Перейти к основному содержанию

22:31 21.07.2018

Прежде, чем начать бороться с грехом в его телесном проявлении, нужно научиться видеть греховное чувство и мысли свои и с ними бороться.

13.12.2017 11:56:18

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/12/06/19-00.html

И.Сергеев: - От наших радиослушателей поступило несколько вопросов. Вот первый: Как промысел Божий действует в жизни человека? Слышала, что Вы учили испанский язык для себя и спустя 18 лет служения на Дальнем Востоке были назначены в Аргентину. Это промысел Божий? Как понять, что от Бога, а что нет?

митр.Игнатий: - Знаете, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Для того, чтобы увидеть Промысел Божий духовными глазами, то есть почувствовать его, необходимо все-таки иметь духовное зрение. Далеко не каждый, и я в том числе, может сказать, что он обладает таким зрением. Поэтому когда такие вопросы задают духовно опытным священнослужителям, старцам (отцу Иоанну Крестьянкину задавали такой вопрос), то они отвечали определенным образом. Во-первых, если ты веришь в Бога и живешь в Церкви, и обстоятельства складываются так, что из них есть только один выход, то это Промысл Божий. Если ты чувствуешь внутреннее горячее желание совершить доброе дело, в котором ты совершенно уверен, что оно доброе, это Промысел Божий. Воля священноначалия, если ты безусловно ему подчиняешься, - это Промысел Божий. Поэтому что касается ответа на Ваш вопрос, был мой перевод Промыслом Божиим или нет, - безусловно, да. Потому что это была воля Святейшего Синода, Святейшего Патриарха.

И.Сергеев: - Еще один вопрос. Почему обращение на "ты" не оскорбительно в Аргентине?

митр.Игнатий: - Это традиция. У нас в России отношение к старшему, уважение, даже, я бы сказал, почитание в соответствии с заповедью Божьей прежде всего выражаются словесно. А именно в том, что к старшему обращаются на "Вы". Трудно представить, что ученик в школе обращается к учителю на "ты". Это бестактность, это невежливо. Молодой человек к незнакомому взрослому человеку обращается на "ты" - это неприемлемо. Единственно, где у нас принято обращение на "ты", в семье, когда сын обращается к отцу или к матери. Во всем испаноязычном мире везде и всюду, буквально на каждом шагу, в школе, институте, на улице, между незнакомыми людьми - общение на "ты". Это ни в коем случае не следует расценивать как панибратское отношение молодежи к старшим. Они как-то гораздо быстрее сближаются, чем мы. Сближаются не в том смысле, что становятся сродными, нет, но гораздо быстрее исчезает дистанция межличностного общения. Это традиция и такая культура, такой менталитет. Но с нашей точки зрения это неприемлемо.       

И.Сергеев: - У нас телефонный звонок, мы Вас слушаем.

Тел.звонок: - Здравствуйте, владыка. Есть такое выражение: "не мешай Богу работать в тебе". Хочу спросить, что имеется в виду? И ещё вопрос. Говорят, что осуждать нельзя. Но если в мыслях не то чтобы осуждаешь, но будто оправдываешь себя, или думаешь про того или другого, это так или иначе осуждение? Спаси Вас Господи.

митр.Игнатий: - Здравствуйте. Вы задали очень сложный, многолетний вопрос монашеского деланья. Как сохранить ум от помыслов? Потому что то, о чем Вы говорите, это борьба с помыслами. И повторю, это одно из самых сложных монашеских деланий. Отвечая на Ваш второй вопрос, скажу: Вам нужно понять простую вещь. Прежде, чем начать бороться с грехом в его телесном проявлении (согрешение поступком), нужно научиться видеть греховное чувство и мысли свои и с ними бороться. А вот это, наверное, особенно для человека, который живет в миру, итог, победа, состояние, когда этих помыслов нет (а судя по вопросу это то, к чему Вы стремитесь), результат многолетней трудной постоянной работы над собой. Как конкретно бороться с помыслами, как безвидным ум хранить, как хранить свою душу, разум свой духовно чистым - об этом пишут святые отцы. И как приходить к этому состоянию, какие способы и методы использовать. На мой взгляд, то, что Вы сейчас сказали, свидетельствует о высоком (для мирянина) духовном уровне, на котором Вы находитесь. А светские люди и миряне (я имею в виду церковных людей) не умеют даже видеть свои помыслы. Если Вы от них страдаете, то значит, Вы их видите. Это очень важно. Есть против чего бороться, есть от чего лечиться. И Вы прекрасно это понимаете. Второе, что нужно отметить в этом отношении: если Вы хотите хранить ум безвидным, чистым от помыслов, то нужно предупредить, что это большой трудный долгий путь. Не требуйте от себя успеха за несколько недель, месяцев. Это невозможно. Вероятно, для этого потребуется несколько лет. Поэтому наберитесь терпения. Постоянно трудитесь над собой. Каким образом, какие существуют способы бороться с помыслами - это тема отдельной передачи. Но наберитесь терпения, не требуйте от себя чистоты мыслей, души за короткий период. "В терпении вашем стяжите души ваша".   

И.Сергеев: - А эти помыслы -  уже грех или нет?

митр.Игнатий: - Это зависит от того, что Вы с этими помыслами делаете. С чего начинается грех поступком? До того, как я совершил этот грех, помысл, с которого всё началось, прошел очень большой путь в моей душе. Сначала просто мысль вошла в моё сознание. И вот дальше всё зависит от меня. Помыслы постоянно находятся на поверхности нашего сознания. Они возникают и гаснут, появляются и исчезают. И вот этот начальный этап ещё не греховен. Грех начинается тогда, когда человек останавливает своё внимание на этом помысле. Скажем, я иду по улице, вижу плакат порочного содержания. Если скользнул взгляд по нему, а я пошел дальше, то никакого греха нет. А вот если остановился, посмотрел, внимание обратил. Или даже и не остановился, но в памяти сохранил греховный образ, то это уже начало греха.   

И.Сергеев: - Первый вопрос, который задала наша слушательница, о том как понимать выражение "не мешай Богу работать в себе"?

митр.Игнатий: - У владыки Антония Сурожского в одном из его трудов (я бы хотел предложить Вам их прочитать, потому что они замечательные) есть такой совет пастырю: деятельность пастыря и вообще подвиг пастырский заключается в том, чтобы видеть, что делает в его пасомом Дух Святой, как Дух Святой проявляется, как Он укрепляет человека, и не мешать Богу творить в его чаде, в его пасомом то, что хочет делать Бог посредством Духа Святого. И это, действительно, правда. Всё делает Господь: посылает нам чистые помыслы, побуждает в нас внутреннее желание бороться с грехом, даёт нам видеть, как появляется грех, влечёт нас через побуждения, желания, мысли в Церковь. Любая добрая мысль или желание в душе - это проявление Господа Бога. Не мешать Богу действовать в нас - значит не гасить наши желания, не убивать наши добрые помыслы, а давать им развиваться.     

И.Сергеев: - У нас ещё один телефонный звонок, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Тел.звонок: - Добрый вечер. Говорит Лариса. Дорогой владыка, вот был вопрос, как бороться с помыслами. А у меня проблема, как свой язык удержать, как Господа умолить, упросить о терпении, обуздать свой язык... И ещё проблема - терплю скорби, молчу, а подвернётся кто-нибудь, возьму и нажалуюсь. Простите меня за детский вопрос, но я борюсь, а у меня ничего не получается.

митр.Игнатий: - То есть Вы, Лариса, хотите быть более терпеливой?

Лариса: - Да! И меньше загружать людей. Но бывает, что выливается само наружу. А потом страшно об этом жалею.   

митр.Игнатий: - Лариса, повторюсь, что от себя нельзя ожидать быстрых духовных успехов, быстрого духовного роста. Ведь давайте вспомним слова Христа "в терпении вашем стяжите души ваша". Что это означает? Через ваше терпение спасетесь. Будете терпеливыми - спасетесь. То есть, исходя из этих слов, главное условие для спасения - терпение. И если бы оно у Вас было, Вы бы уже спаслись. Вам нечего бы было делать на земле. Нужно было бы в Царство Небесное восходить. Терпение приобретается длительным временем, постоянными усилиями. Терпение приобретается только терпением, это невозможно сделать и получить теоретически, а только в результате самого процесса терпения скорбей. Это первое, что я бы хотел сказать. Дальше Вы говорите: как хранить это всё в себе. Представьте чайник: запаять ему носик, наполнить водой и поставить на огонь, да и крышку тоже запаять. И давайте нагревать. Чайник взорвется! Примерно то же самое может быть с человеком. Поэтому святые отцы советуют не копить злобу в себе, а избавляться от неё. Прежде всего тем, чтобы замещать злобу любовью. Есть один совет, который и мне помогает. Лучшие советы Вам должен давать духовник, конечно, но я бы поделился этим советом. Каждый день в каждом человеке пытайтесь найти что-то хорошее! Особенно если этот человек Вам неприятен, особенно если Вы испытываете неприязнь к нему уже долгое время и она уже перешла в злопамятство. Пусть это будет мелочь. Вот посмотрите - светлый взгляд, улыбка, жест, пусть даже и не по отношению к Вам. И так каждый день понемногу. И со временем это духовное аскетическое упражнение перейдет в навык и будет выполняться автоматически. И Вы будете видеть в человеке не столько плохое, даже если оно в нем есть. Только научитесь замечать хорошее и доброе. А это уже первый шаг по направлению к любви. Вот, что я бы мог посоветовать.          

И.Сергеев: - Есть еще вопрос от нашего слушателя: почему в Южной Америке так популярен Достоевский?

Тел.звонок: - Для меня это тоже огромная загадка. Так получилось, что кроме своего непосредственного духовного образования, кроме того, что я учился и в светском учебном заведении (естественные науки изучал), я самостоятельно, уже будучи архиереем, изучал литературоведение. Есть такой прекрасный критик православный Михаил Дунаев, который написал великолепные книги, 6 томов. "Духовная основа русской литературы" – вот эта книга. В ней он рассматривает с точки зрения православия творчество всех наших писаталей. И вот я читал на филфаках университетов несколько курсов лекций, которые так и назывались – «Духовные основы русской литературы». И когда я уже оказался в Южной Америке, мне представилась возможность читать подобного рода лекции студентам-латиноамериканцам в испано- и португалоговорящих странах. И представители латиноамериканской интеллигенции, которые учились у нас здесь в России, изучали литературу, стажировались переводчиками, писателями, все в один голос (и студенты, и писатели, и переводчики, и люди, которые имеют хоть какое-то отношение к литературе или любят её, или читают её) - все они говорят о Достоевском. Я это сразу отметил и увидел. Но как только я начал задавать вопрос, а почему именно Достоевский, не Пушкин, не другой кто-то, то получал ответы разные, однозначного ответа я не получил. Некоторые говорят, что он очень тонкий психолог. Некоторым нравится напряженность его мыли, внутренний напряженный мир его героев. Кто-то говорит, что Достоевский нереальный писатель. Он описывает таких людей, которых в жизни не существует. Он описывает такие духовные или душевные состояния, в которых мы пребываем, если вообще пребываем, крайне редко, раз или два в жизни. А любой герой Достоевского на пике душевного напряжения живет всю свою жизнь - а так не бывает. Так что однозначного ответа я не получил. 

И.Сергеев: - У нас еще один телефонный звонок, мы Вас слушаем, добрый вечер.

Тел.звонок: - Владыка, здравствуйте. Раба Божья Елена. Вы назвали три признака, по которым можно понять волю Божию. Я успела записать только первый. Прошу Вас, повторите другие два.

митр.Игнатий: - Первое, это не то, чтобы один выход, но так складываются обстоятельства, когда ты видишь только один выход, и не греховный, конечно. Тогда ему следуй. И речь идёт не о каждом человеке, а православном христианине, о верующем человеке. Потому что безвыходное положение может возникать и у неверующего человека, и оно может толкать его к греху. Второе - воля священноначалия или духовного отца, если ты имеешь навык чувствовать, видеть её, и подчиняться ей, то есть имеешь навык послушания. Или если то, что тебе предстоит сделать, ясно и четко укладывается в евангельские заповеди или в заповеди святых отцов.

И.Сергеев: - У нас телефонный звонок, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Тел.звонок: - Здравствуйте, Илья, здравствуйте, владыка! Спасибо Вам за Вашу прекрасную речь, правильную русскую, несмотря на то, что Вы в Аргентине столько времени провели. У меня вопрос: как Вы относитесь к тому, что во время Евангельских чтений у нас один человек постоянно говорит слова "как бы", "реально". Это же раздражает. Допустимы ли в Евангельских чтениях такие слова?

митр.Игнатий: - Я могу Вас понять. Знаете, всё зависит от ситуации. В своё время, да и сейчас тоже, я много встречался с молодежью. А так или иначе на таких встречах разговор выходит на Евангелие. Это всегда святые отцы, вопросы о вере, о церкви, обо мне в том числе как о верующем человеке, архиерее. И вот здесь очень важно ответить на вопрос молодого человека не только по существу, но и в той форме, которая для него приемлема - на его языке. Если я буду говорить языком митрополита Филарета, который великолепен, богословен, современному молодому человеку, который первый раз в жизни встретился со священником, архиереем, станет скучно через две минуты. И моя с ним встреча ничем не закончится, и Господь меня за это не похвалит, конечно. Любой человек, который ко мне приходит, должен остаться в церкви - такова моя задача. Поэтому всё зависит от ситуации. Безусловно, опускаться до грубости и молодежного сленга не нужно, но нужно учитывать уровень, подготовку и возраст аудитории, которая слушает тебя. Второе - иногда бывает так, что человек, который толкует Евангелие, употребляет слова-паразиты, которые могут раздражать тех, кто привык к правильной речи. Вас можно понять по-человечески. Но и Вы меня поймите как верующего человека. Любая встреча это не только информация, это ещё и испытание. Поэтому мой Вам совет: если Вы встречаетесь с человеком, который говорит очень нужное, важное и для Вас полезное, но при этом использует много этих "как бы", не обращайте на это внимание. Если раздражение появляется, преодолевайте его - вот Вам аскетическое упражнение: возлюби ближнего своего. Вот ближний тебя сейчас учит. Это Вам хорошая школа - не замечать того, что раздражает. Если человек с такой речью говорит вещи, которые Вам неинтересны и неполезны - не ходите вовсе, найдите другого. Рассматривайте такого рода контакты и взаимодействия как особого рода испытание Вашего терпения. Опять же повторю "в терпении вашем стяжите души ваша". А то, что я, будучи в Аргентине, владею русским языком - это понятно, я там всего год.      

И.Сергеев: - У нас еще один телефонный звонок, мы Вас слушаем, добрый вечер.

Тел.звонок: - Здравствуйте. У меня вопрос по поводу осуждения и помыслов. Я заметила по себе, в молодости у меня это начисто отсутствовало, а вот появилось с возрастом. Я хочу спросить, в школе, например, мы изучаем художественное произведение. Что мы делаем на уроке? Мы осуждаем, обсуждаем, конкретно говорим о каком-то герое. Что мы видим кругом в нашей жизни? Если мы включаем телевизор, там обязательно кого-то осуждают. То есть осуждают все вокруг. И  с возрастом наше сознание привыкает на физиологическом уровне к тому, что есть осуждение. И потом уже человеку сложно переделаться, потому что это уже на подсознании. Меняться нужно, конечно. Но избавиться от помыслов, будучи в миру и слыша это вокруг себя в течение всей жизни, бывает очень сложно, а может быть даже и невозможно. Что Вы об этом думаете?

митр.Игнатий: - Я думаю о том, что уже сказал несколько минут назад. А именно, что борьба с помыслами, преодоление их, хранение ума от помыслов - это высочайший уровень монашеского делания, иноческого, затворнического делания. От нас его никто не требует. От мирян никто этого не требует. А может быть и с епископа Господь этого не спросит, потому что епископ постоянно в миру, хоть он и монах. Дальше я бы хотел сказать, что стараться избавиться от помыслов нужно, трудиться для этого нужно, читать и использовать советы святых отцов нужно, но не следует рассчитывать, что скоро или вообще мы от этого избавимся. Трудиться нужно! Хотя бы чтобы поддерживать себя на каком-то особом уровне духовности. Дальше. Вы говорите, что в юношестве помыслов осуждения не было. Наверное, это не совсем так. Смотрите сами: в юности мы не склонны к глубокой рефлексии, то есть ясному, четкому, определенному видению того, что происходит у нас в душе. Мы не склонны к этому, нет навыков, желания, юность - это прежде всего экстраверсия. Это направленность вовне, внимание вовне, на других, на обстоятельства, но не на себя. Поэтому вполне возможно, что и в юности это у Вас было, только Вы не давали себе труда это замечать, сейчас Вы в более зрелом возрасте находитесь. Во-вторых, у Вас есть опыт церковной и духовной жизни, опыт самонаблюдения. Поэтому то, что раньше Вы просто не замечали, Вы замечаете сейчас. А то, что касается Вашего вопроса об окружающей нас среде, которая греховна во всём, во вся и везде. Телевидение, радио, газеты, наше общение - везде присутствует грех в гораздо большей степени, он гораздо менее уловимый, гораздо более тонкий, чем это было, скажем, в 19 веке. Это так. Но мы, православные христиане, это знаем. С другой стороны, с нами ведь Господь! Если мы, зная это, стараемся хранить себя в чистоте,  стараемся веру свою блюсти, церковной жизнью жить, да разве Господь нам не поможет? И охранит, и покроет, и ум наш безвидным сохранит. Так что необходимо трудиться. Труд это всегда то, что Господь называл узкий путь в Царствие Небесное, а узкий путь ведет к спасению. Так что давайте трудиться и узким путем идти к спасению и спасаться. И не смущаться того, что чем дальше, тем больше греха вовне. Да, это так, но и сила Божия ведь тоже не дремлет и с нами всегда, Господь готов помочь, только бы мы этого хотели и к этому стремились. Стремитесь, а дальше Господь всё сделает, не сомневайтесь. 

И.Сергеев: - У нас телефонный звонок, мы Вас слушаем, добрый вечер.

Тел.звонок: - Добрый вечер. Наталья беспокоит. Владыка, я бы хотела вернуться к литературе. Мне очень интересно Ваше мнение о Габриэле Гарсия Маркесе и Достоевском. Как Вы думаете, есть ли что-то общее у них (с поправкой на менталитет)? И сейчас молодежь очень увлекается испаноязычной литературой, что бы Вы посоветовали почитать? Благодарю Вас. 

митр.Игнатий: - Я не могу достаточно квалифицированно ответить на Ваш вопрос про Маркеса, я читал всего один его роман "Сто лет одиночества". Но он меня поразил. Во-первых, великолепный язык. Во-вторых, отношения героев. В-третьих, атмосфера романа, который быстро душу захватывает. Это ведь объемное произведение, но я, не отрываясь, его прочел. Хотел бы еще раз к нему вернуться, но времени нет. Что касается сходства с Достоевским, то я лично его не обнаружил. Совершенно разные психологические характеристики героев. Как я уже сказал, живут, действуют, общаются герои Достоевского на пределе своих психологических возможностей, на пике внутреннего напряжения, они в любой момент готовы сорваться. У меня ощущения, что читая Достоевского, волосы дыбом стоят, образно говоря, глаза округленные, или радость невероятная на лице - это герой Достоевского. А что происходит? Два человека обсуждают какой-то обычный бытовой вопрос. У Достоевского реальность гипертрофирована, доведена до высшей степени духовного и душевного напряжения, и так всегда и во всем. А у Маркеса этого нет. Кстати, если бы говорить о Маркесе, то я бы вспомнил такой эпизод. Маркес как-то сказал о нашем Валентине Распутине: «Распутин является моим учителем», хотя Маркес старше Распутина и как писатель, и как человек. Так что я бы, наверное, сравнил его с Распутиным. Вот там параллелей много, и творческих, и сюжетных. А с Достоевским  не стал бы его сравнивать. Во всяком случае, я не вижу особых точек соприкосновения.

И.Сергеев: - Ольга спрашивает, как научить детей молиться? Что такое молитва? И если ребенок плохо учится, как молиться за него?

митр.Игнатий: - Ух, если бы я однозначно ответил бы на эти три вопроса в течение одной передачи, это свидетельствовало бы о моей великой святости. Такое невозможно: сколько людей, столько и ситуаций. Что такое молитва? Святые отцы посвящали этому вопросу огромное количество трудов. Я бы сказал, что каждому человеку нужен особый ответ на этот вопрос. Если бы меня спросили, что молитва для меня, то я бы ответил, что это общение с Богом. Это то, что однажды рассказал Антоний Сурожский, вспоминая случай из жизни одного французского священника. Один французский священник в далеком французском селе часто видел крестьянина, который приходил в храм в нерабочее время, когда в храме не было никого. Он садился напротив алтаря, напротив дарохранительницы, где лежали запасные дары. Католики обыкновенно причащаются запасными дарами. И он сидел и ничего не делал, даже не крестился. Он мог сидеть там 15 минут в зависимости от своих внутренних побуждений и желаний, а мог час просидеть. Ничего не делал, а потом вставал и уходил. И вот однажды этот кюре спросил его, что он делает. А крестьянин ответил, что молится. Как? Без молитвослова, Евангелия? А крестьянин сказал: "Я смотрю на Бога, а Бог на меня, и нам хорошо". Мне кажется, что такое состояние, когда Господь смотрит на тебя, а ты смотришь на Господа, и вам хорошо - это и есть молитва.

Теперь, как научить детей молиться. Исходя из этого и нужно учить. Создавайте ребенку условия, когда ему хорошо в церкви, рядом с иконой, когда хорошо слушать церковные песнопения, тогда он сам будет стремиться в церковь. Расскажу об одном маленьком опыте, который у нас был в Хабаровской Епархии. Мы при каждом храме создали такую семейную группу. Это несколько мам, которые делились на группы по два-три человека, брали детей, которых родители приводили в храм, и с ними играли, читали. А в верхнем храме шла трансляция службы - было слышно все песнопения. И вот они играли. И когда мамы чувствовали, что можно сделать перерыв в игре, их вели в храм на службу. Как только мамы видели, что детки начинали томиться, скучать, их снова спускали вниз. Вот так постепенно, постепенно с самого начала они приучали детей получать радость от Богослужения. Это трудно. Родителям нужно приложить много сил. Есть такая статья "Две мои свечи". Там женщина пишет об опыте воспитания любви к Богу, молитве, церковному богослужению прежде всего своих двух мальчишек, семи и десяти лет. Очень интересно пишет, с юмором, и все правильно пишет. Какие она прилагала внутренние усилия, чтобы у мальчиков пробудить любовь к богослужению и молитве. Прочитайте её.

И.Сергеев: - Если ребенок плохо учится, как молиться?

митр.Игнатий: -  Молитесь с ним и за него, вот и всё. Вот вам ответ. Только примите один совет. Митрополит Антоний Сурожский советует никогда не говорить против человека, всегда говорить выше человека. Надеюсь, вы поняли, что он имел в виду. О неуспехах ребенка говорите выше ребенка.

И.Сергеев: - Андрей спрашивает, он видимо видел или читал Ваше интервью, в котором Вы сказали, что Епископ Хризостом, когда Вы его встретили, поразил Вас  тем, что его не смущал никакой вопрос. Андрей спрашивает, а Вас сегодня может какой-нибудь вопрос смутить?

митр.Игнатий: - Мне сейчас трудно сказать, может ли меня смутить какой-то вопрос, потому что, во-первых, у меня большой опыт церковной жизни. Многие люди задавали мне многие вопросы, которые раньше меня смущали, потому что не знал, что ответить. Потом искал ответы на эти вопросы. Жизнь церковная подсказывала ответы на вопросы. А потом у меня большой опыт выступления в средствах массовой информации. Прямые эфиры особенно. Начиная с Камчатки - там у меня почти каждую неделю были какие-то передачи. Интернет - и там я постоянно тружусь, с моими латиноамериканцами там общаемся. Наверное есть такие вопросы. Наверное, они касаются того, чего я не знаю. Но и в этом случае я просто отвечаю, что не знаю. Предлагаю ответить на вопрос, подготовившись в следующий раз. А так.. Последние несколько лет таких вопросов я не встречал.

И.Сергеев: - У нас еще один телефонный звонок, мы Вас слушаем, добрый вечер.

Тел.звонок: - Здравствуйте. Меня зовут Евгений. Хочу спросить, в каком монастыре в России Вы начинали свой духовный путь? Как начиналось православие в Аргентине? Кто сейчас проживает в Аргентине из русских? Эмигранты после второй мировой войны или эмигранты волны 90х? И каковы русские православные приходы в храмах в Аргентине?

митр.Игнатий: - Если бы Вы эти вопросы задали в начале эфира, я бы мог ответить на все. Сейчас осталось буквально 5 минут, поэтому я бы хотел сказать Вам вот что. В разных источниках есть много моих интервью, в которых меня спрашивают о моем духовном пути. Поищите: митрополит Хабаровский и Приамурский или митрополит Аргентинский и Южноамериканский. Там Вы всегда найдете необходимую информацию, мною самим высказанную. А вообще я монастырский монах, постригался в монастыре Святого Духа, что в Вильнюсе. Там и начинался мой духовный путь. Затем святейший патриарх Алексий II меня рукоположил во епископы, благословил служить на Камчатке. Святейший патриарх Кирилл - сначала в Хабаровске, а теперь и в Аргентине. Вот весь мой путь. Что касается русских в Аргентине и вообще в Южной Америке, это очень интересная большая сложная тема. Русские в Аргентине - тема гораздо более сложная, чем была бы о любых других диаспорах. И в отличие от всех других, там, в Аргентине, в частности, где наш собор, наше епархиальное управление, центр нашей епархии, в настоящее время насчитывается семь волн эмиграции. А так уж складывались политические события в России, что каждая последующая волна эмиграции отрицалась предыдущей. Когда приехала первая волна эмиграции после революции, это было белое офицерство, эмигранты, которые были вынуждены покинуть Россию. И те, которые приезжали после воспринимались как красные, как коммунисты, и к ним было соответствующее отношение. Вот таким образом - сложно и непросто. Сильные ли там приходы, зависит от батюшки, сильный он там или нет. Если батюшка трудится как пастырь добрый, приход пусть даже не многочисленный, но сильный духовно. Сильная была община апостолов или нет? Их же мало было. Если по количеству - нет, а внутренне очень сильная. И из них церковь получилась, да ещё вон какая! Так что все так, как и у нас: есть хороший батюшка, приход сильный, нет - тогда он должен сильным стать. Я скажу вот таким образом. В таком случае я стараюсь этому содействовать.

 

И.Сергеев: - У нас еще один телефонный звонок, видимо, последний. Мы Вас слушаем, добрый вечер.

Тел.звонок: - Добрый вечер. Раба Божья Дарья, благословите, владыка.

митр.Игнатий: - Бог благословит. Вот первый человек, который благословение попросил.

Тел.звонок: - Владыка, во-первых личная просьба к Вам помолиться за мою внучку Веронику 16-ти лет, которая решила, что она плохая христианка и сняла с себя крест. Вы объясняли, что надо выше разговаривать человека - этого я не поняла. А мне кажется, что мне очень важно понять, что это означает. Будьте любезны, объясните подробнее.

митр.Игнатий: - Помолюсь обязательно. А что касается вопроса - начинать надо так: выбрать время, когда Ваша внучка готова Вас услышать. Во-вторых, не надоедать ей своими замечаниями. Простите, возможно, Вы этого и не делаете, я вообще говорю. Человек иногда неспособен услышать. Ваша внучка находится в переходном периоде, это период такой нигилистический, и здесь очень важно запастись терпением и молиться, и время от времени давать ей мудрые советы. Даже если она не будет им внимать в этот момент, она обязательно обратит на них внимание чуть попозже. Это период такого юношеского отрицания всего и вся. Поэтому я бы Вам посоветовал набраться терпения. Дальше: говорить выше - значит начинать разговор с внучкой не с того, какая она плохая, как плохо она поступает. Начинать надо с того, как хорошо быть хорошим. Не о том, что нужно быть хорошим, а как хорошо быть хорошим. Это особое умение. Если Вы сможете, убеждайте на примерах ли, своей жизнью, жизнью святых, авторитетных для неё людей (а это важно в молодежном возрасте). Узнайте, кто для неё авторитет, познакомьтесь с их биографией, узнайте, какие хорошие качества есть у этих людей, и укажите ей посмотреть. Вот футболист твой или твоя киноартистка, Анджелина Джоли, например, берёт приёмных детей. Сама она противоречивая личность, а вот детей приёмных берёт и воспитывает. Посмотрите, как здорово. Выше говорить человека, это значит примерно то, что я Вам сейчас сказал.

И.Сергеев: - К сожалению, наше время подходит к концу, мы не успели ответить даже на половину тех вопросов, которые вы задали и которые у меня здесь лежат в записках. Я прошу прощения, что так получилось, но вопросов было слишком много. Сегодня в нашей студии был митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий, вел передачу редактор Илья Сергеев, спасибо вам за участие. До новых встреч в эфире.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+