Перейти к основному содержанию

11:26 26.04.2024

Почему в нашем обществе все так демократию полюбили? Отвечает настоятель храма Всех Святых, что в Красном Селе, протоиерей Артемий Владимиров.

20.03.2013 11:20:32

- Сохранилась ли сегодня русская православная цивилизация, которая дает приоритет духовным ценностям?
- Святая Русь не измеряется в пространственных и временных категория. Но в мыслях, чувствованиях, жертвенном стремлении служить Отечеству, которому присягают раз и только раз. Она, Святая Русь есть воцерковленная Россия. Святая Русь есть плоть от плоти, кость от кости матери нашей Русской церкви, которая собирала и собирает своих сынов и дочерей. А те, будучи клеточками Тела Христова, будучи открытыми всякому человеку, всякой нации пребывают в мистическом единстве друг с другом, в единении века нынешнего, века минувшего, здравствующих и усопших и согревают взаимным дыханием любви, дыханием молитвы, которое и открывает невидимые горизонты внутреннему сердечному оку. Сегодня беседы об этой деликатной не всем понятной теме, чуждой квасному патриотизму, который сегодня готов принять в свои объятья, почти-то язычество - все средства хороши, дабы отличить себя от иных, по мнению таких ревнителей не по разуму. Я вдогонку за прекрасной книгой "Быть русскими наша судьба" Владимира Николаевича Тростникова хотела бы представить нашим слушателям и иную замечательную книгу "Неугасимая лампада" антологию русской религиозной философской поэзии 19-го века, Москва 2009 год, Греко-латинский кабинет Юрия Шичалина. Эта книга интересна не только педагогам словесности и русского языка. Она интересна всякому, кто хотел бы причаститься к подлинной культуре и познакомиться с именами незаслуженно забытыми. Конечно, Лермонтов и Кольцов, Некрасов и Аксаков не нуждаются в напоминании о них. Но, многие ли знакомы с трудами Алексея Михайловича Жемчужникова, Ивана Саввича Никитина, Владимира Григорьевича Бенедиктова, Евгения Абрамовича Баратынского, Дмитрий Владимировича Веневитинова. Конечно, на слух мы помним эти фамилии. Но как хорошо почитать краткие исторические справки об этих авторах, составленные православными литературоведами, как хорошо изучить хотя бы два-три стихотворения, которые так много говорят сердцу верующей души!
"Нет предела стремлению жадному, нет исходу труду безуспешному, нет конца и пути безотрадному. Боже, милостив буди ми грешному". Иные из этих строчек запоминают сами собою. Между тем, как со школьных лет, мы, будучи жертвами тенденциозного преподавания русской литературы, не знаем, что знакомые с детства авторы в лучших своих произведениях отражали самосознание отнюдь не разночинцев, не безумных революционеров, но патриархального крестьянства. "Сеятель знания на ниву народную почву ты, что ли находишь бесплодную? Худы ль твои семена, робок ты сердцем, слаб ли ты силами, труд награждается всходами хилыми. Доброго мало зерна". И затем обращение уже к нам, пастырям XXI столетия: "Где ж вы умелые, с бодрыми лицами, где же вы с полными жита кошницами? Труд засевающих рук по крупицам, двиньте вперед, сейте разумное, доброе вечное. Сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ". 1876 год, Некрасов.
- Нам написали, просят помолиться. Пишет одна наша слушательница, что в браке с мужем прожили 25 лет, венчаны, есть дочь, внучка, а муж хочет подать на развод.
- Ах, мужчины, милые мужчины, точнее, не милые, а хилые, что случилось с вами? Какой волшебник-чародей вдруг помрачил могучий ум? Какой ужасный лиходей вас так зомбировал? Я как пастырь всегда переживаю, слыша подобные признания. Что случилось с нашими рыцарями чести, с нашими защитниками Отечества, с кормильцами? Что случилось с русским мужиком, который сегодня, обольщенный французской вольтерьянской философией, забывает подругу юности своей, изменяет той, которой присягал в верности? Помолимся за наших мужчин, не соответствующих этому высокому слову. Ведь происходит оно от корня "муж" - мужественный. Дабы вспомнили они, что основа человеческого бытия - это верность раз и навсегда избранному жребию. Неужто наши города Москва и Петербург, Тула и Чернигов, Киев, Екатеринбург сегодня будут плодить предателей родины, ибо изменивший своей жене уже не дорожит священными границами Отечества! Господи, просвети, Господи, вразуми, к покаянию приведи. Почто, почто американские амазонки и мусульманские гурии смущают ваш ночной покой? Товарищи мужчины, неужто с вами уже нельзя идти в разведку. Неужто не о вас фильм "Служили два товарища"? Как это вы добровольно записываетесь в дезертиры?
- Батюшка, а что такое раскол.
- Раскол - разброс и шатание между умом и сердцем. В основе так называемого русского раскола лежит известное пристрастие к форме с неумением сохранить содержание, выплеснуть с водой и ребенка. Вот печальная участь Аввакума, который в своем гордостном самоутверждении не сумел простить патриарху Никону его с известной авторитарностью проводимых мер унификации богослужения. Мы сегодня тоже боимся раскола, Боимся, что перейдут на русский язык. Боимся, что сократят до безобразия богослужения. Но пастыри XXI-го столетия, наученные печальными и трагическими событиями XVII-го века, событиями, приведшими к безбожной революции, конечно, отделяют пшеницы от плевел. И мы храним, храним единство со всей полнотой русской церкви, помышляя не о том, чтобы заниматься эскапизмом, то есть убегать куда-то во тьму кромешную, организовав очередную изоляционистскую секту. Нет, сегодня мы, русские пастыри думаем о том, чтобы под руководством Святейшего Патриарха Кирилла, нашу самобытную, глубокую, дивную, неповторимую, уникальную русскую церковную культуру донести до современного человека. Чтобы, сохранив ткань богослужения на церковно-славянском языке, просвещать и назидать, возвышать и обогащать. Конечно, предварительно обогатившись в новозаветном книжничестве и, конечно, трудясь с глубоким покаянием.
- Вы говорите, батюшка, о созидании церкви как религиозного института. Но, как один наш слушатель утверждает, в церкви, не учат духовно возрастать, а только отправляют религиозные потребности.
- Ну, простите, отправлять можно и иные потребности. И я думаю, что такой сухой канцелярский, неуклюжий язык никак не соответствует запросам бессмертной человеческой души, жаждущей благодати Божьей. И очень надеюсь, что, посетив Валаам и Соловки, помолившись где-нибудь на русском севере нашей Фиваиды, Святой Руси, познакомившись с пастырями, которые, рук не покладая, просвещают и пожилых и юных. На всем пространстве России - от порта Находки до Калининграда, где совсем недавно Святейший освятил новый храм. Вы, дорогие, благочестивые бельцы, то есть миряне, будете вместе с чернецами, то есть монахами, не дожидаясь, покуда батюшки поднимут факел веры, надежды, любви, сами придадите пастырям благодатный импульс. Ибо, когда русский церковный народ трудится в созидании храмов, воскресных школ, тянет батюшек за рукава и за подол, дабы они посетили Дом культуры, воскресную школу, профессионально-техническое училище, то и батюшки не останутся в обозе. Но, подстрекаемые ревностью своих прихожан будут соответствовать высочайшему священническому призванию.
- Хотелось бы от вас получить пояснение значения философии. Я как бы в некотором недоумении. Ведь есть поучение святых отцов, есть исторические факты.
Вы хотите, чтобы я дал определение философии?
- Да, хотелось бы, батюшка.
- Однажды гениальный пастырь и непревзойденный церковный вития, образчик для современных батюшек в отношении проповеднического искусства Святитель Иннокентий Херсонский. Тот, кто сделал из Крыма Южную Фиваиду, повсюду возродив древние монастыри 1-3 столетия. Если не ошибаюсь, в Киевской духовной академии присутствовал на экзамене по философии. Светлый ум, самородок, тот, кто произошел из простой крестьянской семьи, а стал властителем дум образованного общества России в середине XIX-го века. Архиепископ Иннокентий скромно сидел и смотрел на студента в черном сюртуке, который вынул билет «Определение философии. Что изучает философия, как наука всех наук». «Братец мой, - прервал Святитель Иннокентий, ума палата, студента, который произносил затверженную истину из католических и протестантских учебников_-« Скажи мне, что есть философия?» Тот опять принялся за свое. «Стой, милый мой, если хочешь знать, что за наука философия, внешняя философия, есть не что иное, как заблуждение человеческой мысли». Да, действительно, не зря на Западе средневековые философы назвали ее, философию, служанкой богословия, которая питается богооткровенными истинами, догматами веры. Впрочем, не будем унижать философию, если под ней иметь любомудрие, любовь к мудрости. А ведь мудрость и сила есть сам наш Господь Иисус Христос. Философия в ее глубочайшем и истинном смысле, стремление в свете Христовой премудрости осмыслить все, относящееся к тайне спасения. Все, относящееся к человеческой природе. Все, что свершается в подсолнечной и охватывает собой все отрасли знаний. Я бы сказал, что вся философия, как любомудрие умещается в одну молитву, не случайно названную Святыми отцами сокращенным Евангелием: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Вот оно, тяготение к источнику премудрости и любви. Вот она, устремленность человеческой мысли к творцу всяческих. Помилуй мя, грешного. Вот оно «человеку свойственно ошибаться». Сознание собственной ущербности и ограниченности, понимание, что без просвещающего нас света благодати Духа Святого человеческий ум в состоянии порождать лишь химеры, подобные достаточно возвышенному учению Гегеля или страшному в своей ограниченности, тупорылости учению Карла Маркса.
- Батюшка, наш слушатель Сергей Барсуков такой вопрос к вам обращает: когда будет выбран новый мэр Москвы, на каких волнах будет вещать радио "Радонеж" на ФМ или на ультракоротких?
- Будем, друзья мои, молиться, чтобы новый мэр был крещеным православным человеком. Сейчас в коридорах власти, в которых весьма тесно, и очень часто деятели современной политики наступают друг на друга, даже не обращая внимания, перешагивают друг через друга в стремлении послужить Отечеству, бывают несколько неуклюжими. Будем молиться о том, чтобы был избран человек, которого мы бы смогли назвать Собакевичем, настоящим хозяйственником, который не хуже бы предыдущего мэра разбирался в коммуникациях, в инфраструктуре, в вопросах, связанных с электрическим электроснабжением, торговыми сетями бы владел как специалист. Но, при этом, дай Бог ему быть человеком кристально честным и неподкупным. Согласитесь, братцы мои, мы уже устали от этой всеобщей круговой поруки в отношении коррупции и несовестливом отношении к государственному бюджету. Бюджетные деньги воспринимаются как какой-то куш- кто сильный тот и взял, тот и прав. Так что обывателям достается гулькин хвост, а чиновнику, стоящему у государственного корыта-кормила приходится лишь теряться в отношении того, где открывать оффшорные предприятия, следует ли намывать в Персидском заливе новый остров во имя свое или покупать новооткрытую звезду, дабы имя его и фамилия его клана не пропали втуне в следующие выборы. Дай Бог, дорогие друзья, чтобы наш президент и премьер, которые сами объявили недавно беспощадную борьбу с коррупцией, желание выявить пред беспристрастным ликом отечественной Фемиды всех казнокрадов. Дай Бог, чтобы с их энергией и волей, а мы в них еще верим, был поставлен такой мэр, крепкий задним умом, русский мужичок. По крайней мере крещеный православный человек, для которого было бы сущим удовольствием послужить столице. А как не служить ей, если персональная дача прилагается без всяких вопросов и сомнений? Как же не послужить нашей перенаселенной столице и безобразно расползшейся и как будто тщащейся подменить собою те уездные города, в которых искони вращались и финансовые средства, и росла своя купеческая элита, своя творческая интеллигенция в лучшем смысле этого слова. Я имею в виду мыслящие сословия, патриоты и государственники, но отнюдь не тех разночинцев, которые ходили на поводу у иностранных и народных революционеров. Итак, будем надеяться, милые друзья, что колесо истории таки выведет нашу Россию из мглы, предательства и обмана, приватизации и наживы. И пусть Господь помянет добрые деяния экс-мэра. Он, я думаю, будет пережит храмом Христа Спасителя, который воздвигнут во многом благодаря его менеджерской организационной энергии. Пусть он от прежнего мэра усвоит его победы, его плюсы, его достижения и присоединит собственные добродетели. Будет стараться расширять русское царство-государство, не слишком заботясь о приобретениях в Черногории, Болгарии, Испании, Подмосковье. Много ли нужно новоизбранному мэру, да как каждому из нас - 1.80 в длину, 50 сантиметров в ширину, этого никто не избежит, никто с собой не возьмет в гроб ни дивидендов, ни ценных бумаг, а только добродетели, по которым мы сегодня очень соскучились, согласитесь, дорогие налогоплательщики и обыватели. Очень соскучились и ждем и от наших мужей разума и силы, мужей государственных. Да будет им свойственно бескорыстие, пусть они полюбят Россию, как любим ее мы, маленькие люди Акакии Акакиевичи, Савельевичи, ваш покорный слуга и вы, дорогие наши слушатели. Вот такая песнь лебединая сегодня со мною сама собой произнеслась. Я хотел, чтобы будущий мэр ее услышал, потому что это все-таки голос русского народа.
- Батюшка, а как вы ответите на другой вопрос нашего слушателя? В 91-м году была дарована благодать свободы для России. Почему мы неправильно воспользовались этой свободой и кинулись в демократию, как пишет слушатель.
- А что было в 91-м году? - распад Советского Союза. Я без боли не могу вспоминать это события, имевшее место в Беловежской пуще. О, если бы три бизона, точнее зубра не разошлись тогда, как лебедь, рак и щука, подписав оное соглашение! Пусть историки культуры, историософы, общественные обозреватели спорят, было ли это избежно или нет. Меня сегодня крайне огорчает конфликтная ситуация между Россией и Белоруссией. Я считаю историческим нонсенсом отчужденность России и Грузии. Виноват кто-то третий лишний. Тот, кто радуется расчленению и распадению неделимой державы, оставшейся нам от наших венценосных хозяев и наших прадедов - наши деды, славные победы. Сегодня курс на размежевание, обособленность, мнимую самодостаточность - это гибель. И меня лично возмущает то легкомыслие, которое царит в средствах массовой информации, продававшихся неизвестно за что, точнее известно за что, за 30 серебренников неизвестно кому. Точнее, известно кому, кто, по слову Михалкова, кривит свой рот за океаном - мистер Твистер, слава Богу, что не премьер-министр. И будемте, дорогие друзья, по крайней мере, мы с вами консолидироваться, соединяться в единодушии, в общей молитве за Россию и в желанию быть полезным Отечеству на том отдельно взятом месте, на которое поставил нас Господь - будь то простой учитель или сельский попик, или офицер, сегодня старающийся не подпадать под общую гребенку и бережно хранящий ту воинскую дисциплину, без которой России никуда.
- Слушателя интересует, почему все так демократию полюбили в нашем обществе?
- Так, кто же полюбил ее? Вы сами знаете, сколько подмены, суррогата в нашей жизни. Сегодня век распадения, когда ослабляется почему-то русская государственность, ржавеет ядерный щит России. Образование гонится за реформами и минует прогрессивным развитием в сторону прогрессивного паралича. Система здравоохранения охраняет более покойников, чем живущих на земле. Но вы знаете, радиостанция "Радонеж" всегда была чужда замогильных настроений. Чем хуже вокруг, тем сильнее разгорается спасительная ревность в служении народу, служении родной земле, служении Матери-церкви. И поэтому никогда не вгонят нас в ступор и уныние все негативные изменения. Но пусть нам вспоминается чаще слово 60-х годов - мы все преодолеем. Вынесет все русский народ. Вынесет и эту дорогу железную. Вынесет все, что Господь ни пошлет. Видимо, как Россия изжила соблазн революции, так она изживет и этот заячий тулупчик, так называемой западной демократии, в которую никогда не уместится наше национальное политическое самосознание. Ибо мы, сыны своих отцов и дедов, и верим, что найдем ту органичную форму правления, которая будет преследовать интересы возрождения Отечества, и будет основываться на нравственном возрождении страны. На нравственных качествах сердца каждого из граждан Отечества. И сегодня, слава Тебе Господи, уже декларируется примат нравственных ценностей, пусть стыдливо, пусть с оглядкой, как бы чего не вышло. Однако зайдите в любую школу, вы не найдете на тамошних стендах и средствах наглядной агитации эту пресловутую нравственную составляющую. Слово пока не стало делом. Но раз оно произнесено, назвавшись груздем, полезай в кузов. Ох, не время нынче спать и пить, православные. Нужно Бога молить и трудиться каждому на своем месте - и в кузне, и в доме, и в оркестровой яме, и тем паче, на церковном амвоне. Будемте соревноваться не социалистическим соревнованием, но тем соревнованием чести и добра, в котором нет проигравших, а есть лишь подвижники и те, кто тянутся вслед за ними, то есть мы.
- Венчанные в это воскресенье Сергий и Татьяна, батюшка, благодарят за ваше служение Господу и за теплоту к людям.
- Я думаю, что огромный отряд священнослужителей каждый день пополняющийся, не только Москвы, но и всех городов России, примет без ложной скромности этот комплемент на свой счет. Дай Бог, чтобы не угасал порох в пороховницах. Дай Бог, чтобы батюшки были светом и солью земли. Как говорят у нас в Париже, положение обязывает. Прекрасно говорит и святой Григорий Богослов: нам должно каяться не только в том, что мы сотворили плохого, но в том, чего мы сотворили доброго. В том нужно каяться, что мы не стали еще теми, кем должны быть по высокому Божьему произволению и примышлению.
У нас есть несколько вопросов на семейную тему. Батюшка, Вас спрашивают, какое слово вы обратите к людям, которые говорят, что семейный крест им не под силу.
- Что же, если вы подобно Василию Великому, митрополиту Филарету Московскому, святителю Игнатию Брянчанинову чувствуете, что не имеете сил взять ответственность за лучшую половинку и нести крест семейной жизни, бегите в горы. Отсюда же приидет помощь ваша. Не оставайтесь в долинах, но гор не взыскуйте. Ищите непрестанной молитвы, раскрывайте крылья смирения и покаяния. Отрешайтесь от суеты житейской. И зажигайте в сердцах лампаду сердечной молитвы о себе самом, о любимом Отечестве, о спасении погибающего во грехах мира. Нет, конечно, не от ущербности должно искать иноческого пути, ангельского по своей природе. Но быть может, в иных Бог для того и вселяет страх семейной жизни. Прочитаешь один раз у премудрого Соломона: лучше взять голой рукой хвост скорпиона, чем жить со злой женой под одной кровлей. Ужас-то какой, Господи помилуй. Отец игумен, примите меня простым послушником, готов ворочать навоз в Авгиевых конюшнях. Готов после паломников перемывать в день до 150 тарелок. Это только обеденных тарелок, не говорю о десертной посуде. Готов горы воротить, только бы мне стяжать смиренные познания в себе самом и взойти на высоты духа, смирения кротости и любви. Мы ждем вас, дорогие друзья.
- У нас совсем немного времени, батюшка.
- Очень много. Четыре минуты. Да за четыре минуты можно послать сигнал в США, дабы они без боя сдали нам Аляску и выключили систему HARP, которой некоторые политические обозреватели приписывают причину наших пожаров.
 - Батюшка, слушатель такой вопрос серьезный задает. Угодно ли Богу наказание детей, в том числе и телесное, и строгость мужа? И как святые отцы смотрят на мать, пожелавшую оставить мужа ради воспитания детей?
 - Вопросы несколько общие. Пусть строгость мужа сдабривается улыбкой и мягкостью супруги. Пусть между молотом и наковальней наши детки выковывают в себе нравственные качества - взыскательный папа и милостивая супруга. Либо, наоборот, строгая мама и папа, который всегда подыгрывает детям. Впрочем, я за единство в семейных отношениях и за единую выверенную методу воспитания, дабы ребенок не приучился юлить и лицемерить между двумя разными потенциалами. Относительно оставления мужа. Ах, жена, если оставляет мужа, должна оставаться так, как есть, либо возвратиться к нему, как говорит апостол Павел. Впрочем, к миру призвал нас Господь, к единству. И давайте-ка кормить мужей получше, улыбаться им пошире, согревать их в благочестивых объятиях. И они, как пленники любви, никуда не смеют податься на сторону, будучи как Прометеи православные прикованы к стене родимого очага.
- У нас есть просьба о молитве.
- Мы помолимся, дорогие друзья, о всех. И младенцах, и о старцах, помолимся о болящих и страждущих, вознесем молитвы о наших усопших и новопреставленных. Мы желаем вам, дорогие друзья, спокойной ночи, желаем вам оставаться еще в эфире. Радиостанция "Радонеж" только набирает обороты и с новой силой обратит к вам свое кроткое, исполнено правды и любви слово. До скорых встреч, храни вас Бог.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
17 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+