Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Протоиерей Олег Стеняев отвечает слушателям радио "Радонеж". Ведущий - Владимир Носов.

23.10.2017 11:20

Протоиерей Олег Стеняев отвечает слушателям радио "Радонеж". Ведущий - Владимир Носов.

 

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/10/01/21-00.html

- По поводу Апокалипсиса, Откровения Иоанна Богослова. Гог и  Магог – что это? Имеется в виду земля Гога и Магога?

- Есть комментарий блаженного Иеронима Стридонского к книге Пророка Иезекииля. И у Иезекииля мы находим, в главах 38-39 пророчества о Гоге и Магоге. И что интересно, блаженный Иероним дает истолкование, что Гог и Магог – это Скифия. Скифия – это земли, которые находились от Урала до Карпат. Эта равнина и была Скифия.

- То- есть Россия?

- То- есть, по сути дела, Россия. И очень интересно начинается пророчество у Иезекииля: «И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, князю Роша». И многие экзегеты, которые уже были знакомы с именем Руси, воспринимали это словосочетание «князю Роша» как князю Русских. И истолкование блаженного Иеронима – это Скифия и те народы, которые будут обитать там при конце мира. На самом деле здесь описывается трагическая ситуация с Гогом и Магогом, которая неплохо кончается -  наступает примирение между Гогом и Магогом и тем же еврейским народом. Но это долгая история, ее надо читать и смотреть истолкования святых отцов. Но это о военных конфликтах Гога и Магога в районе Святой Земли, поэтому когда наши войска оказались в Сирии, то многие исследователи Библии обратили на это внимание. Прямо сказано, что Гог и Магог придут к Святым Землям, к их  границам, и с ними придут многие восточные народы, и князь Роша будет руководить военными действиями.

- То есть сегодня Писание особенно актуально, да?

- Но мы не знаем, к каким временам это относится. Может, к нашим, а может к наиболее отдаленным, но речь идет о последних временах.

- Несколько вопросов по демонологии. Объясните, пожалуйста, происхождение демона Асмодея и какими грехами он, как бы сказать, заведует. Вот хотелось бы о нем немножко подробнее. В чем разница между лоном Авраамовым и шеолом? Что это такое? Или это одинаковые места по своему устройству? И немножко касательно Антихриста. Мне приходилось слышать, что он будет еврейской национальности. Тоже проясните этот вопрос.

- Давайте начнем с Асмодея. Асмодей – в христианской традиции это бес блуда. Он изображается в виде отрока, который похож на эфиопа. То - есть такой черный как бы «херувимчик», который искушает людей, насылает на них блудную страсть. В христианской демонологии так исследовалось это имя – Асмодей, там еще есть Азазелло – это бес убийства, коварства.

Лоно Авраама и шеол, собственно говоря, ад, это все-таки два разных места, и я видел комментарии отцов, о том, что есть разница между лоном Авраамовым и адским, геенским, местом, хотя это все как бы преисподняя, она более чем велика. И отцы ссылаются на известные слова из притчи о богаче и Лазаре, когда Авраам говорит: «между нами и вами заключена великая пропасть». Но все это преисподняя, но получается, что Царство Божие – это семь небес, и преисподняя, собственно говоря -  ад, тоже имеет как бы многоуровневую структуру.

- Но сейчас лона Авраамова уже нет, по сути. Христос разрушил ад, вывел праведников.

- Да. Сейчас это не столь актуально, потому что Христос, сойдя в ад, прежде всего на лоно Авраама, извел из ада те души, которые умерли с надеждой на грядущего Мессию. Но там были души, которые Иоанн Креститель приуготовил ко встрече с Христом. Как Иоанн Креститель был Предтеча Христа в этом мире, когда он на берегу Иордана проповедовал, а мы знаем что Иоанн Креститель первым сходит во ад, он умирает, и как ветхозаветный человек, наряду с другими ветхозаветными праведными сходит во ад. Но сойдя туда, он начинает проповедовать, как учит церковная традиция: скоро сюда сойдет Христос Спаситель «нас ради человек и нашего ради спасения». И он как Предтеча призывает всех приготовиться к этой встрече с Христом. И те, которые приготовились, плюс ветхозаветные праведники, которые умерли в надежде на спасение во Христе и со Христом, потому что все они ожидали Машиаха – Мессию -  они были изведены из ада, так что, например, в восточной традиции говорится, что вообще ад опустел. И если всмотреться в пасхальные песнопения то это так. В западной традиции немножко строже. Там четко говорится, что только ветхозаветные праведники обрели спасение из ада. И если мы посмотрим на икону «Воскресение Христово», именно православную, каноническую – там мы видим, что Он выводит из ада и Иоанна Крестителя, и царя Давида, и патриархов, и пророков. То- есть это такое многоуровневое место было.

Если говорить об антихристе. Давайте посмотрим в Библии, прежде всего -  в книге Бытия. Здесь говорится об антихристе буквально следующее. Это книга Бытия, 49 глава, 17-18 стих: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад». И когда Иаков произнес это пророчество, он добавил: «На помощь твою надеюсь, Господи!». И отцы дают такое истолкование, что змей на дороге – это антихрист, который опрокинет всю планету. Он станет на всех человеческих путях, будет контролировать все информационные пути -  дороги, денежные пути-дороги, перемещение всех богатств в планетарном масштабе –все будет контролировать. И он опрокинет коня и всадника, то есть он в хаос приведет весь мир и воцарится над родом человеческим. Он будет из колена Данова, так как колено Даново – это еврейское колено, будет иметь отношение к этому народу. Ефрем Сирин писал, что он родится от ложной девицы. То есть она внутренне будет очень развращена. Но при этом будет сохранять девство. И зачатие, лучше назвать «осеменение» этой девицы, будет произведено каким-то…

- Неестественным образом.

- Противоестественным образом с сохранением девства. Мне один ветеринар рассказывал, запросто это делается – шприцом вводится семенная жидкость, и признаки этого девства животного, например какой-нибудь молодой телки -  сохраняются.

- Господь забирает человека в самый благоприятный для него момент: либо он готов к Царствию Небесному, либо лучше уже не будет. Вот есть книга, если я не ошибаюсь, кажется, Николая Сербского, ее цитируют довольно часто в передаче «Евангельские чтения». Смысл таков, что в какой-то деревне, в каком-то году умер Марко Маркович, к примеру, из деревни Пешковичи. Доставили душу на небо ангелы -  и вдруг выясняется, что ошиблись – нужен Пешко Пешкович из деревни Марковичи. Этот человек возвращается в тело, и в ту же секунду умирает Марко Маркович из другой деревни. Вот как это понять в общем и целом?

- Ну, я думаю, это такая притча, которая на самом деле как раз учит об обратном. То есть если предусмотрено, что умрет такой-то человек, даже если умер и не тот, все равно все будет восстановлено именно так, как предусмотрено с самого начала. Конечно, в духовном мире, надо понять, не бывает таких ошибок. Как говорится, любое исключение из правил подтверждает правило. Дело в том, что тот, Кто обладает нашей жизнью и нашей смертью, альфа и омега каждого человеческого бытия – это Сам Господь Иисус Христос, который, будучи Богом, есть Тот Самый, о Котором в Писании сказано: «Им все живет, движется и существует». То есть мир не существует без Бога. И смерть, если она приходит в жизнь того или иного человека -  приходит именно в то время, когда он состоялся в добре или во зле. А если человек жив, любой человек -  может быть, ему вынесли самый ужасный приговор – это уже свидетельствует о том, что есть какое-то намерение Божие относительного этого человека.

- Последняя черта  - это гроб….

- Да. Точка невозврата – это физическая смерть. То –есть, когда человек уже состоялся окончательно в добре или во зле, Бог его забирает.

- Поэтому очень опасно, наверное, батюшка, говорить о каком-то человеке, что он неисправимо болен, грешен или еще как-то, потому что если человек живой, то Бог…

- Есть один текст, где сказано: «святые да освящаются, а нечестивые пусть продолжают творить нечестие». Потому что Бог иногда не наказывает людей, потому что мера беззакония еще не настолько серьезна. То- есть иногда Господь как бы чего-то ждет. Но в любом случае, в Писании сказано, что долготерпение Божие ведет к покаянию, поэтому в целом вы правы, ход ваших мыслей верен, есть поговорка, что Бог долго ждет, но потом больно бьет. Это как-то трезвит иногда людей, вы знаете…

- В целом, конечно, Господь всегда воздает нам справедливым судом. И в день Страшного суда едва ли кто-то начнет спорить с Богом, когда все будет обвинять человека. Правда в Евангелиях мы обнаруживаем спорщиков с Богом на Страшном суде. Это те, которые будут говорить: «Не Твоим ли именем мы пророчествовали, не Твоим ли именем бесов изгоняли?», а Христос им скажет: «отойдите от Меня, Я никогда вас не знал».

- Как соотносятся взгляды монархистов с 8 главой 1 Книги Царств? Там Бог говорит Самуилу: «Они не тебя отвергают, они меня отвергают. Они не хотят чтобы я царствовал[16.33],». Вот прямая цитата: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Я так понимаю, что если хотят царя -  значит, отвергают Бога? И как же наши монархисты отвергают Бога?

- Речь идет в действительности о том, что самая высокая форма управления – это действительно теократия. Не монархия, а теократия, абсолютная власть Бога. Но что интересно, в Книге Второзаконие, где даются законы Святой земле, сказано: когда придете в Святую Землю, прогоните эти семь народов, разрушьте идолов, постройте храм и поставьте царя. То - есть это уже как бы Божественная заповедь – мицвот. Вот надо это сделать, это сделать и это сделать. Но в тоже время, когда евреи находились под прямым управлением Господа, которое осуществлялось через пророка Моисея, через пророка Иисуса Навина и потом был период судей - то через судей и пророков. Это был наиболее благоприятный период. Хотя там тоже были свои проблемы. Каждый ходил своим путем, многие игнорировали весть пророков. И тогда Господь действительно увидел у евреев это намерение иметь царя над собой. Но евреи хотели иметь не просто царя, как предписывал закон Моисеев, а царя, подобного тем царям, которые были у других народов. То- есть они хотели перенять чуждую модель политического управления. Ну, как у нас в 1991 году решили перенять американскую систему управления, что должен быть президент, потом сенат, все такое. Все копировали. Это давно еще началось, когда Петр I прорубил окно в Европу, он стал учреждать институты, которые несвойственны русскому миропониманию. Тем не менее, они стали доминировать даже в церковной жизни. Была попытка Петра упразднить патриаршее служение, поставить обер-прокурора. То есть все это делалось на немецкий образец. И действительно, когда пророк Самуил столкнулся с этой проблемой, что они хотят не просто царя, а царя как у других народов, то он расстроился, а Господь ему сказал: «Они не тебя отвергли, они Меня отвергли». На самом деле первый царь над евреями, это был Саул, Шауль из колена Вениаминова, то есть он не был из царственного колена. Это был неудачный политический проект. И он провалился. Все кончилось трагически. Но был и муж по сердцу Господа. Господь любил Давида, потому что Давид совершал преданное служение пред Создателем. И даже те войны, которые вел Давид, в Библии называются Господни войны. То есть он вел Божьи войны. Это был царь и пророк. В истории России был случай, когда симфония между светской и церковной властью была абсолютная –при царе Михаиле Федоровиче Романове, когда патриархом был его родной отец, Филарет Никитич Романов -  исключительно русская ситуация. Родной отец царя, он же патриарх Московский и всея Руси, а его сын - первый русский царь династии Романовых. Но здесь надо понять, что царь царей - _это все-таки Господь. И есть у нас претензии к периоду судей, к их управлению, об этом говорится в Писании, когда каждый поступал, как он хотел. О периоде царей тоже плохо сказано. Сказано, что цари были так заняты сами собою, что во все дни их правления ни разу не отмечалась Пасха. Вот они забыли, что есть Пасха. А у евреев Пасха – это воспоминание, как Господь рукою крепкой, мышцей простертой вывел их из египетского рабства. И они забыли об этом, они так были заняты сами собой, эти все цари -  и благочестивые, и неблагочестивые, и  средние между благочестием и грехом. Там двоеверие было у царей. Соломон, например, в сердце любил Господа, но ходил и кадил перед идолами - такое двоеверие…

- Народ грешил во время любого правительства…

- Они грешили при патриархах, - пишет Златоуст, - они грешили при царях, они грешили и при аристократии. С переменой правления люди лучше не становятся. Поэтому те, которые хотят решить нравственные проблемы России вот таким механическим путем: вот давайте, там, царем кого-нибудь изберем, давайте, какую-то династию восстановим. На самом деле это  механическое действие, за которым может вообще ничего не стоять. То есть берут какого-то человека царем, а через полгода все его возненавидят. А через год взорвут, предположим. И уничтожат всю его семью, чтобы не было продолжения, и так далее. Такое уже происходило.

- Да. К сожалению.

- Второй вопрос: 1 послание Коринфянам глава 7, строка 15: «Если … неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь». Брат или сестра могут в таких случаях выходить замуж или жениться снова, или я не так понял? Следующий вопрос – то же 1 послание к Коринфянам глава 12, строка 3: «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Меня здесь интересует никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Как понять, что если кто-то называет Иисуса Господом, так что значит в нем Дух Святой, в этом человеке? Или как?

- Ну, давайте с первого вопроса. Я служу в одном и том же храме на протяжении уже достаточно длительного времени – Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Развод  разрешается в том случае, это второй вопрос брата, когда верующий мужчина имеет неверующую жену и  хочет с ней развестись, и она хочет с ним развестись. Вот в таком случае допускался апостолом Павлом развод, но он не допускался в том случае, если верующий муж имел неверующую жену, но она хотела с ним жить, то есть была против развода, верующий муж не мог оставить неверующую жену. И более того апостол Павел пишет, что неверующая жена освящается верующим мужем. Как и неверующий муж, освящается верующей женою. Поэтому все, что касается разводов – это очень серьезная проблема. Развод в Церкви, в принципе, не допускается. Поэтому все эти новоделы, какие нам предлагают, канонически это не очень оно обосновывается с точки зрения церковного классического права, потому что хуже греха, чем грех прелюбодеяния, нет. Из плотских грехов, если говорить. Есть еще духовные грехи, они, конечно, хуже. А прелюбодеяние хуже любого блуда, потому что когда люди венчаются, они дают обещание перед крестом и Евангелием в присутствии священника, что они будут сохранять верность друг другу. И когда кто-то из них потом нарушает эти обеты венчания – это грех прелюбодеяния. Когда люди уже оформили брачные отношения в церкви, а потом позволяют себе легкомысленно их разрушать. Это как разрушение храма. Если кто-то взял и взорвал храм Христа Спасителя. Каганович, по-моему, этот рубильник включил. А семья – это домашняя Церковь. Если кто-то бездумно разрушает домашнюю Церковь – это все равно, что если он взорвал храм. Целый храм. И если кто-то еще благословляет вот так разрушить изнутри семью…

- Подельники Кагановича все, в общем …

- Да. Подельники Кагановича получается. Там по прихоти какой-то женщины, там по прихоти какого-то мужчины. И если духовник идет на поводу – это тоже соучастие в ужасном деле взрыва изнутри домашней Церкви. Это совершенно недопустимо. И другой вопрос – никто не может назвать Господа Господом как только Духом Святым. Это имеется в виду, что если кто-то верит в Иисуса Христа как в Господа – это значит, что не только Дух Святой открыл ему это, но это значит, что и Отец Небесный прикоснулся к этому человеку. Когда мы читаем 16 главу Евангелия от Матфея, в Кесарии Филипповой Христос спрашивает апостолов: «А вы за кого почитаете Меня?». И от лица всех апостолов Петр говорит: «Ты Сын Божий. Мессия». А Христос говорит ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой Небесный». То есть всякий, кто исповедует Иисуса Господом – это значит, на него было действие Бога Отца и Бога Духа Святаго. Это как минимум. Потому что рационалистическим путем обосновать, что Бог соделался человеком, очень сложно. И если этот догмат просияет в чьем-то сердце, это значит, Господь прикоснулся к этому человеку. Потому что плоть и кровь не может нам открыть эту тайну, даже какой-то доступ к  ней.

- Могут ли быть крестный и крестная мужем и женой? Можно ли обойтись одним крестным?

- Нет. Крестные не могут между собой быть мужем и женой. Почему? Потому что Церковь всегда ставит духовное родство выше плотского. И поэтому если молодые люди соглашаются быть крестным отцом и крестной матерью для ребенка, они должны иметь в виду, что они не собираются вступить в близкие отношения. Потому что, если они станут крестными родителями для одного ребенка, Церковь откажет им в венчании, если они потом полюбят друг друга и захотят создать свою семью. Потому что Церковь ставит духовное родство значительно выше плотского родства.

- Насколько важно иметь духовника и как правильно выбрать его?        

- В наше время существует много сложностей в связи с этим. Во-первых, не каждый священник может заниматься духовничеством. У греков даже не каждый священник имеет право исповедовать. И не каждый священник имеет право произносить проповедь.

- И с крестом ходить тоже не каждый…                                  

- И с крестом ходить. Да. У них очень строго все. И в этом есть свой смысл. Игнатий Брянчанинов писал, что в последние времена духовников практически не будет. И он давал такой совет: спасайтесь по книгам. То есть читайте Златоуста, читайте Василия Великого. Читайте, тех авторов, которые проповедовали для людей, живущих в миру -  и вы будете через них получать окормление. Но если кто-то все-таки решил избрать себе духовника, надо избирать в шаговой доступности от дома. На Руси было принято не искать себе духовника где-то за тридевять земель.  А вот тот храм, который на нашей улице, вот там есть отец настоятель, он же и духовник. А когда люди избирают себе духовником какого-нибудь удивительного старца, который далеко, и до него добраться невозможно, и там целая очередь. Зачем они это делают? Чтобы пасти самих себя. Вот зачем они это делают. Это не окормление. К старцу можно поехать по благословению своего духовника, там действительно отстоять очередь…

- В особом случае каком-то…

- В особом случае. Да. Получить какой-то совет. А в целом духовник должен быть в шаговой доступности. И если человек не может долгое время определиться с духовником, пусть он ходит к тому священнику, который служит в его храме. Лучше исповедоваться у одного и того же священника, например в храме служит несколько священников, лучше остановится на одном. Почему? Чтобы этот  священник знал историю болезни…

- Как врач…

- Как врач. Да. Если врач, например, ведет человека с детства, он лучше может помочь. А если кто-то будет лечиться у многих врачей – залечат до смерти. Этот даст такой совет, а тот другой совет даст. И чем все это кончится? Ничем хорошим это не кончится.

- Мой друг детства впал в язычество. Возможно ли за него подавать записки о здравии в православном храме и возможно ли за него молиться? И к кому бы лучше обратиться, чтобы как-то ему помочь? Потому что он реально хороший парень, но впал в язычество вперемешку с сатанизмом. Что делать?

- Обряды проходил уже? Раскрещивания там?

- Да. Он раскрестился. В том-то все и дело. Я с ним не виделся 20 лет. Я у него спросил: как же так – ты же был крещеный? Он говорит: да я уже раскрестился давно. Такая вот ситуация…

- Если такая ситуация, то, конечно, молиться за него в храме нельзя и подавать записки за него нельзя. А кому молиться за него -  я бы советовал молиться равноапостольному князю Владимиру, который преодолел в себе свое собственное язычество. Он был наглый, гордый язычник до обращения к Христу, а потом стал равноапостольным князем Красно Солнышко. Таким в народной памяти он запечатлелся. И если вы будете усердно молиться князю Владимиру о вашем друге, чтобы он тоже сумел преодолеть свое собственное язычество -  может быть, Господь усмотрит в  вашем друге что-то лучшее, и он может оставить это состояние. Но это не так легко будет сделать. Он должен будет проходить специально чин присоединения, то есть возвращения в православную Церковь. Так легко из таких ситуаций людей не принимают, потому что язычники поклоняются идолам, неважно каким - индийским, славянским. Они на самом деле поклоняются бесам, которые скрываются за этими идолами, как говорится и в Ветхом Завете и в Новом Завете, что в идолах обитают бесы. Поэтому это серьезная проблема, и если такое произошло в жизни вашего друга - значит, были печальные предпосылки, может быть, нераскаянные грехи привели его к такому состоянию.

- Проблема очень серьезная, на самом деле тоже не понаслышке знаю масштаб этой трагедии. Потому что молодые люди, насколько знаю, ездят на эти различные праздники, в которых и присутствуют все так называемые чины отречения, когда люди вольно или невольно отказываются от Христа, начинают снимать кресты и…

- Да. Это чин отречения наоборот…

- Как вот, что сегодня делать с этим? Что Церковь предлагает? Потому что на самом деле проблема очень  серьезная.

- В христианском мире был такой император Юлиан Отступник. Вполне был православный молодой человек, его учителями были Великие Каппадокийцы. Не больше, не меньше. Там, по-моему, Григорий Богослов непосредственно участвовал в его образовании. Кончилось все очень плохо с этим Юлианом Отступником. Он смыл с себя христианское крещение. Был принесен в жертву бык над его головою, на решетке. А он стоял над другой решеткой, ниже, и кровь жертвенная -  бык был принесен в жертву Юпитеру -  она стекала по нему, как бы смывая христианское крещение. И он стал таким деятельным отступником от Христа, хотел даже армию сделать языческой. Но его реформа провалилась. Он потерпел сокрушительное поражение, потому что христианство тогда уже пустило корни в Римской империи. И в момент своей смерти он пережил страшнейшее разочарование, и кричал в смертной агонии: «Ты победил, Галилеянин!». То есть он признавал, что Христос одолел его. Потому что трудно бороться с Богом. Что-то ужасное.

- Слышал боль в сердце брата, который позвонил по поводу своего друга. Думаю, наверное, правильно было бы постараться сохранить насколько возможно дружбу, остаться связанным с Церковью, с Православием.

- Да. По возможности, конечно, можно поддерживать отношения, рекомендовать историческую литературу. Не пытайтесь вот так вот…

- Толкнуть…

- …за одну беседу его переубедить. Это не очень получится. Загонять в угол тоже не стоит. Очень важно, когда мы попытаемся воздействовать на таких людей. Но опять же, молиться в храме – это совершенно недопустимо. И дома не каждый будет иметь силы молиться за такого человека, поэтому просите князя Владимира. На этот случай существует святые, которые могут внять нашей мольбе и они сами начнут молиться за этого человека, чтобы он обрел путь спасения, и как князь Владимир изжил в себе собственное язычество -  чтобы этот человек тоже мог пережить нечто подобное.

- Сейчас буквально мысль пришла, что было бы очень полезно и своевременно, может быть, молебен организовать, потому что таких проблем среди моего окружения, к сожалению, знаю много. Может быть, действительно, эту проблему озвучить, поставить ее на видное место, , потому что среди…

- На самом деле делается в этом направлении немало. Вот мы же с вами участвовали в конференции. Казаческое сообщество организовало конференцию по преодолению неоязычества. Были интересные доклады со стороны светских людей и духовенства. Очень интересно все это было слушать, и дельные советы давались. Такие конференции проходят по стране. Я помню, я участвовал в конференции в Санкт-Петербурге, в тамошней Духовной академии. Она тоже была посвящена вопросу, как преодолевать неоязычество. Есть работы некоторых современных авторов, это отец Георгий Максимов, он написал книгу о преодолении неоязычества, очень удобный формат…

- Маленькая брошюра. Да.

- Молодой человек, например, может носить в кармане такую книгу и находить нужную информацию. Он как раз в этой книге развевает разные мифы, которые язычники сочиняют о Христианстве.

- Читая вечерние молитвы, видишь, что в разных молитвах окончание звучит по-разному. В одних «Во веки веков», а в других «Во веки». Объясните, пожалуйста, это как-то касается раскола 17 века? Почему так вот попеременно?

- На самом деле тексты, которые были дораскольными, и тексты, которые выпущены уже после раскола, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1971 года, были признаны равноблагодатными. То есть никаких проблем у нас со старинными текстами нет. И все обряды старой Руси были признаны равноблагодатными по отношению к новым обрядам, которые появились позже. И в целом могут быть разные редакции того или иного молитвенника, сборника молитв. И здесь лучше, конечно, покупать молитвенник, который выпущен, предположим, в виде благословения Патриарха. Ведь видя название издательства, вы уже не сомневаетесь, что здесь все выверено, скорректировано, и спокойно можете читать по этому молитвеннику, никаких таких недоразумений, я думаю, возникать не будет.

- Буквально вчера с женой читали правило, готовились к причастию – Последование было  сокращено. Церковнославянский текст и в одном и в другом случае, но Последование, покаянный канон, было сокращено. Мы путались, потому что читали одни и те же тексты, но в одном случае был полностью текст, в другом был сокращен. И вот с такой проблемой буквально вчера столкнулись тоже.

- В дониконовской традиции так: «Во веки веком». «Веком». А после Никона уже стали - «во веки веков». Ну, я не думаю, что это такая существенная разница. Или 50 псалом до Никона читали: «возложат на алтарь тельца», а у нас сейчас читают: «тельцы». А старообрядцы резонно замечают: какие тельцы? Один телец -  Христос. Это в Ветхом завете были многие. То есть была как бы интерпретация этой молитвы, христианская интерпретация, и слово, которое во множественном числе - «тельцы», заменили на слово в единственном числе – «тельца». Чтобы подчеркнуть значимость Христовой жертвы по отношению к бесконечным жертвам, которые приносили в Ветхом Завете, о которых Павел писал, что эти все жертвы никого не довели до совершенства. Но на самом деле и то, и другое приемлемо. То есть в одном случае – это следование за буквой оригинала Псалтыри, а в другом случае – христианская интерпретация. Она тоже допустима.

-А что делать, когда не хватает целых молитв, стихов, абзацев не хватает?

- На самом деле такое бывает. И в этом случае человек, конечно, должен исходить из того, может ли он читать правило целиком или в каких-то случаях приходится сокращать. А не каждый знает, как можно сокращать, поэтому бывают такие варианты, где немножко укорочено все. Поэтому надо покупать молитвослов не просто бездумно, а пролистать его, посмотреть все ли там на месте, чтоб потом не пережить такого разочарования: муж и жена встали на молитву, а у них оказались разные молитвословы.

- Разъясните мне, пожалуйста, такую вещь насчет языка. Сейчас много разговоров идет, что надо Евангелие и другие книги писать на старославянском языке. И вот я думаю, какой старославянский язык этим людям? Вот я бываю заграницей, и в частности -  в Германии. Вы знаете, там над русскими смеются. Я вам сейчас скажу почему. Как узнать русского? А там говорят – очень просто, русский через каждое слово говорит «как бы», эпидемия у вас, говорят, в России. Вы, говорят, свой язык не любите. «Как бы» Христос, «как бы» распят, «как бы»…

- Интересно. Я не очень понял, конечно. Действительно, для связки слов иногда люди используют такие выражения «как бы» и так далее, но нельзя же  говорить по отношению ко Христу «как бы» Христос. Христос всегда и во веки тот же, сказано в Писании. А «как бы» - это с неким сомнением, когда о чем-то говорят. Вот можно о себе сказать: «Похоже, я как бы христианин. И вроде бы как бы православный.

- И это будет честно...

- И это будет честно. У меня духовник мой говорил, покойный отец Димитрий Дудко, говорил: мы все примазались к Православию, а насколько мы православные-то? Это еще надо, говорит, проверить…

- Как бы… православные…

- … насколько. Он не говорил «как бы». Бердяев, кстати, об этом писал. Он писал о том, что можно казаться или быть. То есть человек может казаться кем-то или чем-то, а может быть кем-то или чем-то. Но есть же принципиальная разница между казаться и быть.

-Но вопрос все равно очень актуальный…

- И в Писании сказано: «Ты имеешь имя как бы жив, но ты мертв». Поэтому действительно человек должен стараться жить так, чтобы не только казаться христианином, но и реально быть христианином. Не только казаться пастырем, архипастырем, но и быть пастырем, архипастырем в меру своих сил.

- Сегодня наш язык торпедируется буквально всякими словами английского происхождения, другого происхождения…

- Чистоту речи надо соблюдать. Кстати, язык сохраняется на окраинах. Как раньше говорили: окраина - украина- там всегда язык был чище, и славянизмы сохранились. А в центре язык всегда меняется в худшую сторону. Происходит его обмирщение, потому что центр всегда является политическим, где много западных, иностранных влияний, новые слова. И в центре обычно говорят на газетном языке, а в каких-нибудь окраинных деревнях еще более четко сохраняются славянизмы. Их всегда приятнее слушать.

- Я вот еще заметил, посещая места заключения. Мы были во вторник в следственном изоляторе №2, больше известном как Бутырка -  в этих местах люди в силу, наверное, начитанности, или внимания к своим словам, к тому, что они говорят, зная, что они будут отвечать за сказанное – у них   прослеживается большая чистота речи. То есть, нет иностранных фразеологизмов. Есть четкий текст, да, у всех по-разному, но вот я заметил, что и не окраина, а центр Москвы, но…

- А вы знаете, почему это? Потому что у заключенных тюрьма воспринимается как изба - читальня. Ведь особенно в советские времена заключенные не имели доступа ни к телевидению, даже к радио не всегда, а книги у них всегда были. И туда разрешали поставлять только классиков. И они сидели в этих избах читальнях, в своих камерах…

- По 10 лет-то…

- Да. И они читали Достоевского, Толстого. Действительно, на это давно обращали внимание лингвисты.

- Матом не ругались в тюрьмах.

- Да. Считалось - в хате нельзя. Ругаться – это как бы табу некое. И благодаря вычитыванию классических текстов русской литературы, они действительно начинали говорить правильно. Я советую нашей молодежи, особенно тем, которые хотят быть миссионерами, священниками, начинать с чего: с классики. Читайте Толстого вслух, читайте Достоевского вслух. Почему это важно? Все святые отцы начинали с чего? С риторики. Они изучали и Гомера, и Овидия, они читали Вергилия. Читали вслух. Заучивали фразы, чтобы правильно ставить ударения. А потом, когда выходили на проповедь, они были людьми с филологической точки зрения людьми вполне образованными. Поэтому когда человек, например,  хочет стать хорошим проповедником, он должен ставить перед собой задачу как минимум всего Достоевского прочитать, Толстого прочитать, Чехова с его краткими словесными формами. Это очень обогащает речь человека. А как мы знаем, вначале было Слово все-таки.

- Мы затронули эту тему, я воспользуюсь случаем и скажу, что после 8 октября – с 9 по 14 и 15 октября включительно по Москве, я думаю, в других регионах тоже пройдет неделя молитвы о заключенных. В храмах будут собирать вещи, священники будут усиленно ездить по тюрьмам Москвы, в исправительные колонии и, мне кажется, всем в той или иной степени можно поучаствовать в исполнении Христовой заповеди посещения заключенных. Так или иначе, к этому приобщиться. Или же помочь вещами, или священнику, или молитвой о заключенных, кого вы знаете, кто находится в узах.

- Также в молитвах мы должны поддерживать не только заключенных, но и членов их семей, которые остаются на свободе, и им достается значительно больше, чем самим заключенным, когда дети растут без отцов. В судах у нас вообще нет состязательности. Обычно судьи безусловно поддерживают только обвинение.

- Статистика оправдательных приговоров – меньше процента.

- Это же дикость какая-то. Если в суде нет состязательности, а законы против правосудности, с точки зрения Библии, это самые страшные преступления. Самые страшные преступления – против правосудности. Потому что суд – это дело Божие. Тот, кто повреждает суд, нарушает закон правосудности, и самые страшные наказания бывают за это. А все эти судьи об этом даже не помнят.

Итак, наша передача подошла к концу. Спаси вас всех Христос!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]