Перейти к основному содержанию

22:40 12.05.2024

Передача "Спешите делать добро!". У микрофона протоиерей Аркадий Шатов.

20.03.2013 11:20:23

Отец Аркадий: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В прямом эфире православной радиостанции "Радонеж" передача "Спешите делать добро!" У микрофона протоиерей Аркадий Шатов, помогает мне вести передачу журналист Иван Семенов.

Иван Семенов: Добрый вечер.

Отец Аркадий: Наша передача, дорогие друзья, посвящена тем, кто спешит делать добро, или сам нуждается в помощи. Если у Вас есть вопросы по служению добровольцев, если Вы хотите к ним присоединиться, звоните нам в эфир по телефону 959-59-39. О помощи Вы можете попросить, позвонив в комиссию по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы по справочному телефону "Милосердия". Напоминаю, что с 1 февраля этот телефон изменился 972-97-02. А если Вы хотите присоединиться к "Добровольцам", это можно сделать на встрече добровольцев в храме святого благоверного Царевича Димитрия при Первой Градской больнице на Ленинском проспекте в 11:45 по воскресениям или в четверг можно прийти на молебен в 19 часов. Кроме того, в интернете есть форум добровольцев на сайте комиссии по церковной социальной деятельности Милосердие.RU.

Наша передача называется "Спешите делать добро!" И в наше время действительно у верующих есть для этого много возможностей. Можно заниматься миссионерством, можно помогать немощным людям, можно стать сестрой милосердия. Но почти весь прошлый век у православных людей в нашей стране была единственная возможность делать добро, сохраняя свою веру в окружающем их безбожном мире, и по возможности, иногда с риском для жизни и свободы, свидетельствовать о Христе.

10 февраля в воскресенье церковь вспоминает всех новых мучеников и исповедников, пострадавших за веру в 20 веке, который для России, для русской церкви стал веком испытаний, веком, который, как некоторые думают, даже как бы предварил суд Божий над церковью. Так думали люди, которые жили в  то время, они видели в этом приближение апокалиптических времен. В это сложное и трудное время, которое Россия никогда не переживала на протяжении своей тысячелетней истории, у высших иерархов церкви не было единого мнения о том, как же должна жить в этих условиях церковь, как она должна взаимодействовать с властями, которым вроде бы нужно подчиняться (всякая власть, конечно, от Бога), но в то же самое время, как жить в тех условиях, когда эта власть гонит церковь, когда властители действуют такими страшными методами, когда властители хотят церковь просто уничтожить. И сегодня у нас в прямом эфире гость отец Александр Мазырин, магистр богословия, кандидат исторических наук, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Добрый вечер, дорогой отец Александр.

Отец Александр: Добрый вечер, отец Аркадий.

Иван Семенов: Здравствуйте, батюшка.

Отец Аркадий: Недавно вышла из печати книга отца Александра, которая называется "Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х - 1930-х годах".

Иван Семенов: Я немного расскажу о ней. В этой книге собраны документы, которые связаны с именами новомучеников и исповедников и, прежде всего, троих святых архиереев, которые согласно завещанию Святителя Тихона, были кандидатами в Патриаршие местоблюстители. Это священномученик митрополит Кирилл (Смирнов), священно исповедник митрополит Агафангел (Преображенский) и священномученик митрополит Петр (Полянский). Как мы знаем, что история русской церкви пошла таким образом, что никто из упомянутых святителей не смог ее возглавить. Почти все время после кончины Патриарха Тихона в 1925 году они находились в заключении. Заместителем  Патриаршего местоблюстителя, который фактически возглавил церковное управление в Советском Союзе, стал митрополит Сергий Страгородский. Ему удалось найти общий язык с государством гонителей, сохранить в церкви официальное церковное управление, но со своей стороны святители Кирилл и Агафангел не были согласны с его принципами управления церковью. Их позиция вкратце состояла в том, что задача местоблюстителя состоит в том, чтобы созвать поместный собор, который должен избрать нового Патриарха. Я, конечно, батюшка, не совсем подробно и точно изложил суть вашей книги, но, наверное, главная мысль тут выражена. Да?

Отец Аркадий: Или это не так, отец Александр?

Отец Александр: Это одна из мыслей, которые есть в книге.

Отец Аркадий: А какие еще есть мысли в книге, в чем была цель Вашей книги?

Отец Александр: Цель была рассмотреть сложнейший период нашей новейшей церковной истории. Времена не имели примеров, никогда еще Русская церковь не сталкивалась с такими жестокими гонениями. И какие пути выбирать в такой ситуации, конечно, не легко было решить. Вот так мучительно эти поиски происходили.

Иван Семенов: Дорогие радиослушатели, мы обращаем в этой передаче свои вопросы:

  1. Каких новомучеников и исповедников особенно почитают в Ваших приходах?
  2. Просим Вас подумать нужно ли и возможно ли христианину быть исповедником веры в наше время?

Отец Аркадий: Ну и в какой форме, если это есть? Мне бы хотелось тоже спросить наших добровольцев, которые слушают нашу передачу, как они понимают исповедничество в наше время, когда гонений на веру нет.

Иван Семенов: Отец Александр, Ваша книга посвящена главным образом тем русским иерархам, которые остались на Родине. Их позиция там достаточно подробно и четко прояснена с использованием писем, церковных документов. А как Вы оцениваете с церковно-исторической точки зрения, например, деятельность митрополита Антония Храповицкого, его зарубежного церковного управления? Они помогали со своей стороны сохранить Русскую Церковь своим таким непослушанием митрополиту Сергию?

Отец Александр: Надо сказать, что у нас долгое время проводился такой взгляд, что зарубежные иерархи во главе с митрополитом Антонием, являлись чуть ли не главной причиной того, что церковь в Отечестве подвергалась гонениям. Что они наглядно демонстрировали враждебность церкви Советской власти, и это обессиливало все усилия Патриарха Тихона, его приемников доказать этой власти свою лояльность. Поэтому едва ли не главная вина за гонения как раз приписывалась русским зарубежным иерархам. Но сейчас уже едва ли кто-то станет настаивать на такой точке зрения. Конечно, можно сказать, что у русской зарубежной церкви в то время было совершенно особое призвание во всеуслышание свидетельствовать правду о положении церкви в России в тех условиях, когда сама церковь в России во многом такой возможности во всеуслышании говорить правду о гонениях не имела. И надо сказать, что русская зарубежная церковь свою миссию выполнила. Значение такого свидетельства правды было очень велико. Можно конкретно рассмотреть момент, когда в 1922 году Патриарх Тихон был арестован, во многом его освобождение было вызвано международным давлением на Советскую власть в первую очередь со стороны Англии. А такая бурная реакция международных кругов, в том числе Англии, ведущей в то время мировой державы, была во многом обусловлена активностью русской зарубежной церкви  и лично митрополита Антония Храповицкого, который по своим личным каналам смог добиться обсуждения этого вопроса в английском парламенте и направления его в нужную сторону. 

Отец Аркадий: Отец Александр, такой к Вам вопрос. Вы изучали жизнь святых иерархов. Мы видим, что они были мужественны, очень смелы, решительны, об этой стороне их жизни мы знаем. Нашим добровольцам, которые служат сейчас близким своей любовью, заботой о них, хотелось бы иметь перед глазами пример со стороны новых мучеников. Известны ли Вам такие случаи в жизни новых мучеников, когда они являли и милосердие, и любовь, и сострадание? Такие качества характера были ли у тех святых мужественных, которые стояли за правду в то время?

Отец Александр: Безусловно, были. Конечно, сам факт того, что они встали на твердую исповедническую позицию, был не случайным. Такая их позиция была обусловлена всей их предшествующей жизнью, всем их воспитанием. Конечно, такую готовность служения ближним они являли и раньше.

Отец Аркадий: В то время они являли свою любовь тем, что никого не предавали, ни о ком не рассказывали. Это другая сторона любви, потому что если эту любовь не иметь, то станешь предателем. Тогда легко предашь своих близких, если не имеешь этой любви, не имеешь сострадания и сочувствия. И они окажутся вместе с тобой на нарах, или даже будут расстреляны вместе с тобой.

Отец Александр: Совершенно верно. Этот факт противостояния агрессии безбожной власти, который проявлялся, с одной стороны,  в таком масштабе неприятия политики чрезмерного компромисса высшего руководства, может быть спроецирован и на совершенно конкретные жизненные ситуации. Часто реальность того времени была очень жестокой, и вопрос ставился так, что либо ты будешь сидеть сам, либо ты будешь сажать других. Надо было в первую очередь решить этот совершенно конкретный вопрос для себя.

Отец Аркадий: Ведь люди, которые не сажали других, все равно садились. И те, которые сажали, они тоже садились. Вне зависимости, как человек вел себя на следствии, все равно его сажали.

Иван Семенов: В связи с этим возникает вопрос: вообще  в принципе в Советском Союзе в 20 годы существовали такая возможность жить по-христиански и не угодить за решетку?

Отец Аркадий: Послушаем вопрос по телефону.

- Добрый вечер, батюшка Аркадий и Ваш гость. Я очень старая Наталья, постоянная Ваша слушательница. Вопрос у меня такой. Почему так мало говорят о роли местоблюстителя Сергия в первый день войны? Я в руках держала уже переписанное от руки обращение, помню из него обращение сестры и братья, что это священная война и что мы победим. Столько времени прошло, я, конечно, все не помню.

Отец Аркадий: Как мало об этом говорят? По-моему, об этом говорят очень много, и всегда говорили.

- Поверьте мне, не так уж много. И даже, когда идет передача об этом времени, как-то это замалчивается.

Отец Аркадий: У нас передача сейчас немножко о другом времени, о том времени, которое было до войны. Книга отца Александра охватывает период 20-30-х годов, довоенного периода.  Мне кажется, что об этом выступлении митрополита Сергия говорят очень много, оно всем известно.

Отец Александр: Конечно, во всех книгах, во всех учебниках по нашей церковной истории этой странице уделено очень большое внимание.

Отец Аркадий: Отец Александр, тогда мы вернемся к вопросу Ивана. Можно ли было в те годы быть христианином…

Иван Семенов: В принципе, можно ли было жить по-христиански, не поступиться своей совестью и при этом не угодить за решетку? Или в любом случае были такие страшные времена и обстоятельства, что либо ты садишься за решетку, либо ты вступаешь в компромисс, так или иначе?

Отец Александр: Действительно, время было страшное. Можно было жить и не по-христиански, и все равно угодить за решетку.

Иван Семенов: Логично.

Отец Александр: Никаких гарантий никто иметь в то время не мог. Даже ближайшее окружение Сталина постоянно жило в страхе, как известно. Поэтому вопрос такого однозначного ответа очевидно не имеет. Конечно, многое определялось тем, из какой социальной группы происходил человек. Скажем, быть священником и не подвергнуться репрессиям, в то время было практически невозможно.

Отец Аркадий: Если  только ты жил у себя в квартире, никуда не выходил, служил у себя дома, скажем, к тебе не ходили твои духовные чада. И если на тебя не донесли. Можно было уехать куда-то, скрыться, жить нелегально. Известен случай, когда архимандрит Серафим жил в Сергиевом Посаде. Он умер, был похоронен, потом его группу раскрыли.

Отец Александр: Его просто не нашли. Потом, в конце концов, его группу обнаружили, и всех арестовали.

Отец Аркадий: Но он все-таки прожил, он умер своей смертью.

Отец Александр: Это скорее исключение из правила. Духовенство подверглось репрессиям практически полностью. Точно так же и дворянство.

Иван Семенов: Сергий Страгородский тоже подвергся репрессиям.

Отец Александр: Конечно. И он, и все, кто вместе с ним подписал печально известную декларацию 27 года, практически все были расстреляны.

Отец Аркадий: У нас есть еще один звонок, простите, алё, добрый вечер.

- Добрый вечер, добрые люди. У меня такой вопрос. У меня в руках книга акт Святейшего патриарха Тихона, Губониным составленная. И здесь есть письмо наставление Святейшего патриарха Тихона священнику отцу Георгию о признаках обновленчества. И здесь говорится: "От его Святейшества в 1923 году я получил таковое инструктирование. Отец Георгий, при объезде причтов, церквей, если только встретите священнослужащих, стригущих свои волосы на голове, бреющих бороды, ходящих в штатских одеждах, небрежно относящихся к святыне, допускающих своеволие при богослужении, курящих, посещающих увеселительные места, клуб, кино и т.д., хотя и поминают Патриарха как главу Российской святой соборной апостольской церкви, не верьте им, ибо они явные обновленцы, скрывая себя только поминовением Патриарха. Твердо помня и храня это патриаршее для меня как бы духовное завещание." Вопрос такой, как к этому наставлению новомученика Святейшего патриарха Тихона сейчас современное духовенство относится?

Отец Аркадий: Спасибо большое, очень интересный вопрос.

Отец Александр: Можно заметить, что далеко не все обновленцы брили бороды, коротко стриглись, курили, ходили в светском платье.  Если посмотреть фотографии обновленческих всевозможных собраний, совещаний, соборов, можно удивиться, там по большей части длиннобородые старцы, по внешнему виду весьма благообразные, мало чем отличающиеся от тихоновских священников.

Иван Семенов: Так называемый в кавычках митрополит Введенский, он не выглядел так.

Отец Александр: Митрополит Введенский действительно являл особую картину, его трудно было признать за митрополита, но скажем, другой вождь обновленчества, первый руководитель обновленческого ВЦУ епископ Антонин Грановский имел вполне патриархальный вид.

Отец Аркадий: Отец Александр, письмо, которое процитировал наш радиослушатель, какого оно примерно года?

Отец Александр: Примерно 1923 года плюс-минус.

Отец Аркадий: Можно я тоже отвечу, что я думаю по этому поводу. Дело в том, наш дорогой радиослушатель, что когда меня рукоположили во священники, я старался все время ходить в подряснике. Времена, конечно, были атеистические, на меня смотрели как на чудо-юдо какое-то.

Иван Семенов: Но прямых гонений все-таки не было.

Отец Аркадий: Да, прямых гонений не было. И, тем не менее, отец Павел Троицкий, сам исповедник, прошедший лагеря, замечательный святой человек, прозорливый, знавший волю Божию, мне написал в письме, что ходи пока в светской одежде, чтобы не раздражать безбожников. А если отдадут храм в больнице, тогда можешь ходить в рясе. И вот я какое-то время ходил в светской одежде, одевал костюм. Я знаю батюшек, которые иногда идут в магазин, не всегда можно матушку послать, и появляться там в рясе и скуфье не всегда бывает удобно. И, кроме того, сейчас священники тоже подвергаются опасности. Вот случай, о котором рассказал отец Дмитрий: священника в священнической одежде порезали ножом прямо на улице. Мы знаем случай, когда отца Бориса из храма Святителя Николая ударили по голове кулаком. Поэтому, я думаю, какая-то осторожность священникам нужна, и бравировать не надо. В Константинополе священники ходят в светской одежде. Я не осуждаю тех священников, которые так делают. В отношении стрижения волос, я думаю, это не тема нашей сегодняшней передачи. Некоторые священники ссылаются на апостольские правила, говорят, посмотрите на апостолов, какие у них были прически, так и ходили священники. Я думаю, что не это все-таки признак обновленчества. Конечно, всякие увеселения, курение табака, другие пороки, наверное, они греховны.

Иван Семенов: У апостола Павла есть целое большое рассуждение относительно того, что женщина должна быть с покрытой головой, потому что ей так от природы полагается, а у мужчин она иногда сама по себе раскрывается.

Отец Аркадий: Нет, там не про волосы, тогда женщина пусть и волосы стрижет. Т.е. имелось в виду, что мужчина волосы стрижет. Но это особая тема, стрижения волос, многие были такие ревностные священноисповедники, владыка Афанасий был  таким ревнителем длинных волос у священников. Но, я думаю, что это относится к внутреннему строению души, здесь об этом говорил Патриарх Тихон. Но в разные времена это внутренне устроение души выражаться может по-разному. Не всегда  внешний вид человека, и священника в том числе, бывает одинаков. Нет, отец Александр?

Отец Александр: Ну конечно, сущность обновленчества не в стрижении волос. И не в русском языке, как многие думают о богослужении. Суть обновленчества была в готовности служить интересам безбожия. Потому что понятно было, что власть использует обновленцев для разрушения церкви.

Отец Аркадий: Спасибо, отец Александр. У нас есть еще телефонный звонок. Але?

- Добрый вечер, меня зовут Людмила, я прихожанка храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Мне хотелось бы несколько слов сказать о тех новомучениках, которых почитают в нашем приходе. Когда у нас в 1991 году начались богослужения, то один из престолов  как раз и освящен в честь Святителя Тихона и новомучеников и исповедников российских, поэтому у нас такое трепетное отношение. Одной из таких наиболее почитаемых святых является блаженная Матрона Анемнясевская, иногда ее путают с блаженной матроной Московской. Но наша блаженная Матрона Анемнясевская как раз прославлена в лике святых как исповедница. Она своей жизнью настолько свидетельствовала свою веру в Господа Иисуса Христа, что, будучи слепой с 7 лет и с 10 лет калекой, при том, что она перестала расти, осталась маленькой, просто лежала такая немощная, к ней шли люди за советом, и власти ее настолько боялись, что ее арестовали в 1935 году. И так случилось, что жизнеописание ее было составлено в 1933 году двумя братьями, оба потом пострадали мученически. Даже ее жизнеописание было привлечено в качестве вещественного доказательства к их делу. К сожалению, она скончалась в Москве, и место ее упокоения не известно, поэтому у нас есть только почитаемая икона, перед которой по воскресным дням, если нет праздничной службы, служат молебен с акафистом, и многие люди получают просимое и утешение, и были случаи, когда рождались младенцы у бездетных пар. Такая у нас заступница. Совсем недавно прославлен один из последних настоятелей нашего храма, служивший в конце 20-х в начале 30х годов, священномученик Александр Орлов. Такой у нас тоже новый заступник появился.

Отец Аркадий: Спасибо большое, Людмила, очень интересно. Вот Людмила ответила на наш вопрос, который мы задали в начале нашей передачи, каких новомучеников почитают в ваших приходах.

Иван Семенов: Еще к нам обратилась раба Божия Ольга, она просит повторить название книги отца Александра и посоветовать, где ее можно приобрести. Книга называется "Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х - 1930-х годах". Батюшка, где еще можно сейчас вашу книгу купить?

Отец Александр: Можно купить в магазине "Православное слово" на Пятницкой улице, некоторое время назад она была в Сретенском монастыре, во дворе храма Троицы в Вишняках.

Отец Аркадий: Отец Александр, можно так коротко сказать, в чем же суть была разногласий между высшими иерархами об отношении к власти? Если коротко, совсем конспективно, чтоб дать понять нашим радиослушателям, о чем же Ваша книга.

Отец Александр: Совсем коротко, конечно, сказать трудно. Суть разногласий крылась в различном понимании природы церкви и смысла архипастырского служения в ней. В чем главное призвание церкви?

Отец Аркадий: И как это понималось разными иерархами?

Отец Александр: Теми иерархами, о которых я пишу -  митрополитом Кириллом, Петром,  Агафангелом, смысл архипастырского служения, призвания церкви вообще, виделся  в том, чтобы свидетельствовать истину, не задумываясь о том, какие могут быть политические последствия.

Отец Аркадий: Т.е. похоже на лозунг дворян: "Делай что должно, и пусть будет то, что будет".

Отец Александр: В общем, да. Они исходили из того, что не люди спасают церковь, а сам Господь. А люди должны являть ему свою верность. Тогда Господь найдет пути спасти свою церковь.

Отец Аркадий: Это была позиция всех трех митрополитов, о которых Вы пишите.

Отец Александр: Это была позиция многих исповедников того времени. Но была и другая позиция, что надо искать какие-то пути компромисса, идти на уступки.

Иван Семенов: Простите, батюшка, я продолжу, что Вы говорите, но  только в вопросительном виде. История ХХ века знает историю государств, в которых ситуация была, наверно, не легче, чем в России, хотя в России она была, конечно, наиболее масштабной. Например, в Албании и Китае, где православная церковь существовала (в Албании древняя православная церковь существовала, в Китае она зарождалась), там православие было уничтожено полностью, как мы знаем, по причине поголовного уничтожения всех до единого людей, которые называли себя верующими. Если бы не позиция митрополита Сергия, как Вам кажется, не стояла ли Россия перед такой же опасностью?

Отец Аркадий: Понимаете, действия власти определялись не позицией церкви. Действия власти определялись собственными внутренними установками власти. Большевистская власть изначально была детерминирована на разрушение церкви. Это была одна из главных установок большевиков, воспитание нового человека, абсолютно безрелигиозного. И какую бы лояльную позицию церковь не занимала по отношению к этой власти, церковь была бы гонима. Даже те обновленцы, которые пошли на услужение власти,  в последствии в массе своей тоже были уничтожены. И не какая-то лояльность отдельных иерархов, их компромиссы в конечном итоге побудили власть пересмотреть свое отношение к церкви.

Отец Аркадий: А какие другие причины?

Отец Александр: Причины известны, война. Началась война, и большевистское руководство уже не могло вести войну и со своим народом, и с сильнейшим внешним врагом.

Отец Аркадий: На два фронта. У нас есть звонок, простите, батюшка, мы ответим. Алё?

- Добрый вечер, я не вопрос хотела задать, а просто слушаю, много таких разговоров было о том, что в порядке даже осуждения Патриарха того времени, что надо бы вот так делать.

Отец Аркадий: Нет, простите, пожалуйста, милая. Мы никого совершенно не осуждаем. Речь не идет ни о каком осуждении. Мы говорим о позиции трех святых митрополитов, которые церковью причислены к лику святых.

- Время было такое страшное, что никого судить не надо по тому времени.

Отец Аркадий: Конечно, вообще судить никого нельзя, судить нас будет Бог на Страшном Суде, это Вы совершенно правы. А у меня еще такой вопрос к Вам, отец Александр. Мне в этой книге очень понравилась позиция святых митрополитов не только по отношению к власти, но и их отношение, их понимание природы церкви. Мне очень понравилось, как они говорили, что церковь - это не канцелярия, а церковь - это тело Христово. Вы можете об этом тоже рассказать? По-моему,  очень многим людям кажется, что церковь  - это некая внешняя организация, которые существуют, как и другие организации, партия какая-нибудь или человеческое сообщество. А церковь - это нечто иное.

Отец Александр: Это тоже был один из моментов их разногласия с митрополитом Сергием, который тогда был не Патриархом, а всего лишь заместителем местоблюстителя. В вину митрополиту Сергию многие представители оппозиции ставили именно то, что он сводит церковь к организации. И главную свою задачу видит именно в сохранении внешней организации. Я думаю, что это не совсем так. Позиция митрополита Сергия была более сложной, и нельзя ее так упрощать. Однако, такой момент, что главное - это сохранить церковное управление, церковную администрацию, присутствовал в позиции митрополита Сергия. А его оппоненты - митрополит Кирилл, митрополит Агафангел, митрополит Петр, как раз считали, что сохранение администрации в тех условиях было не главным, что в условиях таких страшнейших гонений церковь может вполне существовать и без канцелярии, без номеров.

Отец Аркадий: Мне кажется, что в наше время тоже есть такая опасность, я не говорю о высшем церковном правлении, а говорю и приходской жизни, когда жизнь на приходе подменяется чем-то внешним, когда приход становится не семьей, не общиной, где есть какие-то отношения и дружеские, и братские, и не любовь там царствует. Иногда такой внешний порядок кажется людям важнее, чем общность во Христе. Меня вот это беспокоит.

Отец Александр: Это, очевидно, извечный внутренний конфликт не только на уровне прихода, но и на уровне каждого человека. Как бы стоит вопрос, что важнее.

Отец Аркадий: Да, соблюдение внешних правил, обрядов…

Отец Александр: Совершенно верно. Евангелие, как раз, во многом построено на противопоставлении фарисейского внешнего благочестия и внутреннего христианского содержания.

Иван Семенов: Нам нужно уже, к сожалению, отпускать отца Александра, у него заканчивается время. Я, батюшка, только задам последний вопрос, это даже не столько вопрос, сколько моя личная реплика. Меня очень радостно удивило в Вашей книге, до какой степени все-таки действительно у новомучеников было представление о духовной соразмерности. Как писал в одном из писем, которые Вы цитируете в книге, митрополит Кирилл, о духовном равновесии. Т.е. при всем однозначном, бескомпромиссном и жестком противостоянии с митрополитом Сергием в отношении церковно-каноническом, он в каждом почти своем письме объясняет, что, безусловно, считаю Вас законно рукоположенным, безусловно, считаю совершаемые Вами таинства таинствами, и если и говорю о том, что не буду с Вами совершать Евхаристию, то не потому, что считаю, что Вы не можете совершать Евхаристию, как человек, утративший благодать хиротонии, а потому, что это мой способ призвать Вас к изменению Вашей церковно-канонической позиции. Т.е. удивительная соразмерность, и, как он сам пишет, духовное равновесие у них было, которое и на Западе, и в России многие ведь и не удержали этого равновесия.

Отец Александр: Да, совершенно верно, такая духовная трезвость, умение опять же таки отличить внешнее и внутреннее. Поступки тех или иных иерархов, относящихся к их администрированию, нельзя смешивать с тем благодатным священнодействием, которое они совершают в силу дара, полученного при хиротонии. Как раз ошибка крайних оппозиционеров была в том, что они это смешение допускали, переносили оценку действий митрополита Сергия на решение вопроса благодатен ли он или не благодатен.

Отец Аркадий: Отец Александр, я очень хочу поблагодарить Вас за эту книгу, потому что я читал ее просто как детектив. У Вас так замечательно построено повествование, что не знаешь, чем же все это кончится. Это такое серьезное исследование, с одной стороны, очень глубокое, беспристрастное. Люди, которые говорят, что там есть какое-то осуждение, я не понимаю, на чем они основывают свое утверждение. Никакого нет осуждения. Есть беспристрастное историческое исследование этого серьезного вопроса. Слава Богу, что прошли те времена, когда люди, обуреваемые страстями, ломали копья на эту тему.

Иван Семенов: Надо отдать должное отцу Александру и его книге. Все-таки видно, на чьей стороне симпатии автора.

Отец Аркадий: Симпатии автора на стороне митрополита Петра, мне кажется. И позицией митрополита Петра, несколько отличной от позиции митрополитов Кирилла и Агафангела, заканчивается книга. И, в конце концов, автор, мне кажется, говорит о том, что промысел Божий премудро так устроил правоту одних и неправоту других, чтоб церковь сохранилась, сохранилось преемство власти. И это замечательно. Мне кажется, в этой книге и нет никакого осуждения, нет никакого оголтелого осуждения митрополита Сергия.

Отец Александр: Конечно, никакой задачи осудить митрополита будущего Патриарха Сергия не было. Когда пишешь о святых людях, когда в течение многих лет занимаешься исследованием их жизни, их подвига, невозможно не проникнуться к ним симпатией. Так получилось, что та перспектива книги, которая существует, рассмотрение в какой-то степени политики митрополита Сергия на фоне позиции трех святых иерархов, может быть, изображает его позицию в несколько невыгодном свете. И поэтому кому-то кажется, что он какому-то осуждению подвергается.

Отец Аркадий: Мне кажется, это совсем не так. Тем более, если говорить о последней главе этой книги, где говорится о митрополите Петре, который относился к митрополиту Сергию с глубочайшим уважением, был его учеником.

Иван Семенов: Он его постригал в монахи.

Отец Аркадий: Был его учеником, и не предпринял, будучи местоблюстителем, ничего против него, не запретил его, не снял его с этого поста, понимая, что это разрушит тогда церковь, прервет каноническое преемство. Ведь так, отец Александр?

Отец Александр: Да, митрополит Петр собой объединял и поминающих  и не поминающих митрополита Сергия.

Отец Аркадий: Мне кажется, это и позиция автора. Книга удивительная, я всем бы рекомендовал ее прочитать, потому что я читал ее просто запоем, как читают какую-нибудь приключенческую литературу. У нас есть вопрос, может, это вопрос к отцу Александру. Але? Добрый вечер.

- Здравствуйте. Благословите, батюшки, рабу Божию Юлию. Мне кажется, что сейчас такая область для исповедничества открытая: это врачи акушеры современные  православные, которые идут против официального течения в медицине и отказываются делать аборты, отказываются избавляться от детей-инвалидов с помощью абортов. Мне попадались высказывания старых профессоров в 20-е годы. Какую горечь у них вызывали ленинские декреты того времени, которые все это разрешили. У меня такой вопрос, мне кто-то говорил, но у меня нет достоверных данных, что были даже исповедники-врачи, что они за такое исповедничество попадали в лагеря.

Отец Аркадий: Да, сейчас мы спросим отца Александра. Спасибо большое, Юлечка, очень хорошо, что Вы так эту сторону осветили. Действительно, в наше время, я знаю, есть гонение на врачей, которые не хотят делать аборты в некоторых больницах. Человека просто сживают со света, заставляют делать аборты, если она не делают этого, то относятся к ней с презрением, издеваются над ней, вынуждают, это ужасно.

Иван Семенов: Такая позиция, что святоша в наши ряды затесалась, я тоже сталкивался.

Отец Аркадий: Вот мы тоже понимает, что это плохо, но что делать? А ты не делаешь? Ты хочешь быть лучше всех? А на этот вопрос, отец Александр, можете ответить? Среди мучеников и исповедников были ли врачи, которые не поступились своими убеждениями и за это пострадали?

Отец Александр: Конечно, были, не только среди врачей. Ведь вся система, которую строили большевики, ставила человека перед выбором, либо принимать эту систему и поступаться своими христианскими убеждениями…

Отец Аркадий: Но какие-то конкретные примеры вам не известны?

Отец Александр: Мне трудно привести конкретный пример, потому что я не занимался этой областью.

Иван Семенов: Я не думаю, что священноисповедник Лука  благословлял врачей.

Отец Аркадий: Но его гнали не как врача, а как епископа.

Иван Семенов: Я не думаю, что он своих чад, которые к нему ходили как врачи, что он мог их благословлять участвовать в таких делах.

Отец Аркадий: У нас еще есть звонок. Але? Добрый вечер.

- Добрый вечер. Я глубоко чту митрополита Кирилла Казанского и хотел бы узнать, отчего митрополит Сергий Страгородский запретил его служение.

Отец Аркадий: Хорошо, мы сейчас спросим отца Александра.

Отец Александр: Видимо, на этот счет было какое-то указание от власти. Сейчас уже обнаружены документы, которые показывают, что на митрополита Сергия оказывалось прямое давление со стороны ОГПУ с требованиями осудить, запретить тех или иных иерархов. Он до какого-то момента пытался оттягивать это осуждение, но в конце концов под этим давлением такие акты принимал.

Иван Семенов: Вы, батюшка, ссылаетесь на целый сборник документов, который называется "Тучкову лично, совершенно секретно", где собраны документы такого рода.

Отец Александр: В одном из следственных дел нашли записку собственноручно Тучковым написанную (Тучков тогда был человеком в ОГПУ, который, собственно, отвечал за дело уничтожения церкви), и он прямо пишет, что мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил оппозиционных епископов и т.д. И действительно, проходит несколько недель, и появляется постановление Синода о запрете тех самых епископов, которых ОГПУ требовало запретить.

Отец Аркадий: Не хотелось, конечно, на этой печальной ноте с Вами прощаться, отец Александр. Хотелось еще раз поблагодарить Вас за книгу, которую вы написали и желаем помощи Божией в дальнейших Ваших трудах.

Отец Александр: Спасибо большое, отец Аркадий, мне лично очень дорога такая Ваша оценка как человека большого церковного опыта, пастырского знания.

Отец Аркадий: Книга нравится очень многим людям, даже не знакомым с этой тематикой, потому что она действительно интересно написана. Спасибо, отец Александр, помоги Вам Бог.

Иван Семенов: Мы продолжаем передачу "Спешите делать добро!" в прямом эфире радио "Радонеж". Наша передача посвящена тем, кто сам спешит делать добро или нуждается в помощи. Если у Вас есть к нам вопросы по служению добровольцев, звоните нам в эфир по телефону 959-59-39. Также можно отправить СМС сообщение по телефону 8-916-968-07-08. В настоящее время не только движение "Добровольцев", о котором мы часто рассказываем в наших передачах, занимается помощью несчастным, обездоленным людям. Сегодня движение волонтеров в помощь детям сиротам одно из самых крупных и активных добровольческих объединений. Они занимаются помощью детям-отказникам, которые живут в больницах. Дело в том, что ребенок, когда от него отказывается мать в роддоме, то его помещают в больницу на карантин, там его обследуют перед тем, как поместить его в детский дом. По закону этот карантин должен длиться не более четырех недель, но на самом деле ребенок может оказаться в больнице и застрять там на целые годы. Причиной тому может быть отсутствие мест в сиротских детских учреждениях, или какие-то проблемы с его здоровьем, или сложность в оформлении документов. Так или иначе, на долго новорожденные дети, от которых отказались их родные матери, оказываются в условиях, совершенно не приспособленных для того, чтоб они там содержались. Потому что понятно, что грудной ребенок не может жить в больнице много месяцев. Так называемое объединение "Отказники"  - это объединение волонтеров, которые оказывают помощь таким детям. У каждой больницы, куда помещаются новорожденные дети, от которых отказались матери, есть свой координатор, который отвечает за организацию помощи в этой конкретной больнице. Они собирают для детей все самое необходимое. Связаться с ними и узнать об их деятельности можно на их сайте www.otkazniki.ru. Через этот сайт в движение "Отказники" приходят новые люди, и здесь же размещаются просьбы о помощи, и обсуждаются их текущие дела. Сначала активисты этого движения работали только с Подмосковными больницами, а сейчас их деятельность распространилась и на другие регионы России, но в провинции другая ситуация. В густо населенной Москве и Подмосковье брошенных детей в больницах очень много, и им легко организовать регулярную постоянную помощь. А вот в регионах в каждой больнице оказывается по одному, по два ребеночка, они лежат в разных отделениях. Недавно по согласованию с комиссией по Церковной социальной деятельности г. Москвы был открыт такой проект "Вяжем для детей сирот". Сейчас у нас на связи координатор Наталья Иштрикова, и у нее есть к нам просьба.

Отец Аркадий: Да, Наташа, добрый вечер.

Иван Семенов: Добрый вечер.

Наталья: Добрый вечер. Очень приятно, что Вы привлекаете внимание наших православных сограждан и общественности к этой действительно серьезной проблеме. В настоящий момент комиссия по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы приглашает всех принять участие в нашем новом благотворительном проекте "Вяжем для детей сирот". Все мы стараемся окружить заботой своих собственных детей, пусть же любовно связанная Вами детская одежда передаст малышу, оставшемуся без материнской ласки, тепло Вашей души, молитвы о его здравии и возрастании. Мы с благодарностью примем в рамках данного проекта связанные из натуральных ниток (это шерсть, хлопок, вискоза, лен, шелк) одежду от 62 роста до 128 роста. Это возраст от 0 до 4-х лет. Именно дети такого возраста находятся в домах ребенка. Хотелось бы, конечно, чтоб одежда была нарядной, потому что как раз такой одежды у этих деток, как правило, не бывает. На этом этапе реализации проекта вещи будут переданы в дом ребенка, расположенный в городе Йошкар-Ола республики Марий-Эл (это в России). Там растут 72 ребеночка. У нашего проекта есть определенные сроки, на этот раз мы собираем Ваши подарки детям сиротам в середине марта, и более подробно узнать о времени и месте встречи, о том, как передать вещи, уточнить любые детали можно у меня (меня зовут Наталь Вячеславовна Иштрикова) по телефону 8-926-826-14-23. Желательно звонить в рабочее время.

Иван Семенов: Простите, пожалуйста, Наталья. Вы именно вязаные вещи сейчас просите?

Наталья: Да, в данный момент у нас проект связан именно с этим типом вещей.

Иван Семенов: Обычные вещи, сшитые из материала?

Отец Аркадий: Или купленные в магазине, например?

Наталья: Нет, речь идет о том, что детям нужна, во-первых, нарядная одежда, во-вторых, из натуральных ниток.

Отец Аркадий: Можно же купить в магазине. Есть же богатые люди, пошли в магазин, купили для малышей что-то.

Наталья: Понимаете, у нашего проекта есть еще и духовный аспект. Купить вещь и сделать ее самому - это разное.

Отец Аркадий: Понятно.

Наталья: Когда мы в процессе изготовления вещи можем помолиться об этом ребеночке.

Отец Аркадий: Спасибо большое, Наташенька, до свидания. Надо нам тоже свой проект организовать, чтобы собирать и простые вещи. Не обязательно же вязать, можно и купить.

Иван Семенов: А мы разве не собираем, батюшка?

Отец Аркадий: Я не знаю, кто собирает. Если Вы собираете, дорогие друзья, братья и сестры, где-нибудь вещи, Вы нам позвоните.

Иван Семенов: В комиссию же можно позвонить и передать вещи. Разве нельзя?

Отец Аркадий: Но там некому их собирать. Это надо место. Нет, такого проекта, к сожалению, пока нет.

Иван Семенов: Давайте попробуем открыть. Дорогие слушатели, если кто-то хочет быть координатором такого направления деятельности наших добровольцев по сбору вещей для новорожденных и маленьких детей, которые находятся в детских больницах и домах ребенка, то Вы нам об этом сообщите. Лучше всего позвонить в комиссию по церковной социальной деятельности по телефону 972-97-02. Но также можно оставить сведения о себе на форуме добровольцев на сайте www.miloserdie.ru.

Мы продолжаем нашу передачу, и немного расскажем о деятельности наших добровольцев, о том, как они помогают людям. С середины декабря они начали ходить и помогать в глазном отделении больницы имени Гельмгольца. О том, чем они там занимаются, зачем они там нужны, и чем оборачивается их деятельность в этой больницы наш сегодняшний репортаж:

- Шесть часов вечера - это час-пик, когда усталые люди спешат домой после рабочего дня. Наши сегодняшние герои тоже торопятся, но не домой, а в детскую глазную больницу имени Гельмгольца. Это добровольные помощники, которые работают здесь уже второй месяц. Вместе с ними заходим внутрь здания. Уже на пороге я понимаю, что добровольцев здесь очень ждут. Спрашиваю маленьких пациентов, отчего они так радостно кричат.

- Просто с ними интересно.

- Просто здесь делать нечего, сидишь, сидишь, а вот когда приносят игры, хотя бы можно поиграть.

- Дети, которых лечат в больнице Гельмгольца, хотят играть и веселиться не меньше своих здоровых сверстников. Но вечерами в больнице совершенно нечем заняться. И приход наших добровольцев - реальная помощь, притом не только для детей, но и для персонала. Вот как отзывается о них медсестра Людмила.

- Но это хорошо, потому что в данном отделении персонала не хватает. Они помогают, и с детишками играют, занимаются, помогают и убирать. Тут для всех работа найдется.

- Сегодня у нас две задачи: вымыть пол в отделении и поиграть с детьми после ужина. За любую работу добровольцы берутся одинаково охотно, и санитарка Тамара считает, что они вполне оправдывают свое наименование.

- Добровольцы, они и называют себя добровольцами,  добровольно помогают людям, никто их не заставляет, никто их не принуждает, они идут добровольно, как добровольцы шли на войну.

- После мытья полов началось самое интересное. Мы принесли детям настольные игры, и жизнь закипела.

- Давайте лучше играть!

- Женя с Настенькой, высунув языки от усердия, учатся рисовать попугая. Тем временем, Оля затевает с детьми игру в пиратов. А вокруг Андрея собралась целая стайка ребятишек.  Они увлечены веселой настольной игрой. Доброволец Андрей признается, что ему самому все это приносит не меньшую радость, чем больным детям.

- Множество бедных детишек с довольно тяжелыми заболеваниями глаз унывают и грустят долгими неделями ожидая, когда же к ним придут. Это очень важно, чтобы мы приняли на себя заботу об этих детях и окружили их любовью. Два часа они могут провести весело, и хотя бы на эти два часа всего лишь забыть о своих болезнях. У детей оказывается намного больше сил, чем у нас, их изобретательность превосходит нашу. Даже казалось бы  с самыми простыми мячиками, шариками, квадратиками, палочками они могут придумать себе весьма увлекательную интересную для них игру, лишь нужно только с любовью им их преподнести.

- Совсем маленькие пациенты лежат в отделении вместе с родителями. Те тоже рассказывают, что были приятно удивлены появлением добровольцев.

- Сейчас дети на данный момент заняты, по коридорам не бегают, добровольцы приносят игры, и даже мы, родители, сели и тоже играли. Нам самим было весело, мы посидели, поиграли два часика, нам это очень приятно.

- Пока добровольцы приходят в больницу пару раз в неделю. Но этого, конечно, не достаточно, чтоб сделать жизнь всех ребят в унылых палатах веселой и интересной. Ведь три человека - это очень мало. Вот что думает о своей деятельности координатор добровольцев глазной больницы Ольга.

- Важно, чтобы помощь приносила радость и тебе, и человеку, которому ты помогаешь. Здесь как раз такая ситуация, именно улыбка ребенка - это самая большая отдача. Здесь правда приносят огромную радость, так хочется, чтобы еще и еще люди приходили к нам, чтоб приходили новые добровольцы, нам, к сожалению, не хватает сейчас добровольцев. Если к нам будут приходить, то мы будем очень рады видеть и с большим теплом встретим людей, которые к нам придут.

Иван Семенов: Дорогие друзья, если Вы хотите присоединиться к деятельности этих замечательных молодых людей, которые помогают детям в глазной больнице имени Гельмгольца…

Отец Аркадий: Причем, находится она в центре города, очень легко туда доехать.

Иван Семенов: Вы можете позвонить по телефону справочной службы Милосердия

972-97-02 или оставить сведения о себе на сайте www.miloserdie.ru на форуме добровольцев. А если  у Вас есть вопросы по служению добровольцев, которые Вы хотите задать нам с отцом Аркадием в прямом эфире, звоните по телефону 959-59-39 или отправляйте СМС по телефону 8-916-968-07-08.

Отец Аркадий: К нам поступил вопрос, ухаживать за тяжело больной матерью - тяжелый ли это крест, крест это или что? Я думаю, что это долг, крест - это что-то такое печальное, а ухаживать за матерью, мне кажется, это и радость,  и отдача своего долга. Мы все должны нашим матерям, и это есть возможность как бы этот долг отдать. Я бы так на этот вопрос ответил.

Иван Семенов: Нам позвонила одна из наших добровольцев, ее зовут Елена, она обращается с просьбой о помощи. Здравствуйте, Елена.

- Здравствуйте. Я доброволец в Северном округе, у нас есть такая просьба. У нас есть девочка, ей сейчас 16 лет, два с половиной года назад у нее была тяжелая черепно-мозговая травма. Для восстановления речи очень нужна помощь логопеда-дифектолога. Девочка разумная, все очень хорошо понимает, с чувством юмора, очень приветливая, но говорить она не может, у нее даже артикуляция правильная, но звуки не соответствуют тем, которые она хочет сказать. И поэтому даже мама ее понимает с большим трудом. Ее подруги-сверстницы перестали к ней приходить, конечно, очень печальная ситуация. А ведь это все поправимо. У нее спастированы губы, малоподвижный язык и рыхлое небо. Это все можно убрать, привести в порядок при помощи логопедического массажа. И вот мы обращаемся с просьбой, может, нас слышит логопед-дифектолог, который взялся бы приехать к ним, научить маму, может, пару сеансов массажа провести с этой девочкой, и помочь ей вернуться к жизни.

Отец Аркадий: А у мамы есть деньги, чтобы оплатить эту работу логопеда? Нет?

- Да, они могут и оплатить. Я готова оставить свой контактный телефон 8-910-436-38-43 (Елена).

Отец Аркадий: Спасибо большое, Леночка. Храни Вас Господь. Я хотел бы еще поблагодарить наших радиослушателей, которые прислали свои пожертвования сюда. Передали 500 рублей с записочками и 1000 рублей передали детям. Спасибо Вам большое, мы эти деньги получили.

Иван Семенов: Я еще раз повторю просьбу Елены, очень тяжелая ситуация у этой семьи. Ничто не мешает восстановиться этой девочке-подростку, кроме того, что некому с ней заняться с логопедической стороны. Дорогие слушатели, если кто-то из Вас является логопедом и может потратить несколько часов своего времени на помощь этой страдающей семье и этой девочке, или знает милосердного православного человека, который обладает навыком логопедической помощи, повторю телефон Елены

 8-910-436-38-43. Мы ждем вашей помощи.

Отец Аркадий: У нас есть еще просьба. Здравствуйте.

- Здравствуйте. Меня зовут Людмила Анатольевна. Я хочу попросить о помощи двум супружеским парам-инвалидам.  Они все были в 28 интернате, сейчас выросли, поженились. У них двое грудных детей. Это детки одной пары, но у них даже нет комнаты, чтобы их разместить. Одна пара живет в Бутово, другая пара в Бескудниково.  Нужна помощь гулять с ребенком. Мой телефон 487-36-17.

Отец Аркадий: Людмила Анатольевна, мне говорят мои помощники, что Ваша просьба уже поступала в комиссию, что комиссия уже пыталась помочь, об этом знает координатор округа, где Вы живете, тоже пытается найти добровольцев. Но, к сожалению, добровольцев пока нет, хотя их, говорят, больше 400 человек, все-таки не так много, как просьб, и поэтому нужна помощь еще кого-то. Я думаю, что наши слушатели постараются помочь.

Иван Семенов: Дорогие слушатели, которые живут на юге г. Москвы. Если Вы можете, я думаю, на это не нужно много времени, помочь этим семьям хотя бы один, два часа в неделю, это уже облегчить им жизнь. Вы можете позвонить по телефону справочной службы Милосердия 972-97-02 или оставить сведения о себе на форуме добровольцев на сайте www.miloserdie.ru.

Отец Аркадий: Наша передача подходит к концу, дорогие друзья. Я хочу напомнить, что если Вы хотите присоединиться к движению добровольцев, Вы можете прийти в храм Царевича Димитрия  каждое воскресенье в 11:45 или на молебен в 19 часов в четверг. Узнать адрес храма и как проехать можно по телефону 972-97-02. Телефон работает круглосуточно. И мне остается только поблагодарить всех, кто готовил сегодняшнюю передачу: редакцию журнала "Нескучный Сад", нашего звукорежиссера Галину Малинину, Наташу, которая помогала готовить передачу, и нашего журналиста Ивана Семенова. Спасибо большое, Иван.

Иван Семенов: Спасибо большое, батюшка.

Отец Аркадий: Храни Вас всех Господь! До свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+