мне кажется, что на столе у этих людей не Евангелие любви, не новый завет лежит, а типикон, и они молятся, они сделали кумиром себе типикон.

                   - Ну, типикон хорошая книга, если только сохранять христианское трезвомыслие и не идти по тому пути, на который часто подталкивает человека гордыня, гордыня, которая движет врагом рода человеческого, враг ведь искушает иногда очень тонко людей, которые преодолели искушение, там, деньгами, или властью, или славой, или каким – то развратом, или, не знаю, какими – то другими грехами, стяжательством. Враг искушает и так, например, ты будешь самым истиным христианином, тебе дана особая благодать, остальные отступили, остальные – это плотва, это люди несмысленные, это люди с неправильной верой, ничтожные обыватели …

                  - А мы знаем священный канон …

                   - А, вот, ты можешь вести за собой кого – то, кто создаст истинную церковь, зачем тебе иерархия, зачем тебе таинство, зачем тебе храмы, создавай что – то новое.

                     - Да, они не причащаются … 

                     - И, Вы, знаете …

                     - Они не исповедуются, не причащаются …

                      - Я знаю, знаю, да. я знаю …

                       - И они утверждают, что православные люди, в каком смысле?

                        - Ну, вот, смотрите, очень часто так людей в святой жизни по формальному принципу понимая, ну, то есть людей, которые очень много времени провели в молитве, очень много сделали добрых дел, и таких людей иногда враг улавливал в свои сети, чтобы только и их погубить, и их словами, и  поступками, и их примером погубить многих. К сожалению такого рода люди часто умеют вести за собой других и это плохо кончается.

                     - Поэтому, как важно нам шествовать царским путем, то есть ни на право, ни налево, не забывать наше чудесное предание церковное, нашу традицию, наш священный канон, ну, не священный, в смысле священного писания, да?, это все таки несколько разнопорядковые вещи, просто хранить, как говорится, Христову любовь.

                       - Здравомыслие и постоянная поверка твоих действий и твоих слов Евангелием и соборным суждением церкви – это то, чего сейчас очень не хватает многим людям, но, что очень нужно, что жизненно важно, потому что сейчас, действительно, многие … развитые, активные люди пришли в церковь, очень многих из них враг, вот, так искушает: давай ты будешь особенным, давай ты поднимешься над остальными, давай тебе откроется особая духовность, чудеса ложные, возвышенность мыслей и действий, зачем очень часто следует такое смертельное искушение гордыней, прицельная инъекция , вот. этой мысли о том, что ты особенный, твоя воля … должна быть особенная, а потом уже …, ты свою церковь создавай, вот, так, к сожалению, сломались многие великие умы и великие благочестивые характеры.

                  - Ну, продолжим этот разговор, потому что мне невероятно интересует и Ваше мнение, конечно, чрезвычайно важно на этот счет, но у нас есть звонок, очень долго наши слушатели уже у телефона.

                   - Алло, алло…

                   - Мы слушаем Вас, пожалуйста, откуда, назовитесь.

                    - Здравствуйте, Христос воскресе.

                    - Воистину воскресе.

                    - Назовитесь, откуда Вы?

                    - Надежда с Ярославля. У меня вопрос такой: бывали ли Вы у мощей преподобного Александра Свирского в Свято - Троицком Александра Свирского монастыре, и, вот, мое пожелание, скоро будет Троица и, чтобы этого величайшего святого, которому за все время жизни человечества на русской земле русскому человеку на древней Новгородской земле явиласьсвятая троица, и, вот, мое пожелание, чтобы православные современники знали и чтили этого необыкновенного нашего святого. К сожалению, очень  икон совершенно нет и литературы нет, и, вот, и в передачах о нем мало вспоминают, вот, про это мое желание.

                   - Спаси Господи, я, к сожалению, никогда в этой обители не был, как говорится, обязательно, так сказать, попаду, но почитание этого … , конечно очень нужно, как и почитание других святых русского Севера о которых мало знают, потому что люди туда часто просто не доезжают, как – то, вот, даже петербуржцы сейчас не очень посещаются паломниками, где очень много благодати, очень много известных святынь, знают люди Соловки и Валаам, а, вот, остальное все  на севере не знают, не очень знают, я считаю, потрясающего святого, святого двадцатого века, очень значимого для нашей церкви Серафима Выгодского, вот, надо, наверное, паломническим службам  тоже больше работать для того, чтобы люди знали об обителях этих святых и о них самих.

                     - Ну, паломническая служба «Радонеж» предлагает двести маршрутов, в частности, большей частью по России, конечно, и, вот, Надежда из Ярославля звонит, я – то ездил с владыкой Кирилловичем, когда он там был, замечательный архипастырь, который сейчас в Екатеринбурге, и мы с ним, то есть он пригласил меня, поехать по епархии. Я был потрясен, отец Всеволод, Боже какие сокровища, душа просто улетала на небо сразу, казалось бы, такие сокровища; и чудотворные иконы, и изумительнейшие древние храмы, красоты необыкновенной древнейшая икона, которая там есть. Сама эта Ярославская область, она, да, собственно и Ярославль, я считаю, что какая – то икона русского города, вот, как русский город своей простотой, ясностью, приветливостью …

                   - Город потрясающий. Очень много сохранилось и зданий девятнадцатого века и более древних, очень многие храмы сохранились, практически все действующие.

                  - Гагаринский крест опять таки. Вот, ездить к этим святыням обязательно. Паломническая служба «Радонеж» , Вот, пользуясь случаем, рекламу им делаю, езжайте, братья и сестры, просто потому, что это настоящее духовное наслаждение, услаждение, скажем так, особенно, когда едешь со своими близкими по интересным люди, людьми, начинаешь о том, о сем разговаривать, делиться впечатлениями. Сама компания чудесная, мы же не имеем этого вообще, мало имеем церковного общения, а здесь в автобусе, когда мы закрыты и вместе и поем, вместе читаем молитвы, вместе, и поем тропари, и молимся вместе, вот, этот дух, ну и беседы , естественно, и трапезы совместной, и путешествия, обмен впечатлениями. Это незабываемое и очень важное для нас чувство церковного единства.

              Ну, у нас есть звоночек, еще, пожалуйста, мы Вас слушаем, назовитесь.

                      - Да, здравствуйте, меня зовут Светлана, отец Всеволод, вот, собственно я хотела бы Вам задать вопрос. На днях мне довелось узнать про … прочитать, как раз, очень интересную статью святейшего патриарха о мысли и назначении власти, кстати мне когда – то тоже приходилось и Вашу статью на эту тему читать, и, вот, всвязи с этим впрос такой глобального характера, можно сказать, мы видим, что сегодня происходит в Европе, вот, когда собственно служение не во благо народа, а на человеческих страстях и человеческим страстям идет, когда уже узакониваются фактически  однополые союзы. Ну, вот, Россия пока занимает бескомпромиссную позицию в этом отношении, хотелось бы, вот. услышать Ваш прогноз, Ваше мнение, как Вы считаете, у нас есть, вот, как бы основание надеяться, что и впредь мы будем также занимать бескомпромиссную позицию?

                - Вы, знаете нужно об этом постоянно об этом говорить и нужно постоянно подталкивать, государственную власть, к тому чтобы она слушала свой народ, который, конечно не приемлет всех этих греховных явлений, нужно выражать свою гражданскую позицию. Иногда считают, что лучше молчать, как - то само собой все решится. Недавно тут очень умно написал про это, что в современном мире поддерживать традицию, поддерживать общественное влияние консервативного большинства нельзя не обновляя постоянно нашу верность, нашу приверженность этим традиционным убеждениям и смыслам, потому что, если просто, что все останется, как есть, обязательно победит другая сила, которая достаточно активна, которая прилагает большие усилия и которая старается завоевать интеллектуальное пространство, поэтому, если мы хотим, чтобы все осталось так, как сейчас есть и стало даже немножко лучше, ни в коем случае нельзя сидеть сложа руки и нельзя молчать, нужно     говорить  , проявлять свою гражданскую активность, конечно, все делать нужно без агрессии, без оскорблений, без обид, но не правы те, кто говорит: «Давайте помолчим – само собой, как – то рассосется»

                 Вот, не рассосется. Вся история двадцатого века и особенно начала двадцатого века, когда огромная страна отдала себя почти безропотно в руки нескольких тысяч активных безбожников – революционеров, все это должно нас научить: не нужно молчать, нужно говорить. Нужно проявлять свою гражданскую волю, нужно говорить с властью обращаясь к ней разными способами и с обществом, с людьми, напрямую через те же СМИ, через какие – то общественные акции.

                    - Вот, сейчас первого у нас будет большой митинг первого числа.

                      - Да, первого числа будет митинг …

                       - На Пушкинской площади …

                       - Вот, недавно написал то же на днях Валентин Лебедев такую интересную довольно вещь, по – моему, и Кирилл Фролов что – то подобное писал: «У России сейчас появляется шанс притянуть к себе все силы в Европе, в Западной Европе, которые пытаются протестовать против агрессивных, несогласных, как правило, с волей народов нововведения, связанные, то есть с теми же однополыми браками и с легализацией теперь уже не только гомосексуализма, да и педофилии и инцеста. Об этом уже идет речь.

Мы знаем, что некоторые люди, даже либеральных убеждений, которые ходили на Болотную площадь и относятся несколько негативно к Российской действующей власти после истории с инцестом стали говорить, в частности, мне писали, … и еще какие – то послания я получал вплоть до СМС –ок, в которых спрашивается, слушайте, а где же граница, на чем это может остановиться? Говорю: «Границы нет»

                    - … Где, к сожалению не граница, а некоторая перспектива, вот, этого течения, отчасти это то, что сказала Мария Гессен, заявив, что семью нужно уничтожить, что брак должен быть созвучен, по- моему так она говорила …

                        - Это не экстравагантное заявление какой – то случайной журналистки

                        - Это политическая программа, конечно. «Брак должен быть разрушен» - так она сказала, а дальше попытка адресовать в будущем картину человека, как биологического конструктора.

                   Нужно, наверное, кому – то предложить обществу такую вещь: право на рождение будут иметь только некоторые, наиболее приспособленные к экономически эффективной и интеллектуально состоятельной жизни. Уже на уровне младенца в утробе будут решать, кому рождаться, кому нет, кто подходит под светлый новый мир, кто нет.

                После рождения тоже будут решать, достоин человек оставаться в живых или нет. А, вот, те кому позволено будет родиться и вырасти будут, очевидно, планировать будущее, как у биологического конструктора, пол можно придумать любой или какие – нибудь сменные половые органы придумать, которые можно будет каждый день менять, или каждый месяц, да?, улучшить какие – то органы, соединить человека с компьютером, то есть убедить человека в том, что настоящая жизнь, это не жизнь в том теле и с теми мозгами, которые дал человеку Бог и с тем сердцем, а жизнь в виде какого – то полу - андроида, полу - цикла логического существа, которое будут делать из человека. И в это сейчас во все вкладываются огромные деньги, и ради этого достаточно прогрессивно размываются представления о ценности человека в неизменном, Богом созданном виде и размываются представления о семье, как о чем – то нормальном.

                     - Ну, как же, вот, детям показывают фильмы, как же здорово быть рабокопом, только голова там какая – то еще, так сказать, в чем – то, непонятно, что – то осталось, остальное все хрясь, хрясь, шмазь, дразь, понимаешь всех кого, сильный, мощный, всемогущий, вот, пожалуйста. Эта … детей впечатляет, стать таким человеком монстром, человеком – механизмом, да?, это с такими возможностями, а если тебе еще внедрят такую маленькую проволочку в голову в отдел, который ответственен за удовольствия, нажимай кнопку и все, не кушать, не есть, не пить, ничего не нужно, нажимай и все, и все будет совершенно прекрасно.

                      - Батюшка, у нас еще звоночек есть, я попрошу, давайте мы ответим, потом на мой один вопросик, пожалуйста ответить.

               Пожалуйста, кратко задайте свой вопрос, а мы кратко ответим.

                        - Христос воскресе.

                        - Христос воскресе.

                        - Батюшка, Вы, подскажите, пожалуйста, вот, насчет, Ваших этих самых, ночных эфиров, Вы куда переместились? Где можно найти?

                         - Радио «Комсомольская правда», девяносто два и семь FM. По понедельникам в одиннадцать, нет , простите, в десять вечера, в десять вечера по понедельникам радио «Комсомольская правда» девяносто семь и два FM, вот, там теперь существует программа «Доверие». Ну, практически, в том же формате в каком она раньше была на другой радиостанции.

                        - Вот, очень интересный вопрос, который меня тоже беспокоит: «Как поступать родителям, когда в садиках и школах дают заполнить анкеты на согласие пользоваться всей информацией о детях и опрашивать детей, говорят, что это обязаловка, как можно так, как можно обосновать отказ, можно ли вообще отказываться?

                        - Я убежден, что это должно быть делом добровольным. Ну, напишите, кстати мне на адрес отдела, подробно изложив эту ситуацию в которой Вы оказались. Много раз было сказано церковью на разных уровнях, начиная с уровня архиерейского собора и с уровня святейшего патриарха было много раз сказано, что сбор информации о человеке электронной идентификации и присвоения разных электронных средств для опознания человека, для опознания его России человека должно быть добровольно, надо понять, между прочим, какие сведения собираются, имеются ли ввиду сведения, которые не должны на самом деле раскрываться публично, о жизни семьи, ее достатке, о ее религиозных или иных убеждениях, о здоровье человека, ну, и дальше нужно смотреть действительно ли идет сбор избыточных средств и действительно ли все таки идет речь об обязаловке.

                        - Но это не обязательно пока еще насколько я понимаю.

                           - Я не знаю, многие люди жалуются на то, что некоторые формы электронной идентификации граждан, некоторые электронные документы являются обязательными. Как в данном случае мне сложно сказать. Пока я, вот, не слышал, чтобы жаловались как – то относительно детских садов, очень много жалоб относительно социальной системы, пенсионной системы, лечебных учреждений, где иногда требуют электронные документы или документы с элементами электронных идентифицирующих символов, по – просту говоря со штрих – кодом, многие люди отказываются и из за этого постоянно возникают проблемы.

               Но, давайте, давайте, пожалуйста, если есть по какому - либо случаю просто пишите мне, будем пытаться разобраться .

                          - Я думаю мы сделаем отдельно об этом передачу, это очень важно, и мы просто, я думаю, попросим Вас, так сказать, ну, в ближайшее время может даже не в прямом эфире, а просто сделаем …, когда Ваш отдел подготовит компетентный ответ на этот вопрос, потому что всех это очень беспокоит. Вы поймите, что, действительно, где еще об этом узнать – то. Ни «Эхо Москвы», ни «Авторадио», ни даже Ваше радио «Комсомольская правда» об этом – то ничего не скажет. То есть, самое потрясающее, что мы проигрываем, вот. мы говорим: «Вот мы проигрываем информационную войну» Да, потому что нам, вот эти средства массовой информации откуда – то добываются и государственные средства громадные гранты они получают, да, и получают там они, коммерческие, еще может некоммерческая радиостанция, может радиостанция, которая не дает информацию, тем самым у нас просто нет других способов существования, как помощь наших радиослушателей и, если мы хотим, вот, информировать наших слушателей о том, что такие случаи происходят, и компетентно, чтобы они знали, что, да, это так или иначе, кстати, вот, сейчас газета «Радонеж» выходит, там тоже очень много, во – первых подписывайтесь братья и сестры, газета «Радонеж» очень информативна, и смотрите наш сайт Радонеж точка ру, вопросы нам задавайте, и пишите нам тоже, мы, кстати, на нашем сайте тогда ваши разъяснения разместим обязательно. Так, что без вашей поддержки единственный источник, если мы хотим, что – то знать, то давайте поддерживать тот источник, где мы, действительно, можем услышать ту информацию, которая единственно возможна, Больше никто об этом - то и не говорит.

                     Ну, вы знаете у нас хотя и осталось две минуты, я хотел бы, чтобы последний звоночек прозвучал. Кратенько говорите, и мы просто Вас услышим может быть.

                         - Христос воскресе.

                         - Воистину воскресе.

                         - Виктор из Москвы. У меня такой вопрос к отцу Всеволоду: «Считаете ли Вы ювенальную юстицию формой геноцида русского народа.

                           -  Это совершенно определенная тенденция, которая направлена на разрушение семьи, на разрушение народа в результате этих действий, этих ювенальных технологий, и в стране может просто оказаться меньше детей, люди будут просто бояться рожать и воспитывать детей.

                     - Геноцид, это слово имеет определенную юридическую трактовку, юридическое определение, наверное, все таки здесь юридическое определение не совсем подойдет, но в конечном итоге, да, это одна из технологий, которые могут привести к оскудению и разрушению нашего народа.

                     - Спасибо, дорогой отец Всеволод, за содержательные глубокие ответы.

                Читайте «Радонеж», слушайте «Радонеж», помогайте «Радонежу»

                  К вашим услугам, это, «Киви», терминалы в сбербанке, пожалуйста, там очень просто, кнопка, всюду благотворительность, «Радонеж» очень легко найти, вам подскажут как. Можно СМС – кой отправить даже, просто сидите на диване, отправьте нам СМС – ку тоже на короткий номер сорок шесть, сорок семь и так же слово «Вера», и так же через пробел вашу сумму – ну, цифрами, сколько там: кто сто, кто четыреста рублей, по – разному перечисляют, некоторые тысячу даже, спаси Господи такие даже суммы бывают. Без вашей помощи правда не найдет себя. Вы ничего больше не услышите.

                      - Всем мира, радости, помощи Божией в добрых делах.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+