Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Простые истины

22.11.2017 11:37

Простые истины

Публицист Игорь Елеференко и Эльмира Щербакова, генеральный продюсер проекта «Театральная Россия», член Общественной палаты Центрального Федерального округа.

И.Е. В праздник  Покрова Пресвятой Богородицы в Тамбове состоялось торжественное открытие памятника святителю Луке, ведь нынче исполняется 140 лет со дня его рождения. Памятник установлен на аллее Российской славы у дома, в котором он жил с 1944-го по 1946г.г. и где находится музей его памяти. К сожалению, не часто у нас устанавливаются памятники святым. Освятил монумент митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. А сам памятник был создан усилиями Российского военно-исторического общества. Это не первый проект, посвященный нашим святым – достаточно вспомнить памятник Сергию Радонежскому и другие. Поэтому для меня это большая радость, когда уважаемая организация уделяет столь пристальное внимание нашей исторической памяти.

 Но вернемся к основной теме нашего разговора – о состоянии театрального дела в российской провинции. Мы помним, что советская власть в свое время ограничивалась работой клубов в деревнях и поселках, а сейчас у нас задачи иные – как донести туда достижения российского театрального искусства, классический репертуар прежде всего. Ведь в нынешних экономических условиях далеко не каждый может приехать в столицу, чтобы посетить театр. И наша гостья – Эльмира Щербакова как раз задумала и осуществляет проект «Театральная Россия» для реализации этой задачи.

Э.Щ. Я много езжу по России и вижу, как тянется народ к настоящему искусству, как он истосковался по подлинному, устав от того, чем пичкает нас телевидение. Недавно мы побывали в Пермском крае, где в рамках проекта «Театральная Россия» проводились многочисленные творческие встречи – спектакль, а после него - встречи с артистами. Так вот, на сей раз с нами была Ирина Муравьева, замечательная русская актриса из Малого театра. Это было в двух маленьких городках – Лысьве и Кудымкаре. И все два часа нашего общения не утихали аплодисменты, не иссякали вопросы, у людей светились лица. И я сама чуть не плакала, когда нас засыпали цветами и умоляли приезжать еще и еще. И было очень жаль, что в таких старинных и удивительно красивых городках живут люди, которым остро недостает живого общения с театральным искусством, с известными исполнителями. И потому наш проект «Театральная Россия» пытается в меру своих сил восполнить этот пробел в жизни соотечественников, судьбою заброшенных в дальние уголки нашей великой Родины. Особенно востребован там, в провинции, русский классический репертуар, пьесы, что называется, «из жизни». Но мы ведь понимаем, что объехать всю страну нам не по силам, невозможно. Поэтому используем цифровые инновационные технологии – Интернет и связь через спутники. Теперь это уже не новость, но делается это так: люди в каком-то городе знают расписание он-лайн трансляций ведущих московских театров, приходят, к примеру, в Дом культуры, и смотрят ту или иную постановку с любимыми исполнителями. Более того – они могут даже заказывать интересующие их спектакли! И мы стараемся выполнять их пожелания. Мы, как правило, каждый спектакль снимаем пятью камерами, даем крупные планы, чего не увидишь в настоящем театральном зале. То есть показ максимально приближен к зрителю, к технологии кинопроизводства – в этом и есть «изюминка» нашего проекта. Прелесть наших показов еще и в том, что многих любимых актеров старшего поколения зритель в кино уже не видит, только в театре. Например, в спектакле Вахтанговского театра «Ева», который мы транслируем, играют В.Лановой и Е. Князев – удивительно, потрясающе! И зрители так же внимают их игре, душою откликаются на каждый жест, каждую реплику, поворот сюжета…

Важно еще и то, что зрители старшего поколения приходят на спектакли со своими детьми, даже внуками – значит, они тоже приобщаются, привыкают к высокому искусству. Специально для детей мы транслируем целую серию замечательных постановок театра Е.Кац. Два раза в месяц мы показываем спектакли репертуарных театров Москвы и Санкт-Петербурга, а также два раза в неделю, по выходным дням – спектакли для детей. Во время школьных каникул мы хотим показать большую программу в городе Старый Оскол Белгородской области. Покажем великолепные спектакли театра Терезы Дуровой «Принц и нищий», «Летучий корабль». Мы, таким образом, устроим настоящие театральные детские каникулы.

 Сегодня мы мечтаем показывать спектакли не только из Москвы и Петербурга, но и лучшие работы самих провинциальных театров из разных городов. Известно, что там работают замечательно талантливые труппы, большие мастера. И их достижения должны стать достоянием не только местных зрителей. Поэтому теперь в рамках «Биеналле театрального искусства» будем показывать лучшие спектакли молодых режиссеров из провинции на всю страну. Например, на сцене театра им.Вахтангова будет спектакль молодого режиссера из Екатеринбурга Дмитрия Зимина «Отцы и дети», а увидят его не только в Москве. Будет не только трансляция, но и запись. Таким образом, этот молодой режиссер попадает в «Библиотеку театральных шедевров», которую мы создаем .

И.Е. Я сейчас слушаю Вас, Эльмира, а думаю о том, что в столице, в больших городах у театров особых проблем ныне нет – они пользуются поддержкой властей, интересом публики, своими традициями, наконец. А вот как существуют провинциальные театры, лишенные всяческой поддержки, в первую очередь – финансовой? И как при этом им удается делать замечательные постановки, порою превосходящие по всем параметрам работу иных столичных театров, обласканных и благополучных? А какова роль в этом министерства культуры России?

Э.Щ. Должна с удовольствием отметить, что в последние годы роль министерства культуры и его руководства в поддержке театрального дела в провинции чрезвычайно велика и неоценима. Министерство помогает им не только выживать, но и развиваться, что особенно важно. Ведь в малых городах театр – это не только театр как таковой – это центр притяжения, очаг культуры. К примеру, в маленьком городе Елец работает замечательный Русский академический театр. Ему уже сто лет, а мест по-прежнему всего 280. Но это, без преувеличения, градообразующий центр. Директор там чрезвычайно напористый и энергичный, которого уважают городские власти. Они понимают, какую важную роль в городской жизни играет театр, ставший достоянием и гордостью Ельца. Игорь Олегович, Вы справедливо заметили, что  Россия богата талантами. Представляете, недавно в Ельце проходил международный театральный фестиваль. Талантливые молодые режиссеры просто рвутся в этот городок, почитая за честь поставить там спектакль. Мы помогли работникам театра создать вокруг него бульвар Культуры, когда поход в театр начинается не с вешалки, а еще на подступах к театру. И, знаете, мне кажется, что именно русский театр в Ельце является источником вдохновения не только для творческой интеллигенции города…

И.Е. Есть замечательное понятие – энтузиазм. Именно им движимы все «души прекрасные порывы» не только в центре России, но главное – там, вдали от Москвы. Но мало что удастся построить на голом энтузиазме. Да и время нынче иное – трудное, почти капиталистическое. Так как все-таки обстоят дела в провинции с материальной поддержкой творчества театрального?

Э.Щ. Трудно назвать цифры – бюджет страны на следующий год еще не принят, но знаю, что министерством культуры под программу развития театрального дела в малых городах выделяется порядка 150 миллионов рублей. И программа поддерживается «Единой Россией». Выделяются деньги и на развитие детских театров и студий, организацию детских театральных фестивалей. Нельзя допустить, чтобы выросли поколения новых людей, не знающих театра, не тянущихся к высокому искусству Мельпомены. Это моя боль, это я вижу и я это чувствую. Конечно, мэры малых городов обращают внимание на эти проблемы, но они тоже не всесильны. Многое получается у мэра Ельца Сергея Панова, но много ли таких, как он, в огромной стране? Так что нам надо трудиться изо дня в день, настойчиво и упорно, не оглядываясь назад и чувствуя личную ответственность за наше благородное, хотя и нелегкое дело.

И.Е.  Пора поговорить о проблемах меценатства – тема жгучая и весьма актуальная. Меценатом может быть не только состоятельный человек, но и предприятие, какая-то коммерческая структура?

Э.Щ. Не так давно я была в Кургане, в местном театре. Это старинный театр с крепкими, давними традициями, но само здание… Оно в совершенно запущенном, даже аварийном состоянии. Когда я это увидела, то сказала директору: «Дай Бог, чтобы ничего страшного не случилось». Она улыбнулась и сказала с грустью: «Не удивляйтесь и не бойтесь – мы так давно живем и уже привыкли». И в этом театре вместе с тем есть потрясающая постановка - «Васса Железнова»,  она пользуется неизменным успехом у публики.

И.Е. Думаю, что надо нам серьезно задуматься над этой проблемой. Давайте привлекать наших друзей и знакомых, которые в состоянии помочь театру, но еще не знают о его бедах. Как раз в Кургане нам есть к кому обратиться за помощью.

Э.Щ. Совершенно с вами согласна. Давайте действовать. Мне вспоминается случай, когда несколько лет тому назад в Липецке мы участвовали в приеме делегации предпринимателей из Италии, ее возглавлял посол Италии в России. Итальянцы выбирали место для строительства своего завода под этим городом. Встреча происходила в местном театре. Право слово, было стыдно перед гостями – в таком запущенном виде находились интерьеры театра. Кстати, это единственный в мире театр, названный именем Л.Н.Толстого. Когда итальянцы увидели все это, то сразу же захотели в качестве доброго жеста по отношению к области, ее жителям и театру коренным образом обновить зал, и они это сделали. Такой вот пример меценатства со стороны деловых партнеров. Но и наши отечественные компании не чужды в деле помощи местным очагам культуры. Например, компания «Норникель» помогает театрам Красноярска, не говоря уж о самом Норильске, компания «ЛУКОЙЛ», чьи производства размещены и в Пермском крае, тоже очень много делает нужного и полезного для развития театрального дела не только в  столице края. И что мне очень нравится – в последние годы все больше компаний стали проводить свои праздники-корпоративы не в ресторанах, а в театрах. Они смотрят спектакль, а потом его обсуждают, общаются с актерами и режиссерами, порою спорят, выслушивают вопросы и тут же намечают пути решения проблем того или иного театра.

Э.Щ. Еще одна немаловажная сторона такой практики –  встречи и дружба с театром повышают, условно говоря, культурный уровень сотрудников компании и их семей. Ведь не секрет, что в трудных девяностых годах людям было не до театров, не до развлечений, они отвыкли от этого. И наша задача мне видится еще и в том, чтобы возвращать тягу к искусству у нашего народа. Тягу, которая была всегда, временами утрачивалась, но никогда не исчезала. Вместе с тем, как мне представляется, нам нужно заниматься просветительской работой и среди потенциальных меценатов. Может быть, человек уже, как говорится, созрел к этому, но не знает куда и к кому обратиться за информационной помощью, куда пойти, кому помочь и как это сделать. Поэтому миссию «Театральной России» и в этом смысле считаю чрезвычайно важной и своевременной. Вместе с тем отрадно знать, что в планах многих отечественных компаний есть раздел, посвященный благотворительной деятельности. И вызывает удивление, что многие наши СМИ почему-то не хотят освещать эту благородную сферу деятельности бизнесменов. Впрочем, к радио «Радонеж» мое замечание не относится.

Мне вспоминается один эпизод, относящийся к 2003 году. Я помогала одной из крупных отечественных компаний выйти со своими акциями на лондонскую биржу. Так вот, когда мы встретились с инвесторами из Великобритании, они даже не стали смотреть в нашей презентации финансовую часть, а сразу обратили внимание на раздел о благотворительности. Заметив наше недоумение, они пояснили: зарабатывать деньги многие уже научились, а направлять часть средств на добрые дела, на помощь тем, кто не может заработать в силу объективных обстоятельств, не хотят или не умеют. Между тем такая деятельность говорит о гражданской зрелости и серьезности бизнеса. И это, пожалуй, едва ли не главное.

И.Е. Знаете, это еще и важный вопрос веры. Для добрых и полезных дел не имеет никакого значения вопрос вероисповедания человека. Иные по воскресеньям ходят в храм, почитая себя христианами, а на добрые дела не способны. А другие молча, незаметно, не афишируя себя, занимаются благотворительностью. Бог в помощь этим людям! Продолжая тему возрождения и развития в провинции русского классического репертуарного театра, замечу, что в традиционно сильных и крупных культурных центрах страны, в столице «не все в порядке в нашем доме». Признаться, я уже опасаюсь с подросшей дочерью пойти в театр, прежде досконально не выяснив, что же мы на самом деле там увидим. И будет ли нам полезно это смотреть. Ведь даже посещая вроде бы постановку классического репертуара, можно нарваться на откровенную пошлость, чудовищное искажение авторской концепции и уйти домой с оплеванной, оскорбленной душой. Зачем, почему многим известным, небесталанным режиссерам хочется извратить русскую классику, изменить ее до неузнаваемости? На потребу публике, потерявшей и вкус и чувство меры, утратившей стыд и совесть? Не знаю. Но явление это есть и оно развивается.

Э.Щ. Театр – это живой организм. Он может быть и здоровым и больным. Каждый режиссер, который берется за ту или иную постановку, должен, прежде всего, для себя, определиться – а что я несу зрителю?  Разумное, доброе, вечное  или совсем наоборот?  И зритель теряется – куда пойти, что выбрать, чтобы не ошибиться? Мне часто звонят знакомые с таким вопросом. Обычно я советую сообразно с их предпочтениями – смотреть старую добрую русскую классику. Если лет пять тому назад все хотели развлечений, предпочитали комедию, то ныне люди хотят получить ответы на вечные вопросы, касающиеся добра и зла, любви и верности, истоков патриотизма, наконец. Для меня, да и для многих-многих моих соотечественников очень важно попробовать поразмышлять вместе с театром и получить ответы на важнейшие вопросы: что я есть? для чего я на этой земле? что делать, чтобы жить с чистой совестью? Как воспитать своих детей, какие чувства и навыки им привить, и еще много вопросов того же порядка. Убеждена, что ответы на них может дать только классическая русская литература и русский классический  театр. И в этом наша сила. Времена меняются  быстрее, чем человек. Так же, как и вечные библейские ценности остаются неизменными.

И.Е. Думаю, что людей, которые разделяют наши взгляды, если не абсолютное, на все же большинство. Мы же знаем, что те, кому удалось здесь наворовать и сколотить состояния, если еще не живут на Западе, в иных странах, то стремятся туда, разделяя иные, чем у нас взгляды и убеждения. Оттуда к нам идут разрушительные волны. И мы просто обязаны этому противостоять, иначе и нам не выжить. Полагаю, что театру, о котором сегодня говорим, в этих процессах отводится историей весьма значительная роль.

Э.Щ. Художник обязан быть честным. И по отношению к себе, и окружающим. Мы много ездим по стране и часто встречаемся с потрясающими людьми, независимо от их социального статуса. Люди старшего поколения воспитаны, как сами признаются, на радиотеатре, на телевизионных постановках тех лет, на доброй, познавательной литературе. Потому они так крепки духом, оптимистичны, несмотря на порою невыносимые условия теперешней жизни. Когда мы приезжаем, люди идут в клубы, в Дома культуры, в театры как на большой праздник. Недавно в Орле на спектакле театра «Современник» с участием В.Гафта и Л.Ахеджаковой был аншлаг – люди стояли в проходах, потому что в зале не хватило мест. Разве это не показатель? Я всегда привожу для этих людей спектакли, которые предварительно просматриваю. Это не цезура, вовсе нет. Просто пошлость тащить на сцену мы не имеем никакого права. Мне вспоминается случай, когда на репетицию оперы «Руслан и Людмила» в Большой театр пришла знаменитая певица Е.Образцова. То, что она увидела на сцене, повергло ее в шок. Она очень крепко, по-русски выразилась, добавив, что в оперу люди ходят слушать певцов, а не наблюдать на сцене голых мужиков и баб. И демонстративно покинула театр.

И.Е. Так вот, прежде чем получить от государства большие деньги на ту или иную постановку, ты должен зарекомендовать себя. Иметь соответствующую репутацию. Не забывать о том, что получая субсидию, ты одновременно выполняешь задачи государственной культурной безопасности. И это отнюдь не цензура, а скорее самоограничение, связанное с правильным воспитанием, с традициями того народа, которому ты призван служить, не более того.

Э.Щ. Моему ребенку шесть лет и хочу, чтобы он вырос в обществе, где люди уважают старших и друг друга, где живы лучшие традиции и есть возможность для саморазвития. Мы придумали наш проект «Театральная Россия»,  учитывая все это. Ко мне как-то приехали добрые знакомые из Швейцарии, и я сделала им подарок – билеты в Большой театр на оперу «Царская невеста». Они сомневались, стоит ли его принимать – ведь опера на русском, которого они не понимают. Я им объяснила, что они идут в историческое место, что им повезло. И в каком восхищении они вернулись из театра! Супруг моей подруги, итальянец по происхождению, в восторге констатировал, что ничего подобного он в родной Италии не видел и не слышал! Такова сила русского искусства. Я теперь занимаюсь организацией мемориального фестиваля И.Тургенева, посвященного его 200-летию. Посетив музей этого великого писателя в Орле, я заново для себя открыла его, просто влюбилась в Тургенева. И в рамках нашего проекта «Театральная Россия» мы готовим спектакль «Тургенев сегодня», уже вовсю идут репетиции. Порою задаю себе вопрос: имея такое литературное, драматургическое богатство, почему мы слишком часто берем пьесы западных авторов, забывая своих? Тем самым мы сознательно обедняем самих себя.

И.Е. А меня все больше тревожит и беспокоит будущее нашей молодежи, которая еще не умеет сопротивляться западной пропаганде, не понимает, что против нашей страны развязана идеологическая война. А мы просто обязаны оставить нашим детям здоровую во всех смыслах страну. Сделать так, чтобы они ее искренне любили и уже сами о ней заботились. Если мы спасем молодежь, то спасем и Россию.

Э.Щ. В прошлом году в рамках нашего проекта мы провели в школах 38 городов открытый театральный урок, показав спектакль МХАТ «Вишневый сад». После это мы попросили школьников написать сочинение и по поводу урока, и спектакля, который они увидели. Я встречалась со школьниками из Балашихи, и они чуть ли не в один голос говорили и о потрясающем спектакле, и о возникшем желании прочитать эту пьесу А.Чехова и не только ее… А сочинения они написали просто великолепные – они поняли глубокие размышления автора и тех, кто воплотил их на сцене театра. И это не только обнадеживает, но и вселяет уверенность в том, что наш проект «Театральная Россия» на верном, хотя и многотрудном пути.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]