Перейти к основному содержанию

09:18 26.04.2024

Кавказ неизвестный. Восхождение на Эльбрус. (Часть III)

01.01.2018 12:14:15

Президент Фонда «Православные инициативы» Ксения Тихомирова считает, что одной из главных задач проекта является разрушение сложившихся стереотипов о Кавказе у россиян, никогда здесь не бывавших. «Люди черпают информацию из репортажей СМИ, связанных, в основном, с криминалом и терроризмом, и зачастую у них складывается негативный образ региона. Но это же не так! Не зря именно Кавказ – его потрясающая природа, горы и удивительные люди – на протяжении веков вдохновляли лучших поэтов, писателей и художников России. Поэтому мы хотим показать другой, неизвестный Кавказ, поражающий своей уникальной самобытностью и великолепием», — поделилась Ксения Тихомирова. Одна из особенностей экспедиции «Кавказ неизвестный» состоит в том, что ее участники выступают одновременно в двух качествах: с одной стороны, это профессиональные журналисты, с другой — путешественники, которые отправились в поездку вместе с детьми. Организационным партнером автоэкспедиции «Кавказ неизвестный» выступает Махачкалинская епархия Русской православной церкви. В студии радиостанции "Радонеж"-  участники экспедиции, журналисты Александр и Мария Егорцевы и Ксения Тихомирова.

- Мы продолжаем разговор о Кавказе.

На праздник преподобного Сергия Радонежского, 8 октября,  Господь даровал нам великую милость - позволил подняться на самую  высокую точку  Европы – гору Эльбрус. Признаться честно, меня Эльбрус манил уже давно. Возможно, потому, что я  буквально с молоком матери впитал любовь к песням Высоцкого из черно- белого фильма «Вертикаль». Очень любил весь горный цикл песен Высоцкого об альпинизме, о мужественных людях, которые идут в горы. Мне очень хотелось увидеть то же, что увидели наши поэты: Владимир Семенович Высоцкий, а ранее – Михаил Юрьевич Лермонтов, который описал природу Кавказа в «Герое нашего времени», в своих замечательных стихотворениях.

И вот, в рамках автоэкспедиции мы оказались в Приэльбрусье. Надо сказать, что  погода на Кавказе очень коварная и постоянно меняется. Мы приехали на Эльбрус в начале октября – по альпинистским понятиям, это не сезон. Его стараются закончить в конце августа – сентябре. В октябре на Эльбрусе портится погода, небо  закрывают тучи, идет снег. С октября  здесь начинается зима. Но мы помолились, взяли благословение у наших духовников и решили: как Бог даст. Никакой альпинистской подготовки у нас не было, опыта – тоже. Мы 7 или 10 раз поднимались на вершину горы  Синай в Египте, но это по сравнению с  Эльбрусом просто пешеходная оздоровительная прогулка.

Мне удалось подняться на вершину святой горы Афон, но Эльбрус по альпинистской терминологии – это пятитысячник, гора высотой больше 5 километров. И на Эльбрусе путешественников и альпинистов подстерегают смертельные опасности. Прежде всего, это трещины в ледниках. Там есть 40-60 -   метровые трещины, они скрыты снегом, их не видно. Множество людей погибло, провалившись в эти трещины. Ряд  альпинистов не удалось найти  до сих пор.

Когда мы стали совершать восхождение на Эльбрус – мы увидели на высоте 4 тысячи метров, слева, у так называемого «Приюта одиннадцати» большую скалу, которая была превращена людьми в обелиск в память  о погибших альпинистах. Это скала, на которой до сих пор прибита масса металлических табличек с именами  погибших альпинистов, которые в течение десятилетий,  последних лет пытались подняться на Эльбрус, но так навсегда там и остались. На табличках стояли даты последнего в их жизни восхождения. На Эльбрусе каждый год погибают люди. Мы были в Пятигорске и беседовали с секретарем епархии, и он рассказал, что у него в 2017год у,  весной, на Эльбрусе погибла крестница. Причем она была опытным инструктором по альпинизму. Гора очень высокая, она не прощает ошибок. И не все в горах зависит от тебя. Какой бы ты ни был сильный, мужественный, опытный – нужно делать поправку на природу, на случай,  на погоду и промысел Божий.

Проходя мимо скалы  - памятника погибшим альпинистам, я вспомнил потрясающие слова Высоцкого из одной из его горных песен, которые запали мне в душу:

Если в вечный снег навеки ляжешь,

– над тобою, как над близким,

Наклонятся горные хребты

Самым прочным в мире обелиском.

И мы увидели этот обелиск, который теперь служит памятью о погибших альпинистах.

Чтобы подняться на Эльбрус, требуется как минимум 3-4-5 дней. Я по наивности думал, что мне потребуется меньше, т.к.  я крепкий, выносливый, за годы командировок я привык к нагрузкам. Но оказалось, что мне сотрудники МЧС   в высокогорном поисково-спасательном отряде возразили: «Нет, даже не думай за один - два дня подняться на вершину Эльбруса». А я-то думал - скорее, время поджимает, каждый день на счету, нам еще   нужно ехать в северную Осетию. Но мне возразили: «Есть проблема. Должна быть акклиматизация». И не такая, как при поездке на юг, в Турции или Египте, где требуется несколько дней, чтобы привыкнуть к местному  климату или жаре. После 3,5 километров высоты, начиная с  4 тысяч метров, с каждой сотней метров кислорода в воздухе все меньше и меньше. У альпинистов появляется риск горной болезни. Что это такое? От недостатка кислорода клонит резко в сон, появляется одышка, потом могут возникнуть резкие боли, даже галлюцинации. Кто-то падает в обморок – я увидел на высоте 5 тысяч метров человека, который упал в обморок, и его надо было срочно спускать вниз, т.к. это опасно для жизни. У некоторых происходит явление т. наз. «черного альпиниста», когда от недостатка кислорода человеку кажется, что к нему подходит какой-то альпинист, предлагает идти за ним и обещает показать самую короткую дорогу к вершине или вниз, к дому. Человек идет за ним – и оказывается на краю пропасти. Это известное явление среди альпинистов. Чтобы не произошла эта горная болезнь, необходимо прежде в течение нескольких дней совершать тренировочные восхождения: на 3 тысячи метров;  на 3,5;  на  4; 4.200. Поднялся, подышал, спустился пониже, чтобы восстановить дыхание. Только после таких акклиматизационных нескольких дней можно идти вверх.

Мы стали подниматься на вершину Эльбруса вдвоем с сотрудником Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России Русланом Шамприани. Он на самых опасных участках меня страховал, потому, что там надо было идти на металлических «кошках», на ледорубах. И вершины Эльбруса мы достигли в 9.15 утра, на праздник Сергия Радонежского. Нам Господь послал подарок. В этот день была удивительная погода – безветрие, штиль, ни одного облака. А там, на седловине Эльбруса – седловина – это место,  где на высоте 5 тысяч метров соединяются  западная и восточная вершины. Там бывает самое опасное время, когда начинается ветер, и это соединение двух вершин  превращается в аэродинамическую трубу. Убийственный сногсшибательный ветер,  с этого самого места альпинисты принимают решение, подниматься дальше к вершине  - или повернуть назад для спасения собственной жизни.  Господь в день Сергия Радонежского послал нам единственный день, когда не было ни ветра, ни туч, ни облаков. И как бы ни было тяжело, мы достигли вершины Эльбруса. Западная вершина - самая высокая, 5.642 метра. Мы поднялись на вершину  и увидели – это невозможно передать словами, остается  вспомнить Высоцкого:

Весь мир на ладони. Ты счастлив и нем,

И только немного завидуешь тем,

Другим, у  которых вершина еще впереди.

Действительно, где- то внизу были горы Бештау, Машук, Главный  Кавказский хребет, Грузия – весь мир на ладони, под ногами.

У меня с собой в куртке была Иерусалимская икона Божией Матери, которую мне вручила, отправляя в экспедицию, Ксения Остроумова, президент  Фонда. Я пронес эту маленькую икону через все республики Северного Кавказа и с нею поднялся на вершину Эльбруса.

До восхождения был действительно страшно, я не знал, как поведет себя организм, думал: вот, на 5 тысячах упаду в обморок, хватит ли у меня сил? На Эльбрус поднимаются туристы коммерческие с гидами, но мы не туристы. Мы шли как спасатели: в  резком, жестком темпе. Господь дал  нам возможность подняться и увидеть горы.

Почему я так подробно говорю об Эльбрусе, о  горах Кавказа в эфире радио «Радонеж»? Потому что для меня горы, Эльбрус – это не просто восхождение. Как многие говорят: нужно испытать себя, свои силы, возможности, мужество. Нет. Оказавшись в горах Кавказа, я увидел красоту Божьего мира. На Кавказе я уже часто бывал. Именно горы Кавказа заставляют задуматься о вечном. Мы все рано или поздно уйдем, а эти горные пики, вершины гор, Эльбрус в том числе – они останутся. Именно находясь в горах, горах, вдали от благ цивилизации, ты остаешься наедине с Богом. Ты можешь переосмыслить свою жизнь. Этот опыт единения, общения с Богом очень важен.

Говоря о горах Кавказа, я хочу вспомнить еще Михаила Юрьевича Лермонтова, как он описывал свои ощущения от Кавказа в своем произведении «Герой нашего времени». Вот что он пишет:

«Мне было как-то весело, что я так высоко над миром. Чувство детское, не спорю. Но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми. Все приобретенное отпадает от души, и она делается  вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять».

Лермонтов восхищался Кавказом. Он точно передал состояние души человека, оказавшегося в горах и увидевшего красоту Божьего творения. Горы - это тоже Божие творение.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: