Перейти к основному содержанию

04:02 13.05.2024

О БОГАТСТВЕ ЗЕМНОМ И НЕБЕСНОМ (священник Олег Стеняев)

20.03.2013 11:20:16

Эфир 03.02.03 г.

В Евангелии от Матфея, 19-я глава, с 23 стиха читаем: «Иисус же сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».
В предыдущих главах мы читаем о том, как к Господу подошел богатый юноша, который искал путь спасения для себя. И Господь предложил этому юноше раздать все, что он имеет, чтобы стать совершенным. И юноша, так как он был очень богат, отошел с печалью от Господа. И тогда Господь сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Чтобы нам лучше для себя представить, почему богатому трудно войти в Царство Небесное, мы должны понять, что такое богатство само по себе.
В книге пророка Аггея сказано: «Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2, 8). И в книге Псалмов сказано: «Господня земля, и что наполняет ее» (Пс. 23, 1). Поистине, Господь наш является единственным собственником во Вселенной. По праву Творца, он обладает всем, поэтому у пророка Аггея и сказано (это слова Божии): «Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф».
Так называемые «богатые люди» пытаются вступить во владение чужой собственностью. Собственником является только Бог, и если говорить юридическим языком, то мы можем только пользоваться этой собственностью. Есть разные формы того, как человек может пользоваться чьей-то собственностью: это или аренда, или же ему делают какую-то дарственную, или что-то дают на время (на прокат).… Но всякий раз, когда какая-либо собственность оказывается в наших руках (как нам может показаться - в нашей власти), мы должны помнить, что это - чужая собственность, это - собственность Бога. И поэтому, если мы хотим распоряжаться теми или иными богатствами, мы должны это делать так, как Бог хочет, чтобы мы распоряжались этими богатствами. Это Его право.
Если вы, например, снимаете квартиру, то наверняка обговариваются условия, что можно в этой квартире делать, а чего нельзя. Трудно предположить, что без согласия хозяина квартиры вы начнете стену передвигать или невероятный ремонт предпримете, который полностью меняет все внутри. Есть собственник, и об этом всегда надо помнить!
«Господня земля, и что наполняет ее». Бог дает богатство, и только Он один! Есть такие слова в Третьей книге Царств: «Сказал Бог Соломону: «И то, чего ты ни попросил, Я даю тебе: и богатство, и славу. Так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои» (Царств. III, 3, 13). И царь Давид восклицал: «И богатство, и слава - от лица Твоего, Господи!» (1 Прп. 19, 12).
Премудрый царь Соломон поклонялся Богу. И он избрал премудрость в момент своего вступления на престол, за что Господь дал ему и славу, и богатство. Истинную премудрость проявляет Давид, когда говорит: «И богатство, и слава - от лица Твоего, Господи!». Мы не имеем права отождествлять себя с теми благами, которые нас окружают. Разве по нашим добродетелям солнце светит над нашей головой? Разве благодаря нашим нравственным качествам дождь льется на землю и Господь попускает богатый урожай? Все происходит по неизреченной милости Божией, которая распространяется как на праведных, так и на неправедных. Но все, что мы получаем из рук Божиих, мы должны использовать на славу Господню. Мы не имеем права использовать то, что дает нам Бог от Своей полноты, на свои вожделения. Бог делает человека богатым и бедным, потому что Он - сердцеведец, и знает, с каким поручением подойти к тому или иному человеку. В книге Притчей сказано: «Богатый и бедный встречаются друг с другом. Того и другого создал Господь» (Притч. XXII, 2).
Одному человеку Господь дает богатство. Почему? Потому что есть намерение Божие относительно того, как этот человек должен управиться с этим богатством. Другому человеку Господь дает бедность, потому что есть намерение Божие, чтобы в бедности этот человек достиг духовного совершенства. Мы должны научиться быть верными Богу и в богатстве, и в бедности. Поэтому само по себе богатство не является каким-то глобальным, безысходным препятствием человеку войти в Царство Небесное. Но и сама бедность не является гарантом того, что мы точно попадем в Царство Небесное.
Мне приходится наблюдать бедных людей - нищих, которые стоят рядом с храмом, где я служу, и просят подаяния. Иногда мне приходится говорить с некоторыми из этих бедных людей, и - вы не представляете себе - иногда такая гордыня наполняет сердце бедного человека! Когда он не просто гордится своим положением, но начинает использовать свое положение для того, чтобы обвинять весь мир вокруг себя.
Я спросил одного мужчину, которому на вид было около 45 лет, без каких-либо видимых недугов (но он занимался тем, что просил милостыню): «Почему вы нищий? У вас есть руки, у вас есть ноги - вы же можете трудиться!» А он сказал: «Я нищий, потому что я - честный человек! А те, кто богат - это жулики…». И он начал осуждать самых разных людей. Не думайте, что он заговорил про Брынцалова или про Березовского, - он начал мне рассказывать о людях, которых я знаю, про наших прихожан: «Вон, смотри, на машине ездит! Вон, смотри, какая пошла, разоделась!..» И он осуждал, и осуждал людей.
Поистине, как говорили древние, иногда через дыры плаща нищего человека, тщеславие так и хлещет.
Итак, Слово Божие наставляет нас: все, что мы имеем в этой жизни - богатство или бедность - все это по воле Творца. Но дальше мы должны правильно распорядиться и тем, и другим. Это совершенно необходимо.
Нельзя алкать богатства. Когда человек очень-очень хочет быть богатым, это неугодно Богу. В Книге Притчей сказано: «Навлекает несчастье на свой дом корыстолюбивый» (Притч. 15, 27). Поистине, братия и сестры, корыстолюбие - это очень опасное состояние, в котором может оказаться каждый человек. Господь предупреждает об опасности, которую может представлять не просто богатство, но любая привязанность к той или иной собственности.
Давайте зададим вопрос: а как правильно пользоваться той собственностью, которую мы имеем? Как правильно исполнять волю Божию относительно тех сбережений, какие мы имеем? Относительно богатства, которое у нас есть? Может быть, действительно, все мы должны раздавать все, что имеем? Нет, Господь не всех призывал к такому подвигу, это совершенно очевидно из всего контекста Нового Завета! Были у Господа ученики, от которых Он не требовал, чтобы они оставляли свой богатый образ жизни. Здесь можно вспомнить и Иосифа Аримафейского, человека богатого. Здесь же можно вспомнить и другого члена Синедриона, Никодима, который, будучи одним из правителей иудейской религии, иудейского народа, без сомнения, был человеком богатым и обеспеченным. Но когда Господь общался с ними, мы не видим, чтобы Он требовал от них раздать все, что они имеют. Наверное, это прежде всего потому, что эти люди знали, как правильно распорядится своим богатством.
Помните, когда Господь исцелял дочь Иаира? Об Иаире сказано, что он был человек богатый, очень богатый. Но Господь Иисус Христос не требовал от Иаира, чтобы тот, ожидая исцеления дочери (а позже - ее воскресения), отдал бы все, что имел! Есть люди, которые правильно понимают, как надо правильно распоряжаться своей собственностью.
Говоря о собственности, мы будем сегодня говорить о деньгах. Почему деньги могут представлять опасность для религиозного человека? И как правильно мы должны поступать с деньгами, расходуя наши средства, чтобы не накликать на себя беду?
Мы получаем деньги через банк. Вы можете работать на каком-то государственном предприятии, или, может быть, это частный бизнес, но сейчас ситуация такая, что почти все сбережения тех или иных организаций, каких-то производительных концернов, находятся в банках.
В банках деньги находятся в постоянном вращении: их дают под проценты, что строго-настрого запрещается Священным Писанием. Библия категорически запрещает проценты! Поэтому, держа деньги в банках, вольно или нет, но мы уже участвуем в том, что запрещено Богом.
Конечно, мы не можем потребовать от наших работодателей, чтобы они хранили деньги, например, у себя в сейфе - мы не можем навязать такие условия этим людям, потому что, увы, мы живем в светском государстве, а не в религиозном. И нам трудно найти банк, где бы все соблюдалось в соответствии с религиозными принципами. Это значит, что те деньги, которые мы получаем, в некотором смысле (а можно прямо сказать - в конкретном смысле) это грязные деньги. Они крутятся, они используются разными людьми.
Постоянно по телевидению нам сообщают о том, что очень многие банки находятся под криминальной крышей: то есть деньги там вращаются, и они используются на криминальные дела, а, значит, эти деньги пахнут кровью. Они могут быть связаны с наркобизнесом, и т.д.
Как мы можем очистить эти деньги? Очистить деньги можно с помощью десятины. Что такое десятина? С древнейших времен (со времен Авраама) было принято отдавать десятую часть всех доходов служителям Бога. Во дни Моисея такой порядок был узаконен, ведь священнослужители не имеют права зарабатывать что-либо своими руками. Может быть, они и хотели бы это делать (я знаю, что среди священнослужителей есть и инженеры, и преподаватели, и бывшие военнослужащие - люди, которые имеют отношение к самым разным специальностям). Я, например, до рукоположения был токарем, работал в Орехово-Зуево на токарном станке, потом работал на револьверном станке.… И каждый священнослужитель имел какую-то профессию, которая давала ему пропитание.
Мы знаем, что Апостолы были рыбаками. Среди них были и пастухи, были и плотники. Был один Апостол, который работал в месте, которое сейчас назвали бы «пунктом обмена валюты» - это Апостол Матфей, который был мытарем. Но естественно, что вступив на стезю священнического служения, они уже не могли возвращаться к своему ремеслу.
Был такой период, когда, отчаявшись, Апостол Петр сказал своим братьям, другим Апостолам: «Пойдемте ловить рыбу!» Но Господь нашел его на этой рыбалке и напомнил, что он должен пасти агнцев. То есть он должен пасти человеков, он должен заботиться об овцах стада Христова. А когда Господь призывал Петра на это служение, Он ему прямо сказал: «Ты будешь ловить человеков!»
И вот, десятина - это не есть то, что называется благотворительностью, даже в теперешнем понимании этого слова. Десятина - это то, что отдается на содержание священнослужителей. Известно, что те люди, которые платят десятину священнослужителям, они получают благословение от Бога. В Библии мы можем даже найти такой текст, где Господь гневно обращается к израильтянам и говорит: «Отдайте мою десятину!»
Если мы возьмем Православную Русь, то и в Уложениях князей, самых разных, которые восходят ко временам князя Владимира и великокняжеских уложениях говорится о том, что Церковь имеет право на десятину. Церковь не настаивает на этом праве, Церковь не требует с людей пожертвований, потому что Церковь уповает на Бога. А люди, верующие люди, которые зарабатывают что-либо, они должны сами позаботиться о служителях Церкви.
Может ли десятиной являться, например, та сумма, которая перечисляется на восстановление храма? Нет, не может. Ибо десятина - это то, что дается священнику на его содержание, на его пропитание. А когда вы даете деньги на храм - это ваша благотворительность, даже более, жертва. Помните Евангельский рассказ о том, как жертвовали на храм? Это не была десятина - ни в коем случае - подходили богатые, клали свою жертву, и подошла бедная вдова, у которой было только две лепты, но она отдала это на храм!
Как правильно отделять десятину? Лучше всего десятину отделять от зарплаты. Когда мы получили зарплату - берется вся месячная сумма, высчитывается нами, и мы отделяем десятую часть на содержание священнослужителей.
В старину был обычай, который описан Моисеем: люди возделывали поля, но десятую часть оставляли невозделанной ради левитов, которые приходили и сами возделывали эти участки земли.
Как отдавать десятину? Прежде всего, надо посмотреть на те бедные храмы, где священники получают очень низкие зарплаты (есть батюшки, которые получают всего пятьдесят рублей в месяц, представляете?), недавно открыт храм, мало кто ходит, так что доходов никаких нет. И ваша десятина помогла бы священнику не превращать свою жизнь в поиск хлеба насущного. Она помогла бы священнику нести людям хлеб духовный, без озирания по сторонам, как накормить своих детей, как накормить своих близких и т.д. Поэтому внимательнее относитесь к пастырям Божиим!
Не надо думать, что когда Церковь имеет доход с продажи свеч, доход с продажи литературы, с продажи разных иконографических изображений - это как бы и есть доход Церкви как таковой. Нет, братия и сестры! Церковь вынуждена бывает продавать свечи, распространять литературу за деньги, потому что пастыри не имеют десятины!
Если бы они имели доход от прихожан, то многие храмы не превращались бы в какие-то магазины. Ведь многие миряне упрекают священников в том, что в храмах многое продается. А почему этот мирянин не посмотрит на себя: а что ты сделал для содержания священника? Апостол Павел, говоря о том, что необходимо кормить проповедующих, пастырей, восклицал: «Не закрывайте рта у вола молотящего!»
Итак, мы должны отдавать десятину, таким образом мы очищаем свои деньги. Мы должны заниматься благотворительностью, помогая бедным людям. Но нельзя заниматься благотворительностью за счет десятины. И самая высокая форма денежного служения перед Богом - это жертва!
Кому и как надо жертвовать? Если Господь послал вам хороший заработок, кому вы должны жертвовать? Прежде всего, отделив десятину на содержание пастырей, вы должны посмотреть, сможете ли вы этими деньгами вытянуть свой домашний бюджет, потому что в Писании сказано: «Кто о своих, особенно о домашних, не печется, тот хуже неверного и отрекся от веры». Я это говорю для того, чтобы мы не занимались благотворительностью за счет своей семьи.
Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+